Доклад "Технология проектной деятельности"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №7
Доклад
"Технология проектной деятельности"
Подготовила воспитатель:
Петухова Е.С
пгт Серышево 2024г.
Проектная деятельность в ДОУ
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. ( слайд 2 )
Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. ( слайд 3)
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). ( слайд 4)
Классификация проектов
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов: ( слайд 5)
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Е.Евдокимова выделили три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. ( слайд 6)
Первый этап –подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ( слайд 7)
Последовательность работы педагога над проектом
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности ( СЛАЙД 8)
1 этап подготовительный
«Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
2 этап основной
«Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные типы деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
3 этап заключительный
«Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
4 этап
«Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный ( 16 октября по 20 октября 2017 год)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители №8, МАДОУ№7
Вид детской деятельности: продуктивная. играя, коммутативная
Интеграция образовательных областей : художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Проблема. В век компьютерных технологий, прогресса, занятости родителей очень часто мы сталкиваемся с тем, что наши дети, к сожалению меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству.
Дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей. А кто как не взрослый – педагоги и родители должны ввести ребенка в этот удивительный мир сказок.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Так же проблема еще и в том, что родители подчас упускают уникальную возможность приобщать своего ребенка к чудесному, волшебному миру сказок.
Актуальность проекта. Учитывая данную проблему, мы, педагоги должны совместно с родителями научится работать в «команде». Понять и принять понимание и значение устного народного творчества в художественно-эстетическом развитии детей. Духовно-нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев, закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Проект поможет достичь родителям позитивной открытости по отношению к детскому саду, детям. Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей родителей и педагогов.
Цель проекта: способствовать формированию эмоционального отношения к устному народному творчеству (сказкам) через совместную деятельность детского сада и семьи.
Задачи проекта:
- создание условий для развития предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений устного народного творчества (сказок);
- способствовать формированию эмоционального отношения к сказкам;
- развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей детей и родителей;
- формирование сотворчества детей и родителей в совместном освоении данной темы
Предполагаемый результат
Дети должны проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
- Знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
- Уметь использовать различные средства выразительности;
- Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
- Расширятся знания детей о сказочном мире, о его положительных и отрицательных героях
- Пополнится словарный запас
Этапы реализации проекта:
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с родителям по теме проекта.
2 этап – основной:
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
3. Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных по сказкам
- оказание информационной и методической помощи родителям.
- организация тематических выставок,
Презентация проекта: 3 этап – заключительный:
Театрализованная постановка сказки «теремок » для детей младшей группы, изготовление книги для детей мл. группы " Путешествие по сказкам"
Основные формы реализации проекта:
- чтение художественной литературы;
- интегрированные занятия;
- продуктивная деятельность
- музыкальные гостиные;
- игры –импровизации, хороводные игры; подвижные игры
- просмотр мультфильмов
- викторина.
Перспективное план
Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимные моменты | Совместная деятельность родителей, педагогов и детей |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Сказка ложь – да в ней намек», «В гостях у бабушки Загадушки» Интегрированное занятие «В гостях у сказки» | Сюжетно-ролевые игры: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Репка» Диалог: «Какие герои остались одни дома, как нужно было вести себя правильно» Проблемные ситуации: «Чему учат сказки?», «Этого не должно было быть», «Чему учат пословицы?» Трудовая деятельность: ремонт книг. Изготовление масок Дидактические игры: «Составь цепочку», «Что лишнее», «Угадай и назови сказку», «Герои сказок в пазлах» | Консультации для родителей"Открываем в сказку дверь» |
Познавательное развитие | Беседа «Мир сказок» Игра - путешествие «По следам сказок» Игра-викторина «Знаешь ли ты сказки?» ФЭМП«В гостях у сказок» | Просмотр презентаций: «Путешествие в страну сказок», «Персонажи русских народных сказок». Рассматривание работ художников—иллюстраторов: В. Г. Сутеева, Б.А. Дехтерева, Н.А. Устинова, Ю.А. Васнецова и др. Кроссворд по сказкам Проблемная ситуация – эксперимент «Что можно изменить?» Дидактическая игра «Из какой сказки предмет?», «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?». | Консультация«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» |
Речевое развитие | Конкурс рассказов «Любимая сказка нашей семьи» Рассматривание и обсуждение репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»Пересказ по ролям сказки «У страха глаза велики» Пересказ сказки «Лиса и рак» | Дидактическая игра «Поиграем в сказку» Выставка репродукций к сказкам. Составление рассказов по серии картинок. Словесные игры «Узнай героя по описанию», «Подбери рифму», «Повтори фразу по-разному». Игра-перевертыш «Исправь ошибку» Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…» | Чтение с детьми сказок по желанию детей Речевой тренинг «Повтори чистоговорку» |
Физическое развитие | Спортивно-физкультурный досуг «Там, на неведомых дорожках» Физическая культура «Построим новый теремок» Физическая культура на воздухе«Сказочное путешествие» | Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса»,«Медведь и пчелы», «Гуси-Лебеди» Физкультминутка «В темном лесу есть избушка», «Иван-Царевич», «Сказка даст нам отдохнуть» | Картотека для родителей «Русские народные подвижные игры» Подвижные игры с детьми на улице |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Зайчишка - трусишка и храбришка» Аппликация «Мой любимый мишка» (по сказке «Три медведя») Сюжетная лепкапо мотивам русской народной сказки «Колобок» Конструированиеиз бумаги «Царевна-лягушка» Интегрированная музыкальная деятельность «Сказочные песни» | Рисование по замыслу «Мои любимые сказочные герои» Конструирование по замыслу «Где живут герои сказок» Инсценировка отрывков из сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Заяц-хваста», «Сивка-бурка», «Царевна-Лягушка» Прослушивание музыки в записи «Полет шмеля» (фрагмент из оперы Римского-Корсакова); «Сказка о царе Салтане». Музыкально-ритмические движения «Танец с хлопками» | Семейный мини – театр «Играем в сказку» |
Заключение : этап рефлексии
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям, активизируется потребность к чтению,. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества(в лепке и рисовании), умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества .У родителей появляется стремление, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
Наглядные пособия: игры, картотеки.
Презентации по сказкам
Консультации для родителей.
Фотовыставка.
Изготовление книжки - малышки " Путешествие по сказкам"
Презентация проекта: Театрализованная постановка сказки «теремок » для детей младшей группы, изготовление книги для детей мл. группы " Путешествие по сказкам"
ВЫВОД: В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ»
Технология проектной деятельностив ДОУ...

Доклад «Инновационная проектная деятельность с использованием ЛЕГО технологии для дошкольников»
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к оргнизации работы ДОУ. Применение инновационных под...

Доклад по теме: "Технология проектной деятельности"
Материал предназначен для педагогов детского сада....

Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)
Доклад «Использование технологий проектной деятельности в ДОУ» (из опыта работы)...
Доклад: "Технология проектной деятельности"
Доклад: "Технология проектной деятельности"...

Доклад " Технологии проектной деятельности в работе педагога дошкольных образовательных организаций"
Доклад"Технологии проектной деятельности в работе педагога дошкольных образовательных организаций"...

