Конспект занятия по приобщению детей к искусству "В картинах Шишкина Россия!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соболева Елена Александровна

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы разработан в рамках реализации Федеральной инновационной площадки "Картинная галерея в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shishkin.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по приобщению к искусству в подготовительной группе

«В картинах Шишкина Россия!»

Цель: Развитие у детей интереса к живописи И. И. Шишкина.

Задачи:
1 Учить воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту природы, которую изобразил художник, формировать представление о выразительных средствах, используемых художником для создания образа (цвет).
2.  Развивать умение давать эстетическую оценку произведению; умение видеть красоту природы;
4. Воспитывать любовь к Родине.

Материал: Репродукции картин И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом бору», пиктограммы «Органы чувств», Д/И «Палитра художника», музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчик, металлофон), сундучок с саше «Хвойный лес», конфеты «Косолапый мишка», аудиозаписи «Звуки леса», «Дождь в лесу».

                                                Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей картинной галерее!

Сегодня я хочу вас познакомить с великим русским художником (показываю портрет).  Предлагаю вам отгадать, что же больше всего любил изображать этот художник на своих картинах с помощью волшебного мешочка (открываю сундучок, достаю саше), а волшебный он потому, что излучает аромат. Почувствуйте запах и догадайтесь…. (предположения детей). Правильно, больше всего на своих полотнах он любил изображать лес. Даже фамилия его была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые: Иван Иванович. И почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава… Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.

 Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опираясь на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. Он с раннего детства любил природу, следил за ростом деревьев и цветов, и слушал пение птиц, собирал ягоды и грибы, наблюдал за повадками диких животных. Он считал, что Россия - это самая прекрасная страна с очень красивой природой. В народе И. ИШишкина называли лесной богатырь, царь леса.

 Давайте вспомним изображения природы, леса -это какой жанр живописи? (пейзаж) А художник, изображающий пейзаж называется…(пейзажист).  

Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по тем местам, где прогуливался художник, самим увидеть ту красоту, которую запечатлил И. Шишкин на своих картинах. Хотите отправиться? Тогда в путь!

                               Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Дети подходят к репродукции картины «Сосны, освещенные солнцем»

Что вы видите на картине? (ответы детей)

      Летний день. Горячее солнце, сверкающее на золотисто – оранжевой коре сосен, пробивается сквозь зелень деревьев. С особой силой художник показывает мощную, величавую красоту леса.

-Как бы вы по-своему назвали картину?

И.Шишкин назвал ее «Сосны, освещенные солнцем».

-Почему автор выбрал для своей картины именно сосны? (Сосна – символ нашего северного леса.)

-Как он показал зрителю эти деревья? (На переднем плане могучие сосны поднимаются до неба. Они широко раскинули, распластали свои ветви).

-Почему живописец показал деревья только от ствола до кроны? (Такой прием создает ощущение громадности сосен.)

-Ветви деревьев сплелись. Это крепкие, могучие, сильные деревья. Что можно сказать о замысле картины, глядя на эти сосны? (Образ сосны становится для художника символом, он хочет на полотне отразить не только силу русского леса, но и силу русского духа, русского народа. Если земля способна рождать такие могучие деревья, то и народ, рожденный на этой земле, тоже сильный, выносливый, непобедимый.)

-Какую роль играют цвет и свет на картине? Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают в этом живописном произведении. (Золотистый, светло-зеленый, голубоватый, темно-зеленый, травяной, зеленовато-желтый, коричневый. )

 

-А как автор показал солнечный день? (Мы видим блики солнечных лучей на стволах сосен, длинные тени. Художник показывает только небольшой кусочек голубого неба, но все говорит о присутствии света на картине: освещенные лужайки, ветви, стволы деревьев. Свет как бы заполнил всю картину.

Давайте представим, что мы с вами оказались в этом лесу (звук колокольчика»

Что вы слышите? (ребенок берет пиктограмму «Звук»), до чего можно дотронуться? (пиктограмма «Ладошка»), какие запахи можно почувствовать? (пиктограмма «Нос») (ответы детей) Нравится вам здесь? Очень красиво в этом лесу! («выходим» из картины под звук колокольчика). Отправляемся дальше!

                             Звучит аудиозапись «Дождь»

Ребята, пошел дождь! (дети подходят к репродукции картины «Дождь в дубовом лесу»)

Дождь Как много он способен рассказать. Его часто не любят, ругают, но иногда и ждут, как манну небесную. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. Про дождь можно не только рассказать в прозе, стихах, но и представить в произведениях живописи. Наверное, именно поэтому практически каждый художник хотя бы раз в жизни рисовал его.

Посмотрите на эту картину. Она называется «Дождь в дубовом лесу».

    А что вы чувствуете, глядя на эту картину? Какое настроение возникает у вас? О чем нам хотел рассказать в этой картине художник? (Ответы детей.)

На полотне изображена дубовая роща, через которую проходит исхоженная множеством людей тропинка. Идет дождь, и воздух в лесу становится свежим и прохладным. А лес то какой замечательный! А что это за деревья растут? Вы их узнали? (Ответы и предположения детей.) Одни дубы! И стоят они на большом расстоянии друг от друга, так, чтобы не мешать товарищам, не заслонять от них солнце. Поэтому этот лес светлый, радостный, даже когда дождь идет. Посмотрите, с какой любовью художник изобразил лес! Как вы думаете, почему стоящие по бокам от дорожки дубы изображены не полностью и часть их кроны остается за пределами картины? (Ответы и предположения детей.) Так создается впечатление, что мы находимся в самой картине.

     Смотрите, какая живописная лужа: вон как в ней небо отражается. И деревья…  На каком – ближнем или дальнем -  плане картины расположил художник лужу? (Ответы детей.) Как вы думаете, если бы лужа находилась на дальнем плане, мы смогли бы увидеть то, что в ней отражается? (Ответы и предположения детей.)

       Посмотрите, как эти человеческие фигуры оживляют этот пейзаж! ( Вот пара с зонтиком – мужчина и женщина (он и она). Дождь их в лесу застал. Как вы думаете, эти люди знали, что ждет их в лесу, когда из дома выходили? (Ответы и предположения детей.) Я тоже думаю, что знали, иначе они просто не взяли бы зонтик… И дорогу преодолевать им отнюдь не сухую приходится – тут и лужи кругом, и грязи много. Дама приподнимает подол пальто, чтобы его не запачкать…

Но все неудобства просто мелочь по сравнению с тем, что эти люди под зонтиком перед собой видят. А видят они перед собой такую красоту!

Тишина! Красота! И дождь кончается. Тихо, пустынно кругом, почти никого нет. Представьте себе, что вы говорите с дождем. О чем бы вы спросили его? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Для того, чтобы передать время года, состояние погоды, настроение дождливой природы художнику нужно подобрать соответствующие цвета и оттенки красок. Давайте мы попробуем узнать, какими красками написал картину художник и подберем соответствующую палитру. (Дети берут палитры и подбираю цвета) Какого цвета и его оттенков больше всего? Почему? Оттенки какого цвета помогли художнику изобразить дождь? Небо? Лес? (Ответы детей.)

Действительно, благодаря насыщенности цветов художник смог передать и красоту леса, и характер дождя. Поэтому зрителям кажется, что пейзаж искрится, струится теплом, все вокруг парит, дышит, живет. А еще после такого замечательного дождя в лесу, мне кажется, обязательно должны расти грибы. Пожалуй, интересно собирать грибы в дождливом лесу…

 

Физминутка по стихотворению А.Барто «Дождь в лесу»

Мы ходили по грибы, (Ходьба на месте.)

Забирались под дубы. (Приседания.)

Вдруг — дождь! Да какой!.. (Имитируют дождь.)

Стала просека рекой! (Руки в стороны.)

 

Я гляжу из-под плаща, (Всматриваются вдаль.)

Как, треща и трепеща, («Дрожат».)

Гнутся ветки на весу. (Наклоны в стороны, руки вверху.)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (Имитируют дождь.)

 

Нету больше тишины. (Повороты головы вправо – влево.)      

Мы стоим оглушены: (Закрывают уши руками.)

Ливень с ветром пополам (Имитируют дождь.)

Бьет по веткам, по стволам! (Хлопки правой ладонью по левой сверху вниз.)

 

Ветер, ветер захлестал,

Листья все перелистал. (Наклоны в стороны, руки вверху.)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (Имитируют дождь.)

Не грибы домой несу — (Повороты головы вправо – влево.)

Одни дождинки на носу. (Пальцем дотрагиваются до кончика носа.)

Не испугал вас дождь? Тогда отправляемся дальше. (дети подходят к репродукции картины «Утро в сосновом бору».

Ребята, мы с вами оказались в самом густом лесу, в сосновом бору!

       Что вы видите на картине) (лес, медведей)

Ребята, как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зеленый)

Художник использует оттенки зеленого цвета.

Оттенки художник использовал, чтобы изобразить старое дерево и молодые сосенки.

 А еще, чтобы показать солнечные и теневые места в лесу.

 Какое время суток изображено на картине?

 На картине изображено утро. На траве и листьях видна роса. Солнце только что взошло и осветило верхушки деревьев.

 Кого вы видите в центре картины?

Медведицу с медвежатами.

На переднем плане картины- поваленное дерево, вывороченное бурей.

 Каких медвежат изображает художник? Где они играют? Что делают?

Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве. Третий медвежонок встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль.

 Что бы вы сказали про третьего медвежонка, не играющего с братьями? Какой он?

Третий медвежонок, по-моему, самый неуклюжий и косолапый. Толстый, но ловкий, он смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто наблюдает за игрой своих братьев. Можно ли сказать, что эти медвежата неуклюжие, неповоротливые?

Д. : Нет. Они только с виду такие. Медвежата любознательные, им все интересно, поэтому они и взобрались на поваленное дерево.

В. : Как вы думаете, что за медведь смотрит на них, как будто охраняет, наблюдает?

Д. : Это медведица. Медвежата ее не слушаются, и поэтому она оскаливает зубы, рычит. Она-мать и беспокоится за них.

В. : Посмотрите внимательно, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес?

Д. : Кругом непроходимая чаща. Медвежата играют на старой, сломанной бурей сосне. Это сосновый бор.

Художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всем её многообразии и красоте. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

Рассказ воспитателя о том, что главное в этой картине – не эти забавные симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю и птице. Жизнь идет по своим лесным законам.  Только от бурь и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль. Об этой нетронутой красоте леса удивительно правдиво рассказал художник.

Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей).

И.Шишкин назвал свою картину «Утро в сосновом бору».

А теперь мы с вами вместе попробуем изобразить картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», но изображать мы будем не кистью, а с помощью музыкальных инструментов. Пройдите, пожалуйста, к столу и выберите каждый для себя музыкальный инструмент.

Сказка-шумелка «Приключения в лесу».

КИСТЬ  - колокольчик

ТУМАН – треугольник

ЛУЧИ СОЛНЦА - металлофон

СОСНА – ложки

МЕДВЕЖАТА – бубны

МЕДВЕДИЦА - барабан

Однажды решил я взять в руки кисть (колокольчик). Первым на холсте появился утренний туман (треугольник). Нежно и ласково сквозь него пробивались первые лучи солнца (металлофон). Один. Другой. Третий….

Вот моя кисточка (колокольчик) рисует ствол толстой сосны (ложки), а рядом с ней изображает молодую сосенку (ложки). Мне так понравилось рисовать деревья, что я нарисовал целый сосновый лес (ложки). Ствол одной из сосен (ложки) сломался от старости и ветра….

И вот на поляну, весёлой гурьбой прибежали озорные медвежата (бубны). А за ними пришла наблюдать их строгая мама медведица (барабан).

Медвежата (бубны) резво ползали по сломанной сосне (ложки). А лучи ласкового и теплого солнышка (металлофон) поднимали им настроение. Мама медведица (барабан) ходила рядом со сломанной сосной (ложки), переживая за своих трёх озорников (бубны). Кисточка (колокольчик) и я закончили свою работу! Так получилась картина «Утро в сосновом лесу» Молодцы!

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вы поняли, что хотел показать нам художник на своих картинах? (ответы детей) Да, живописец воспевал красоту родного края, родной страны. Наше богатство - бескрайние леса.

Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эти картины?

(восхищение, радость). А я горжусь, что живу в такой большой, красивой стране, в нашей с вами России! Нас окружает такая красивая природа и жили и живут великие художники, которые помогают нам увидеть всю эту красоту! Любите нашу Россию, берегите природу!

Картина «Утро в сосновом бору» так понравилась людям, что изображение стали переносить на ковры, посуду и даже на обертки конфет. (достаю из сундучка конфеты). Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры.

Фольклорный праздник  "Чем богаты тем, и рады"старший дошкольный возраст...

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».

Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.

«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....

Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»

Программные задачи:   Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...

Конспекты занятий по приобщению детей к труду

представлены конспекты занятий по трудовому воспитанию детей дошколного возраста...

Конспект занятия по приобщению детей 3–4 лет к здоровому образу жизни на тему: «Мои друзья - мыло душистое и полотенце душистое»

В данном конспекте представлено занятие с детьми младшей группы по приобщению к здоровому образу жизни, а именно формированию культурно-гигиенических навыков....