Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое пенопласт?»
план-конспект занятия

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Что такое пенопласт?»

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства со свойствами пенопласта.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей со свойствами пенопласта;

- актуализация знаний об использовании человеком пенопласта;

Развивающая:

- развивать умение определять существенные признаки и свойства материала;

- развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей;

Воспитывающая:

- воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.

Оборудование: посылка, мешочек для игры «Угадай-ка», изделия из пенопласта (упаковки для продуктов, потолочные плитки, уплотнители из коробок), оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, лупы, стаканы с водой, мерные ложки.

Предварительная работа: рассматривание и сравнение различных образцов материалов, беседы, д/игра «Отгадай материал по описанию».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение?

Дети: С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.

Воспитатель:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу почтальон Печкин принес посылку. Давайте откроем коробку.

Воспитатель: Ой, да здесь мешочек. Как вы думаете, что там может быть?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай-ка».

(Ребенок просовывает руку в мешочек, ощупывая предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитать помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы).

Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там.

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. А теперь я предлагаю провести эксперименты и узнать свойства пенопласта. Приглашаю вас в лабораторию.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Воспитатель: Как вы считаете, ребята, имеет ли пенопласт запах?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Давайте проверим?

Вывод: пенопласт не имеет запаха.

Опыт 2.

Воспитатель: Давайте поднесём лупу к пенопласту и внимательно рассмотрим его. Что мы видим?

Дети: Мы видим мелкие шарики.

Воспитатель: Как выглядят шарики? Похожи ли они друг на друга?

Дети: Они белого цвета, маленькие и одинаковые по размеру.

Воспитатель: Пенопласт – это однородный материал, без запаха, белого цвета, состоящий из мелких шариков, склеенных между собой специальным клеем. Ребята, какой можно сделать вывод из нашего исследования?

Вывод: пенопласт состоит из мелких шариков, склеенных между собой специальным клеем.

Опыт 3.

Воспитатель: Предлагаю исследовать пенопласт на прочность. Попробуйте разломать пенопласт. Что получилось?

Дети: Пенопласт сломался, раскрошился.

Воспитатель: Значит, пенопласт какой?..

Дети: Хрупкий.

Вывод: пенопласт хрупкий материал, потому что состоит из мелких частиц, которые соединены между собой; он легко крошится, благодаря небольшому усилию.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо потрудились. Давайте пройдём на ковёр и немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Опыт 4.

Воспитатель: Как вы думаете, тонет ли пенопласт в воде или нет? Давайте проверим. Для этого возьмем небольшой кусочек пенопласта и опустим его в воду. Что вы наблюдаете?

Дети: Пенопласт не тонет в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, почему пенопласт не утонул?

Дети: В пенопласте много воздуха, поэтому он легкий и не тонет.

Воспитатель: Пенопласт – это строительный материал (по большей части) белого цвета, структура которого состоит из вспененных пластических масс. Пенопласт на 98 процентов состоит воздуха и лишь на 2 процента из полистирола.

Вывод: пенопласт легкий материал, в воде не тонет.

Опыт 5.

Воспитатель: Ну что, будем дальше изучать наши материал? Скажите, как узнать впитывают ли пенопласт влагу?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! На каждый кусочек пенопласта налейте по одной ложке воды. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей.

Вывод: пенопласт не впитывает воду.

4. Итог.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, чем мы с вами занимались на занятии?

Дети: Изучали свойства пенопласта.

Воспитатель: О каких свойствах пенопласта мы сегодня узнали?

Дети:

  • пенопласт не имеет запаха.
  • пенопласт состоит из мелких шариков, склеенных между собой специальным клеем.
  • пенопласт легкий материал, в воде не тонет.
  • пенопласт не впитывает воду.

Воспитатель: Изучив свойства пенопласта, мы может сделать вывод: пенопласт – это искусственный материал, который придумал человек для улучшения условий быта.

  • звуко и теплоизоляции внутренних стен;
  • утепления балконов и лоджий;
  • утепления домов, квартир и других помещений;
  • звукоизоляции и утепления конструкций, не испытывающих значительных механических нагрузок;
  • теплоизоляции водопроводных труб (защита их от замерзания и повышение сроков эксплуатации).
  • теплоизоляции фасадов зданий;
  • изготовления декоративных и отделочных материалов.

В связи с большим количеством достоинств данный материал нашел самое широкое применение, причем отнюдь не только в строительной отрасли. Так, пенопластовые листы могут быть использованы в таких сферах деятельности, как:

1. Медицина – здесь пенополистирол незаменим в качестве упаковки для острых и стеклянных предметов, а также как футляр для оборудования.

2. Организация активного отдыха – если порезать пенопласт на листы необходимых размеров, его можно вставлять в поплавки, спасательные жилеты и даже буйки.

3. Дизайн – специалисты применяют материал для моделирования и конструирования различных предметов.

4. Судостроение – здесь листы пенопласта нашли применение как непотопляемый наполнитель грузовых отсеков на катерах, шлюпках и прочих судах небольших размеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penoplast_otkrytoe_zanyatie.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад № 100 «Капитошка»  

Октябрьского района

630133 г.Новосибирск, 3 корпус, ул. Виталия Потылицына, 9/1

тел.: 8 (383) 246-21-00, 246-20-73

e-Mail: ds_100_nsk@nios.ru

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Что такое пенопласт?»

Разработала воспитатель:

Белякова Наталья Владимировна

                                        2024 год

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства со свойствами пенопласта.

Задачи:

Образовательная:

- познакомить детей со свойствами пенопласта;

- актуализация знаний об использовании человеком пенопласта;

Развивающая:

- развивать умение определять существенные признаки и свойства материала;

- развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей;

Воспитывающая:

- воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.

Оборудование: посылка, мешочек для игры «Угадай-ка», изделия из пенопласта (упаковки для продуктов, потолочные плитки, уплотнители из коробок), оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, лупы, стаканы с водой, мерные ложки.

Предварительная работа: рассматривание и сравнение различных образцов материалов, беседы, д/игра «Отгадай материал по описанию».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение?

Дети: С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.

Воспитатель:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу почтальон Печкин принес посылку. Давайте откроем коробку.

Воспитатель: Ой, да здесь мешочек. Как вы думаете, что там может быть?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угадай-ка».

(Ребенок просовывает руку в мешочек, ощупывая предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитать помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы).

Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там.

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, содержимое посылки мы рассмотрели. А теперь я предлагаю провести эксперименты и узнать свойства пенопласта. Приглашаю вас в лабораторию.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Воспитатель: Как вы считаете, ребята, имеет ли пенопласт запах?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Давайте проверим?

Вывод: пенопласт не имеет запаха.

Опыт 2.

Воспитатель: Давайте поднесём лупу к пенопласту и внимательно рассмотрим его. Что мы видим?

Дети: Мы видим мелкие шарики.

Воспитатель: Как выглядят шарики? Похожи ли они друг на друга?

Дети: Они белого цвета, маленькие и одинаковые по размеру.

Воспитатель: Пенопласт – это однородный материал, без запаха, белого цвета, состоящий из мелких шариков, склеенных между собой специальным клеем. Ребята, какой можно сделать вывод из нашего исследования?

Вывод: пенопласт состоит из мелких шариков, склеенных между собой специальным клеем.

Опыт 3.

Воспитатель: Предлагаю исследовать пенопласт на прочность. Попробуйте разломать пенопласт. Что получилось?

Дети: Пенопласт сломался, раскрошился.

Воспитатель: Значит, пенопласт какой?..

Дети: Хрупкий.

Вывод: пенопласт хрупкий материал, потому что состоит из мелких частиц, которые соединены между собой; он легко крошится, благодаря небольшому усилию.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо потрудились. Давайте пройдём на ковёр и немного отдохнём.

Физкультурная минутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Опыт 4.

Воспитатель: Как вы думаете, тонет ли пенопласт в воде или нет? Давайте проверим. Для этого возьмем небольшой кусочек пенопласта и опустим его в воду. Что вы наблюдаете?

Дети: Пенопласт не тонет в воде.

Воспитатель: Как вы думаете, почему пенопласт не утонул?

Дети: В пенопласте много воздуха, поэтому он легкий и не тонет.

Воспитатель: Пенопласт – это строительный материал (по большей части) белого цвета, структура которого состоит из вспененных пластических масс. Пенопласт на 98 процентов состоит воздуха и лишь на 2 процента из полистирола.

Вывод: пенопласт легкий материал, в воде не тонет.

Опыт 5.

Воспитатель: Ну что, будем дальше изучать наши материал? Скажите, как узнать впитывают ли пенопласт влагу?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! На каждый кусочек пенопласта налейте по одной ложке воды. Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей.

Вывод: пенопласт не впитывает воду.

4. Итог.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, чем мы с вами занимались на занятии?

Дети: Изучали свойства пенопласта.

Воспитатель: О каких свойствах пенопласта мы сегодня узнали?

Дети:

  • пенопласт не имеет запаха.
  • пенопласт состоит из мелких шариков, склеенных между собой специальным клеем.
  • пенопласт легкий материал, в воде не тонет.
  • пенопласт не впитывает воду.

Воспитатель: Изучив свойства пенопласта, мы может сделать вывод: пенопласт – это искусственный материал, который придумал человек для улучшения условий быта.

  • звуко и теплоизоляции внутренних стен;
  • утепления балконов и лоджий;
  • утепления домов, квартир и других помещений;
  • звукоизоляции и утепления конструкций, не испытывающих значительных механических нагрузок;
  • теплоизоляции водопроводных труб (защита их от замерзания и повышение сроков эксплуатации).
  • теплоизоляции фасадов зданий;
  • изготовления декоративных и отделочных материалов.

В связи с большим количеством достоинств данный материал нашел самое широкое применение, причем отнюдь не только в строительной отрасли. Так, пенопластовые листы могут быть использованы в таких сферах деятельности, как:

1. Медицина – здесь пенополистирол незаменим в качестве упаковки для острых и стеклянных предметов, а также как футляр для оборудования.

2. Организация активного отдыха – если порезать пенопласт на листы необходимых размеров, его можно вставлять в поплавки, спасательные жилеты и даже буйки.

3. Дизайн – специалисты применяют материал для моделирования и конструирования различных предметов.

4. Судостроение – здесь листы пенопласта нашли применение как непотопляемый наполнитель грузовых отсеков на катерах, шлюпках и прочих судах небольших размеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...