Конспект открытого занятия по экспериментированию "ВОЗДУХ - ВОЛШЕБНИК" в средней группе.
план-конспект занятия (средняя группа)
Занятие направлено на развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экспериментированию
"ВОЗДУХ - ВОЛШЕБНИК" в средней группе.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи: - развивать представления детей о свойствах воздуха;
- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.
- развивать навыки проведения опытов;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.
Оборудование:
- игрушка – Незнайка;
-3 воздушных разрисованных шара (2 больших весёлых, 1 маленький грустный )
- проектор;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- чеснок;
- лук;
- мыло;
- веера по количеству детей;
-пособия для дыхательной гимнастики;
- стаканы (по количеству детей);
- трубочки (по количеству детей);
- разноцветная мыльная вода;
- альбомные листы;
-бумажные флюгера.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, скажем всем «Здравствуйте!» и подарим свои улыбки.
(Из-за ширмы появляется Петрушка с 2 шариками, плачет)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, у нас еще один гость!
Здравствуй, как тебя зовут, и почему ты плачешь?
Петрушка: Здравствуйте! Меня зовут Петрушка! Я пришел к вам попросить помощи! (показывает два шарика) Мне вчера подарили два больших шарика. А сегодня один шарик большой, а второй, почему-то маленьким оказался. Ребята, почему шарик стал маленьким?
(Ответы детей: Один шарик сдулся…)
Воспитатель: Да, я согласна с вами. Ребята, покажем Петрушке, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него стал маленький шарик (щёчки втянуть).
Петрушка: А как вы думаете, что можно сделать, чтобы маленький шарик снова стал большим ?
(Ответы детей: Шарик надо надуть)
Воспитатель: Правильно! Попробуем надуть шарик?
(Ответы детей)
Воспитатель: Становитесь в круг и беритесь за руки!
Подвижная игра «Воздушный шар»
(Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.)
С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шарик надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)
Надувайся большой
Да не лопайся!
(Происходит замена шарика)
Петрушка: Ура! Мой шарик надулся, спасибо, ребята! Вы настоящие волшебники!
Воспитатель: Нет, это не мы волшебники, а вот кто настоящий волшебник можно узнать, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Догадались, кто этот настоящий волшебник?
(Ответы детей: Воздух!)
Петрушка: Так вот кто настоящий волшебник, воздух! А для чего нам нужен воздух?
(Ответы детей : Чтобы дышать!)
Воспитатель: Верно! А ну-ка, покажите мне, как вы правильно умеете дышать? А ты, Петрушка, посмотри!
(Дыхательная гимнастика «Радуга, обними меня» Цель: формируем умение у детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах. И.п.: стоя или в движении. 1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. 2. Задержать дыхание на 3-4 с. 3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Воспитатель: Вдыхаем носом воздух, руки разводим в стороны, задержали дыхание, выдыхаем (с-с-с), руками обхватываем плечи. И еще раз повторим. Как хорошо мы подышали!
А каким воздухом полезно дышать?
(Ответы детей: Свежим, чистым..).
Воспитатель: Что нам необходимо делать, чтобы дышать свежим воздухом? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д. (ответы вместе с детьми)
Мы сейчас с вами узнали, что людям нужен воздух. А кому ещё нужен воздух?
(Ответы детей: Рыбам, животным, растениям)
Воспитатель: Да, воздух нужен всему живому.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
Петрушка: Замечательно, я тоже хочу больше узнать о воздухе! Ребята, пожалуйста, расскажите мне о нем!
Опыт 1. «Поймай воздух».
Воспитатель: у меня в руках картинка, что здесь изображено?
(Глаз). Как вы думаете, что мы можем узнать о воздухе с помощью глаз? Как можно увидеть воздух? Посмотрите вокруг, вы видите воздух?
(Ответы детей)
Действительно, ничего не видно. Возьмите по одному полиэтиленовому пакету, какой он? (тонкий) Раскройте его, что в нём?
(Ответы детей: Он пуст).
Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. (Все набрали воздух? Кому нужна помощь? Молодцы, все справились.) Посмотрите, пакет полон воздуха. На что он похож?
(Ответы детей: На подушку, кошку, голову, шарик…).
Воспитатель: Посмотрите внутрь пакета с воздухом, вы видите что-нибудь? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
(Ответы детей: В нём нет воздуха).
Воспитатель: Смотри, Петрушка! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
Петрушка: Ух ты, чудеса!
Опыт 2. «Движение воздуха»
Воспитатель: А теперь посмотрим, что ещё здесь нарисовано? ( Рука.) Интересно, что рука может обозначать? Как почувствовать воздух? А почувствовать воздух можно, только когда он находится в движении.
А что может помочь нам почувствовать движение воздуха в группе ?
(Ответы детей: вентилятор, руки, книги…)
Воспитатель: Посмотрите вокруг, может что-нибудь вам поможет почувствовать движение воздуха? Возьмите этот предмет и помашите себе в лицо. Что вы чувствуете?
(Ответы детей: Чувствуем, как воздух движется.)
Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, воздух невидим, зато мы его можем почувствовать.
Петрушка: Здорово! А что еще интересного мы узнаем о воздухе?
Воспитатель: Скоро узнаем, но сначала немного отдохнем! Станьте так, что бы вам было удобно.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево).
Выходи гулять! («зовут»).
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево).
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах).
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте).
Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки).
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте).
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам).
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках).
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»).
Опыт 3. «Есть ли запах у воздуха?»
Воспитатель: Итак, какая нас ждет картинка? «Нос». Как вы думаете, что он обозначает? (воздух имеет запах)? Готовы проверить? Понюхайте воздух вокруг себя. Он пахнет чем-нибудь?
А теперь закройте глаза. Чур, не подглядывать! Ты, Петрушка, тоже не подглядывай! (дать понюхать детям чеснок, лимон или апельсин по очереди и каждый раз показать, что они нюхали). Угадали, чем пахнет? А почему вы почувствовали различные запахи, знаете? Потому что воздух может запахи передавать.
Опыт 4. «Слышим воздух»
Воспитатель: Посмотрите, а что здесь нарисовано? «Ухо». Что с помощью уха мы можем узнать? Можно ли услышать воздух?
Я предлагаю вам послушать, как звучит воздух в природе.
(ВИДЕО)
Что вы слышали? (ветер) Ветер-это движение воздуха.
Воспитатель: А знаете, ребята, что воздух есть не только вокруг, но и внутри нас. У тебя, Петрушка, есть внутри воздух?
Петрушка: Не знаю!
Воспитатель: А хочешь узнать?
Петрушка: Очень хочу!
Воспитатель: Подойдите, ребята к столам. Здесь стоят стаканчики с мыльным раствором и рядом с ними лежат пластмассовые трубочки. Возьмите трубочки и опустите их в стаканчики. Обратите внимание, пить из стаканчиков нельзя! Наберите в нос воздух и выдувайте его через трубочку в стакан. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей.) Появились пузырьки, а внутри пузырьков воздух. Мы снова его увидели! А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Сейчас мы убедились в том, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!
Опыт 5. «Волшебные пузыри»
Воспитатель: А знаешь ли ты, Петрушка, о том, что с помощью воздуха можно рисовать.
Петрушка: Не может быть!
Воспитатель: Может! Ведь воздух у нас – Волшебник! И мы с ребятами сейчас тебе это покажем. Подуйте еще раз в стаканчики, чтобы образовалось много пузырьков. Теперь вытащите трубочки, возьмите по одному листу бумаги и прижмите им стакан сверху. Посмотрите, что получилось? Попробуйте еще раз и прижмите бумагу, немного сдвинув ее.
Положите, пожалуйста, ваши рисунки на этот стол. На что похожи ваши рисунки?
(Ответы детей: облачко, пузыри, шарики, голова…)
Воспитатель: Посмотри, Петрушка, что у нас получилось! Тебе нравится?
Петрушка: Очень нравится, какая красота!
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня играть с воздухом? А что вы сегодня узнали нового о воздухе? Что нам помогало узнавать о воздухе?
(Глаз-пакет; Рука- веер, книги, руки…,Нос-лук, апельсин; Ухо-Видео;)
Воспитатель: И мне сегодня очень понравилось с вами играть. А тебе, Петрушка, понравилось?
Петрушка: Очень понравилось, особенно, как вы рисовали воздухом! Ваши рисунки.
Воспитатель: Ребята, а может, подарим Петрушке на память наши рисунки?
Петрушка: Спасибо! А у меня для вас тоже есть подарочек! Я дарю вам эти вертушки.
Воспитатель: А что это такое ты подарил ребятам? Вы знаете, что это?
Ответы детей:
Петрушка: Это что бы вы могли играть с воздухом и в группе и на прогулке.
Воспитатель: Скажем спасибо, Петрушке за подарки? До свидания, Петрушка! Петрушка: : прощается с детьми. До свидания, ребята!
-спасибо за ответ;
-спасибо за идею;
-молодец;
-умница;
-хорошо;
-мне понравился твой ответ;
-отличная идея;
-ты прав;
-отлично;
-здорово;
-прекрасно;
-ты отлично в этом разобрался;
-ты на верном пути;
-прекрасное начало;
-это как раз то, что нужно;
-именно это мы ждали;
-мне важна твоя помощь;
-я рада, что ты это заметил;
-поздравляю;
-мне было приятно это слышать;
-горжусь тобой;
-ты на верном пути;
-гораздо лучше;
-замечательно;
-ты делаешь это сегодня гораздо лучше;
-это успешное начало;
-молодчина;
-большое тебе спасибо;
-это твоя победа;
-это интересно;
-я тебя слушаю;
Рефлексия:
-вам понравилось…?
-а что вы узнали сегодня интересного о…?
-а что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ПДД в средней группе
Конспект занятия. «Путешествие в страну Светофорию" Цель. Расширять представления детей об улице: машины движутся по проезжей части улицы, пешеходы по тротуару; познакомить детей с некоторыми пра...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе. "как много друзей на свете".
Программные задачи:Учить детей закрашивать животных способом тычка, закреплять умение рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.Прбуждать у детей э...

Конспект открытого занятия по теме "Посуда", средняя группа.
Этот конспект по развитию речи, очень хорошо поможет в усвоении некоторых понятий по теме "Посуда". Дети очень легко справляются с заданиями и они остануться очень довольными....
Конспект открытого занятия по математике в средней группе
Конспект открытого занятия по математике в средней группе...
Конспект открытого занятия утренней гимнастики в средней группе «Возьмём в руки молоток и построим теремок»
Развивать и совершенствовать двигательные навыки детей.Учить детей передавать образы животных в движении в различных игровых ситуациях....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Пушистый котенок"В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
ü Задачи обучения изобразительной деятельности (совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;закрепить навыки детей в технике тычка (работы с полусухой жёсткой кистью...
Конспект открытого занятия по лепке в средней группе «Матрешка»
Конспект открытого занятия по лепке в средней группе «Матрешка»...