семинар-практикум"Кто хочет стать знатоком проектной деятельности"
методическая разработка на тему

Иващенко Алла Михайловна

История возникновения проектного метода, цели и этапы проектногот обучения, составные компоненты метода проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Материалы к педсовету.

  Если человек загадывает на год, он сеет хлеб.

   Если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья.

   А если человек загадывает на века, он воспитывает детей.

                                                                          Японская мудрость.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать,

Что-то вспомнить,  повторить,

Что не знаем подучить.

                                                                Повестка дня:

1. Современным детям – современный воспитатель.

    Ответственный – старший воспитатель Иващенко А.М.

2. Организационно – педагогические условия реализации модели личностного роста участников образовательного процесса в ДОУ.

3. «Моя педагогическая философия».

1. Вводное слово.

    Профессия воспитателя, известная с античных времён, возникла, когда в человеческом обществе появилась потребность в воспитании и обучении детей. На заре человечества воспитание было включено в поток самой жизни. В совместной жизнедеятельности с родителями и другими взрослыми растущий человек приучался не только к выполнению трудовых операций, но и к следованию нормам жизни в семье, он впитывал присущие этой общности ценности, традиции, верования, образ жизни.

    С развитием общества воспитание и обучение превратилось в особые виды деятельности, для которых потребовались специальные люди.

   Воспитатель-  лицо, осуществляющие воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни другого человека. Нет специальности, которая предъявляла столь разнообразные требования к личности. И как трудно найти лиц, удовлетворяющих всем этим требованиям. Профессия «Воспитатель» прошла большой путь : от присмотра за детьми до важной и социально значимой. Требования, предъявляемые к воспитателю, со временем дополнялись и расширялись от только личностных качеств и свойств характера самого воспитателя до профессиональных умений  и профессиональной подготовки.

     Дошкольное образовательное учреждение, работающее традиционно, стало лишь частично удовлетворять представлениям и требованиям родителей – основных потребителей образовательных услуг. Повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в ДОУ.

    В настоящее время многие из них работают в поисковом режиме, развивают инновационные процессы в содержании образования и обучения, организации методической работы.    Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств.

     Требования учиться на протяжении всей жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое  звучание, педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями.

     Педагог самая уважаемая в мире профессия. А что на самом деле происходит в нашем обществе? Поскольку эта профессия одна из самых низко оплачиваемых, то к нашим детям нередко попадают  случайные люди, но педагогами должны называться лучшие из лучших, умеющие отстаивать свою позицию, собственные мнения и действия.

      Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Но не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения. Но к творческому поиску средств и методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

2. Информация по итоговым таблицам педагогов ДОУ.

3. Необходимые условия достижения педагогом высокого проф. мастерства:

  1. Любовь к своей профессии и к детям;
  2. Хорошие профессиональные знания;
  3. Развитые педагогические способности;
  4. Умения в области  педагогической техники;
  5. Постоянная работа над собой.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творческий потенциал и педагогическое мастерство.

  1. «Имя  как аббревиатура»

Задание. Записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения с вами.

И – интересная

Р – решительная

И – инициативная

Н – независимая

А – активная

     Педагог учит ребёнка понимать жизненные ситуации, передаёт ему те знания, которые сам имеет. При этом он сам познаёт новоё, расширяет границы своих знаний вместе с детьми,  педагогами –коллегами и родителями, т. е. использует свой потенциал (возможности). Сегодня без развития своего творческого потенциала педагог не может повлиять на ребёнка и его личностное становление.

4.Вопрос: «Какого педагога больше  любят дети?»

Результаты опроса детей. «Воспитатель – это…»

Старшая группа.

  1. «Он занимается с детьми, укладывает спать, учит, воспитывает» (Саша Аула).
  2. «Они нас воспитывают, чтобы мы не баловались и жалеют нас». (Бухарь Женя).
  3. «Моют посуду, учат нас. Они хорошие» (Кулик Илья).
  4. «Воспитатель красивый, добрый» (Катя Фоменко).
  5. «Они очень хорошо с нами обращаются, читают добрые сказки. я люблю их за доброту». (Ростик)
  6. «Они работают в детском саду, чтоб нас правильно воспитывали. Я их люблю за то, что они любят нас». (Костя Чученко).

Подготовительная группа:

  1. «Воспитывает он нас, он должен быть добрым, милым. Воспитателям в детском саду тяжело работать. Я лучше в магазине кавказском буду работать» ( Лиза Максименко).
  2. «Он вежливый и дружелюбный» (Вероничка Сопко).
  3. «Няня – это тоже воспитатель. Она тоже ухаживает за нами, а воспитатель тем более. Он добрый, занимательный, культурный, привлекательный». ( Андрюша Рыбкин).
  4. «Это, конечно, Валентина Павловна. Надежда Александровна, Елена Валентиновна. Они красивые, вежливые и любимые, как моя бабуля». (Серёжа Недолугий).
  5. «Он хороший» ( Коля Сусь).
  6. «»Он хороший, воспитывает детей, заботливый, добрый и сам воспитанный» ( Коля Антоненко).
  7. «Это тот, кто воспитывает, детей в детском саду, он учит детей своим примером, он не глупый, добрый, хороший, а ещё обалденная Инна Петровна). (Олег Сысоев).

Средняя группа:

  1. «Это значит воспитывает детей в садике, придумывает игры. Он добрый. Ласковый, нежный. Работник садика. (Аня Остапенко).
  2. «Это который за детьми следит. Говорит куда не надо лезть, помогает детям. Этот человек всё делает приятное, чтобы нам нравилось». (Карина Рамазанова).

Вопрос:

Как вы считаете, какие чувство стыда или совести предохраняют ребёнка от антиобщественных поступков, развязности вседозволенности?

Дети учатся быть совестливыми, именно совестливость, чувство стыда, а не страха предохраняет человека от антиобщественных поступков. Стыд – противовес развязности и вседозволенности, поэтому слово «Стыдно»следует употреблять в работе с детьми. постепенно у детей рождается ответственность за свои поступки, умение читаться с общественным мнением, а это так важно в жизни. Говорим, что стыдно быть неряхой, он тут же приведёт себя в порядок и т.д.

Развивая свой потенциал, педагог работает над какой –то определенной теме, проблеме. Но не все педагоги понимают значимость перспективного плана по самообразованию. Этот план удобен тем, что педагог фиксирует, в какой период и что необходимо сделать, а затем отслеживает , в чём он испытывает затруднения. Поэтапное перспективное планирование дает педагогу возможность разработать парциальную программу.

  5. Каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Он позволяет более 

 более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио:

  1. статистическая
  2. накопительная
  3. практическая

                      Практическая функция портфолио:

  1. отражение умения педагога показать чувство перспективы, прогнозируя свою деятельность, полноту, разнообразие и убедительность материалов, раскрывающих основные направления и виды деятельности.
  2. осуществление педагогом сбора и обновления портфолио в течение всего срока своей профессиональной деятельности.
  3. участие в общественной жизни коллектива или вне его.
  4. представление критериев оценки качества своей деятельности.

Профессиональная компетентность педагогов и методическая работа – два взаимосвязанных компонента.

   Инфантильный, не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своё место в социуме воспитатель не научит этому детей.

     6. Профессионализм педагога, работающего с детьми, в первую очередь связан с коммуникативностью, умением строить позитивное, личностно-ориентированное взаимодействие.

     А если не умеешь?.. необходимо учиться, воспитывать в себе культуру общения. Для  этого требуется осознать в себе следующее:

- как я выгляжу со стороны;

- каковы мои способности в понимании партнёра;

- каковы мои сильные и слабые стороны в общении;

- что нужно корректировать в своём поведении, чтобы успешно взаимодействовать с людьми.

Упражнение «Посмотрите кто пришёл»

- представление заведующей нового воспитателя детям.

- представление детям нового ребёнка в группе.

         Упражнение «Войди в круг».

Участники становятся в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они дети. Один остаётся за кругом  - это воспитатель. Его задача – убедить дошкольников пустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Упражнение «Я люблю…»

Варианты: «Ну…люблю», «Очень люблю…», «Люблю-ю-ю…», «Люблю, люблю, люблю…» и.д.

Памятка.

  1. Старайтесь быть себе хозяином, управляйте собой. Всегда помните, что мы зависимы и свободны одновременно. Воспринимайте любую ситуацию как проблему для решения, а не повод для обид.
  2. Анализируйте собственные препятствия и препятствия других. Оставьте себе, что можете сделать вы и что не могут они. Отвечайте добром на добро и справедливостью на агрессию.
  3. Чтобы двигаться вперёд, надо преодолевать препятствия. Это трудно, но возможно. Вы ответственны за себя и за других. Вступая в общение  с другим человеком. Будьте доброжелательны.
  4. Ваша сила в спокойствии и уравновешенности. Вступая во взаимодействие с другими людьми, мы должны помнить, что каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой человек уникален. Запаситесь максимумом

    терпения, вы тоже не идеальны.

3. Анализ анкет.

Итоговый лист анкет

для воспитателей.

Как вы считаете, необходимо ли в жизни дошкольников создавать ситуации свободного выбора?

да

нет

19

-

Если Вы положительно ответили на 1-й вопрос . скажите, пожалуйста, в какие ситуации свободного выбора лично Вы  включили бы своих воспитанников?

игра

Отношения между детьми

Собств мнение

Выбор книги, игрушки

Изо-деят, констр.

одежда

Темы

для общ- я

творчество

кгн

 Своб.

деят


Спор

ная ситуац

15

6

1

9

4

1

1

1

1

5

1

Анкетирование проведено 21.01 11 года среди воспитателей ДОУ №5 и педагогов района.

Провела анкетирование старший воспитатель – Иващенко А.М.

Всего роздано анкет: 19

Выводы:

  1. Все педагоги считают, что необходимо создавать свободу выбора дошкольникам – 100%.
  2. Считают, что в игре необходимо давать право выбора -78 %.
  3. Отношения между детьми – 35%.

Януш Корчак:

«Чем больше у человека свободы, тем меньше необходимость в наказаниях».

«…Ребёнку обеспечено право на движение, еду,  тепло, труд, лечение, и взрыв радости. Где персонал, довольный условиями труда, хочет и умеет организовать, советовать и совместно с детьми руководить».

Вопрос:

чем чревато ограничение свободы выбора или полная свобода действий?

Одной из причин стресса является свобода и её ограничение. Наиболее сильным ограничителем свободы выступает чувство вины.  

Вопрос:

Какими действиями и поступками воспитателя у ребёнка может быть вызвано чувство вины?

Ситуации.

  1. Ребёнку хочется домашнюю игрушку другого ребёнка.
  2. Дети умываются , начинают брызгать водой друг на друга.
  3. Вы на экскурсии  в парке, магазине и т.д. дети не хотят возвращаться в детский сад именно сейчас, им интересно, хочется побыть дольше.
  4. Выходите на прогулку и дети сразу хочется бегать, прыгать, скакать, вертеться на месте, а у вас другие планы. Появляются замечания:

 « Не бегай! Ты что не можешь ходить как все нормальные дети?»,

« Ну что ты скачешь всё время?».

  1. Собираетесь на прогулку, предлагаете детям стать в пары. Ребёнок хочет стать не с тем, кого вы предлагаете ему Вы.
  2. Детям хочется, чтобы в группу приходили чаще гости, родители (колокольчик)
  3. Дети раскрашивают новогодние картинки. Замечание «Зачем ты раскрасила девочке волосы красным цветом?» или «у Деда Мороза всегда красная шапка!»

 Вопрос:

в каких ситуациях вы готовы предоставить детям свободу выбора?

Считаете ли вы желание ребёнка задать вопрос родителям, воспитателям, окружающим предоставлением свободы выбора?

Анализ родительских анкет.

  1. Упражнение «Самопрезентация»

Цель: самопознание, самосознание, повышение самооценки, выявление внутренних ресурсов и возможностей для личного роста.

Ход проведения:

каждый должен рассказать о тех качествах, которые он особенно ценит в себе (личностные, профессиональные) и где эти качества чаще проявляются.

Вопросы для анализа:

  1. Что вы испытывали выполняя это задание?
  2. Легко ли было войти в круг?
  1. Упражнение «Закончи предложение».

Ведущий начинает предложение . а воспитатели по очереди его продолжают. Упражнение даёт возможность поделиться друг с другом  опытом воспитания.

«Общение с ребёнком  -это…

«Когда у меня хорошее настроение, то дети…

«Когда я чего-то не знаю – это отражается на …

Заключение.

Искусство быть воспитателем так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает , всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймет и поможет в любую минуту. Кроме того ему всегда надо помнить о своём долге: ведь родители и государство возложили на него большую ответственность – вырастить достойного человека.

     В работе каждого педагога бывают ошибки, особенно от них не застрахованы люди творческие, ищущие, не останавливающиеся только на выполнении программных требований и указаний вышестоящих должностных лиц. Но главное  - вовремя их исправить, не допускать впредь, помнить о том, что имеешь дело с доверчивыми. Ранимыми существами. Постоянно расти. Работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий и опытный.

Слово психологу. Тренинг со скрепкой.

Я. Корчак : «Вы говорите:

- Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

- Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться. Сгибаться. Сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаём. А от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься. Становиться на цыпочки. Тянуться.

Чтобы не обидеть.»



Предварительный просмотр:

                                                             Материалы к педсовету.

  Если человек загадывает на год, он сеет хлеб.

   Если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья.

   А если человек загадывает на века, он воспитывает детей.

                                                                          Японская мудрость.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать,

Что-то вспомнить,  повторить,

Что не знаем подучить.

                                                                Повестка дня:

1. Современным детям – современный воспитатель.

    Ответственный – старший воспитатель Иващенко А.М.

2. Организационно – педагогические условия реализации модели личностного роста участников образовательного процесса в ДОУ.

3. «Моя педагогическая философия».

1. Вводное слово.

    Профессия воспитателя, известная с античных времён, возникла, когда в человеческом обществе появилась потребность в воспитании и обучении детей. На заре человечества воспитание было включено в поток самой жизни. В совместной жизнедеятельности с родителями и другими взрослыми растущий человек приучался не только к выполнению трудовых операций, но и к следованию нормам жизни в семье, он впитывал присущие этой общности ценности, традиции, верования, образ жизни.

    С развитием общества воспитание и обучение превратилось в особые виды деятельности, для которых потребовались специальные люди.

   Воспитатель-  лицо, осуществляющие воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни другого человека. Нет специальности, которая предъявляла столь разнообразные требования к личности. И как трудно найти лиц, удовлетворяющих всем этим требованиям. Профессия «Воспитатель» прошла большой путь : от присмотра за детьми до важной и социально значимой. Требования, предъявляемые к воспитателю, со временем дополнялись и расширялись от только личностных качеств и свойств характера самого воспитателя до профессиональных умений  и профессиональной подготовки.

     Дошкольное образовательное учреждение, работающее традиционно, стало лишь частично удовлетворять представлениям и требованиям родителей – основных потребителей образовательных услуг. Повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы в ДОУ.

    В настоящее время многие из них работают в поисковом режиме, развивают инновационные процессы в содержании образования и обучения, организации методической работы.    Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств.

     Требования учиться на протяжении всей жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое  звучание, педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями.

     Педагог самая уважаемая в мире профессия. А что на самом деле происходит в нашем обществе? Поскольку эта профессия одна из самых низко оплачиваемых, то к нашим детям нередко попадают  случайные люди, но педагогами должны называться лучшие из лучших, умеющие отстаивать свою позицию, собственные мнения и действия.

      Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Но не каждый педагог может подняться до вершины новаторства или педагогического изобретения. Но к творческому поиску средств и методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

2. Информация по итоговым таблицам педагогов ДОУ.

3. Необходимые условия достижения педагогом высокого проф. мастерства:

  1. Любовь к своей профессии и к детям;
  2. Хорошие профессиональные знания;
  3. Развитые педагогические способности;
  4. Умения в области  педагогической техники;
  5. Постоянная работа над собой.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творческий потенциал и педагогическое мастерство.

  1. «Имя  как аббревиатура»

Задание. Записать на листе бумаги тот вариант своего имени, который вы считаете наиболее приемлемым для общения с вами.

И – интересная

Р – решительная

И – инициативная

Н – независимая

А – активная

     Педагог учит ребёнка понимать жизненные ситуации, передаёт ему те знания, которые сам имеет. При этом он сам познаёт новоё, расширяет границы своих знаний вместе с детьми,  педагогами –коллегами и родителями, т. е. использует свой потенциал (возможности). Сегодня без развития своего творческого потенциала педагог не может повлиять на ребёнка и его личностное становление.

4.Вопрос: «Какого педагога больше  любят дети?»

Результаты опроса детей. «Воспитатель – это…»

Старшая группа.

  1. «Он занимается с детьми, укладывает спать, учит, воспитывает» (Саша Аула).
  2. «Они нас воспитывают, чтобы мы не баловались и жалеют нас». (Бухарь Женя).
  3. «Моют посуду, учат нас. Они хорошие» (Кулик Илья).
  4. «Воспитатель красивый, добрый» (Катя Фоменко).
  5. «Они очень хорошо с нами обращаются, читают добрые сказки. я люблю их за доброту». (Ростик)
  6. «Они работают в детском саду, чтоб нас правильно воспитывали. Я их люблю за то, что они любят нас». (Костя Чученко).

Подготовительная группа:

  1. «Воспитывает он нас, он должен быть добрым, милым. Воспитателям в детском саду тяжело работать. Я лучше в магазине кавказском буду работать» ( Лиза Максименко).
  2. «Он вежливый и дружелюбный» (Вероничка Сопко).
  3. «Няня – это тоже воспитатель. Она тоже ухаживает за нами, а воспитатель тем более. Он добрый, занимательный, культурный, привлекательный». ( Андрюша Рыбкин).
  4. «Это, конечно, Валентина Павловна. Надежда Александровна, Елена Валентиновна. Они красивые, вежливые и любимые, как моя бабуля». (Серёжа Недолугий).
  5. «Он хороший» ( Коля Сусь).
  6. «»Он хороший, воспитывает детей, заботливый, добрый и сам воспитанный» ( Коля Антоненко).
  7. «Это тот, кто воспитывает, детей в детском саду, он учит детей своим примером, он не глупый, добрый, хороший, а ещё обалденная Инна Петровна). (Олег Сысоев).

Средняя группа:

  1. «Это значит воспитывает детей в садике, придумывает игры. Он добрый. Ласковый, нежный. Работник садика. (Аня Остапенко).
  2. «Это который за детьми следит. Говорит куда не надо лезть, помогает детям. Этот человек всё делает приятное, чтобы нам нравилось». (Карина Рамазанова).

Вопрос:

Как вы считаете, какие чувство стыда или совести предохраняют ребёнка от антиобщественных поступков, развязности вседозволенности?

Дети учатся быть совестливыми, именно совестливость, чувство стыда, а не страха предохраняет человека от антиобщественных поступков. Стыд – противовес развязности и вседозволенности, поэтому слово «Стыдно»следует употреблять в работе с детьми. постепенно у детей рождается ответственность за свои поступки, умение читаться с общественным мнением, а это так важно в жизни. Говорим, что стыдно быть неряхой, он тут же приведёт себя в порядок и т.д.

Развивая свой потенциал, педагог работает над какой –то определенной теме, проблеме. Но не все педагоги понимают значимость перспективного плана по самообразованию. Этот план удобен тем, что педагог фиксирует, в какой период и что необходимо сделать, а затем отслеживает , в чём он испытывает затруднения. Поэтапное перспективное планирование дает педагогу возможность разработать парциальную программу.

  5. Каждому педагогу предлагается иметь портфолио. Он позволяет более 

 более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио:

  1. статистическая
  2. накопительная
  3. практическая

                      Практическая функция портфолио:

  1. отражение умения педагога показать чувство перспективы, прогнозируя свою деятельность, полноту, разнообразие и убедительность материалов, раскрывающих основные направления и виды деятельности.
  2. осуществление педагогом сбора и обновления портфолио в течение всего срока своей профессиональной деятельности.
  3. участие в общественной жизни коллектива или вне его.
  4. представление критериев оценки качества своей деятельности.

Профессиональная компетентность педагогов и методическая работа – два взаимосвязанных компонента.

   Инфантильный, не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность; не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникативными навыками, не способный найти своё место в социуме воспитатель не научит этому детей.

     6. Профессионализм педагога, работающего с детьми, в первую очередь связан с коммуникативностью, умением строить позитивное, личностно-ориентированное взаимодействие.

     А если не умеешь?.. необходимо учиться, воспитывать в себе культуру общения. Для  этого требуется осознать в себе следующее:

- как я выгляжу со стороны;

- каковы мои способности в понимании партнёра;

- каковы мои сильные и слабые стороны в общении;

- что нужно корректировать в своём поведении, чтобы успешно взаимодействовать с людьми.

Упражнение «Посмотрите кто пришёл»

- представление заведующей нового воспитателя детям.

- представление детям нового ребёнка в группе.

         Упражнение «Войди в круг».

Участники становятся в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они дети. Один остаётся за кругом  - это воспитатель. Его задача – убедить дошкольников пустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Упражнение «Я люблю…»

Варианты: «Ну…люблю», «Очень люблю…», «Люблю-ю-ю…», «Люблю, люблю, люблю…» и.д.

Памятка.

  1. Старайтесь быть себе хозяином, управляйте собой. Всегда помните, что мы зависимы и свободны одновременно. Воспринимайте любую ситуацию как проблему для решения, а не повод для обид.
  2. Анализируйте собственные препятствия и препятствия других. Оставьте себе, что можете сделать вы и что не могут они. Отвечайте добром на добро и справедливостью на агрессию.
  3. Чтобы двигаться вперёд, надо преодолевать препятствия. Это трудно, но возможно. Вы ответственны за себя и за других. Вступая в общение  с другим человеком. Будьте доброжелательны.
  4. Ваша сила в спокойствии и уравновешенности. Вступая во взаимодействие с другими людьми, мы должны помнить, что каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой человек уникален. Запаситесь максимумом

    терпения, вы тоже не идеальны.

3. Анализ анкет.

Итоговый лист анкет

для воспитателей.

Как вы считаете, необходимо ли в жизни дошкольников создавать ситуации свободного выбора?

да

нет

19

-

Если Вы положительно ответили на 1-й вопрос . скажите, пожалуйста, в какие ситуации свободного выбора лично Вы  включили бы своих воспитанников?

игра

Отношения между детьми

Собств мнение

Выбор книги, игрушки

Изо-деят, констр.

одежда

Темы

для общ- я

творчество

кгн

 Своб.

деят


Спор

ная ситуац

15

6

1

9

4

1

1

1

1

5

1

Анкетирование проведено 21.01 11 года среди воспитателей ДОУ №5 и педагогов района.

Провела анкетирование старший воспитатель – Иващенко А.М.

Всего роздано анкет: 19

Выводы:

  1. Все педагоги считают, что необходимо создавать свободу выбора дошкольникам – 100%.
  2. Считают, что в игре необходимо давать право выбора -78 %.
  3. Отношения между детьми – 35%.

Януш Корчак:

«Чем больше у человека свободы, тем меньше необходимость в наказаниях».

«…Ребёнку обеспечено право на движение, еду,  тепло, труд, лечение, и взрыв радости. Где персонал, довольный условиями труда, хочет и умеет организовать, советовать и совместно с детьми руководить».

Вопрос:

чем чревато ограничение свободы выбора или полная свобода действий?

Одной из причин стресса является свобода и её ограничение. Наиболее сильным ограничителем свободы выступает чувство вины.  

Вопрос:

Какими действиями и поступками воспитателя у ребёнка может быть вызвано чувство вины?

Ситуации.

  1. Ребёнку хочется домашнюю игрушку другого ребёнка.
  2. Дети умываются , начинают брызгать водой друг на друга.
  3. Вы на экскурсии  в парке, магазине и т.д. дети не хотят возвращаться в детский сад именно сейчас, им интересно, хочется побыть дольше.
  4. Выходите на прогулку и дети сразу хочется бегать, прыгать, скакать, вертеться на месте, а у вас другие планы. Появляются замечания:

 « Не бегай! Ты что не можешь ходить как все нормальные дети?»,

« Ну что ты скачешь всё время?».

  1. Собираетесь на прогулку, предлагаете детям стать в пары. Ребёнок хочет стать не с тем, кого вы предлагаете ему Вы.
  2. Детям хочется, чтобы в группу приходили чаще гости, родители (колокольчик)
  3. Дети раскрашивают новогодние картинки. Замечание «Зачем ты раскрасила девочке волосы красным цветом?» или «у Деда Мороза всегда красная шапка!»

 Вопрос:

в каких ситуациях вы готовы предоставить детям свободу выбора?

Считаете ли вы желание ребёнка задать вопрос родителям, воспитателям, окружающим предоставлением свободы выбора?

Анализ родительских анкет.

  1. Упражнение «Самопрезентация»

Цель: самопознание, самосознание, повышение самооценки, выявление внутренних ресурсов и возможностей для личного роста.

Ход проведения:

каждый должен рассказать о тех качествах, которые он особенно ценит в себе (личностные, профессиональные) и где эти качества чаще проявляются.

Вопросы для анализа:

  1. Что вы испытывали выполняя это задание?
  2. Легко ли было войти в круг?
  1. Упражнение «Закончи предложение».

Ведущий начинает предложение . а воспитатели по очереди его продолжают. Упражнение даёт возможность поделиться друг с другом  опытом воспитания.

«Общение с ребёнком  -это…

«Когда у меня хорошее настроение, то дети…

«Когда я чего-то не знаю – это отражается на …

Заключение.

Искусство быть воспитателем так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает , всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который всё поймет и поможет в любую минуту. Кроме того ему всегда надо помнить о своём долге: ведь родители и государство возложили на него большую ответственность – вырастить достойного человека.

     В работе каждого педагога бывают ошибки, особенно от них не застрахованы люди творческие, ищущие, не останавливающиеся только на выполнении программных требований и указаний вышестоящих должностных лиц. Но главное  - вовремя их исправить, не допускать впредь, помнить о том, что имеешь дело с доверчивыми. Ранимыми существами. Постоянно расти. Работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий и опытный.

Слово психологу. Тренинг со скрепкой.

Я. Корчак : «Вы говорите:

- Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

- Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться. Сгибаться. Сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаём. А от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься. Становиться на цыпочки. Тянуться.

Чтобы не обидеть.»



Предварительный просмотр:

Преемственность в формировании правил поведения

в детском саду и школе.

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Подготовка детей 5-6 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику образовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Поэтому сейчас активизировался поиск путей обеспечения преемственности в содержании работы ДОУ и начальной школы, прежде всего определение новых подходов к организации образовательного процесса, принципов построения программы и использования педагогических технологий

По введению ФГОС начального образования. В связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании», ФГОС начального образования, требования к выпускникам ДОУ так же изменились, и как следствие возникает потребность в введении форм и методов работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой.

     Необходимо уделять большое внимание воспитанию у дошкольников моральных норм, связанных с отношением к предстоящей учёбе, старшим товарищам.

   Основная деятельность детей  в школе – учебная, а важнейшая предпосылка успешной учёбы – умение организовано вести себя на уроке, подчинять своё поведение определённым правилам.

    Среди причин неуспеваемости следует отметить прямо связанные с недостатком волевой регуляции поведения, неумением заставить себя выполнить указание взрослого или довести начатое дело до конца.

    Педагоги, осуществляя преемственность в обучении и воспитании между детским садом и школой, опираются не только на имеющиеся у детей знания  в области развития речи, математики и др., но и на тот нравственный багаж, с которым он пришёл в первый класс, т.е. на ранее усвоенные правила поведения в коллективе.

    Основа преемственности в том, что сформированные навыки культуры поведения ребёнка в дошкольном возрасте, основы чувств становятся тем фундаментом, на котором в начальных классах опирается учитель. Исходя из этого, необходимо определить содержание работы по воспитанию у дошкольников моральных норм поведения.

    Учителя отмечают, что у большинства детей есть желание учиться, они хорошо подготовлены по математике и грамоте, имеют навыки ручного труда. однако, учителя испытывают большие трудности в организации детей на уроках, особенно в первые дни учёбы. Дети не всегда умеют подготовить своё рабочее место. на уроках невнимательны, часто отвлекаются. Переспрашивают задание,  некоторые плохо слушают ответы друг друга, неохотно делятся с другими пособиями.

   Наблюдая за воспитанниками подготовительной группы, видим, что  многие дети небезразличны к результатам своей деятельности, прислушиваются к указаниям педагога. Стараются выполнить требования. Предъявляемые всей группе. но не могут самостоятельно контролировать свои поступки.

   Для совершенствования методов по формированию у детей навыков и правил поведения в процессе обучения необходимо тщательно проанализировать состояние работы с начальной школой и определить навыки поведения, которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу:

  1. Внимательно слушай воспитателя и с первого раза выполняй все указания;
  2. Хочешь спросить или ответить – подними руку;
  3. Выполняй задания до конца;
  4. Работай по плану. Предложенному воспитателем;
  5. Начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми;
  6. Будь внимателен к работе своего товарища, не мешай ему;
  7.  Не подсказывай на занятиях;
  8. Работай самостоятельно;
  9. Поделись с товарищем недостающим материалом.

Вместе с учителями наметить форм работы, которые необходимо провести для усвоения детьми перечисленных правил.

      Вначале учебного года надо организовать экскурсию в школу. Предварительно воспитатель должен рассказать детям, что в школе они узнают много нового, интересного, научатся читать и писать. но чтобы хорошо учиться, нужно знать правила поведения на уроке.

     Во время экскурсии в школу учителю необходимо рассадить детей за парты, рассказать о том, как нужно вести себя на уроке. Чтобы ребята лучше запомнили правила поведения  , предложить им выучить стихотворение С. Маршака «Школьнику на память»

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь,

Ответить хочешь – не шуми

 И только руку подними!

Воспитатели должны понимать. что важно не только знакомить детей с правилами поведения, но и приучать к их выполнению. В конце каждого занятия педагог, подводит итоги проделанной работы, даёт оценку тому, как вели себя дети во время выполнения задания.

     Закрепляя знания о правилах поведения. надо увязывать их с программным материалом. Который изучался на занятиях. Например, при обучении рассказыванию из коллективного опыта на тему «Как мы занимаемся» воспитатель знакомит детей со стихотворением П. Воронько «Мальчик Помогай». А затем провести беседу. Следует задать  вопрос: «Могут ли дети выполнять задание друг за друга?»  

     Воспитатель объясняет детям, что помощь товарищу на занятии заключается в том, чтобы не отвлекать его, быть внимательным к нему, если надо поделиться карандашами , красками.

     Правило поведения в учебной деятельности можно считать усвоенным, если дети осознают необходимость его выполнения    и постоянно соблюдают в различных жизненных ситуациях без напоминания со стороны взрослых и сверстников. Педагог должен использовать каждую подходящую ситуацию для воспитания детей. например, на занятии по аппликации у Кати не оказалось красной бумаги. Девочка попросила у соседа по столу, Илюши, но тот отказал ей. Воспитатель предложил детям поделиться с Катей. Многие сделали это. При анализе работ спросила: «Как вы думаете, смогла бы Катя сделать такую хорошую аппликацию, если бы Дима с ней не поделился бумагой?».

    Наблюдая за детьми первые дни в школе замечаем, что дети часто переспрашивают задание, а это отнимает у учителя много времени. Нарушение  такого правила, как «Начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми», связано с неуверенностью ребят в своих силах: они ждали , когда начнут другие, а потом не успевают закончить задание. С такими детьми надо проводить индивидуальную работу, как на занятиях, так и в повседневной жизни. воспитатели должны сформировать у дошкольников необходимые навыки, поощрять каждый, даже незначительный успех. На занятиях постоянно следить за темпом выполнения работы, дополнительно объяснять. Как её сделать. Постепенно дети приобретут уверенность, перестанут отставать от своих товарищей.

   С первых дней учёбы учителя знакомят первоклассников с «правилами для учащихся». Они стараются закрепить знания правил поведения, полученных в детском саду, раскрыть детям смысл дисциплины как условия дружной коллективной работы. разъясняя первоклассникам способы выполнения предъявляемых требований необходимо напоминать: «Во время ответа товарища нельзя поднимать руку, т.к. он будет волноваться и не сможет хорошо ответить. Внимательно слушайте и запоминайте, что расскажет Миша правильно и какие допустит ошибки. Этим вы поможете ему сами лучше усвоить материал».

    Обязательные элементы занятий по формированию правил поведения у детей:

- фронтальные занятия;

- показ того, как надо поступать в том или ином случае ( моделирование ситуаций);

- наглядность;

- игровые приёмы;

- закрепление правил, проводимое в игровой форме.

   Поступая в первый класс, ребёнок осознаёт важность, нужность своих новых обязанностей и дел. Поэтому воспринимает новые школьные требования с желанием и готовностью выполнять их. Учитель занимает в этот период особое место в его жизни. каждое слово учителя, его требование – закон для детей. если они не выполняют их, то, как правило, только потому, что не умеют управлять своим поведением. Первоклассникам свойственно стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Кроме того, дети стараются подражать тем ученикам, которых учитель ставит в пример.

   С поступлением детей в школу основным видом их деятельности становится учение, но игра по-прежнему занимает значительное место  в их жизни. Коллективные игры сплачивают детей формируют товарищеские отношения между ними. Поэтому учителя первых классов должны вводить в свои уроки игровые моменты («Молчанка», «Найди своё место», «Считай да не ошибись», «Эстафета»).

    В процессе игровой  деятельности воспитываются наблюдательность, самообладание и другие положительные черты характера. В первом классе на переменах ив группах продлённого дня проводить игры: «Узнай по голосу», «Кто что любит делать», «Комплименты», «Город вежливых».

   Формирование правил поведения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного контроля за их выполнением, как на уроке, так ив повседневной жизни.

    По мере усвоения детьми «Правил будущего первоклассника» педагогам следует переходить к разъяснению «Правил    товарищества», «Правил дружной работы, «Правил честной игры и состязаний», «Правил вежливости». Проводить беседы на темы «Как вести себя в классе», «Как вести себя на улице и в общественных местах», «Береги учебные и личные вещи», «Будь вежлив, уважай старших».

     Готовясь к очередной беседе, целесообразно разучить с детьми стихи, песни, небольшие инсценировки, поручить ребятам подготовить рисунки, сделать сатирические зарисовки. в беседы о правилах поведения обязательно включать примеры из жизни детей, их поступки в различных ситуациях, которые обсуждаются и оцениваются.

   При такой постановке преемственности детского сада и школы в воспитании правил поведения работа  даст свои положительные результаты.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума в ДОУ на тему: "Театрально-игровая деятельность в ДОУ"

Вашему вниманию предлагается семинар-практикум для педагогов на тему: «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»Форма проведения: театральный ринг...

Семинар - практикум «Разработка групповых проектов на основе проектно- исследовательской деятельности».

Основной целью этого семинара - практикума являетя повышение профессиональной компетенции педагогов....

Педсовет "Кто хочет стать знатоком проектного метода"

Педсовет проходит в форме импровизированной игры с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через инте...

Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"

Деловая игра "Кто хочет стать знатоком проектного метода?"...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...