Проект "Рыбная неделя".
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное детское образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №37 г. Калининграда
Краткосрочный проект по теме:
«Рыбная неделя».
Автор составитель:
Пичужкина В.А.
Калининград
2024 г.
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Актуальность проекта…………………………………………………………5
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………..5
4. Этапы реализации проекта программы……………………………………….9
6. План мероприятий ……………………………………………………………10
7. Ресурсы ………………………………………………………………………..13
8. Выводы ………………………………………………………………………..13
9.Литература …………………………………………………………………...14
Введение
Писатель натуралист Николай Сладков писал о рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек, тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых! Рыбы — дети воды : где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!». Дети узнают, что тело всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт, а зимой почти не растёт. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Жабры нужны для дыхания. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение — «боками!».
Актуальность проекта
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.
Совместные наблюдения, просмотр презентации, видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
Стратегическая цель: Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Тактические цели:
1. Создать благоприятную обстановку в группе и сформировать у детей старшего возраста представления о подводном мире и рыбах Калининградской области;
2. Сформировать представление семейных ценностей.
3. Организовать поэтапное оформление экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Образовательные:
- Расширять представления детей об обитателях водоёмов и Балтийского моря, формировать умение размышлять.
- Развивать умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
- Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
2. Воспитательные:
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;
- Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
3. Оздоровительные:
- Способствовать позитивному психоэмоциональному развитию ребенка.
Ожидаемые результаты и продукты:
1. Выставка творческих работ «Рыбы».
2. Организация мини-музея «Всё о рыбах».
3. Беседа о рыбах Калининградской области;
4. Заинтересованность, проявление познавательной активности.
Данный проект по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ реализуется в три этапа:
1. Подготовительный. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта. Разработка конспектов мероприятий.
Опрос детей по данной теме с целью выявления имеющихся у них знаний.
2. Основной. Просмотр презентации «Водные обитатели».
Беседа о рыбах в старшей группе. Занятие по художественно-эстетическому развитию: «Лепка "Такие разные рыбки". (пластилинография)
Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме». Рисование «Подводное царство». Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «По щучьему велению». Мультпросмотр сказки «По щучьему велению». Выставка рисунков: «Подводное царство». Экскурсия на пищеблок (кухня)
Мамины рецепты (делимся рецептами и фото приготовления блюд из рыбы)
Консультации для родителей: «Рыба, чем она полезна?»
3. Итоговый. Анализ деятельности.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Укрепление семейных ценностей;
2. Развитие экологического воспитания детей;
3. Расширение знаний детей о пользе рыбы.
При реализации данного проекта использовались принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Пути решения проекта:
• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 неделю: с «16.05» 2025 г. по «20.06» 2025 года.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Изучить методическую и художественную литературу по теме проекта и разработать конспект мероприятий. | 16.05 |
2. | Практический этап | Просмотр презентации «Водные обитатели Калининградской области». Рассматривание строения тела рыб. Лепка «Такие разные рыбки» (пластилинография) . Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме». Рисование «Подводное царство». Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «По щучьему велению». Экскурсия на пищеблок (кухня). | 17.06-19.06 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Выставка детских работ «Подводное царство» | 20.06 |
План мероприятий.
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | Проведение утренней гимнастики. | Утренняя гимнастика. |
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | Сюжетно-ролевые игры: «Рыбак и рыбка» | Сюжетно-ролевые игры. |
3. | «Познавательное развитие» | Изготовление рыб из различного конструктора, выкладывание из счётных палочек. Собирание пазлов «Рыбы». Магнитная рыбалка. | Дидактические игры. |
4. | «Речевое развитие» | Беседы о рыбах и морских обитателях. Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Знакомство и разучивание пословиц о рыбалке, рыбах. Игра «Скажи наоборот». | ОД |
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | Лепка "Такие разные рыбки". (пластилинография). Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме». Рисование «Подводное царство». | ОД |
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационные ресурсы:
- интернет-порталы.
- методическая литература.
Учебно-методические ресурсы:
- наглядное пособие «Рыбы».
Материально-технические ресурсы:
- компьютер.
Критерии оценивания проекта:
1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
Выводы:
1. Дети познакомились с понятиями «морские животные», рыбы (речные, морские), «моллюски». Имеют представления о некоторых особенностях строения тела водных обитателей в связи с их жизнью в воде, особенностях их передвижения (плавают, ползают), способах маскировки, об уникальности каждого вида. Ознакомились с представлениями о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Узнали о важности употребления рыбы в своём рационе.
2. У воспитанников сформированы представления положительного образа семьи, семейных ценностей.
3. Получили положительный эмоциональный заряд при проведении всего проекта.
Использованная литература:
1. Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2016.
3. Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «2-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
5. Лыкова И.А.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», - М.: «Карапуз», 2009, 144 с.
6. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
7. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы с детьми по темам «Неделя города», «Сказочная неделя», «Урожайная неделя», «Неделя познания», «Праздничная неделя»
Тематическое планирование для старшей общеобразовательной группы детского сада...

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"
Иногда написание отчета о проведении тематической недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на октябрь месяц. Темы (1 неделя - "Изменения в природе", 2 неделя - "Овощи, фрукты", 3 неделя - "Откуда хлеб пришёл?" , 4 неделя - "Мир домашних животных", 5 неделя - "Мир диких животных").
Темы (1 неделя - "Изменения в природе", 2 неделя - "Овощи, фрукты", 3 неделя - "Откуда хлеб пришёл?" , 4 неделя - "Мир домашних животных", 5 неделя - "Мир ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Декабрь месяц (Темы: 1 неделя - "Мир сказок", 2 неделя - "Зима не лето - в шубу одета", 3 неделя - "Мастерская Деда Мороза", 4 неделя - "Новый год стучится в дверь, открывай ему скорей"
Календарно - театическое планирование для второй младшей группы на Декабрь месяц....

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".
Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»
Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...

Грамота администации МБДОУ "Детский сад им.Ю.А. Гагарина" за активное участие в проведении "Недели здоровья - 21", "Недели здоровья-22", "Неделя здоровья-23"
Привлечение детей и родителей к здоровому образу жизни....