Семинар-практикум для воспитателей «Знатоки русской речи».
консультация
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка.
Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 28 «Колосок»
357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Партизанская, д. 5 «а», тел. (87934)7-30-70, Е-mail: sadikkolosok28@mail.ru.
Семинар-практикум для воспитателей
«Знатоки русской речи».
Подготовила воспитатель:
Пигушина Е.Н.
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка.
Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) - нормы устной речи;
орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи;
лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
(Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности.)
Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист.
1.Августовский – августОвский1
2.асиммЕтрия – асимметрИя 2
3.бАнты – бантЫ 1
4.вклЮчит – включИт2
5.газопрОвод – газопровОд2
6.диспАнсер – диспансЕр2
7.ломОта – ломотА1
8.дремОта – дремотА1
9.зАдать – задАть2
10.зАнять – занЯть2
11.звОнит – звонИт2
12.катАлог – каталОг2
13.красИвее – красивЕе1
14.крЕпим – крепИм2
15.кУхонный – кухОнный1
16.меньшИнства – меньшинствА1
17.мусоропрОвод – мусоропровОд2
18.никчЕмный – никчЁмный2
19.обеспЕчение – обеспечЕние1
20.обОдрить – ободрИть2
21.осУжденный – осуждЁнный2
22.плЕсневеть – плесневЕть_1
23.полигрАфия – полиграфИя2
24.пОнял – понЯл1
25.премИровать – премировАть2
26.принУдить – принудИть1
27.слИвовый – сливОвый1
28.тУфля – туфлЯ1
29.углУбленное изучение – углублЁнное
30.хАос – хаОс1
Шкала оценки уровня культуры речи педагога:
0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3 – 6 ошибок – удовлетворительный;
7 – 10 ошибок – низкий.
Конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно не делать грубых ошибок.
Для следующих заданий разделимся на 2 команды.
1 задание. Исправить предложение
1команда . Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы.
2 команда. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Ответы. 1 к. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы.
2к. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание.
2задание. «Проверь себя!»
1 команда. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль). Лицо скрыто (вуаль). Крышу кроют (толь). Вымою голову (шампунь). Голова покрыта (шаль).
Ответ.Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род).
2 команда. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
Ответы. Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.
3задание -Упражнение «Актёры и зрители»
Цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации.
Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из вас подходит к столу и берёт листочек с обозначенными в них заданиями. Время на подготовку 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки и пытаются отгадать смысл показанного задания.
Инсценировки:
Необходимо пройти:
1.В босоножках по лужам.
2.Так, чтобы кого-нибудь не разбудить
3.Большую часть расстояния и вдруг понять, что забыли важные документы.
4.И вдруг увидеть человека, которому хотите понравиться.
Вот мы с вами потренировались, вспомнили некоторые правила русского языка. Раздам Вам памятки о некоторых глаголах, наиболее часто встречающиеся ошибки в речи педагогов .
Памятка.
Наиболее часто встречающиеся ошибки в речи педагогов
1.Надеть – одеть.
Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету:
надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо;
надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку.
Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.
2.ОБУТЬ
Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.
3.Есть – кушать
Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении.
В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.
В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.
4.Оплатить – заплатить.
Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п.
Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.
Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.
5.«класть» и «ложить»
Нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием.
...Глагол «класть» употребляется без приставок.
Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» — просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.
Воспитатель: Пигушина Е.Н.
Команда №1
1 задание. Исправить предложение
Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы.
2задание. «Проверь себя!»
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль). Лицо скрыто (вуаль). Крышу кроют (толь). Вымою голову (шампунь). Голова покрыта (шаль).
Команда №2
1 задание. Исправить предложение
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание.
2задание. «Проверь себя!»
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум"Кто хочет стать знатоком проектной деятельности"
История возникновения проектного метода, цели и этапы проектногот обучения, составные компоненты метода проектов....

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: систематизировать знания педагогов о русских народных сказках для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...

Семинар-практикум для младших воспитателей "Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни дошкольников"
https://youtu.be/X-3oz-jP7CY...

