Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
материал
В настоящее время в России активно формируется модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.
Психолого – медико – педагогическая комиссия направляет ребенка с ОВЗ на инклюзивную форму обучения и определяет специальные условия обучения. Важным компонентом этого «пакета» специальных условий становится наличие в образовательном учреждении тьютора – специалиста, непосредственно оказывающего необходимую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями на протяжении учебного дня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС)
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время в России начинают активно формируется модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, при создании в образовательном учреждении специальных условий обучения.
Психолого – медико – педагогическая комиссия направляет ребенка с ОВЗ на инклюзивную форму обучения и определяет специальные условия обучения. Важным компонентом этого «пакета» специальных условий становится наличие в образовательном учреждении тьютора – специалиста, непосредственно оказывающего необходимую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями на протяжении учебного дня.
Сопровождая детей с ОВЗ в рамках дошкольного или школьного учреждения, тьютору приходится иметь дело с очень разными детьми, требующими индивидуального подхода. Группа детей с ОВЗ неоднородна, степень сопровождения и задачи сопровождения таких детей в образовательном учреждении также будут различными.
В психолого-педагогическом отношении дети с РАС выделены в особую группу, поскольку взаимодействие с другими людьми (в том числе, с родителями, воспитателями, педагогами, психологами) строится иначе, в связи с качественными нарушениями коммуникации и социального взаимодействия.
Аутизм – это нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения.
Целью тьюторского сопровождения в ДОУ является успешное включение ребенка с ОВЗ (РАС) в среду дошкольного учреждения. Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:
1. Создание условий для развития и обучения ребенка.
2. Создание условий для социализации ребенка.
3. Раскрытие потенциала его личности.
Существуют различные методы коррекции и взаимодействия с аутичными людьми. Некоторые из них тьютор может применять в своей работе с ребенком в условиях детского сада.
Методика АВА (Applied behavior analysis) - прикладной поведенческий анализ (ПАП).
Основа – формирование структуры желаемого социально приемлемого поведения.
Акцент – отработка схемы «стимул-реакция».
Основной способ – тщательный выбор инструкций, специальное подкрепление, дозированная помощь.
Техника АВА используется для воздействия на проблемное поведение (агрессия, само стимуляция, навязчивые интересы, вспышки гнева) с помощью методов, основанных на поощрении.
Важно определить функцию проблемного поведения, а также то, какому поведению можно научить ребенка вместо проблемного.
TEACCH – Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children.
При аутизме мышление, восприятие и психика в целом организованы совсем иначе, чем в норме.
Усилия направляются не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования.
Основа – особая организация среды.
Акцент – структурирование времени и пространства, составление индивидуальных расписаний.
Основной способ – механическое научение.
Визуальная поддержка — это использование наглядного примера для того, чтобы сообщить информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, письменные списки. Визуальная поддержка облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми.
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание сообщает ребенку, что произойдет дальше и в каком порядке. Эффективность визуальных опор доказана в научных исследованиях.
Игротерапия. Помогает аутичному ребёнку перейти от манипуляционных игр (стереотипное манипулирование предметами) к сюжетным играм. Задача помогающего взрослого состоит в том, чтобы не допускать чрезмерного зацикливания на уже освоенных сюжетах, добавляя новые и усложняя старые.
Другая разновидностью терапии - групповые занятия, где дети с помощью помощников учатся играть в обычные групповые детские игры. Дети с помощью взрослых имитируют взаимодействие между собой, а также усваивают навыки подражания. Постепенно роль помощников должна уменьшаться, предоставляя детям больше свободы в уже освоенных играх.
Сенсорная интеграция —метод, направленный на работу с телом ребенка. Ребенок в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств.
При создании среды для организации образовательного процесса с детьми, имеющими РАС, большое значение имеют:
организация пространства
Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. При организации пространства используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии.
Степень структурирования пространства зависит от уровня самоконтроля ребенка, но не от уровня развития его когнитивных навыков. По мере того, как учащиеся становятся более самостоятельными, уровень структурирования пространства постепенно понижается
организация времени
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. В расписание должна быть заложена для учащегося возможность отметить, что определенный вид деятельности закончен.
Для успешной организации в условиях ДОУ режима дня и составления расписания занятий с детьми, имеющими РАС, необходима предварительная работа в домашних условиях. Нужно, чтобы ребёнок понял принцип работы по расписанию, осознал связь между расписанием режима дня и повседневной жизнью. В результате, понимание последовательности происходящего позволяет ребенку лучше ориентироваться в повседневных событиях, более самостоятельно выполнять социальные действия в соответствии с режимом дня и расписанием занятий.
Используя расписание при работе с ребенком, имеющим РАС, необходимо соблюдать следующие правила:
• задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными;
• увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно;
• необходимо включать интересные для ребенка виды деятельности. Помещать в конец расписания в качестве подкрепления / вознаграждения.
• необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании;
• нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.
• Выполнение всех заданий — обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания
организация социального окружения
Существуют различные схемы организации образовательного процесса. В соответствии с ними, тьютор может выполнять три совершенно разные организационные задачи, а также выстраивать наиболее подходящее сопровождение в различных образовательных ситуациях.
На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом, в организованной деятельности с воспитателем, на музыкальном или физкультурном занятии тьютор может занимать разные позиции в сопровождении.
• Тьютор – персональный сопровождающий ребенка с особенностями развития. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает образовательный процесс для подопечного, помогая педагогу приспособиться к нуждам ребенка с особенностями развития, не снижая при этом качества общения с другими детьми. Тьютор следит за тем, что излагает педагог, и подает материал в том объеме, который понятен подопечному. Ребенок выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора.
• Тьютор – помощник педагога. В этом случае нагрузка формируется педагогом, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах. Тьютор становится помощником педагога в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.
• Тьютор – второй педагог в группе. Два взрослых попеременно помогают всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени. В то время как основной педагог объясняет новый материал или организовывает детей на игру, второй (тьютор) –находится рядом со своим подопечным.
Тьютор и педагог, по сути, становятся одной командой, в которой экспертом в отношении обучения ребенка с особенностями развития может быть, как педагог (например, учитель-дефектолог или учитель-логопед), как и тьютор. В этом случае педагог придерживается рекомендаций тьютора во время организации образовательной деятельности.
Сотрудничество всех участников «инклюзивной команды», включая родителей, профессионализация сопровождения – все это важнейшие компоненты успеха в продвижении и развитии практики инклюзивного образования в нашей стране, что является одной из целей деятельности организации, где есть дети с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия осмысления педагогами новой идеологии федераль...

Педагогический опыт по сопровождению ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации...

Программа тьюторского сопровождения детей с проблемами поведенческого характера в условиях дошкольного образовательного учреждения
Программа предназначена для преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в процессе тьюторского сопровождения.В данной программе работа тьютора прописана по трем направлениям: с дет...
