Аналитический отчет по дополнительному образованию "Тико-Конструирования"
материал (старшая группа)
«ТИКО- конструирования» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»
Аналитический отчет о деятельности педагогов
по дополнительному образованию «Тико-Конструирования»
С детьми 5-6 лет жизни
За 2024-2025 учебный год
Составители:
Иргашева А.А, воспитатель
Троицк, 2025 г
Актуальность
«ТИКО- конструирования» обусловлена важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития дошкольника.
Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО- конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.
Программа способствует развитию навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Программа позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Они учатся концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учатся следовать устным инструкциям, стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, развивается пространственное воображение, активизируется их воображение и фантазия, совершенствуются трудовые навыки.
Конструирование в рамках программы кружка – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяет наиболее полно раскрыть изучаемую лексическую тему.
Кружок моделирования «ТИКО- Конструирования» - первая ступенька для освоения универсальных логических и технических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе.
- Тема: «Автомобиль»
Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».
Практика:
1 часть – происхождение понятия «геометрия». Определение названия геометрических фигур на ощупь. Задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур.
- часть – конструирование по контурной схеме «Автомобиль».
- Тема: «Путешествие в Африку»
Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по трем – четырем свойствам.
Практическое задание:
1 часть – поиск фигур по словесному описанию.
2 часть – конструирование по контурной схеме «Верблюд», конструирование по образцу «Лодка».
- Тема: «Путешествие в Африку 2»
Теория: Понятия «узор», «орнамент», «симметрия».
Практика:
1 часть – составление плоскостного узора на основе симметрии.
2 часть – конструирование по контурной схеме «Корабль», конструирование по образцу «Черепаха».
- Тема: «Жили поживали зайчик и медведь»
Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Практика:
1 часть – слуховой диктант «Собака».
2 часть – конструирование по контурной схеме «Белка», конструирование по образцу «Медведь».
- Тема: «Мы ходили в зоопарк»
Комбинирование четырех геометрических фигур.
Практика:
1 часть – вычисление нескольких вариантов комбинирования четырех разных геометрических фигур.
2 часть – конструирование по контурной схеме «Лев», конструирование по образцу «Павлин».
- Теория: «Осень»
Понятие «Периметр»
Практика:
1 часть – конструирование фигур различных периметров из квадратов.
2 часть – конструирование по образцу «Осенние деревья».
- Тема: «В гостях у медвежонка ТИКА»
Теория: Понятие «площадь»
1 часть – конструирование различных фигур из квадратов и сравнение их площадей.
2 часть – конструирование по контурной схеме «Волк», конструирование по образцу «Олень».
- Тема: «Мышка»
Выделение заданного количества фигур из множества
Практика:
1 часть – задание: найди несколько вариантов конструирования 7-ми и 8-миугольников из геометрических фигур.
2 часть – конструирование по образцу «Мышь – перчаточная кукла и морковка».
- Тема: «Животные наших лесов»
Теория: Исследование многоугольников. Животные наших лесов. Четырехугольники : квадрат свойства квадрата (все стороны равны)
Практика:
1 часть - измерение сторон ТИКО - квадратов линейкой. Рисование квадрата.
2 часть - конструирование на выбор детей.
- Тема: Сказка «Кошкин дом»
Теория: Исследование многоугольников. Треугольники. Сравнение треугольников: остроугольный, равносторонний, прямоугольный.
Практика:
1 часть – измерение сторон ТИКО – треугольников линейкой. Рисование остроугольного (равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).
2 часть – конструирование по схеме животных из сказки.
- Тема: «Подъемный кран»
Теория: Понятие «Площадь»
Практика:
Конструирование фигур из квадратов и сравнение их площадей. Конструирование по схеме «Подъемный кран».
- Тема: Путешествие по сказке «Гуси лебеди»
Теория: Понятия: «геометрия», «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник».
Практика:
1 часть – происхождение понятия «геометрия». Определение фигур с помощью ощупывания. Сравнительный анализ и конструирование многоугольников.
2 часть – конструирование по устной инструкции «Гуси».
- Тема: «Конфетная фабрика»
Теория: Сравнение и классификация геометрических фигур по четырем свойствам.
Практика:
1 часть – поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика».
2 часть – конструирование по схеме «Вертолет».
- Тема: «Какие разные узоры»
Теория: Понятия: «узор», «орнамент», «симметрия».
Практика:
1 часть – Игра «Лабиринт»
Составление плоскостного узора на основе симметрии.
- Тема: «Юные инженеры»
Теория: Комбинирование четырех фигур.
Практика:
Часть 1 - вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур.
Часть 2 – конструирование по замыслу.
- Тема: «Птицы наших лесов»
Конструирование фигур различных периметров.
Практика:
1 часть – конструирование фигур различных периметров из квадратов (см. презентацию «Периметр»).
2 часть – конструирование по схеме «Соловей»
- Тема: Конструирование сказки «Колобок»
Теория: Ориентация на плоскости. Понятия: «вправо», «влево», «вверх», «вниз»
Практика:
Часть 1 - конструирование декораций для сказки.
Часть 2 – конструирование «бабушка», «дедушка», «колобок», «медведь», «заяц», «лиса», «волк».
- Тема: «Помощники деда мороза»
Теория: Сравнение различных треугольников (равносторонний, остроугольный, прямоугольный)
Практика:
Конструирование «Гном», «мешок для игрушек» по схеме.
- Тема: «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Репка»
Теория: Многоугольники. Различие пятиугольника и шестиугольника.
Практика:
Конструирование по схеме: «бабушка», «дедушка», «внучка», «жучка», «кошка», «мышка»
- Тема: «Паровозик для Зайчонка ТИКО»
Теория: Сравнительный анализ и классификации различных видов многоугольников.
Практика:
Конструирование по схеме «паровоз», «вагончики»
Раздел 2. Модуль «Объемное моделирован
- Тема: «Танк»
Теория: Выделение частей и целого. Понятия – «целое», «часть».
Практика: конструирование шестиугольника треугольника из шести маленьких равносторонних треугольников. Конструирование по схеме «Танк»..
- Тема: «Зимний лес»
Теория: Сравнение геометрических фигур по форме.
Практика:
1 часть - поиск фигур заданной формы. Сопоставление геометрических фигур с предметами окружающего мира аналогичной формы. Конструирование по схеме «Елочка».
2 часть – трансформация плоской конструкции в объемную по схеме «Елочка»..
- Тема: «Мотоцикл»
Теория: Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы.
Практика:
1 часть – конструирование и классификация пирамид по сходному признаку.
2 часть – конструирование по схеме «Внедорожник - джип», конструирование по образцу «Мотоцикл».
- Тема: Сказка «Три медведя»
Теория: Поиск и сравнение предметов кубической формы. Понятия «высокий», «низкий»
Практика:
1 часть – конструирование и классификация кубов по сходному признаку (по цвету, размеру, по высоте).
2 часть – конструирование декораций для сказки «Три медведя». Фигуры – «дом», «елочка», «стол», «стул», «кровать»..
- Тема: «Ваза с цветами»
Теория: Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Практика:
1 часть – конструирование и классификация призм по сходному признаку
2 часть – конструирование по контурной схеме «Ваза», конструирование по образцу «Ирис».
- Тема: «Подарок Маме»
Теория:
Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы в окружающем мире – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Практика:
Конструирование цветка и вазы в форме призмы.
- Тема: «Египетские пирамиды»
Теория: Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы. Понятия «высокий», «низкий».
Практика:
1 часть – конструирование и классификация пирамид по сходному признаку (по цвету, по размеру, по высоте).
2 часть – сборка объемной конструкции по образцу «Египетская
пирамида».
- Тема: «Какие разные дома»
Теория: Понятия: «объем», «куб». Различие плоских и объемных конструкций.
Практика:
Конструирование по образцу «Дом».
- Тема: «Летающая тарелка»
Теория: Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Практика:
1 часть – диктант «Робот»
2 часть – конструирование по схеме «Летающая тарелка».
- Тема: «Зоопарк»
Теория:
Комбинирование многогранников. Соединение деталей в заданной
последовательности.
Практика: конструирование «верблюд», «жираф» работа в парах.
- Тема: «Сладкий стол»
Теория:
Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.
Практика:
Часть 1 – составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре.
Часть 2 – конструирование посуды.
- Тема: «Салон красоты»
Теория: Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».
Практика:
1 часть – конструирование и классификация пирамид по сходному признаку.
2 часть – конструирование по контурной схеме «Зеркало»; конструирование по образцу «Фен», «Плойка», «Расческа».
- Тема: «Объемные геометрические тела в ТИКО - стране»
Теория: Объемные геометрические тела «Шар», «Пирамида», «Куб»,
«Цилиндр».
Практика:
1 часть – слуховой диктант «Заяц».
2 часть – конструирование по схеме «пирамида», «шар», «куб»,
«цилиндр»
- Тема: «Откуда появляются бабочки»
Теория: Комбинирование четырех геометрических фигур.
Практика:
1 часть – вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Конструирование по схемам «Бабочка», «Гусеница».
2 часть – конструирование по образцу «Кокон»
- Тема: «Город будущего»
Теория: Беседа «Мир будущего какой он!», «Здания и сооружения города будущего».
Практика:
Конструирование фигур – жилые дома города будущего.
- Тема: «Детская площадка»
Теория: Ориентация на плоскости, расположение деталей в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз»,
Практика:
Часть 1 – диктант для конструирования «Ракета»
Часть 2 – конструирование «Песочница с грибком», «Горка», «Карусель».
Учебный план на 2024-2025гг
№ п/п | Название раздела/темы | Общее | Теория | Практика | Формы аттестации / контроля |
1 | Модуль «Плоскостное моделирование» | 20 | 3 | 17 | |
2 | Модуль «Объемное моделирование» | 16 | 3 | 13 | |
Итого | 36 | 6 | 30 |
Дети занимались всей группой по следующему расписанию:
Дни недели | Группы |
Понедельник Среда | 16:00-16:25 16:00-16:30 |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование основного оборудования | Количество |
Групповая комната | 1 | |
Экран | 1 | |
Проектор | 1 | |
Ноутбук | 1 | |
Фотоаппарат | 1 | |
Стол | 4 | |
Стул детский | 12 | |
Конструктор ТИКО- Фантазер | 12 | |
Конструктор ТИКО- Малыш | 12 |
Оценочные материалы
Уровень Показатель | Низкий | Средний | Высокий |
Познавательная потребность | Проявляет познавательный интерес к конструированию, робототехнике, выражающийся в постановке познавательных вопросов. При условии мотивации со стороны взрослого включается в поиск ответов на них. С помощью взрослого может делать умозаключения; пользоваться некоторыми специальными приборами. При условии мотивации включается в познавательное общение со взрослым. | Проявляет познавательный интерес к конструированию, робототехнике, выражающийся в постановке познавательных вопросов. С незначительной помощью взрослого умеет делать умозаключения. Пользоваться некоторыми специальными приборами (весы, линейка и т.д.). демонстрирует потребность в общении со взрослым как носителем знаний, источником интересных сведений. | Проявляет познавательный интерес к конструированию, робототехнике, выражающийся в постановке познавательных вопросов и попытках найти ответы на них путем самостоятельного поиска интересующей информации. Задает познавательные вопросы и делает попытки самостоятельно найти ответы путем использования экспериментирования, моделирования. Умеет делать умозаключения. Пользоваться некоторыми специальными приборами (весы, линейка и т.д.). демонстрирует потребность в общении со взрослым как носителем знаний, источником интересных сведений. |
Способность изготовления моделей роботов | Не может изготавливать модель робота по схеме, без помощи взрослого. Требуется постоянные пояснения педагога при сборке. | Может изготовить модель робота по схеме, при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности. | Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам. |
Умение программировать | Не может написать программу, без помощи взрослого. Требуется постоянные пояснения педагога при программировании. | Может написать программу, при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности | Способен самостоятельно написать программу для модели. |
Достижения детей
В течение года в ходе работы, были достигнуты следующие результаты:
развились способности к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей;
- дети свободного научились экспериментироать с деталями конструктора, оригинальные конструкции и модели;
- развивились социально-коммуникативные навыки (не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование и преобразование для последующей игры). создавать условия для овладения умением придумывать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез;
- научились свободно владеть родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетической системой, элементарными представлениями о семантической структуре);
- развились умения проявлять осведомленность в разных сферах жизни; - - способствовать развитию игровой деятельности, в процессе которой необходимо договариваться, учитывать мнения партнеров и считаться с ними, в прогностическом варианте и реальном времени продумывать сюжет.
За год работы с детьми и родителями были проведены:
«Знакомство с конструктором» Консультация
Родительское собрание «Преимущество «ТИКО- конструирования»
«Использование технологии ТИКО- моделирования при моделировании объектов» консультация
«Плоскостное моделирование» Открытое занятие
Презентация «ТИКО- моделирование»
«Играем дома» Консультация
«Домашняя игротека» Консультация
«Какие игровые упражнения можно выполнять дома» консультация Проведение анкетирования, выявление уровня удовлетворенности родителей Проведение выставки «Наши достижения»
Подводя, итог нашей работе с тико -конструктором я поняла, что у детей формируется способность к созидательному творчеству в окружающем мире. Ребёнок учится моделировать предметы окружающего мира и приобретает социальный опыт.
Дети могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо.
Дошкольники познакомились с объёмными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».
У детей развита мелкая моторика. Детали конструктора ТИКО используют для проведения самомассажа ладоней, кончиков пальцев.
Развивается речь детей: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М. : Айрис-пресс, 2006.
Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. СПб. : Речь, 2007.
Конина Е. Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М. : ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Михайлова Е. В., Логинова И. В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М. : Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о деятельности педагога дополнительного образования
Форма написания аналитического отчёта может быть полезна начинающим педагогам дополнительного образования....

Аналитический отчет Педагога дополнительного образования Образовательной деятельности Художественный труд Саадуевой Н. П. За 2015-2016 учебный год.
Аналитический отчет о проделанной работе за 2015-16 учебный год....

Аналитический отчет по дополнительной общеобразовательной программе "Фольклорная каруселька"
Рекомендуется для музыкальных руководителей кружковой работы....

Аналитический отчет по программе дополнительного образования социально-педагогической направленности "Занимательная математика"
Отчет о проделанной работе по кружку в подготовительной к школе группе...
Аналитический отчет педагога – психолога о реализации Дополнительной коррекционно – развивающей программы социально - педагогической направленности по подготовке детей 6 – 7 лет к обучению в школе «Скоро в школу» в соответствии с ФГОС дошкольного образова
Анализ реализации программы в ДОО...

Аналитический отчет учителя-логопеда Горшковой Л.В.. о работе дополнительного образования по логоритмике.
Аналитический отчет учителя-логопеда Горшковой Л.В.. о работе дополнительного образования по логоритмике«Логоритмическая мозаика» за 2024-2025 учебный год...



