Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Исследователи древней жизни»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мунтян Марина Николаевна

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

 

  1.  Пояснительная записка

 

Современное общество требует от детей не только базовых знаний, но и навыков критического мышления, умения работать в команде и исследовательского подхода. Программа по палеонтологии для детей 6-7 лет направлена на развитие интереса к естественным наукам и формирование основ научного мышления через изучение древних организмов и их места в экосистеме. Программа «Исследователи древнего мира» для детей 6-7 лет представляет собой уникальную возможность для раннего знакомства с наукой, развития любознательности и творческого мышления.

Актуальность программы «Исследователи древней жизни» обусловлена тем, что дети в возрасте 6-7 лет часто проявляют живой интерес к динозаврам, ископаемым животным и древнему миру в целом. Этот интерес можно и нужно использовать для стимулирования познавательной активности и развития исследовательских навыков. Палеонтология предлагает увлекательный и доступный способ изучения естественнонаучных дисциплин, таких как биология, геология и история.

 Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что соответствует детям подготовительной возрастной группы. Наполняемость групп – 10-12 человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pood_paleontologiya_muntyan_2025_god.docx59.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Планета детства»

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

МАДОУ «Детский сад

«Планета детства»

Протокол № 1

от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:

И.о. заведующего

МАДОУ «Детский сад

«Планета детства»

___________/Е.В. Шепенева/

Приказ № 140 /од

от «30» августа 2024 г.    

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 естественнонаучной направленности

«Исследователи древней жизни»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: М.Н. Мунтян, воспитатель

Тамбовский МО, р.п. Новая Ляда, 2025 г.

Оглавление

Информационная карта

3

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

4

  1. Пояснительная записка

4-6

  1. Методические условия реализации программы

6-7

  1. Цель и задачи реализации программы

8

  1. Содержание программы

8

  1. Учебный план

8-9

  1. Содержание учебного плана

10-15

  1. Планируемые результаты

16

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

16

2.1. Календарный учебный график

16

2.2. Условия реализации программы

16-17

2.3. Формы аттестации

17

2.4. Оценочные материалы

17

2.5. Таблица мониторинга по усвоению программы

2.6. Критерии оценки проведения обследования по палеонтологии

2.7. Список литературы

18

 18-20

 21

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.Учреждение

МАДОУ «Детский сад «Планета детства»

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

программа естественнонаучной направленности

«Исследователи древней жизни»

3. Сведения о составителе

3.1.Ф.И.О., должность

Мунтян Марина Николаевна, воспитатель

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р. Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации;

СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

СП1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)

Устав МАДОУ «Детский сад «Планета детства»

4.2 Тип

Модифицированная

4.3. Вид

Модульная

4.4. Направленность

Естественнонаучная

4.5. Уровень содержания

Базовый

4.6. Область применения

Дополнительное образование

4.7. Продолжительность обучения

1 год

4.8. Год разработки программы

2025

4.9. Возрастная категория обучающихся

6-7 лет

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

  1.  Пояснительная записка

Современное общество требует от детей не только базовых знаний, но и навыков критического мышления, умения работать в команде и исследовательского подхода. Программа по палеонтологии для детей 6-7 лет направлена на развитие интереса к естественным наукам и формирование основ научного мышления через изучение древних организмов и их места в экосистеме. Программа «Исследователи древнего мира» для детей 6-7 лет представляет собой уникальную возможность для раннего знакомства с наукой, развития любознательности и творческого мышления.

Актуальность программы «Исследователи древней жизни» обусловлена тем, что дети в возрасте 6-7 лет часто проявляют живой интерес к динозаврам, ископаемым животным и древнему миру в целом. Этот интерес можно и нужно использовать для стимулирования познавательной активности и развития исследовательских навыков. Палеонтология предлагает увлекательный и доступный способ изучения естественнонаучных дисциплин, таких как биология, геология и история.

 Адресат программы – дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что соответствует детям подготовительной возрастной группы. Наполняемость групп – 10-12 человек.

Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст играет очень важную роль в формировании будущей личности. Ребёнком движет потребность быть лидером и быть признанным сверстниками, стремление быть первым, лучшим и в то же время действовать по правилам, в соответствии с нравственно-этическими нормами. В возрасте 6-7(8) лет ребёнок может управлять своими эмоциями с помощью слов. В этом возрасте возрастает потребность в уважении и признании взрослого. Появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Ребёнок уже может задавать вопросы и интересоваться не только тем, что происходит в данную минуту, но и более общими вещами. Для него важными становятся детали жизни каждого конкретного человека, его опыт, знания. Теперь для него интересны особенности взаимодействия взрослых. Общение старших дошкольников очень эмоционально. При взаимодействии со взрослыми значительная часть детских высказываний имеет оценочный характер. Изменяется тематика и содержание игр, они обогащаются, наполняются новыми смыслами в связи с расширением опыта ребёнка. В играх начинает проявляться не только то, что ребёнок узнал из собственного опыта, но и то, что он усвоил опосредованно, т.е. из книг, рассказов взрослых, а также из тех ситуаций, которые он наблюдал со стороны. В игре начинает возникать «подготовительный этап» - т.е. момент, когда дети только договариваются, во что и как будут играть, распределяют роли, начинают планировать сюжет игры, организовывают игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т.д.).

Сюжетно-ролевые игры одного содержания в старшем дошкольном возрасте повторяются в течение продолжительного времени, развиваются, обогащаются, насыщаются новыми сюжетными линиями. Таким образом, одна игра может увлекать детей на протяжении довольно длительного времени. Эта особенность способствует осознанию, всестороннему изучению и эмоциональному проживанию конкретных ролей, их общественных функций.

Речь становится более последовательной, логичной и связной. Дети уже понимают основные закономерности использования слов в предложении. Могут правильно согласовать слова в роде, числе и падеже. Усложняется диалогическая речь: дети способны активно участвовать в беседе, довольно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Улучшается звукопроизношение, но еще не сформированы окончательно «трудные» звуки: шипящие и пара звуков Л и Р.

В данном возрасте контекстная речь сосуществует с ситуативной, начинает развиваться объяснительная речь в ситуации общения со сверстником. Ребёнок уже может словесно рассуждать, что помогает в решении задач. Хорошо может выполнять звуковой анализ слова, если это было в опыте ребёнка.

Таким образом, к концу дошкольного детства складывается первичное мировоззрение ребёнка, структурируются знания о явлениях окружающего мира. Также появляется «внутренний цензор», помогающий ребёнку оценивать действия и явления с этической точки зрения на уровне «хорошо - плохо». Благодаря развитию произвольности всех познавательных процессов развивается способность предварительно обдумывать свои действия, не давать

импульсивному поведению брать всё время верх. Теперь ребёнок может критически посмотреть на себя со стороны и понять, что он чего-то не может или сделает это значительно хуже взрослого (начало самооценки).

Объем и срок освоения программы:

Общее количество часов – 36 часов

Количество месяцев - 9 месяцев

Срок реализации – один год

Режим ООД - 1 раз в неделю по 30 минут

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников 6-7 лет, являющихся основным составом кружка, а также индивидуально.
Состав группы – постоянный, состав кружка «Исследователи древней жизни» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.

Режим, периодичность и продолжительность ООД

Возрастная группа

Количество занятий

Длительность занятий

Форма организации

Срок реализации

в год

в месяц

в неделю

Дети 6-7 лет

36

4

1

30 мин.

групповая, подгрупповая

1 год

  1. Методические условия реализации программы

Особенности организации образовательного процесса – очно

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
  • наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
  • метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
  • игровые (дидактические, развивающие, подвижные, интерактивные)
  • метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)

Формы организации образовательного процесса

  • групповая и индивидуальная работа с детьми
  • тематические развлечения
  • мастер-классы с педагогами и родителями
  • консультации для родителей и педагогов
  • родительские собрания с использованием ИКТ
  • публикация информации на сайте МАДОУ
  • выставки детских работ
  • ООД с использованием интерактивных комплексов «Дядя Степа», «Россия», планшетов

Формы организации учебного ООД

  • индивидуальная,
  • индивидуально-групповая,
  • групповая

Педагогические технологии

  • индивидуальная работа с ребенком
  • коллективные работы
  • совместные работы 2 – 3 детей
  • тематические занятия
  • пальчиковая гимнастика
  • дидактические игры
  • физкультминутки
  • интегрированная деятельность
  • сюрпризные моменты

Алгоритм ООД

организационный момент/сюрпризный момент

основная часть

динамическая пауза

дыхательная гимнастика/пальчиковая гимнастика

подведение итогов ООД

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: познакомить детей с основами палеонтологии, развить у них интерес к изучению природы и научным исследованиям

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к изучению природы
  • формирование представлений о палеонтологии как науке
  • воспитание уважения к природе и понимания важности ее охраны

Развивающие:

  • развитие навыков наблюдения, анализа и работы с информацией
  • стимулирование творческого мышления через практические занятия и эксперименты

Образовательные:

  • проведение практических занятий и игр, способствующих закреплению знаний о древнем мире
  • ознакомление с основными группами ископаемых организмов (динозавры, мамонты, морские животные и др.)

1.4. Содержание программы

  1. Учебный план

№ пп

Название модуля

Общее количество часов

1

«Охотники за прошлым»

4

2

 «В дебрях времени»

4

3

«Жизнь в палеозойских океанах»

4

4

«Штурм континентов»

4

5

«Время пустынь»

2

6

«Жизнь расцветает вновь»

4

7

«Динозавры сегодня»

4

8

«Диноптицы»

4

9

«Новый мир. Экскурсия в Новолядинский музей»

6

ИТОГО:        

36

Содержание образовательных модулей

  1. Модуль: «Охотники за прошлым»

Цель модуля - знакомство с основными терминами и понятиями, которые изучает палеонтология. Познакомить детей с профессией палеонтолог. Рассказать про окаменелости и как они образуются. Рассказать о геологических эрах, и о том, что жизнь на планете Земля зародилась давным-давно, о том, как стать палеонтологом

  1. Модуль: «В дебрях времени»

Цель модуля – рассказать о зарождении жизни на планете Земля, о первых существах органического мира, бактериях, о первых многоклеточных существах, об обледенении, о том, как сохраняются древние животные и растения, о том, что узнали палеонтологи об истории Земли

  1. Модуль: «Жизнь в палеозойских океанах»

Цель модуля – рассказать детям о палеозойской эре, о «кембрийском взрыве разнообразия», о том, что именно в этот период появились все типы многоклеточных животных, растения похожие на кубок, о первом появлении хордовых

  1. Модуль: «Штурм континентов»

Цель модуля – рассказать детям о появлении первой жизни на суше, о первых колонистах – цианобактериях, о формировании первого почвенного покрова, о предках высших растений – хлорофитах, о появлении первых рептилий, познакомит с обитателями каменноугольных лесов

  1. Модуль: «Время пустынь»

Цель модуля – рассказать детям об отличии природных условий Земли в прошлом от современных, о смене похолоданий потеплением, о появлении первых хвойных лесов, относящихся к семейству вальхиевых, об одной из диковинок пермского периода – геликоприоне

  1. Модуль: «Жизнь расцветает вновь»

Цель модуля – рассказать детям о растительном и животном мире начала мезозойской эры, о многообразии хвойных и папоротников, о вымерших зверообразных рептилиях, которые дали начало млекопитающим, о находке страшной рептилии

  1. Модуль: «Динозавры сегодня»

Цель модуля – рассказать детям о многообразии видов динозавров, их местах обитания, об их пищевых пристрастиях, познакомить детей с необычным представителем зауропод – диплодоком, рассказать какие музеи динозавров существуют

  1. Модуль: «Диноптицы»

Цель модуля – рассказать детям о событиях, которые развернулись в конце мелового периода, рассказать детям о диноптицах, переходном звене от рептилий к птицам – археоптериксе, познакомить с авимимом, его местом обитания, о лесах начала и середины мезозоя, о первых цветах

  1. Модуль: «Новый мир. Экскурсия в Новолядинский музей»

Цель модуля – познакомить детей с животным и растительным миром начала кайнозоя, рассказать о находках юрского периода, о разнообразии птиц этого периода, рассказать детям о различных теориях происхождения человека. Познакомить детей с останками древнего мира, которые находятся в Новолядинском музее

1.4.2 Содержание учебного плана

Сентябрь

  1. Модуль: «Охотники за прошлым»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Что такое палеонтология?»

Знакомить детей с понятием «наука палеонтология», чем занимаются палеонтологи

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Презентация «Палеонтоло-

гия – наука о древнем мире»

Беседа «Всегда ли мир был таким каким мы его знаем?»

II

«Как сохраняются древние животные и растения?»

Рассказать детям о том, что такое окаменелости, и как они образуются, развивать внимание, мышление

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Интерактивная игра «Каменная летопись»

на интерактивном комплексе «Дядя Степа»

III

«Геохронологическая шкала»

Рассказать детям о том, что такое геохронологическая шкала, зоны, эры, периоды

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

ООД с использованием

ЦОР (таймлайн «Геохроно-логическая шкала») в компьютерном классе

IV

«Как стать палеонтологом?»

Рассказать детям о профессии палеонтолог, вызвать желание развивать исследовательские навыки

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие, физическое развитие

Спортивный досуг «Мы палеонтологи»

Октябрь

  1. Модуль: «В дебрях времени»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Как возникла жизнь?»

Рассказать детям о теориях «зарождения жизни на нашей планете

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Беседа «Как возникла жизнь на нашей планете?»

Словесная игра

«Верно – не верно»

II

«Царство бактерий»

Рассказать детям о том, что такое органический мир, бактерии

Познавательное, речевое и

социально – коммуникативное развитие

Проблемная беседа

«Бактерии и металл»

III

«Строматолитовые рифы»

Рассказать детям о том, как образуется известь (карбонат кальция)

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Проведение опыта «Резиновое яйцо»

IV

«Жизнь начинает экспериментировать»

Рассказать детям о том, что такое многоклеточные существа, что такое оледенение

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация «Лапландское оледенение»

Ноябрь

  1. Модуль: «Жизнь в палеозойских океанах»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«О чем рассказали археоциаты?»

Рассказать детям об археоциатах, об их форме, жизнедеятельности

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

художественно –

эстетическое

развитие

Рассматривание

иллюстраций с изображением археоциат одиночных и их колоний

Продуктивная

деятельность

«Археоциаты похожие на кубок»

II

«Глаза, щупальца и клювы»

Рассказать детям о трилобитах, «приматах моря»

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Просмотр видеоролика «Трилобиты. Самые древние свидетели эволюции на земле»

III

«В подводных оранжереях»

Расширять

представления

воспитанников о

живых существах живущих в толще воды

Познакомить детей с многообразием трилобитов

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация: «Цари раннепалеозойских морей»

Словесная игра:

«На что похоже?»

IV

«Появление предка»

Рассказать детям о первом хордовом существе – пикайе

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Игра «Пикайя и ланцетник. Сравни»

Продуктивная деятельность «Появление предка»

Декабрь

  1. Модуль: «Штурм континентов»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Суша зеленеет»

Рассказать о появлении первой почвы (предпочвы) на континентах

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Беседа «Что мы знаем о суше?».

Дидактическая игра «Собери по образцу»

II

«Живые ископаемые»

Познакомить с

выражением «живые ископаемые»

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Дидактическая игра

«Назови по описанию»

Беседа

«Растения и животные – «живые ископаемые»»

III

«Ящер с солнечной батареей»

Познакомить с

обитателями каменноугольных лесов

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Беседа «Эдафозавр – обитатель каменноугольного леса

Продуктивная

деятельность «Раскрась        и

расскажи»

IV

«Рептилии – венец творения Палеозоя»

Рассказать о первых рептилиях, на кого они были похожи

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Просмотр видеоролика «Рептилии. Происхождение и эволюция пресмыкающихся»

Январь

  1. Модуль: «Время пустынь»

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

-

-

-

-

II

-

-

-

-

III

«Первые хвойные»

Познакомить детей с появлением представителей первых хвойных

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

художественно –

эстетическое

развитие

Выставка детских работ

«Вальхия – первое хвойное дерево»

IV

 «Загадочные спирали»

Познакомить детей с первой акулой (геликоприоном Бессонова)

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие

Дидактическая игра

«Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет»

Февраль

  1. Модуль: «Жизнь расцветает вновь»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Чудеса триасовых лесов»

Рассказать о растительности начала мезозойской эры, о многообразии хвойных, о платеозаврах

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Ситуация общения

«Главное изобретение природы мезозойской эры?»

Режиссёрская         игра

«Мы динозавры»

II

«Лонгисквама»

Рассказать детям об удивительном месте – урочище Мадыген

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация «Урочище Мадыген»

III

«Как найти плезиозавра?»

Рассказать детям о гигантском морском чудовище – плезиозавре

 

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Рассматривание картинок с изображением растений и животных юрского периода

IV

«Растительность мезозоя»

Рассказать детям о пышной растительности и животных середины мезозойской эры

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие и физическое развитие

Игра        «Найди похожее»

Развлечение

«Расскажи про динозавра»

(с участием детей из других групп)

Март

  1. Модуль: «Динозавры сегодня»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Все ли мы знаем о динозаврах?»

Закрепить знания детей о динозаврах

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Игра «Угадай по описанию»

Продуктивная деятельность «Раскрась динозавра»

II

«Динозавры сегодня»

Познакомить детей с музеями динозавров

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Просмотр подборки видео о музеях с динозаврами, беседа об увиденном

III

«Один мозг хорошо, а два – лучше»

Познакомить детей с необычным представителем зауропод - диплодоком

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Интерактивные игры «Собери картинку» на интерактивном комплексе «Россия»

IV

«Могила дракона»

Рассказать детям об утконосых динозаврах из рода зауролоф

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Практическая работа по карточкам «Найди ошибку и исправь»

Дидактическая игра

«Разрезные картинки»

        Апрель

  1. Модуль: «Диноптицы»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Диноптицы»

Рассказать детям о диноптицах, переходном звене от рептилий к птицам – археоптериксе. Познакомить с авимимом

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Презентация «Археоптерикс – ящерица или птица?»

II

«Первый цветок»

Рассказать детям о первых цветах, появившихся на земле

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Дидактическая игра на интерактивном комплексе «Что было – что стало»

Продуктивная деятельность «Рисуем первые цветы»

III

«С аквалангом на дно мелового моря»

Формировать умение добывать информацию из разных источников.

Рассказать детям о том, что можно увидеть в отложениях мелового периода

Познавательное, речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Просмотр подборки видеоматериалов «Что можно найти в отложениях мелового периода на берегу Волги?»

IV

«Почему они исчезли?»

Рассказать о событиях, развернувшихся на Земле в конце мелового периода»

Познавательное, речевое,

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация «Почему они исчезли?», проблемная беседа об увиденном

Май

  1. Модуль: «Новый мир»

        

Неделя

Тема ООД

Программные задачи

Интеграция образовательных областей

Форма ООД

I

«Теплые и пушистые»

Познакомить детей с животным и растительным миром начала кайнозоя

Познавательное,

речевое и

социально –

коммуникативное развитие

Интерактивная игра «Найди отличия»

Дидактическая игра

«Сравни и расскажи»

II

«Гигантские птицы»

Рассказать детям о находках юрского периода, о разнообразии птиц этого периода

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Презентация «Птицы летуны или нет?»

Беседа «Находка мамонта»

III

«Человек и его происхождение»

Рассказать детям о различных теориях происхождения человека

Познавательное,

речевое и

социально        –

коммуникативное развитие

Просмотр видео «Происхождение человека. Каменный век. История древнего мира»

IV

Итоговое ООД (экскурсия в Новолядинский музей/педагогический мониторинг) – 2/1 ч

1.5 Планируемые результаты

В результате реализации программы дети смогут:

• понимать основные понятия палеонтологии

• узнать о разнообразии древних организмов и их роли в экосистемах

• развивать исследовательские навыки через практические занятия

• проявлять творческий подход в создании моделей и проектов

• оценивать важность сохранения природы на основе исторических примеров.

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

Режим работы

Начало учебного года:1 сентября

Режим работы объединения по расписанию.

Окончание учебного года:31 мая

Продолжительность занятий: 30 минут

Продолжительность перемен: 10 минут

Регламентирование образовательного

процесса на учебный год: 36 недель

Занятия проходят в 1 смену

Продолжительность каникул: 1-2 неделя января текущего года.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1.Материально-техническое обеспечение: Групповая, спортивный зал, уличная площадка, столы - 6 шт., стулья, соответствующие возрасту детей - 12 шт., доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, интерактивный комплекс «Дядя Степа», «Россия», компьютерный класс, планшеты.

2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:

  • психологом детского сада;
  • родителями и родственниками учащихся;
  • воспитателем;
  • учителем-логопедом;
  • инструктором по физической культуре.

3. Кадровое обеспечение: Мунтян Марина Николаевна, воспитатель, образование высшее, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, курсы «Содержании и технологии деятельности педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО», «Формирование финансовой грамотности в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО», «Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях», взаимодействие со специалистами детского сада.

2.3. Формы аттестации

  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов и предъявления

Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения достижения ее целей и задач разрабатываются критерии оценки уровня освоения материала. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки.

Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей.

Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток древнего мира», «лучший палеонтолог», «лучший знаток динозавров» и т. д. Формы подведения итогов праздники, игры, конкурсы, мониторинг.

  1. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

В конце изучения программы, на 1-м последнем ООД проводится педагогический мониторинг уровня освоения программы.

2.4. Оценочные материалы

При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учащимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.

Результаты осуществляется по 3-х бальной системе:

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется;

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя;

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы):

Высокий уровень - 12 баллов

Средний уровень – с 6 до 9 баллов

Низкий уровень – с 0 до 5 баллов

  1. Таблица мониторинга детей по усвоению программы

№ п/п

Ф.И.О

ребенка

Знает и называет основные понятия палеонтологии

Знает и называет основные эры геологической истории Земли

Знает названия растений древнего мира

Знает названия животных древнего мира

Итог

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Высокий – чел %, Средний – чел %, низкий – чел %

2.6 Критерии оценки проведения обследования по правилам дорожного движения

Критерии оценки

Содержание задания

Методика обследования

Оценка результата

1

Знает и называет основные понятия палеонтологии

Что такое палеонтология? Найди и покажи на картинке предметы, которые изучает палеонтология.

Кто такой палеонтолог?

Задание. Найди на картинке человека, которого можно назвать палеонтологом

Задание. Найди предметы, которые изучает палеонтология Разложи правильно эти картинки: субфоссилии, эуфоссилии, ихнофоссилии копрофоссилии хемофоссилии

Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и с подгруппой. Предлагает рассмотреть картинный материал и ответить на вопрос. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог предлагает наводящий вопрос или просит ответить другого ребенка. Допустимо сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой уточняется тот или иной ответ.

Методы:

Беседа с использование иллюстраций, картинок

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется

быстро

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя

1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется

2

Знает и называет основные эры геологической истории Земли

- Посмотри на картинку и расскажи, как называется геологическая эра?

А кто неправильно.

Задание. Выбери картинки, где изображена кайнозойская эра (и т.д.) Объясни свой выбор.

Беседа с использованием предметных, сюжетных картинок (на картинках изображены животные и растения свойственные той или иной геологической эре)

Игра «Разложи картинки правильно» (перед ребенком картинки с изображением животного или растительного мира разных геологических эр)

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

3

Знает названия растений древнего мира

-Какие растения древнего мира ты знаешь?

- Для какой геологической эры характерно то или иное растение?

- Какие растения появились самыми первыми?

- Выбери картинку на которой изображены растения свойственные для мезозоя?

Беседа с использованием сюжетных картинок (на картинках изображены растения, произраставшие в разные геологические эры)

Интерактивная игра «Найди лишнее»

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

4

Знает названия животных древнего мира

-Каких животных древнего мира ты знаешь?

- Для какой геологической эры характерно то или иное животное?

- Какие животные появились самыми первыми?

- Выбери картинку на которой изображены животные свойственные для мезозоя?

Беседа с использованием сюжетных картинок (на картинках изображены животные, жившие в разные геологические эры)

Интерактивная игра «Найди лишнее»

3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием.

2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя.

1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.

2.7 Список литературы

  • С.В. Наугольных, Я познаю мир: Палеонтология, М.: ООО «Издательство АСТ» - 2004

  • Атлас динозавров, минералов и ископаемых. – Пер. с исп. – М.: ОЛМА-

ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 96 с. (Иллюстрированный

энциклопедический атлас)

  • Мир динозавров. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Изд-во

          Эксмо, 2005 – 280 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие исследователи»

 На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь" естественно-научной направленности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный исследователь» (по познавательно - речевому развитию)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (далее программа) имеет познавательно-речевую направленность и разработана для детей 5-7 лет. Программа на...

Буклет для родителей Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность: социально – гуманитарная «Грамотейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка»  имеет социально – гуманитарную направленность, адресована детям старшего дошкольного возраста 5-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Направленность: социально – гуманитарная «Грамотейка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка»  имеет социально – гуманитарную направленность, адресована детям старшего дошкольного возраста 5-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность программы социально - коммуникативное развитие детей "Хорошие манеры" Возраст детей 4-5 лет

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программанаправленность программы социально - коммуникативное развитие детей"Хорошие манеры"Возраст детей 4-5 лет...