Проект "Рыбная неделя".
материал (старшая группа)

Краткосрочный проект "Рыбная неделя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рыбы31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №37 г. Калининграда

Краткосрочный проект по теме:

«Рыбная неделя».

Автор составитель:

Пичужкина В.А.

Калининград

2024 г.

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………..3

2. Актуальность проекта…………………………………………………………5

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…………………………..5

4. Этапы реализации проекта программы……………………………………….9

6. План мероприятий ……………………………………………………………10

7. Ресурсы ………………………………………………………………………..13

8. Выводы ………………………………………………………………………..13

9.Литература …………………………………………………………………...14

Введение

Писатель натуралист Николай Сладков писал о рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек, тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых! Рыбы — дети воды : где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!». Дети узнают, что тело всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт, а зимой почти не растёт. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Жабры нужны для дыхания. Хвостовой плавник-весло движет рыбу в воде. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение — «боками!».

Актуальность проекта

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.

Совместные наблюдения, просмотр презентации, видеофильмов и чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Стратегическая цель: Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Тактические цели:

1. Создать благоприятную обстановку в группе и сформировать у детей старшего возраста представления о подводном мире и рыбах Калининградской области;

2. Сформировать представление семейных ценностей.

3. Организовать поэтапное оформление экологического воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Расширять представления детей об обитателях водоёмов и Балтийского моря, формировать умение размышлять.
  • Развивать умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

2. Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, обогащать словарь новыми словами;
  • Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.  

 3. Оздоровительные:

  • Способствовать позитивному психоэмоциональному  развитию ребенка.

Ожидаемые результаты и продукты:

1. Выставка творческих работ «Рыбы».

2. Организация мини-музея «Всё о рыбах».

3. Беседа о рыбах Калининградской области;

4. Заинтересованность, проявление познавательной активности.

Данный проект по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ реализуется в три этапа:

1. Подготовительный. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта. Разработка конспектов мероприятий.

Опрос детей по данной теме с целью выявления имеющихся у них знаний.

2. Основной. Просмотр презентации «Водные обитатели».

Беседа о рыбах в старшей группе. Занятие по художественно-эстетическому развитию: «Лепка "Такие разные рыбки". (пластилинография)

Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме». Рисование «Подводное царство».  Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка?»

Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «По щучьему велению». Мультпросмотр сказки «По щучьему велению». Выставка рисунков: «Подводное царство». Экскурсия на пищеблок (кухня)

Мамины рецепты (делимся рецептами и фото приготовления блюд из рыбы)

Консультации для родителей: «Рыба, чем она полезна?»

3. Итоговый.  Анализ деятельности.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Укрепление семейных ценностей;

2. Развитие экологического воспитания детей;

3. Расширение знаний детей о пользе рыбы.

При реализации данного проекта использовались принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Пути решения проекта:

• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;

• оценить риски реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 неделю: с «16.05» 2025 г. по «20.06» 2025 года.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Изучить  методическую и художественную литературу по теме проекта и разработать конспект мероприятий.

       16.05

2.

Практический этап

Просмотр презентации «Водные обитатели Калининградской области». Рассматривание строения тела рыб. Лепка «Такие разные рыбки» (пластилинография) . Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме». Рисование «Подводное царство». Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «По щучьему велению». Экскурсия на пищеблок

(кухня).

17.06-19.06

3.

Обобщающе - результативный этап

Выставка детских работ «Подводное царство»

20.06

План мероприятий.

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Проведение утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика.

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры: «Рыбак и рыбка»

Сюжетно-ролевые игры.

3.

«Познавательное развитие»

Изготовление рыб из различного конструктора, выкладывание из счётных палочек. Собирание пазлов «Рыбы». Магнитная рыбалка.

Дидактические игры.

4.

«Речевое развитие»

Беседы о рыбах и морских обитателях. Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Заучивание стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка?».

Знакомство и разучивание пословиц о рыбалке, рыбах. Игра  «Скажи наоборот».

ОД

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

Лепка "Такие разные рыбки". (пластилинография). Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме». Рисование «Подводное царство».

ОД

Ресурсное обеспечение проекта:

Информационные ресурсы:

  • интернет-порталы.
  • методическая литература.

Учебно-методические ресурсы:

  • наглядное пособие «Рыбы».

Материально-технические ресурсы:

  • компьютер.

Критерии оценивания проекта:

1. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

2. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

Выводы:

1. Дети познакомились с понятиями «морские животные», рыбы (речные, морские), «моллюски». Имеют представления о некоторых особенностях строения тела водных обитателей в связи с их жизнью в воде, особенностях их передвижения (плавают, ползают), способах маскировки, об уникальности каждого вида. Ознакомились с представлениями о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Узнали о важности употребления рыбы в своём рационе.

2. У воспитанников сформированы представления положительного образа семьи, семейных ценностей.

3. Получили положительный эмоциональный заряд при проведении всего проекта.

Использованная литература:

 1. Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2016.

3.  Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.

4. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «2-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.

5. Лыкова И.А.

«Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», - М.: «Карапуз», 2009, 144 с.

6. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям./ И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с.: - (Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчеты о проведении тематических недель во второй младшей группе: " Неделя здоровья" , "Неделя безопасности"

Иногда написание отчета о проведении  тематической  недели является небольшой сложностью, особенно для молодого специалиста: форма, стиль и т.д. Предлагаю в качестве альтернативы имеющимуся ...

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль.Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Семейные праздники - Масленица".

Календарно - тематическое планирование для второй младшей группы на Февраль. Темы недели: 1 неделя "Моя семья", 2 неделя "Мой город", 3 неделя "Мебель", 4 неделя "Се...

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели «Книжкина неделя. Неделя театра»

Календарное планирование в подготовительной группе « Б» тема недели  «Книжкина неделя. Неделя театра»Цели: приобщение детей к книге; воспитание желания к постоянному общен...