Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.
проект (подготовительная группа)

Комарова Людмила Викторовна

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации обучающихся в процессе обучения. Развитие творческих возможностей обучающихся важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в нем закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности. Поэтому одной из актуальных проблем воспитания и обучения современного подрастающего поколения, требующей своевременного решения, является развитие творческой одаренности старших  дошкольников.

Я представляю опыт работы ДОУ по реализации психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

 Развитие творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности – важная педагогическая задача. Однако ее реализация наталкивается на недостаточную разработанность общих положений творческой одаренности обучающихся. Например, отсутствует системность педагогических действий, при которых обеспечивается в должной мере развитие творческой одаренности. Ведь от того, как понимается механизм формирования творчества, зависит и практика, обеспечивающая реализацию этой задачи. Становление творчества происходит по мере присвоения опыта, когда предметный мир и ознакомление с ним занимают центральное место. Творческий процесс поглощает целиком, и перед педагогом стоит задача показать, каким образом можно получить этот опыт творчества. В современной социокультурной ситуации становление творчески одаренных детей уже нельзя оставлять воле случая. Такие обучающиеся должны становиться объектом целенаправленной педагогической практики.

С 2017 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области» (далее – МАДОУ д/с № 1) является региональной инновационной площадкой, реализующей проекты «Индивидуализация образовательного процесса как компонент качества образования в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций» и «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного процесса в системе «Детский сад – школа»,  которые  активно реализуется всем педагогическим коллективом. Одна из задач инновационных проектов – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. В  своей работе мы опираемся на принцип «презумпции одаренности» по отношению ко всем детям, потому что объективно существует эффект инверсии развития одаренности на разных этапах онтогенеза. Поэтому проблема обучения детей с признаками одаренности решается одновременно с проблемой повышения качества дошкольного образования всех детей.

В  дошкольном учреждении сложилась система выявления и сопровождения детей с ярко проявившимися способностями или одарённых детей, которая включает в себя следующие направления деятельности:

  • обогащение предметно-развивающей среды, соответствующей образовательным потребностям и интересам каждого ребёнка;
  • учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей старшего  дошкольного возраста;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов, выполнение методических рекомендаций педагогами и родителями по развитию творческой одаренности у детей старшего дошкольного возраста;
  • диагностика  выявления предпосылок развития творческих способностей и одарённости детей в разных видах деятельности;
  • создание банка детей по видам одарённости;
  • разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
  • внедрение, апробация технологий сопровождения одарённости ребёнка;
  • реализация программы занятий, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого мышления и воображения, креативности и творческих способностей, являющихся факторами развития творческой одаренности у детей;
  • проектная деятельность, проведение тематических недель;
  • интеграция основного и дополнительного образования в ДОУ;
  • обеспечение преемственности между дошкольным образованием и дополнительным;
  • активизация участия детей в конкурсах и фестивалях разного уровня;
  • диссеминация опыта инновационной деятельности. 

 Статистика внедрения  банка данных одаренных детей показала следущие результаты:

  • 2017/2018 учебный год – 16 детей;
  • 2018/2019 учебный год –   19 детей;
  • 2019/2020 учебный год –  50 детей;
  • 2021/2022 учебный год – 61 ребенок;
  • 2022/2023 учебный год  – 70 детей.
  • 2023/2024 учебный год – 75 детей.

Банк 2 титул 4

Рисунок 7 – «Банк данных» одаренных детей МАДОУ д/с № 1

 разной направленности

Индивидуализировать  деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные   образовательные маршруты (далее - ИОМ) для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей. В реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка участвуют сам ребёнок и тьютор (воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования), а также педагог-психолог и родители ребёнка. Педагоги разрабатывают ИОМ на год, прописывая результативность и дополнительные формы работы каждые три месяца. Это обусловлено тем, что невозможно определить  ИОМ на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать педагогический  процесс.

Для реализации  ИОМ развития  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности в  группе создана специальная развивающая предметно-пространственная  среда (далее  РППС), основанная на интересах и потребностях  детей. РППС включает центры различной  тематики для свободной деятельности детей, логические игры и головоломки, фигурки для обыгрывания построек, художественно-речевой и изобразительной деятельности, игр-драматизаций.

Для воспитанников группы появился «волшебный короб» с обычными бытовыми предметами и предметами-заместителями (тряпочки разного размера, веревочки различной длины и толщины, газеты, дощечки, банки, палочки из-под суши, проволока, картонные коробочки и многое другое, который дети используют для своих сюжетных игр, тем самым продолжая развивать свой творческий потенциал.  Все  дидактические материалы и игры РППС постоянно пополняются новыми, более сложными моделями.  

Особый акцент в нашей системе отведён развитию кружковой деятельности разной направленности (социально-педагогической, художественной, творческой,  технической и др.), которой охвачено более 90% воспитанников старшего дошкольного возраста, что особенно актуально с реализацией регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Педагогами ДОО  были разработаны авторские программы дополнительного образования художественно – речевого «Веселый балаганчик», интеллектуального «Юный интеллектуал», художественно - эстетического развития детей «Бумагопластика», «Каблучок», «Гномики», «Тестопластика», развития конструктивных  и технических способностей «Легознайки» и др. Педагогическая целесообразность программ заключается в возможности разнообразными подходами и средствами помочь детям раскрыть их интеллектуальные и творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а так же повысить уровень общей культуры и эрудиции, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.

Исходя из полученных данных на констатирующем этапе исследования, на формирующем этапе с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности нами была разработана комплексная программа «Талантиум», состоящая из 18 занятий, которая включала в себя игры и игровые упражнения, тренинги, дыхательную гимнастику, драматизацию художественных произведений и решение задач-головоломок.

Программа «Талантиум», направлена на поддержку детей с ярко выраженными творческими способностями, через художественно – речевую, изобразительную, познавательно-исследовательскую  деятельность,  способствует дальнейшему раскрепощению и умению держаться на публике, избавлению от «зажимов», раскрытию творческих способностей нестандартно мыслить, фантазировать, перевоплощаться, «вжиться» в образ героя сказки, рассказа и т.д. А также знакомит с творчеством и богатым литературным наследием великих отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Развивает креативное мышление, воображение, умение владеть своим речевым аппаратом, мимикой и жестами.

Созданием условий для ситуации успеха и самореализации каждого ребёнка старшего дошкольного возраста является организации в ДОО конкурсов: спортивных, творческих, интеллектуальных («Умный дошколёнок» и др.), технических (лего-конструирование). На наш взгляд, это может помочь объединить усилия педагогов, родителей, руководство ДОО, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого, интеллектуального, спортивного потенциала детей. Уже в старшем дошкольном возрасте зарождается стремление детей  к достижениям, и мотив достижения успеха является одним важных мотивов его деятельности. В самом смысле слова «конкурс» (от лат. concursus) заложено, что это-соревнование, соискательство в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося. Как известно, влияние оценочных нормативов и общественного мнения, различных форм поощрения способностей очень важный фактор для проявления способностей.

При выявлении творческих способностей целесообразно использовать комплексный подход с широким спектром методов и условий, максимально учитывающих специфику психического развития и социальной среды, в которой находится ребенок. Проведение конкурсов, соревнований, фестивалей может быть рассмотрено как одно из таких условий. Конкурсное движение открывает для ребенка что-то новое: способ познания, форму представления достижений, собственные способности и возможности их применения. Широкий спектр конкурсных мероприятий постоянно доказывает свою эффективность, так как позволяет включить практически каждого ребенка в тот вид деятельности, в котором он может проявить себя наилучшим образом. В течение учебного года проходит более 30 конкурсных мероприятий, в которых участвует воспитанники всех возрастных групп. Наиболее масштабные как по количеству участников, так и по разнообразию – это конкурсные мероприятия художественно-эстетической  и творческой направленности. Проявить свои способности в области танцевального, театрального, вокального творчества, чтении стихов, прикладного художественного творчества позволяет подготовка и участие в таких конкурсах и фестивалях.  По данным ежегодных аналитических отчетов конкурсной активности воспитанников отмечается положительная динамика успехов и достижений, а также стабильно высокий процент детей нашего дошкольного образовательного учреждения, охваченных конкурсным движением. Конкурсные мероприятия – как движение, как одна из форм работы с творчески способными  детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, приносит результаты: удовлетворяется стремление ребенка к достижениям, дети приобретают опыт проявления своих способностей, педагоги, обнаружив способности у детей, стараются чаще и глубже погружать ребенка в деятельность по этому направлению, что позволяет поддержать и развить его одаренность. За несколько лет организации активного конкурсного движения выявлено более 200 наиболее способных детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности в ДОО, которые продолжили развитие своих творческих способностей в детских художественных коллективах города, музыкальных школах, спортивных секциях, в учреждениях дополнительного образования. Участие в конкурсном движении позволяет всем участникам проявить себя, развить свои таланты, способствует созданию имиджа образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

В ДОО ведётся мониторинг участия детей, который помогает отследить включённость каждого ребёнка в конкурсное движение.

Рисунок 8 – «Система мониторинга» участия детей в конкурсном движении разного уровня

При реализации ИОМ педагогами используются современные педагогические технологии:

  •  интерактивные технологии (интерактивная доска, стол и др.);
  • сенсорные технологии;
  • песочная терапия; 
  •   арт-терапия; 
  • сказка-терапия;
  • использование медитаций и дыхательных практик и релаксационных упражнений  для расслабления и снятия мышечных зажимов;
  •  су-джок терапия;
  •  технология портфолио; 
  • технология наставничества (менторство).

  Одна из перспективных технологий развития каждого ребенка, тем более, одарённого – технология «Портфолио», которая помогает ребёнку раскрыть себя, а нам заметить в воспитаннике свою «изюминку», внедряется в нашем учреждении во всех возрастных группах, и ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.

В детском саду создана творческая мини-группа педагогов по разработке структуры портфолио, его оформления, внесение педагогами авторских страниц. В каждой группе  отведено место, доступное для детей, где находятся все портфолио. Ребёнок всегда может взять его, рассмотреть, вложить рисунок и т. д. Заполняются страницы портфолио в свободной деятельности ребёнка или на специально проводимых занятиях, как одна из его частей («Моя семья», «Мои друзья», «Мне грустно, когда…» и т. д.), по результатам проектной деятельности, а также дома совместно с родителями. В портфолио вкладываются все достижения ребёнка в детском саду (грамоты, дипломы конкурсов) и вне детского сада (в секциях, кружках, студиях).

Ребёнок сам решает, какой рисунок  или фотографию памятного события, значимого для него, он положит в свое портфолио, так как это  собственность ребёнка, «Книжка обо мне», так говорят наши дети.

Портфолио дошкольника – это первый шаг в открытии ребенком собственного «Я»: личных эмоций, переживаний, побед, открытий. Это его накопленные достижения, во всевозможных творческих работах, его успехи, его интересы, удивительные открытия, позитивные впечатления, его забавные словечки и смешные высказывания, знакомство с этим миром, фиксированные моменты интересных переживаний в жизни.

Портфолио становится первым и очень важным проектом в жизни каждого ребёнка, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.  Наша работа направлена на осознание детьми старшего дошкольного возраста собственных успехов в целях стремления их к дальнейшему развитию. Главная идея – раскрыть перед ребенком старшего дошкольного возраста его творческие способности, развить в нем уверенность в свои собственные силы.

Ежегодно мы проводим  конкурс презентации портфолио «Портфолио – книга обо мне»,  который разработан и апробирован нами в ДОО и теперь имеет статус регионального конкурса  для дошкольных и школьных учреждений в рамках сетевого взаимодействия. Воспитанники старшего дошкольного возраста  сами представляют презентацию своих портфолио, говорят о своих достижениях и дальнейших перспективах. В соответствии с договором о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с МОУ «Средняя школа № 17 имени   К. Нечаевой г. Волжского Волгоградской области» наши воспитанники ежегодно активно участвуют в проводимых школой мероприятиях в рамках реализации проекта «Мой путь»: в конкурсе презентации индивидуального образовательного маршрута дошкольника «Мой путь»,  региональном фестивале детских идей.

Опыт нашей инновационной практики мы предлагаем для апробации и использования дошкольным учреждениям сетевого взаимодействия, транслируем на региональном и федеральном уровне.

Реализована программа, направленная на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, составленная из игровых творческих упражнений и заданий. Также программа направлена на снятие тревожности и зажимов, преодоление страхов перед публичностью выступлений. На вводном занятии была предложена игра: «Мое имя», чтобы познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга. Она направлена на снятие напряжения и раскрепощения. Детям объясняется, что нужно познакомиться, и предлагается назвать имя и качество, которое отличает тебя от других. 

Во время проведения каждого занятия обязательным был ритуал приветствия и ритуал прощания, где в игровой форме настраивал воспитанников старшего дошкольного возраста на доброжелательное отношение  друг к другу, создавал атмосферу комфорта и возможность  раскрыть свои творческие способности. Между играми всегда делалась релаксационная пауза, где под звуки природы или красивую спокойную музыку ребята могли проявить свое воображение и представить яркие образы, того что им пришло во время прослушивания. Такие паузы помогали снять мышечное напряжение и избавить от неуверенности в себе, ведь играя детям старшего дошкольного возраста не требовалось давать правильные или неправильные ответы, а просто быть собой.

Комплекс занятий на основном этапе дал возможность детям продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность), и предоставить разнообразные возможности потренировать их. Многие упражнения, предназначенные для этого, напоминали по форме головоломки, логические задачки. Однако в них требуется найти не единственно правильный ответ, а разглядеть как можно больше разнообразных и оригинальных, хотя и логически непротиворечивых вариантов. Это лучше всего делать в непринужденной игровой форме.

Мы провели упражнение «Оригинальное использование обычного предмета». Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких: бумажных листов или старых газет; пустых картонных коробок; кирпичей; автомобильных покрышек; бутылочных пробок. Упражнение дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет тренировать эти качества, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Очень понравилось ребятам старшего дошкольного возраста игровое упражнение «Угадай по описанию» на развитие творческого воображения и ассоциативного мышления. На игровых карточках  изображены предметы, которые игроки не могут видеть, пока по наводящему описанию, не догадаются что это за предмет. За каждый правильный ответ воспитаннику дается право быть ведущим и самому загадывать следующий предмет. Причем если сначала роль ведущего на себя брал воспитатель, описывая какой-либо объект, и дети долго раздумывали, что же это может быть, то через несколько занятий, сами ребята смогли не только быстро находить верный ответ, но и придумывать интересные ассоциации.

Занятия были направлены на развитие, совершенствование творческих способностей. Игры были ориентированы на непосредственное использование в непрерывной образовательной или кружковой деятельности. Использование данного комплекса игр является наиболее эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников с признаками одаренности, так как это наиболее легкая и подходящая возрастным особенностям деятельность. Игры проводились ежедневно в первой или во второй половине дня. Длительность – не более 30 минут.

  При анализе результатов проделанной работы мы пришли к следующим выводам. Воспитанникам старшего дошкольного возраста группы № 1 «Дружная семейка» творческие занятия очень понравились. Работы детей  получились яркие и интересные. Они активно сотрудничали друг с другом, что очень важно. После реализации программы занятий, обучающиеся стали более уверенно выражать свои мысли, спокойнее общаться со сверстниками, взрослыми, легче находить общую тему для беседы, увереннее отстаивают своем мнение, лучше слышат своего собеседника и используют правила общения, ведения диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Образовательная ситуация по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  «Художники Осени».В  образовательной ситуации используется игра «Художник по имени природа» автор И.А.  Лыкова....

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования"

Рекомендации для педагогов ДОО по реализации темы «Аппликация из природного и бросового материала, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ин...