Анализ комплексных и парциальных программ познания детьми среднего дошкольного возраста окружающего мира.
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Кулюшина Наталия Владимировна

В данной статье проанализированиы наиболее популярные комплексные и парциальные программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_programm.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ комплексных и парциальных программ познания детьми среднего дошкольного возраста окружающего мира

В настоящее время программно-методическое обеспечение дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, на его полноценное развитие, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Программа должна способствовать активному взаимодействию ребенка с миром. [ ФГТ, приказ № 655].

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие) программы - включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) программы - включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Проблемы, связанные с ознакомлением детей с окружающим миром находят отражение в комплексных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Программа воспитания и обучения в детском саду», а также в базисной программе развития ребенка «Истоки» [39].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (составители – А.В.Антонова, В.В.Гербова, О.В.Дыбина и др.; под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) является доработанным и обновленным вариантом российской Программы воспитания и обучения в детском саду (М., 1985) с учетом достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Цель программы -  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Новый вариант программы представляет широкие возможности для полноценного, социального и личностного развития ребенка. Особое внимание в программе уделено:

- формированию нравственных начал личности, трудовых умений, социального поведения;

- формированию начал национальной культуры и основ мировой культуры.

Выделен новый раздел – «Ребенок и окружающий мир: природное окружение. Экологическое воспитание» автор О.А.Соломенникова. Цель этого раздела: ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование бережного отношения к ней, воспитание экологической культуры. В программе отмечается необходимость подготовленности воспитателя к осуществлению экологического воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание в программе обращается на необходимость ознакомления детей с характерными природными особенностями родного края. Ознакомление детей с окружающим миром включено в раздел «Умственное воспитание».

Программа «Детство» (авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович).

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена была разработана программа «Детство».

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

 Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.                        Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру,  включает новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

  1. «Познание» (помощь ребенка среднего дошкольного возрастам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);
  2. «Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);
  3. «Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);
  4. «Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

 Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

 Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам.

Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его  взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и пр.) и культуры. Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления – познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе.

Большое внимание в программе уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений, так и на специальных занятиях.

Программа «Радуга» (авторы: Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьев, Т.И.Гризик, В.В.Гербова) направлена на воспитание, образование и развитие ребенка дошкольного возраста. В данной программе выделен раздел «Ребенок и окружающий его мир». Цель этого раздела: помочь научиться общению со взрослыми и сверстниками, понятно для окружающих выражать свои мысли, уметь слушать и понимать других, формировать простейшие выводы. Этот раздел тесно связан с разделом «Обучение родному и иностранному языкам». Одно из положений, на которых базируется программа, - личность представляет собой систему, основанную на отношение человека к окружающему миру, другим людям, к самому себе. В программе поставлены задачи формирования бережного и уважительного отношения к окружающему миру рукотворных предметов и сфер человеческого труда, экологического отношения к природе, разработаны и предложены эффективные технологии создания в группе спокойных и доброжелательных взаимоотношений.

Авторы программы «Радуга» ставят перед воспитателями следующие задачи:

- формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;

- приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и пр.).

Раздел программы «Мир природы» являются составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы,  формируют отношение к окружающему миру. Подводят ребенка к пониманию особой роли места человека в природе: человек не хозяин природы, а лишь ее часть; обязан считаться со всеми живущими на Земле; должен рационально использовать дары и богатства природы.

Программа «Радуга» ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. В программе предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснения вместо наблюдений, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду.

По словам авторов программы «Радуга» в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношения к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Программа «Развитие» (авторы: Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова и др.). В основе данной программы лежат: теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребенка — это амплификация развития, т. е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Это положение потребовало разработки особых, дошкольных путей развития ребенка.

Второе теоретическое положение — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это способности (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относиться к собственной деятельности.

В соответствии с данными теоретическими положениями основными целями программы явились развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми, новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Авторы программы считают, что в основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования: замещение, использование самих моделей и построение модели.

 Программа «Развитие»  состоит из следующих разделов:

  • Сенсорное воспитание (этот раздел направлен на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
  • Ознакомление с пространственными отношениями (в ходе занятий, отнесенных к этому разделу, дети учатся использовать для ориентировки наглядные модели и составлять такие модели, например, составлять карту и самостоятельно отмечать на ней дорогу от детского сада к дому).
  • Развитие элементов логического мышления (данный раздел посвящен оперированию простейшими классами).
  • Развитие элементарных математических представлений (на занятиях этого раздела дети знакомятся с основными количественными отношениями).
  • Овладение основами первоначальной грамоты (раздел посвящен изучению звукового анализа слова, умению правильно ставить ударение и т.д.).
  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (в ходе занятий данного раздела дети учатся строить свой собственный рассказ, рассказывать по плану, а также знакомятся с литературой).
  • Конструирование (на занятиях, относящихся к этому разделу, дети учатся конструировать по схеме, что способствует развитие пространственных представлений, необходимых в дальнейшем для освоения математики).
  • Развитие экологических представлений (на этих занятиях дети получают представления о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
  • Изобразительное искусство (на занятиях дети обучаются композиции, рисунку, умению выражать свое отношение графические образы).
  • Игра (этот раздел посвящен свободной творческой игре, которая развивает произвольность и межличностные отношения).
  • Режиссерская игра (занятия, включенные в данный раздел, посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; дети учатся сопровождать действия словом и выражать голосом действия персонажа).  
  • Художественное конструирование (на занятиях дети учатся строить композиции на разные темы, обучаясь при этом использовать сенсорные эталоны; при этом необходимое в ходе занятий преобразование объектов развивает мышление детей).
  • Выразительное движение (на занятиях этого раздела дети учатся передавать язык жестов и мимику).

В процессе работы по разделу «Ознакомление с природой» дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы как на занятиях, так и вне их: на прогулках, в уголке природы и т. д.

На занятиях уточняются, расширяются и систематизируются знания детей с помощью усвоения ими специальных условных обозначений тех или иных явлений природы. Учебный материал дается в соответствии со временем года. На протяжении всего обучения ведется своеобразный календарь природы — круговая диаграмма, моделирующая смену времени года. На сектора диаграммы наносятся знаки, отображающие те или иные явления данного сезона. Таким образом, дети могут наглядно проследить изменения в погоде, жизни растений и животных от одного времени года к другому.

Раздел программы «Ознакомление с природой» включает  в себя пять подразделов. Первый направлен на развитие представлений о смене времен года. Здесь уточняются представления детей о характерных особенностях каждого сезона, и формируется представление о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону.

Остальные четыре раздела соответствуют четырем временам года (осень, зима, весна, лето). На протяжении каждого сезона дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, изменениями в мире растений и животных.

Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Каждый малыш имеет свои способности, данные от природы способности надо развивать только с помощью игры, а не школьными формами обучения. В процессе игры у дошкольника формируется представление об окружающем мире. В этом помогают воспитатели-педагоги и педагог-психолог. Психологическое сопровождение обязательное условие для реализации этой программы.

Специфическое отличие от других программ - в усилении внимания к средствам обучения, формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Базисная программа «Истоки» (авторы: Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова, А.Г.Арушанова, Л.А.Парамонова и др.).  Название программы отражает особое  значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.

В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 - 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 - 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/).

Цели программы:

- разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;

- обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического, физического развития.

Раздел «Социальное развитие» содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) направлено на:

- воспитание интереса, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;

- развитие речи и речевого общения (стимулировать проявления собственной речевой активности - обращение с просьбами и предложениями, использовать новые названия предметов, побуждать грамматически изменять их и согласовывать в предложении, развивать фонематическое восприятие, совершенствовать артикуляцию и интонационную сторону речи).

В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется через:

- познание окружающего мира посредством представлений о природе и человеке (развивается интерес ко всему живому, обогащаются представления о связях между природными явлениями, обнаруживаются их отличия и общие черты, изучаются свойства природных объектов; дети приобщаются к разнообразной деятельности в природе, воспитывается бережное отношение к ней);

- культуру быта (развиваются представления об устройстве человеческого жилья и предметах домашнего обихода, устанавливаются причинно-следственные связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого он изготовлен; воспитывается умение пользоваться предметами и ряд необходимых качеств, связанных с этим, и т.п.);

- математические представления (о количестве, величине, времени, пространстве);

- конструирование (учить различению цвета, формы, пространственных характеристик; развивать сенсорно-аналитическую деятельность при восприятии объекта; формировать обобщенные представления о конструируемых объектах и способах конструирования; развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование, математические представления и речь детей и др.).

«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития - формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

В младшем дошкольном возрасте расширение идет по блокам:

- художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета, принимать участие в рассказывании знакомых произведений, потребность слушать чтение и рассказывание, обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности);

- изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства, технические навыки и различные материалы);

- музыка (слушание музыки - развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение, определять его элементарный жанр, различать тембр некоторых инструментов и звучание голоса, использовать музыкальные образы в разных видах деятельности; музыкальное движение - учить естественной и свободной пластике, умению выразить в ней характер музыки, используя различные виды основных и плясовых движений, формировать чувство музыкального ритма, воспроизводить несложные ритмические рисунки, в музыкально-двигательных этюдах использовать выразительную мимику и пантомиму, исполнять парные и образные танцы, водить хоровод;

- пение - охранять и беречь детский певческий и речевой голос, формировать умение слушать красоту звучания певческого голоса человека); игра на детских музыкальных инструментах (знакомить с тембрами различных детских музыкальных инструментов и способами звукоизвлечения, учить воспроизводить простейшие ритмические рисунки с помощью различных движений и в игре на детских ударных инструментах, привлекать к совместному музицированию и др.).

В разделе  «Физическое  развитие» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры. Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Цель раздела "Мир, в котором мы живем" - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и др.

Комплексная программа «Детский сад – дом радости» (авторы: Н.М.Крылова, В.Т.Иванова). Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова.

Задачи программы «Детский сад – дом радости»:

  • забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;
  • содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
  • содействие овладению основами духовной культуры.

Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.

Работа в группах ДОУ строится по направлениям. Так с детьми средней группы работа выстроена следующим образом:

- Первое направление: забота о здоровье и содействие амплификации физического и психического развития воспитанника как неповторимой индивидуальности.

- Второе направление: содействие разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах  самостоятельной деятельности. Сюда входят следующие подразделы: «Общение», «Речь», «Конструирование», «Труд», «Игра», «Песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество», «Танцевально-игровое творчество».

- Третье направление: приобщение к основам духовной культуры и интеллигентности. В него входят такие подразделы: «Человек и общество», «Основы экологической культуры», «Введение в мир науки и техники», «Введение в мир географии», «Введение в мир астрономии», «Введение в мир математики».

В программе «Детский сад – дом радости» особое внимание уделяется игровой деятельности, которая позволяет, с одной стороны, раскрыться индивидуальности ребенка, а с другой – формировать навыки коллективной деятельности, умение жить в социуме. Авторы придерживаются точки зрения, что игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью детей. Только в этом случае реализуется специфическое воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия.

Проанализировав комплексные дошкольные образовательные программы, мы считаем, что данные программы обеспечивают возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомство с родным городом, его историей и традициями; обеспечивают развитие любознательности, познавательной активности, стимулирование познания окружающего мира  (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа). Данные программы, на наш взгляд, способствуют активному взаимодействию ребенка с миром.

Согласно современным исследованиям Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, В.И.Логиновой, З.И.Михайловой содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):

  1. мир природы;
  2. мир людей;
  3. мир предметов.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с миром природы в дополнение к основным, комплексным программам используются парциальные программы с экологической направленностью.

В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию детей  дошкольного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург), Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва),   ряд региональных программ. Так, ядром содержания программы Н.Н. Кондратьевой «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять» [16, с. 57].

При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы. Н.Н. Кондратьева входила также в коллектив авторов методического пособия по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Мир природы и ребенок» (Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева). Дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» комплексной программы «Детство».

С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм  и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» и «Повышение квалификации работников ДОУ».

Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях [20, с. 50].

Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Цель программы «Семицветик»  (авторы: В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова) — способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки. Блоки составлены из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». В тему «Природа» входит все, что относится к проявлениям природы на нашей планете: четыре царства природы (минеральное, растительное, животное, человеческое) и четыре стихии (земля, воздух, огонь, вода). А также все, что существует вне Земли, т.е. космос. Тема «Человек» рассматривается с позиции высоких духовно-нравственных качеств. Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». В программе выделены основные задачи по тематическим блокам. В основе построения программы лежит органичная связь тематического плана  с временами года и сезонными проявлениями природы, взаимосвязь тем с фенологическим, в отдельных случаях с астрономическим, народным и существующим социально-бытовым календарем. В фенологическом календаре отражена жизнь природы, в астрономическом – движение Солнца и светил, в народном – даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном – основные праздники и даты. Программа предполагает постепенный переход от более обобщенной, символической и образной формы подачи материала в среднем возрасте к более детальному его постижению и расширению, усложнению задач в старшем.  

Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» характеризуется блочно-тематическим планированием: выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Цель данной программы – формировать у детей дошкольного возраста целостные представления и природе как живом организме.  В настоящее время эта программа часто используется в сочетании с программой  Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа», особенно в детских садах, занимающихся эколого-эстетическим направлением.

Выделяются программы по преобладанию в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.). В качестве примеров могут быть рассмотрены программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва), «Я – человек» С.А.Козловой. Т.В. Потапова в программе «Надежда» наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяет формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования (полное название программы — «программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека»). Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром... следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать... щадящим и сберегающим образом» [18, с. 204].

Программа Р.Б. Стеркиной, О.Князевой по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» направлена на формирование эмоционально сферы и развитие социальной компетентности ребенка. Данная программа помогает решить комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности. В программе представлены следующие разделы:

- уверенность в себе;

- чувства, желания, взгляды;

- социальные навыки.

Образовательное содержание программы может включаться в контекст занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и ручному труду, в музыкальных и физкультурных занятиях, а также использоваться в ходе организации индивидуальной и групповой работы с детьми в течение дня.

Программа «Я – человек» С.А.Козловой является программой приобщения ребенка к социальному миру.  Цель программы – помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;  на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям. Программа включает в себя четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Разделы программы: «что я знаю о себе», «кто такие взрослые», «человек-творец», «Земля – наш общий дом». Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

(О. Л. Князева, М. Д. Маханева) определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.  Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет, включает перспективное и календарное планирование. Предлагает новые организационно-методические формы работы; содержит информационные материалы из различных литературных, исторических, этнографических, искусствоведческих и других источников.

Программа «Непреходящие ценности малой Родины (Е. В. Пчелинцева) посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет.         Данная программа создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Определяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно-этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы  в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др. В программе определено содержание совместной деятельности воспитателя и детей, предусмотрена организация свободной самостоятельной деятельности, в рамках которой развивается творческая активность каждого ребенка.

Программа «Оберег» Е. Г. Борониной 2003 года предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще.

Цель программы – воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.

Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:

Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).

Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.

Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.

Таким образом,

  • в настоящее время в работе дошкольных учреждений используются различные комплексные программы нового поколения по формированию знаний об окружающем мире;
  • наряду с комплексными программами в дошкольных учреждениях широко используются парциальные программы по ознакомлению детей с миром природы, социальным миром, по ознакомлению с русской народной культурой;

Литература:.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996.
  2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998.
  5.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  6.  Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

  1. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.
  2.  Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство») /авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  4. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и мл.школьники): Пособие для педагогов, воспитателей, методистов/Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. – М.: Школьная пресса, 2003
  5.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  6. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки»

Тема: «Свойства воздуха»Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи: -Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его...

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста «В мире дружбы и доброты».

В конспекте представлены методы и приемы, направленные на развитие дружеских взаимоотношений между детьми, представлений о дружбе....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик»

Обучающие: 1. Учить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности, проводимости воды. 2. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сд...

Проект. Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста «В мире красок»

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, о...