Парциальная программа Познание сенсорного развития Иванов
план-конспект занятия (младшая группа)

Парциальная программа "Познание сенсорного развития" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sensornoe_razvitiee.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Макет парциальной программы

 СОГЛАСОВАНО УО                                           УТВЕРЖДАЮ                              

г.                                                                              Заведующий «Детский сад№                                                      __________    __________                                  

  (подпись)         (Ф.И.О.)                                     ________      _____________                                                                  «____» __________________ 20 г.                      (подпись)         (Ф.И.О.)

                                                                               «____» __________________ 20 г.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Парциальная программа

«Познаем сенсорные эталоны»

для детей Младшей группы

 продолжительность программы 18 часов

Разработано:

ФИО, должность

Город, год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Новизна данной образовательной программы заключается  в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях

Актуальность парциальной программы обусловлена такими современными условиями важность сенсорного развития для общего развития умственного развития ребенка, помогает расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения и создать условия для развития самостоятельной познавательной активности

Актуальность для Родителей заключается в том, что  от уровня сенсорного развития ребенка зависит успешность его умственного, физического и эстетического воспитания

Актуальность для ребенка: воспитать интерес детей, положительные эмоции

Программа реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» с интеграций в другие образовательные области

Программа обеспечивает учёт  возрастных особенностей детей и интересов детей, а так же возможностей педагогического коллектива

Педагогическая целесообразность программы состоит в : В этом возрасте происходит формирование у детей представлений о сенсорных эталонах и развитие сенсорных способностей

1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель: создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов у детей младшего возраста  

Задачи программы:

- сформировать у воспитанников представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина)

- воспитать творчество, самостоятельность; поддерживать познавательный интерес.

- развивать мелкую моторику рук, внимание, мыслительные операции

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):

Программа рассчитана на: 1 год  

1.3. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на 2-3 года .

 В младшем дошкольном возрасте происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей тесно связано с продуктивной деятельностью.

1.5. Формы и режим образовательной деятельности

Формы образовательной деятельности в парциальной программе «Младший возраст: познаём сенсорные эталоны» включают:
Групповую. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения и удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности.
Подгрупповую. Проводят с подгруппами по 4–8 детей. Длительность занятий определяется их видом и уровнем развития детей и колеблется от 5 до 10 минут.
Индивидуальную. Занятия проводят во время самостоятельной деятельности с каждым ребёнком 2–3 раза в неделю. На индивидуальных занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материала.
Режим реализации программы следующий: занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность курса — 9 месяцев, каждое по 10–12 минут.
Программное содержание, получаемое детьми на занятиях, закрепляется воспитателем во время прогулки, в игре, при проведении режимных процессов

Методы и приёмы, используемые в парциальной программе по сенсорному развитию детей младшего возраста:
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов соединения, приёмов подбора предметов по размеру, форме, цвету, дидактических пособий, предметов.
Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание изделия по образцу, беседа).
Практический. Показ способов действия с предметами.
Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, беседа, загадки, напоминание о последовательности работы, совет.
Игровой. Дидактические игры и игровые упражнения, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребёнка к восприятию.
Исследовательский. Составление ситуаций для экспериментирования и опытов: опыты, экспериментирование.

Средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры, материалы и игрушки. В работе используются как традиционные дидактические игры и пособия, такие как пирамидки, вкладыши, конструкторы, разноцветные мячики, игры с песком и водой, формочки, мозаики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, так и самостоятельно изготовленные из разных материалов

1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения содержания рабочей программы дополнительного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из рабочих программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры  программы дополнительного образования базируются на ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение содержания рабочей программы дополнительного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

В результате прохождения программного материала дети должны знать:

  • шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;
  • пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия,
  • вкусовые качества овощей и фруктов.

 уметь:

  • идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности,
  • подбирать предметы по образцу,
  • группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина),
  • сравнивать оттенки цвета, предметы по величине,
  • чередовать предметы по величине,
  • сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета,
  • обозначать величину предметов словами,
  • воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы,
  • находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу,
  • расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей,
  • словесно описывать формы предметов.

Владеть:

  • приёмами обследования формы,
  • действиями подбора по образцу,
  • способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

В результате реализации программы создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий

1.7. Формы подведения итогов реализации программы

Оформление выставки, фотогазеты, мастер-класс

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел/Тема

Кол-во часов

Форма организации

1

Раздел 1. Величина

6

Совместная деятельность

1.1

Тема 1.1 Диагностика

1

Совместная деятельность

n

Тема 1.2 Пирамидка

1

Совместная деятельность

Тема 1.3 Кто быстрее ленту свернет

1

Совместная деятельность

1.4 Накорми мишек

1

Совместная деятельность

1.5 Построй ворота

1

Совместная деятельность

1.6 Большая и маленькие куклы

1

Совместная деятельность

2

Раздел 2. Цвет

6

Совместная деятельность

2.1

Тема 2.1Подбери блюдца к чашкам  

1

Совместная деятельность

n

2.2 Грибочки

1

Совместная деятельность

2.3 Варежки

1

Совместная деятельность

2.4 Укрась елочку шарами

1

Совместная деятельность

2.5 Разноцветные палочки

1

Совместная деятельность

2.6 Расставь карандаши по цвету

1

Совместная деятельность

3

Раздел 3. Форма

6

Совместная деятельность

3.1 Кто, где спит

1

Совместная деятельность

3.2 Магазин

1

Совместная деятельность

3.3 Строительство

1

Совместная деятельность

3.4 Путешествие

1

Совместная деятельность

3.5Найди такой же

1

Совместная деятельность

3.6 Сложи узор

1

Совместная деятельность

ИТОГО:

18

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Величина»

Тема 1.1. «Диагностика»

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Тема 1.2 «Пирамидка»

Дети собирают пирамидку из 4-5 колец

Тема 1.3 «Кто быстрее ленту свернет»

  1. Ленты, закрепленные на палочках, одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета: красная – 1м, синяя – 50см.

 Кто быстрее свернет ленту

Тема 1.4 «Накорми мишек»

Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Ребенку нужно подобрать соответствующую величине игрушке посуду.

Тема 1.5 «Построй ворота»

Кубики, кирпичики, большие и маленькие машинки. Детям нужно построить соответствующие ворота.

Тема 1.6 «Большая и маленькая куклы»

Куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие. Подобрать соответствующую посуду кукле

Раздел 2 «Цвет»

Тема 2.1 «Подбери блюдца к чашкам»

Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов. Подобрать по цвету

Тема 2.2 «Грибочки»

Двухцветные столики с грибочками (используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный, синий, жёлтый, зелёный). Соотнести по цвету

Тема 2.3 «Варежки»

Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы. Найти пару варежкам

Тема 2.4 «Укрась елочку шарами»

Елочки, кружочки 4 цветов. Нужно украсить елочку

Тема 2.5 «Разноцветные палочки»

Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов. Разместить палочки по коробочкам

Тема 2.6 «Расставь карандаши по цвету»

Цветные стаканчики, карандаши. Расставить карандаши по цвету стаканчиков

Раздел 3 «Форма»

Тема 3.1 «Кто, где спит»

Большие и маленькие круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник (фигурки-человечки). Карточки с контурными изображениями тех же фигур и той же величины.

Тема 3.2 «Магазин»

Покупка предметов определенной формы

Тема 3.3 «Строительство»

Использование определенных фигур для создания построек

Тема 3.4 «Путешествие»

Поиск предметов определенной формы

Тема 3.5 «Найди такой же»

Детям показывается фигура и они должны найти такую же среди других

Тема 3.6 «Сложи узор»

Детям предлагается составить узор из геометрических фигур по образцу

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Раздел / Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

1.Величина

2 половина

Совместная

6 занятий

1.09-31.11

1.1 Диагностика

2 половина

Совместная

1 занятие

2.09-6.09

1.2 Пирамидка

2 половина

Совместная

1 занятие

 16.09-20

1.3 Кто быстрее свернет ленту

2 половина

Совместная

1 занятие

7.10-11.10

1.4 Накорми мишек

2 половина

Совместная

1 занятие

21.10-25.10

1.5 Построй ворота

2 половина

Совместная

1 занятие

11.11-15.11

1.6 Большая и маленькая куклы

2 половина

Совместная

1 занятие

25.11-29.11

2 Раздел «Цвет»

2 половина

Совместная

6 занятий

1.12-28.02

2.1Подбери блюдца к чашкам

2 половина

Совместная

1 занятие

2.12-6.12

2.2 Грибочки

2 половина

Совместная

1 занятие

23.12-27.12

2.3 Варежки

2 половина

Совместная

1 занятие

13.01-17.01

2.4. Укрась елочку шарами

2 половина

Совместная

1 занятие

27.01-31.01

2.5 Разноцветные палочки

2 половина

Совместная

1 занятие

3.02-7.02

2.6 Расставь карандаши по цвету

2 половина

Совместная

1 занятие

17.02-21.02

Раздел 3 «Форма»

2 половина

Совместная

6 занятий

1.03-31.05

3.1 Кто, где спит

2 половина

Совместная

1 занятие

3.03-7.03

3.2 Магазин

2 половина

Совместная

1 занятие

17.03-21.03

3.3 Строительство

2 половина

Совместная

1 занятие

7.04-11.04

3.4 Путешествие

2 половина

Совместная

1 занятие

21.04.25.04

3.5 Найди такой же

2 половина

Совместная

1 занятие

12.04-16.04

3.6 Сложи узор

2 половина

Совместная

1 занятие

26.04-30.04

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дидактический материал к программе: пирамидка, лента, мишки, посудка, кубики, кирпичики, машинки, куклы, цветной картон, деревянные палочки, цветные карандаши, стаканчики, геометрические фигуры.

4. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ п/п

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Ориентируется в основных цветах

Называет их, подбирает по образцу

2

Соотносит фигуры

Накладывает на образец фигуры разной величины

3

Различает предметы по форме

Круг, овал, квадрат

4

5

Описание уровней освоения программы:

Высокий - ……

Средний - ……

Низкий - ……

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФОП ДО

2.Петрова И.В. «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ комплексных и парциальных программ познания детьми среднего дошкольного возраста окружающего мира.

В данной статье проанализированиы наиболее популярные комплексные и парциальные программы...

Современные формы взаимодействия с родителями как условие успешной реализации региональной парциальной программы по познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья!».

В данной статье речь идёт о внедрении в образовательное учреждение региональной парциальной программы по познавательному развитию "Здравствуй, мир Белогорья!"...

Парциальные программы по музыкальному развитию дошкольников

Краткий обзор парциальных программ по музыкальному развитию дошкольников, надеюсь, поможет музыкальеым руководителям, педагогам дополнительного образования (по данному направлению) и  интересующи...

Парциальная образовательная программа по сенсорному развитию «Развивай-ка»

Цель программы:формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Задачи:  Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого...

Модифицированная парциальная программа по сенсорному развитию «Сенсорный мир»

Сенсорное развитие ребенка – развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений ...

Презентация программы И. Лыковой _Цветные ладошки_ как парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Цель программы - формирование у детей раннего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....