Статья "Сохранение традиций игры на русских народных музыкальных инструментах.
статья (подготовительная группа)
В статье раскрываются методы и приемы игры на русских музыкальных инструментах: свистульке, трещотках, вертяшках, громотухе и др. раскрывается поэтапное обучение игре на инструментах детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИГРЫ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.В. Самойлова , музыкальный руководитель
МАДОУ НМО №4 «Сказка», г. Новая Ляля
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, именно в этом возрасте закладываются нравственные качества будущего человека.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям не случайна, угрозу традиционным ценностям России представляют разные источники негативного воздействия, различные противоречия во взаимодействии между людьми разных национальных культур, насаждение чуждых русскому народу идей и ценностей, обесценивание семейных отношений, приводящих к запрету чувства привязанности к родственникам, близким. что негативно влияет на ребенка и на его формирующую духовно-нравственную сферу.
. деятельность экстремистских и террористических организаций, действия некоторых недружественных стран, а так же насаждение чуждых российскому народу идей и ценностей, которая ведет к разрушению российского общества.
В нравственном воспитании детей дошкольного возраста появились негативные тенденции: использование ребенком гаджетов, появились персонажи сказок, герои мультфильмов не всегда отличающиеся высокой моралью или нравственностью может привести к искажению восприятия мира, к попаданию под влияние организаций, деятельность которых чужды русскому народу. Родители в погоне за развитием интеллекта ребенка, подготовкой его к школе, упускают из вида важность развития духовных качеств ребенка.
Именно на дошкольном этапе закладывается основа духовно-нравственных ценностей
как первой ступени воспитания, ребенку необходима поддержка в правильном понимании духовно-нравственных ценностей, заложить основу, которая в ребенке все необходимое ёпреодаления негативных
Средства массовой информации, ежедневно влияющие
попасть под влияние
Проблемы духовно-нравственного воспитания затрагиваются и решаются на государственном уровне. Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
В 2022 году подписан Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, и цель которого сохранение и укрепление традиционных ценностей.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года делается акцент на систему духовно-нравственных ценностей, которые складывались на протяжении многих веков в процессе культурного развития России.
Министерство просвещение России разработало и утвердило приказ №1028 ФОП ДО, который вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Целью ФОП является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей Российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – одно из важнейших направлений в воспитании ребенка.
Большие потенциальные возможности духовно-нравственного воздействия на детей дошкольного возраста заключаются в народной музыке. Русская народная музыка ненавязчиво, в игровой форме знакомит детей с обычаями, трудом, историей народа. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, именно поэтому отмечается необходимость передачи народной культуры последующим поколениям.
Вовлекать ребенка в русскую народную культуру можно разными способами - чтением русских народных сказок, использование детского музыкального фольклора, через рисование народных узоров и персонажей. Русские народные инструменты представляют собой важную часть культурного наследия страны, формируя культурную идентичность и создавая связь между поколениями. К тому же само звучание этих инструментов создают атмосферу радости и вдохновения, позволяя детям проявить свою творческую индивидуальность и выразить свои эмоции через звуки.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов музыкальной деятельности, которая привлекает дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления дошкольников.
О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах стал музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Вопросам детского музицирования много внимания уделял выдающийся немецкий композитор и педагог Карл Орф, создавший систему музыкального воспитания детей средствами элементарного музицирования. Суть идеи Карла Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение – развила в своей программе «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнникова. Методологической основой этой программы является соединение принципов педагогики Карла Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики.
Обучение игре на шумовых инструментах происходит в 3 этапа:
1 этап: знакомство с шумовыми музыкальными инструментами. На этом этапе происходит знакомство с детскими шумовыми инструментами, с историй возникновения и современным применением инструментов. Изучаются способы игры, осуществляется поиск разных приемов игры на инструментах, дается характеристика звука каждого инструмента.
Примерный рассказ о шумовых музыкальных инструментах, который можно использовать во время беседы, занятий.
Трещотка – ударный, исконно русский инструмент, использовалась в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Использование трещеток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял еще и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях. Характеристика звука: звук сухой, щелкающий, громкий, резкий, грохочущий.
Вертяшка - звук извлекается при совершении вращательных движений. Основу составляет зубчатый барабан, прикрепленный к ручке. Поверх барабана и снизу располагаются две плоские пластины, на конце соединенные между собой планкой. Посередине, между планкой и зубцами барабана, установлена тонкая деревянная пластина. Барабан вращается, пластина перескакивает от зубца к зубцу, извлекая из инструмента характерный звук. В старину вертяшками отпугивали птиц с полей. В современное время вертяшка широко используется в русских народных ансамблях, на русских гуляниях. Звук у вертяшки громкий, щелкающий.
Рубель - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками. В старину рубель использовали в домашнем хозяйстве, с помощью него женщины при стирке или глажке выколачивали белье ребристой стороной, был прототипом обычного утюга. Музыкальный инструмент держат в одной руке, а другой водят по зубцам деревянной колотушкой вперед-назад. В современное время рубель утратил свое предназначение и используется в качестве своеобразного музыкального инструмента, интерес к которому проявляют и сегодня. Характеристика звука – звук глухой, тусклый, не очень громкий.
Бич-хлопушка – ударный инструмент, состоит из двух деревянных дощечек длиной около 40-45 сантиметров и шириной около 10 см, соединенных между собой с одной стороны. Разводя свободные концы дощечек, исполнитель затем резко ударяет их друг о друга. Получающийся звук большой силы напоминает удар хлыста или пистолетный выстрел.
Колотушка - ударный инструмент. Раньше в городах использовался сторожами и охранниками для отпугивания воров при обходе территории. Основой колотушки служит небольшая дощечка с ручкой, или деревянный каркас-коробочка. На верхний конец колотушки привязывался на веревке деревянный кусочек дерева, часто в виде шарика. Раскачивая, колотушку заставляли кусочек дерева ударяться о поверхность каркаса. Игра на колотушке требует сноровки, навыка. Звук у колотушки громкий, но не резкий.
Коробочка - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Представляет собой деревянный брусок с щелевидной резонаторной полостью внутри. Звук извлекают ударом деревянных палочек. Звучание небольших коробочек резкое и сухое, напоминает цоканье копыт или стук каблуков в танце. В старину служили коробочками под мелкие вещи, за ненадобностью постепенно превратились в музыкальный инструмент.
Тамбурин - старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, отличается от обыкновенного барабана сильно вытянутой внешностью и отсутствием резкого звука.
Ложки - употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирах, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом все, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.
2 этап: формирование навыков игры на инструментах, создание оркестра. На этом этапе закрепляются навыки игры на шумовых инструментах, ведется работа над ритмичностью, создается оркестр.
Ритм и игра на музыкальных инструментах тесно связаны, так как игра на инструменте требует ритмичности. Детям предлагаются дидактические игры «Ритмическое лото»: детям выдаются карточки с изображением ритмических рисунков, педагог исполняет ритмический рисунок, ребенок должен найти карточку с соответствующим ритмом. «Ритмическое эхо»: педагог или ребенок играет на инструменте простейший ритмический рисунок, ребенок должен повторить.
Для закрепления навыков игры на инструментах используются сказки-шумелки. Это рассказывание сказок с помощью шумовых инструментов. После одной-двух фраз, ребенок с помощью шумового инструмента изображает какое-либо действие. Такие сказки помогают отработать навык игры и являются веселым оформлением любого занятия.
Появляются предпосылки создания оркестра. Для этого используется темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки, применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента. Задания включают в себя оркестровку всего произведения, либо только отдельных частей или фрагментов, оркестровку произведений по цепочке, или отдельными инструментами, оркестровку части или фрагмента музыкального произведения.
Детям предлагаются игры: «Игровой диалог» - одновременная импровизация двух детей на инструментах, «разговор» друг с другом. Чтобы разговор приобрел для детей жизненную конкретность, спросите их, о чем мог бы быть разговор друг с другом. Остановить «разговор» можно в любой момент, когда это захочется партнерам-«собеседникам». «В дирижера» - педагог предлагает детям создать оркестр, оркестром управляет дирижер. Выбирается дирижер, показывая порядок вступления инструментов и время звучания.
3 этап: создание оркестра, исполнение выученных произведений на утренниках, праздниках. На данном этапе создается оркестр, разучиваются музыкальные партии каждого инструмента, ведется работа над слаженностью.
Оркестр – это вид коллективного музицирования. Главное в шумовом оркестре – ритмичное воспроизведение сильной доли такта, отмечать метр музыки. В целях разнообразия, сделать звучание оркестра более интересным, инструменты играют не все, а поочередно, сочетаясь в зависимости от характера музыкального произведения. Чередуются инструменты с различным тембральным звучанием, использовать инструменты с тем звучанием, которые подходят по настроению музыки. Например: русская народная песня «Калинка», 1 куплет: медленный, не очень громкий, используются инструменты с тихим звучанием – рубель, коробочка, тамбурин. Припев быстрый, громкий, задорный – используются инструменты с громким звучанием – трещетка, вертяшка, бич-хлопушка, ложки. Игра в ансамбле требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к игре товарищей, слушать аккомпанемент, не стремиться заглушать друг друга.
Большое удовольствие детям доставляют выступление на праздниках, утренниках. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, способствуют развитию музыкальности, творчества.
Еще один русский народный инструмент, который очень любят дети. Это свистулька – русский народный духовой музыкальный инструмент, род флейты, детская забава, изготавливается из глины, дерева.
Обучение игре на свистульках проходят этапы идентичные этапам обучения игре на шумовых инструментах.
1 этап: знакомство со свистульками. На этом этапе происходит знакомство с музыкальным инструментом, с историй возникновения, видах свистулек, осуществляется поиск разных приемов игры на инструменте.
Примерный рассказ о свистульке, который можно использовать во время занятий.
Этот инструмент имеет длинную историю в музыкальной культуре. Глиняная свистулька появилась в глубокой древности. На русской земле свистульки повелись с незапамятных языческих времен. Обрядовая свистулька делалась в форме птицы, имеющей значение для многих народов: «птица счастья», «синяя птица», голубь из Библии и т.д. Свистульки должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия. В современное время из обрядового предмета свистулька превратилась в детскую игрушку, в сувенир и объект коллекционирования. В последнее время они стали широко использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты. © https://www.livemaster.ru/topic/296363-ptichka-svistulka-i-igry-s-nej
2 этап: формирование навыков игры на свистульке.
Правильное удержание свистульки – важный аспект игры. Детям показывают правильное удержание свистульки – двумя руками, указательные пальцы держат за грудку свистульки, большие пальцы поддерживают хвостик. Перед началом игры внутрь заливают немного воды. Звук получается вибрирующим, волшебным, сказочным, напоминает пение соловья.
При формировании навыков игры на свистульке дети учатся воспроизводить контрастную степень громкости. В ходе опытных действий дети понимают, чем сильнее мы дуем, тем громче получается звук. Постепенно дети находят нужную силу дуновения, чтобы получить четкий и стабильный звук. Упражнения на дыхание, такие как длинное и равномерное выдыхание воздуха, упражнения на силу выдоха, для получения громкости звука, помогают детям развить контроль над дыханием и улучшить качество звука.
Детям даются задания на воспроизведение равномерной метрической пульсации, на воспроизведение простейших ритмических рисунков, предлагаются игры «Повтори ритмический рисунок».
https://rusgambit.ru/kak-nauchitsja-igrat-na-svistulke-2
3 этап: создание оркестра, исполнение произведений на утренниках, праздниках.
При создании оркестра свистулек уделяется внимание громкости звучания. Чтобы не получилось слишком громкое и беспорядочное звучание оркестра, детям предлагаются следующие задания: «Сочини разговор двух птичек», «Птички поют – птички щебечут», предлагается озвучить вопросно-ответные интонации, пение птичек по цепочке. Далее к звучанию оркестра подключают музыкальные произведения легкого, задорного характера. Самые удачные номера исполняются на утренниках и других праздниках.
Игра на свистульке не только приносит детям удовольствие, повышает эмоциональное состояние, развивает музыкальные способности, но оказывает влияние на физическое здоровье. Способствует развитию легких и артикуляционного аппарата, формирует правильное речевое дыхание, оказывает оздоравливающе воздействие на организм, что важно для часто болеющих детей, имеющих речевые нарушения.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию, знакомя их с русскими народными инструментами, воспитываем в них духовно-нравственные чувств, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Цитата: стр.82-83
Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 384 с.: ил.: ноты. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"
Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Знакомим детей с игрой на русских народных музыкальных инструментах.
Знакомим детей с игрой на русских народных музыкальных инструментах....

Методическая разработка «Игра на русских народных музыкальных инструментах»
Описание методики и приемов игры на русских народныхмузыкальных инструентов для детей младшего возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Знакомим детей с игрой на русских народных музыкальных инструментах.
Искусство игры на русских народных музыкальных инструментах имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнны...

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Занятие для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...
