Образовательный проект «Музей в чемодане. Традиционная народная кукла»
проект

Фазлиева Гульнара Салиховна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_v_chemodane.pptx754.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка» Образовательный проект «Музей в чемодане. Традиционная народная кукла» Автор: Фазлиева Гульнара Салиховна

Слайд 2

Актуальность Кукла, придуманная народом, сопровождала человека всю жизнь – от рождения и до момента смерти. Ее делили на обережную, обрядовую и игровую. На занятиях мы знакомились с различными ремеслами, с народными куклами, изучили способы изготовления кукол-закруток. Куклы-закрутки самые первые среди игрушек, которые ребенок получал в подарок, но и первые, которые он мог изготовить сам. Из всего многообразия кукол-закруток мы выбрали по одной, которые соответствуют какому-либо месяцу и православному празднику или календарному дню, связанному с духовной жизнью народа, обычаями, поверьями. Сделали своими руками не только образцы кукол, но и описание к ним. Она вызвала большой интерес у наших посетителей. Поэтому мы решили продолжить работу по созданию тематических коллекций кукол закруток. Данный проект должен помочь нам обобщить самые интересные материалы и создать переносную коллекцию, которую мы могли бы показывать не только у себя в музее, но и в детских садах, школах, др. местах.

Слайд 3

Цель: обобщение знаний детей в области духовной жизни народа, знаний его традиций, обрядов и обычаев через практическую деятельность по изготовлению куколзакруток и их показ в детских образовательных учреждениях. Задачи: изучать традиции, обряды, обычаи народов, проживающих на территории России, закрепить навыки по изготовлению традиционной народной куклы, формировать навыки выступления перед группой детей, развивать навыки общения, развивать нравственные и эстетические чувства, развивать навыки духовно-нравственного поведения, приобщать детей к общечеловеческим ценностям, воспитывать нравственные качества: отзывчивость, умение сопереживать, воспитывать коллективизм и дружелюбие, воспитывать личность через творческое взаимодействие человека и окружающего его мира.

Слайд 4

Сроки реализации: 2023-2024 гг. Целевая группа: воспитанники детского сада, воспитатели Предполагаемые результаты: 1. привлечение внимания детей к народной культуре, 2. привлечение внимания подростков к работе с музейной экспозицией, 3. привлечение родителей к совместной творческой деятельности.

Слайд 5

Содержание 1. Формирование рабочей группы – сентябрь 2023 г. 2. Изучение материалов по теме «Традиционная народная кукла-закрутка» - сентябрь-декабрь 2023 г. 3. Освоение технологии изготовления кукол-закруток – сентябрь 2023 – май 2024 г. 4. Изготовление образцов кукол-закруток – сентябрь 2023– май 2024 г. 5. Составление альбома к экспозиции – март 2024 г. 6. Оформление переносной выставки «Музей в чемодане. Традиционная народная кукла» - апрель-май 2024 г. 7. Составление текста экскурсии - апрель-май 2024 г. 8. Проведение экскурсий май 2024 г. 9.Анализ работы – май 2024 г. 10.Планирование работы с экспозицией по результатам реализации проекта – май 2024 г

Слайд 6

Результаты работы по проекту 1. Подобрана литература о народной тряпичной кукле. 2. Сформированы группы детей, участвующих в изготовлении кукол-закруток для оформления экспозиции. 3. Проведена информационная работа о проекте. 4. Разработан текст экскурсии. 5. Проводятся экскурсии, мастер-классы по теме «Традиционная народная кукла - закрутка», в том числе на базе образовательного учреждения. 6. Разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Традиционная народная кукла-закрутка». 7. Методические материалы используются воспитателями детских садов.

Слайд 7

Текст экскурсии «Музей в чемодане. Традиционная народная кукла» В нашем музее хранятся разные старинные вещи: одежда, посуда, инструменты и, конечно, народные игрушки. Игрушки люди делали в старину из разного материала: дерева, глины, соломы, ниток. Занимались этим не только взрослые. Есть такие игрушки, которые называются куклы-закрутки. Делали их из ткани, добавляли разные природные материалы, например, палочки, мочало. Такие куклы могли мастерить сами дети, потому что для этого не нужны ни ножницы, ни иголки. Если ребенку было скучно, мама давала ему нитки и кусочки старой ткани. Проходило немного времени, а у дочки или сына в руках уже была новая кукла. Такие игрушки делали для забавы и называли их игровыми. Были еще куклы-закрутки обрядовые. Их делали к специальным дням, праздникам. Для того, чтобы у человека все было хорошо в жизни и ему сопутствовала удача, делали куклы-обереги. Их изготовлением занимались дети под руководством взрослых. Мы изготовили образцы некоторых народных кукол-закруток, которые служили семье в разное время, и хотим представить их вашему вниманию.

Слайд 8

Открываем чемодан Я считаю, что самой главной куклой здесь является кукла «Неразлучники». Ведь мы будем говорить с вами о семье, мире дома. А кукла эта является символом семьи. Неразлучники – свадебная славянская обрядовая кукла. Это традиционный семейный оберег родом с Севера России. Кукла была символом новой созданной семьи. Её дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце, и подвешивали впереди повозки молодоженов. Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорили о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни «рука об руку», быть вместе и в радости, и в беде. Семья – это не только муж да жена, а много детей – помощников мамы и папы. Неразлучники не просто хранились после свадьбы в красном углу горницы, но с появлением детей дополнялись «мартеничками», связанными из пучка белых нитей. «Мартеничек» символизировал ребёнка. Куклы-неразлучники раздвигались в стороны, и на общее плечо усаживались «детки» - столько, сколько их рождалось в семье. Все это действие имело глубокий смысл – такие талисманы считались символом благополучия всего семейства и бережно хранились их хозяевами.

Слайд 9

Первая кукла, которую самостоятельно мог сделать ребёнок – «пеленашка». Название эта кукла получила потому, что раньше маленьких детей туго-туго укутывали в пелёночку – пеленали. Такую куклу клали в колыбель или люльку, где спал ребёночек. Делая такую куклу, девочки учились пеленать малышей. Ведь няньками в семье они становились лет с пяти. Ну, а если ребёнок в семье был первенцем, то нянькой для него становилась бабушка или старая женщина из родственников, знакомых. Куклу «Нянюшку» делали на основе «кувадки» или «столбушки». Её одежда показывала возраст (повойник, платок). В руках Нянюшка держала одного ребёнка или нескольких.

Слайд 10

Много дел у хозяйки дома. Чтобы всё успеть, нужно работать быстро, делать все аккуратно. А помощницей во всех делах и заботах у наших далеких предков была обрядовая кукла «Десятиручка». Делали её из мочала, соломы, травы, волокон льна, ткани, ниток. На каждую ручку хозяйка загадывала особое желание: в каком деле могла ей помочь. Для спокойного сна рядом с постелью ставили Кубышку-Травницу – куклу набитую душистыми успокаивающими травами. В случае беды, болезни она и вылечить могла. Ко многим из них изготавливали в народе обрядовые куклы-закрутки. Кукла – символ Вербного воскресенья и Пасхи так и называется – «Вербница». Делали ее из красного материала. Она символизировала женщину, идущую в церковь с веточкой вербы и узелком с куличом и яйцами.

Слайд 11

Сегодня мы выбрали для показа именно этих кукол. Но существует ещё так много других, показывающих разные стороны жизни народа, его надежды, его заботы, его отношения, обычаи и традиции. Часть из них можно увидеть в нашем музее народного быта. Мы продолжаем их изучать, создавать новые коллекции, делая эти замечательные куклы своими руками. Если вам понравились наши куклы, приходите к нам на занятия, будем делать их вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)...

Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...

Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"

расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (конструирование из ниток) «Традиционная народная кукла-оберег «Мартиничка»»

Формирование у детей интереса к культуре своего народа через создание народной куклы «Мартиничка»...