Доклад " Технологии проектной деятельности в работе педагога дошкольных образовательных организаций"
учебно-методический материал (средняя группа)

Петухова  Евгения Сергеевна

 

 

Доклад

"Технологии проектной деятельности  в работе педагога дошкольных образовательных организаций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №7пгт Серышево

(МАДОУ Детский сад №7 пгт Серышево)

Доклад

" Применения используемых технологий проектной деятельности "

Подготовила:  

Петухова Евгения Сергеевна, воспитатель

первой  квалификационной категории.

пгт Серышево 2024г.

       В условиях введения ФГОС современному дошкольному образованию в условиях требуются методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

         Одной из самых актуальных проблем в современной педагогике остается проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

          Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.

          Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают: - стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей - умение ставить цель деятельности - осуществление элементарного планирования деятельности - реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

         Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»

           С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения.

       В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.

           Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность. 

             Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

            Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.

          Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.  Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Четкая структура содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.

        Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

            Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельность используют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности.

                     Проектная деятельность состоит из следующих этапов:

1.проблематизация,

2.целепологание,

3.сбор информации,

4.планирование (составление алгоритма действий),

5.рефлексия,

6.презентация.

                 Открытая образовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всех участников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

          В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив:

 - «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

- Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности. Кроме детей участниками проектов становятся и родители. Вся семья, включая детей, участвуют в реализации проекта, например - прочитать нужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить в альбом, повторить пальчиковую гимнастику, замесить соленое тесто и т.д. Дети, приходя в группу, показывают и рассказывают, что они делали с родителями дома.

         Эта подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается только придумать самим «события». Например («День рождения Мишутки», «Любимые игрушки», «В гостях у сказки» и т.д.).

          Знания, приобретенные детьми, в таких образовательных проектах становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности.

           Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО.

         Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Метод проектов и его применение в современном дошкольном образовании

         Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.

            Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

           Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци.

         В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

            Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.

         Проектная деятельность стимулирует над ситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.

         Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

        Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

• практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

• нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

• интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

         Проектная деятельность включает в себя:

• задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

• целенаправленную детскую деятельность;

• формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

• результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

         Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.

          По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

        Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.

       Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

         Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:

  1. Погружение в проект;
  2. Организация деятельности;
  3. Осуществление деятельности;
  4. Презентация результатов.

           Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как:

  • Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
  • Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

     Этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях.

Воспитатель

Дети

Погружение в проект

Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

Вводит детей в проблему , активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее.

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

Организация деятельности

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует:

- группы детей;

-распределяет роли, ответственность;

-планирование детской деятельности по решению задач проекта;

-формы презентации результатов, итогов работы

Распределяются по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

       Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

        Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

        В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Задачи исследовательской деятельности:

В  младшем дошкольном возрасте– это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте– это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

            Основные новообразования возраста:

  • опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые;
  • образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

       Ведущий вид деятельности: предметная и предметно- манипулятивная.

            Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной.

            Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета.

         Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании.

         Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей.

     Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

Задачи исследовательской деятельности:

В младшем дошкольном возрасте– это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи обучения:

• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

• приобщать детей к процессу познания;

• формировать различные представления;

• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

• формирование эмоциональной заинтересованности;

• знакомство с предметами и действиями с ними;

• развитие мышления и воображения;

• речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

• осознание поставленной цели;

• овладение различными способами решения поставленных задач;

• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

• поиск различных средств достижения цели.

Типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие,

игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник

от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в

контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей,

учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и

долгосрочный.

Старший дошкольный возраст

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.
Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность; учебная и исследовательская деятельность.

Задачи исследовательской деятельности:

В старшем дошкольном возрасте– это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задачи обучения:

• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

• потребности в создании собственной картины мира;

• навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

• выявить проблему;

• самостоятельно искать нужное решение;

• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

• самостоятельно анализировать полученные результаты.

          Использование метода проектов в моей практике позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Способствует активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера; развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. К тому же позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

        Моя педагогическая практика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннего имеет большое значение для развития личности ребенка. В раннем возрасте закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

                 Работая с детьми раннего возраста, я увидела, что сам ребенок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И моя роль, как педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.

             Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился.

            При разработке занятий   по методу проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляю перспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, по отношению к самым маленьким моим воспитанникам проектная деятельность во многом упрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их к деятельности.

       В проектной деятельности я использую продуктивные методы и приемы.

      1.Метод проблемного изложения – это устный монолог воспитателя, который активизирует мыслительную деятельность через создание проблемной ситуации и последующее изложение по ее разрешению. Грамотно построенное проблемное изложение подталкивает детей к получению новых знаний, а не дает их в готовом виде.

2.Метод эвристического диалога – это вопросно-ответный способ организации процесса обучения, в котором вопрос имеет проблемный характер, а ответ является результатом активного поиска детей, под руководством воспитателя.

В рамках эвристического диалога (беседы) учебная деятельность развивается по схеме:

1. Организация проблемной ситуации.

2. Выдвижение гипотез.

3. Обоснование и доказательство.

4. Вывод.

Применение продуктивных методов и приемов в деятельности, позволяет мне активно формировать у детей познавательные и коммуникативные способности, интерес к окружающему, обогащать опыт творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Создание  системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. известно, что исполь...

Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.

В последнее годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

Использование ИК – технологий в деятельности учителя – логопеда дошкольной образовательной организации.

В последнее годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что исполь...

Планирование и организация кружковой работы педагога дошкольной образовательной организации

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государ...

Интегрирование современных форм работы педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках социального партнерства.

Проект " Навигатор здоровья"Создание единого образовательного пространства: «Детский сад - физкультурно-оздоровительные комплексы – семья», подготовка детей дошкольного воз...