Конспект открытого занятия по экспериментированию "ВОЗДУХ - ВОЛШЕБНИК" в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)

Занятие направлено на развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_vozduh.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект открытого занятия по экспериментированию

"ВОЗДУХ - ВОЛШЕБНИК" в средней группе.

 

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи: - развивать представления детей о свойствах воздуха;

- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

- развивать навыки проведения опытов;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Оборудование:

- игрушка – Незнайка;

-3 воздушных разрисованных шара (2 больших весёлых, 1 маленький грустный )

- проектор;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- чеснок;

- лук;

- мыло;

 - веера по количеству детей;

-пособия для дыхательной гимнастики;

 - стаканы (по количеству детей);

- трубочки (по количеству детей);

- разноцветная мыльная вода;

- альбомные листы;

-бумажные флюгера.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, скажем всем «Здравствуйте!» и подарим свои улыбки.

(Из-за ширмы появляется Петрушка с 2 шариками, плачет)

 Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, у нас еще один гость!

Здравствуй, как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Петрушка: Здравствуйте! Меня зовут Петрушка! Я пришел к вам попросить помощи! (показывает два шарика) Мне вчера подарили два больших шарика.  А сегодня один шарик большой, а второй, почему-то маленьким оказался. Ребята, почему шарик стал маленьким?

(Ответы детей: Один шарик сдулся…)

Воспитатель: Да, я согласна с вами. Ребята, покажем Петрушке, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него стал маленький шарик (щёчки втянуть).

Петрушка: А как вы думаете, что можно сделать, чтобы маленький шарик  снова стал большим ?

(Ответы детей: Шарик надо надуть) 

Воспитатель: Правильно! Попробуем надуть шарик?

(Ответы детей)

Воспитатель: Становитесь в круг и беритесь за руки!

Подвижная игра «Воздушный шар»

(Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.)

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шарик надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

 (Происходит замена шарика)

Петрушка: Ура! Мой шарик надулся, спасибо, ребята! Вы настоящие волшебники!

Воспитатель: Нет, это не мы волшебники, а вот кто настоящий волшебник    можно узнать, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Догадались, кто этот настоящий волшебник?

 (Ответы детей: Воздух!)

Петрушка: Так вот кто настоящий волшебник, воздух! А для чего нам нужен воздух

(Ответы детей : Чтобы дышать!)

Воспитатель: Верно! А ну-ка, покажите мне,  как вы правильно умеете дышать? А ты, Петрушка, посмотри!

(Дыхательная  гимнастика «Радуга, обними меня» Цель: формируем умение у детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах. И.п.: стоя или в движении. 1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2. Задержать дыхание на 3-4 с. 3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Воспитатель: Вдыхаем носом воздух, руки разводим в стороны, задержали дыхание, выдыхаем (с-с-с), руками обхватываем плечи. И еще раз повторим. Как хорошо мы подышали!

А каким воздухом полезно дышать?

 (Ответы детей: Свежим, чистым..).

Воспитатель: Что нам необходимо делать, чтобы дышать свежим воздухом? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д. (ответы вместе с детьми)

Мы сейчас с вами узнали, что людям нужен воздух. А кому ещё нужен воздух?

(Ответы детей: Рыбам, животным, растениям)

Воспитатель: Да, воздух нужен всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. 

Петрушка: Замечательно, я тоже хочу больше узнать  о воздухе! Ребята, пожалуйста, расскажите мне о нем!

Опыт 1. «Поймай воздух».

Воспитатель:  у меня в руках картинка, что здесь изображено?   

  (Глаз). Как вы думаете, что мы можем узнать  о воздухе с помощью глаз?  Как можно увидеть воздух? Посмотрите вокруг, вы видите воздух?

(Ответы детей)

 Действительно, ничего не видно. Возьмите по одному полиэтиленовому пакету, какой он? (тонкий) Раскройте его, что в нём?

 (Ответы детей: Он пуст).

Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. (Все набрали воздух? Кому нужна помощь? Молодцы, все справились.) Посмотрите, пакет полон воздуха. На что он похож?

(Ответы детей: На подушку, кошку, голову, шарик…).

Воспитатель:  Посмотрите внутрь пакета с воздухом, вы видите что-нибудь? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

 (Ответы детей:  В нём нет воздуха).

Воспитатель: Смотри, Петрушка! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.

Петрушка: Ух ты, чудеса!

Опыт 2. «Движение воздуха»

Воспитатель: А теперь посмотрим, что ещё здесь нарисовано? ( Рука.) Интересно, что рука может обозначать? Как почувствовать воздух? А почувствовать   воздух можно, только когда он находится в движении.

А что может помочь нам почувствовать движение воздуха в группе ?  

 (Ответы детей:  вентилятор, руки, книги…)

Воспитатель:   Посмотрите вокруг, может что-нибудь вам поможет почувствовать  движение воздуха? Возьмите этот предмет  и помашите себе в лицо. Что вы чувствуете? 

(Ответы детей:  Чувствуем, как воздух движется.)

Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, воздух невидим, зато мы его можем почувствовать.

 Петрушка: Здорово! А что еще интересного мы узнаем о воздухе?

 Воспитатель: Скоро узнаем, но сначала немного отдохнем! Станьте так, что бы вам было удобно.

Физкультминутка.

Воздух-невидимка,  (руки вверху вправо-влево).
Выходи гулять!  («зовут»).
Воздух-невидимка,  (руки вверху вправо-влево).
Как тебя поймать?  
(хлопки руками в разных местах).
Если быстро-быстро в поле убегу,  
(бегут на месте).
Чистого-пречистого воздуха найду!  
(потирают руки).
Если вместе с дедушкой по лесу пойду,  (шаги на месте).
Самого полезного воздуха найду!  
(руки накрест к плечам).
Если вместе с папой в горы я пойду,  
(тянутся вверх на носочках).
Самого кристального воздуха найду!  («фонарики»).

Опыт 3. «Есть ли запах у воздуха?»

Воспитатель: Итак, какая нас ждет картинка? «Нос». Как вы думаете, что он обозначает?  (воздух имеет запах)? Готовы проверить?  Понюхайте воздух вокруг себя. Он пахнет чем-нибудь?

 А теперь закройте глаза. Чур, не подглядывать! Ты, Петрушка, тоже не подглядывай! (дать понюхать детям чеснок, лимон или апельсин по очереди и каждый раз показать, что они нюхали). Угадали, чем пахнет?  А почему вы почувствовали различные запахи, знаете? Потому что воздух может запахи передавать.

Опыт 4. «Слышим воздух»

Воспитатель: Посмотрите, а что здесь нарисовано? «Ухо». Что с помощью уха мы можем узнать? Можно ли услышать воздух?

 Я предлагаю вам послушать, как звучит воздух в природе.  

     (ВИДЕО)

Что вы слышали? (ветер)  Ветер-это движение воздуха.

 Воспитатель: А знаете, ребята, что воздух есть не только вокруг, но и внутри нас. У тебя, Петрушка, есть внутри воздух?

Петрушка: Не знаю!

Воспитатель: А хочешь узнать?

Петрушка: Очень хочу!

Воспитатель: Подойдите, ребята к столам. Здесь стоят стаканчики с мыльным раствором и рядом с ними лежат пластмассовые трубочки. Возьмите трубочки и опустите  их в стаканчики. Обратите внимание, пить из стаканчиков нельзя! Наберите  в нос воздух и выдувайте  его через трубочку в стакан. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей.) Появились пузырьки, а внутри пузырьков воздух. Мы снова его увидели! А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Сейчас мы убедились в том, что в человеке  есть воздух! Мы им дышим!  

Опыт 5. «Волшебные пузыри»

Воспитатель:  А знаешь ли ты, Петрушка, о том, что с помощью воздуха можно рисовать.  

Петрушка: Не может быть!

Воспитатель: Может! Ведь воздух у нас – Волшебник! И мы с ребятами сейчас тебе это покажем. Подуйте еще раз в стаканчики, чтобы образовалось много пузырьков. Теперь вытащите трубочки, возьмите по одному листу бумаги и прижмите им стакан сверху. Посмотрите, что получилось?  Попробуйте еще раз и прижмите бумагу, немного сдвинув ее.

Положите, пожалуйста, ваши рисунки на этот стол. На что похожи ваши рисунки?

(Ответы детей:  облачко, пузыри, шарики, голова…)

Воспитатель: Посмотри, Петрушка, что у нас получилось! Тебе нравится?

Петрушка: Очень нравится, какая красота!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня играть с воздухом? А что вы сегодня узнали нового  о воздухе? Что нам помогало узнавать о воздухе?  

(Глаз-пакет; Рука- веер, книги, руки…,Нос-лук, апельсин; Ухо-Видео;)

Воспитатель:  И мне сегодня очень понравилось с вами играть. А тебе, Петрушка, понравилось?

Петрушка: Очень понравилось, особенно, как вы рисовали воздухом!  Ваши рисунки.

Воспитатель: Ребята, а может, подарим Петрушке на память наши рисунки?

Петрушка: Спасибо! А у меня для вас тоже есть подарочек! Я дарю вам эти вертушки.

Воспитатель: А что это такое ты подарил ребятам?  Вы знаете, что это?

Ответы детей:

 Петрушка:  Это что бы вы могли  играть с воздухом и в группе и  на прогулке.

Воспитатель:   Скажем спасибо, Петрушке за подарки? До свидания, Петрушка!             Петрушка:  : прощается с детьми. До свидания, ребята!

 -спасибо за ответ;

-спасибо за идею;

-молодец;

-умница;

-хорошо;

-мне понравился твой ответ;

-отличная идея;

-ты прав;

-отлично;

-здорово;

-прекрасно;

-ты отлично в этом разобрался;

-ты на верном пути;

-прекрасное начало;

-это как раз то, что нужно;

-именно это мы ждали;

-мне важна твоя помощь;

-я рада, что ты это заметил;

-поздравляю;

-мне было приятно это слышать;

-горжусь тобой;

-ты на верном пути;

-гораздо лучше;

-замечательно;

-ты делаешь это сегодня гораздо лучше;

-это успешное начало;

-молодчина;

-большое тебе спасибо;

-это твоя победа;

-это интересно;

-я тебя слушаю;

Рефлексия:

-вам понравилось…?

-а что вы узнали сегодня интересного о…?

-а что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ПДД в средней группе

Конспект занятия.  «Путешествие в страну Светофорию" Цель. Расширять представления детей об улице: машины движутся по проезжей части улицы, пешеходы по тротуару; познакомить детей с некоторыми пра...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе. "как много друзей на свете".

Программные задачи:Учить детей закрашивать животных способом тычка, закреплять умение рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.Прбуждать у детей э...

Конспект открытого занятия по теме "Посуда", средняя группа.

Этот конспект по развитию речи, очень хорошо поможет в усвоении некоторых понятий по теме "Посуда". Дети очень легко справляются с заданиями и они остануться очень довольными....

Конспект открытого занятия по математике в средней группе

Конспект открытого занятия по математике в средней группе...

Конспект открытого занятия утренней гимнастики в средней группе «Возьмём в руки молоток и построим теремок»

Развивать и совершенствовать двигательные навыки детей.Учить детей передавать образы животных в движении в различных игровых ситуациях....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Пушистый котенок"В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ü  Задачи обучения изобразительной деятельности (совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;закрепить навыки детей в технике тычка (работы с полусухой жёсткой кистью...

Конспект открытого занятия по лепке в средней группе «Матрешка»

Конспект открытого занятия  по лепке в средней группе «Матрешка»...