Консультация для воспитателей "Руководство музыкальной самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста".
консультация (подготовительная группа)
в консультации даются советы по организации музыкальной самстоятельной деятельностью, предлагается перечень игр, педагогических ситуаций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ «Руководство самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста».
Одной из важной задачи музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.
По моим наблюдением следуют следующие выводы, мало звучит музыки в группах при повседневной жизни , самостоятельная музыкальная деятельность не присутствует, а если и присутствует , то не на должном уровне.
В приоритете у воспитателей интеллектуальное развитие ребенка, развитие его математических способностей, умению считать, , но и эмоциональное развитие, эмоциональная отзывчивость на музыку, его музыкальные творческие проявления положительно, плодотворно влияют на его психическое и эмоциональное развитие , что по важности стоит в одном ряду интеллектуальным развитием.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей - деятельность по инициативе самих детей.
Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Как говориться в методике музыкального развития и воспитания Большая роль в руководстве музыкальной самостоятельной деятельности отводится воспитателю – это его со участие в ней.
Основная линия поведения воспитателя
1.Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.
Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.
2. Другим источником являются праздники, развлечения.
Виды самостоятельной музыкальной деятельности.
Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.
Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.
Предложите им вместо детей посадить перед собой кукол и поют песни или разучивают.
Предложите поиграть в музыкально-дидактические игры «Птица и птенчик», «Угадай песню по первой строчке», «Догадайся, кто поет», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. «музыкальное лото»,
Игра в «концерт»
дети сначала при помощи воспитателя, потом уже сами организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего», путь объявляют номера……
Игра в «оркестр»
Дети в самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.
Предложите им разные варианты:
выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах и кубиках.
один ребенок играет на ДМИ другой танцует,
один дирижирует – другие исполняют оркестр.
воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. (прыгает зайка, идет медведь)
Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» и выбирают дирижера.
Игра «В праздник»
Праздник Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.
После праздника, на следующий день предложите нарисовать все то, что запомнилось, еще раз исполните песни, у ребят уже не будет волнения и они с удовольствием, без напряжения, нарядиться в персонажей, которые были на празднике.
В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.
Просмотр песен из советских мультфильмов, исполнение любимых песен.
Немаловажную роль играет просмотр выступлений воспитанников детских садов.
Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно самообучающего характера, Не редко, просят ребят придумать движение, для какого-либо танца. Такие творческие эксперименты проходят довольно удачно. Так же, используют самостоятельность одаренных детей в своих целях. Просят поработать в группе с детьми, у которых не получается то или иное движение. Этот опыт оказывает огромную помощь в работе над тем или иным танцем.
Музыкальные уголки
Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной развивающей среды.
В таком уголке уже в средней группе должен быть набор технических средств: магнитофон или СD-плеер, диски, аудиозаписи, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные) т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» по песенному репертуару. Здесь же вывешивать и периодически менять портреты композиторов классиков, авторов музыки для детей.
Все у нас пополняется, иллюстрации помещаю в уголок, ДМИ закупаем, можно делать самодельные.
В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он представлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:
воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе.
Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки).
Взрослый как бы советуется с детьми: ''Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит.
«Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и включает ее
- Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин»)
-«Давайте проведем конкурс на лучшее исполнение песни или танца»;
«Очень интересно провести викторину - кто вспомнит больше названий знакомых песен»; «Поиграем в праздник».
Дети дошкольного возраста очень любят музыку, любят музицировать, петь, танцевать.
Разрешайте им пользоваться музыкальными инструментами, не только в отведенное время, всегда, не гасите инициативу, желание побрякать, наоборот , направьте его действия, укажите как надо, как правильно.
Играйте в оркестр, можно использовать предметы – заменители, бумагу, прошуршите, пустые ведра, баночки,
Играйте в концерт, не знают песен , путь сами на ходу придумывают, на ДМИ подыграйте.
Пойте, напевайте, выходя на прогулку, рассматривая книжку и т.п.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов на семинар по организации самостоятельной деятельности детей посредством создания развивающих центров разной направленности....
КОНСПЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (СОГЛАСНО ФГОС)
данная информация поможет создать условия организации различных видов деятельности (игровой, трудовой и т.д.). Закрепить познавательно – речевое и художественно – эстетическое развитие дошкольников. У...

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"
Расширять знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы...

«Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Необходимым условием для самостоятельной деятельности детей выступает предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность для детей организации самостоятельных игр и занятий. В статье предста...

Использование интерактивных игр в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста
-...

Понятие "самостоятельность деятельности" детей старшего дошкольного возраста в современной педагогике. (статья)
Современное общество нуждается в гражданах, отличающихся целеустремленностью, наблюдательностью, эрудированностью, умением находить выход из сложных ситуаций, мобильностью. Интерес к исследуемой нами ...

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...
