Конспект образовательной деятельности с элементами музейной педагогики для детей старшего дошкольного возраста «Музей одного предмета: карандаш»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Скрыпченко Наталья Михайловна

Большие возможности для формирования у дошкольников чувства гордости, воспитания «патриотизма наследника»  представляет музейная педагогика в формате «музея в чемодане», которая выступает в данном контексте как эффективный инструмент реализации задач патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

с элементами музейной педагогики для детей старшего дошкольного возраста «Музей одного предмета: карандаш»

Цель: познакомить детей с химическим карандашом, его свойствами и применением.

Задачи.  Образовательные: содействовать формированию у ребёнка позиции защитника Отечества («патриотизма защитника»); дать представление о предмете, который был необходим каждому солдату на фронте (химическом карандаше);  закреплять у детей умение вести диалог со сверстниками.

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру; исторические представления на основе рассказа об одном предмете, побуждать сравнивать «прошлое» и «настоящее».

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам;  уважительное отношение к прошлому, современным воинам, защищающим наше Отечество, готовность помогать им и поддерживать их; формировать навыки исследовательской деятельности. 

Материалы: различные виды карандашей (простой, цветные, химический). Бумага, ластики по количеству детей. Иллюстрации, фотографии. Мини музей в чемодане. Заготовки для письма – треугольника (цветы, лента); клей – карандаш, салфетка. Шкатулка, слова – определения; картинки с изображением символов победы; свеча для рефлексии.

Ход образовательной деятельности.

1. Мотивация, игровая ситуация (создание заинтересованности)

Воспитатель: друзья мои,  я очень рада вас видеть!

Снова солнце светит всем (хмурый день) с утра,

Значит, улыбнуться нам пора!

Другу руку протяни и улыбку подари!

- А ещё попрошу вас подарить улыбку нашим гостям, чтобы и на их лицах заиграли улыбки! Здравствуйте, уважаемые гости! Приятного вам дня! 

Воспитатель: сегодня вас ожидает много нового и  интересного, а помощниками вам будут ваше внимание и любознательность. И для начала, я хочу вам показать картинки (предметные картинки с изображением: георгиевской ленточки, красной звезды, салюта, танка и т.д.)

- Мне кажется, эти картинки, связаны с каким - то праздником или важным событием? Так это или нет? Ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель. Верно, это праздник - 9 Мая!

- А вы знаете, сколько лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны? Ответы детей.

- В этом году мы будем отмечать 80-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне! Цена Победы оказалась очень велика. Миллионы семей лишились близких, любимых людей… Разбитые судьбы…. Но как бы то ни было, победа в этой войне - это героический подвиг народа.

- Друзья, а каким должен быть герой? А вот чтобы определить, какими качествами он должен обладать, нам поможет волшебная шкатулка (приём «Волшебная шкатулка» Л.П. Стрелковой). Я буду зачитывать слова-определения, а вы будете отвечать, подходит ли это слово к слову «герой».

Слова-определения: бесстрашный, прославленный, знаменитый, легендарный, трусливый, храбрый, доблестный, лживый, мужественный, оловянный, славный, смелый и отважный.

- А кроме этих качеств, что помогало им выжить, согреться, связаться с родными?  Ответы детей.

- Обычные вещи, которые для воинов были очень важны. Но таких вещей было не много. На войне нельзя носить с собой дорожный чемодан. Но каждая вещь была важна для солдата и помогала ему в каком-то необходимом деле.

- А сейчас, откуда мы можем узнать об этих вещах? Ответы детей. Да, из книг, из фильмов, из рассказов дедушек и бабушек. А ещё есть музеи и выставки, рассказывающие о войне. Там можно всё увидеть и даже потрогать солдатскую одежду, письма, которые присылали с фронта, и многое другое.

- А в детском саду есть такие предметы? А где они хранятся?

Где-то в дальнем углу антресолей

Дермантиновый, пылью покрытый.

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй…

- Это мобильный музей в чемодане. Заглянем в него, может он поведает что - то интересное?

Открываем, и обращаем внимание на карандаш.

- Что это за предмет? Ответы детей. 

- Для чего карандаш нужен был на войне? Ответы детей. Письма писали на листочках чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие химические карандаши, очень похожие на простые, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Часто в кинофильмах можно увидеть, как солдатик сидит в окопе и пишет письмо карандашом. (Показ репродукций картин).

- А вот  простой  карандаш меньше использовали для  написания писем. Почему? Хотите узнать?

Экспериментальная деятельность с карандашами

- Возьмите лист бумаги и проведите линию карандашами. Дети выполняют действия.  Обычный  карандаш оставляет бледный серый след, химический тоже.

- Возьмите ластик и сотрите линии? Получилось? Рисунки, сделанные простым карандашом, легко стираются.

- А теперь попробуйте карандаши смочить водой? И проведите линию или напишите слово? Есть разница?  

- Написанный текст химическим карандашом получился  ярким, синим и долговечным, то есть не сотрётся. Этот эффект объясняется тем, что в карандаш добавлен специальный краситель, потому карандаш и называется химическим.  Химические карандаши были удобны в полевых условиях. Для них не нужны были чернила, их можно было спокойно носить в кармане, а при необходимости просто заточить ножом.

- А как вы думаете, на войне использовались цветные карандаши? Ответы детей

- У простых солдат карандаши были обычные, а вот у офицеров карандаши были простые и разноцветные. С помощью этих цветных карандашей офицеры отмечали на карте передвижения войск: красный (свои войска) и синий (боевые силы противника) (показ карты).

- Что бы вы выбрали, если бы захотели написать письмо родителям или друзьям? Ручку, простой карандаш или фломастер? Почему?

- Но карандашами можно не только писать, рисовать, оказывается можно ещё и играть. Поиграем?

Игра «Верные друзья - куда ты, туда и я»

Цель: способствовать развитию взаимоотношений у детей.

Пары располагаются напротив друг друга и держат два карандаша между собой, прижав их концы подушечками указательных пальцев. При этом производят движения: поднимают руки вверх, опускают. Делают наклоны телом и руками в стороны. Приседают, встают.

- Отлично! Молодцы!

- Ребята, вы знаете, что сейчас наши воины защищают границы России.
Как вы думаете, чем мы им можем помочь, чем можем поддержать их боевой дух? Да, согласна  с вами. Мы можем написать для них письма, нарисовать рисунки, собрать посылку.

Практическая деятельность. Готовыми элементами украшают письмо, и химическим карандашом пишут слова: с праздником или 9 Мая.

3. Итог. Рефлексия.

- Ребята,  давайте мы с вами передадим огонёк – памяти друг другу (передают свечу), и  скажем:

- Что Вы узнали сегодня нового и интересного?

- Какое сейчас у тебя настроение?

- Интересно ли вам было узнать о предметах военных лет?

- Что вас удивило?

- Нужно ли нам помнить о войне?

- Что интересного Вы расскажете дома своим родителям?

- Храните, мои маленькие друзья,  эту память в своём сердце, и помните о том, что самое важное на земле слово - МИР.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»

Цель: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:учить детей фильтровать воду;учить детей садить семена в фасоли;закреплять правила поведения в природе;восп...

Конспект занятия с элементами театрализованной игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Рукавичка»

Конспект занятия с элементами театрализованной игры  для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Рукавичка»...

Конспект образовательной деятельности "Улицы нашего города" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Улицы нашего города"...

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Детям о планетах»

Цель ОД: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к покорителям космоса. Программные задачи: 1. Формирование познавате...

Конспект НОД с элементами синхронного плавания для детей старшего дошкольного возраста «Водный балет»

Конспект  НОД с элементами синхронного плавания  для детей старшего дошкольного возраста «Водный балет»...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Рыбки. Составление предметов из треугольников»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.Цель: учить составлять конструкции из четырех равнобедренных треугольников.Задачи:Об...