Проект "Юные журналисты"
проект (старшая группа)
Проект по ранней профориентации старших дошкольников с использованием "журналистики"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ
проект по познавательному развитию дошкольников
(для детей смешанной группы компенсирующей направленности)
Авторы:
Воспитатели
Слапогузова Н.Г.;
Фролова А.В.
п.г.т. Стройкерамика
2024г.
Содержание
- Пояснительная записка..............................................................................................3
- Паспорт проекта.........................................................................................................4
- План реализации проекта «Юные журналисты»…………………………………6
- Использованные источники......................................................................................9
- Приложение №1 электронный образовательный маршрут «Знакомство с творческими профессиями»....................................................................................11
- Приложение №2 Игровое занятие «Кто такой журналист?»…………………...13
- Приложение №3 Игровое занятие «Журналисты? Это мы!»…………………...16
- Приложение №4 Сюжетно-ролевая игра «Мы - журналисты»..........................21
- Приложение №5 Пословицы и поговорки о труде................................................25
- Приложение №6 Загадки.........................................................................................26
- Приложение №7 Артикуляционная гимнастика...................................................28
- Приложение №8 Скороговорки, чистоговорки, считалки...................................31
- Приложение №9 Коммуникативные игры по детской журналистики.................32
- Приложение №10 Пальчиковая гимнастика...........................................................36
- Приложение №11 «Все профессии важны» (комплекс корригирующей гимнастики)................................................................................................................37
- Приложение №12 Физминутки юных журналистов...............................................40
- Приложение №13 Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».............................................................................................................44
- Приложение №14 Схема-подсказка ведения интервью…………………………49
Пояснительная записка.
Ранняя профориентация дошкольников – актуальная задача, стоящая перед воспитателями дошкольных образовательных организаций.
В дошкольном возрасте дети впервые обращаются к миру профессий. Знакомство с профессиями позволяет им глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его таким, какой он есть.
Цель ранней профориентации дошкольников старшего возраста – развивать эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силу и возможности в различных видах деятельности и профессиях.
Работая в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР, мы столкнулись с тем, что дети не умеют вести диалог со взрослыми и сверстниками; не могут самостоятельно сформулировать вопрос; затрудняются в построении предложений и рассуждений, имеют пассивный словарный запас. Именно поэтому и возникла идея создания проекта «Юные журналисты».
В дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес, и, мы решили использовать ее как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
Мы считаем, что использование журналистской деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, усилит речевую активность наших воспитанников.
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный, 1 месяц (октябрь - ноябрь)
Участники проекта: дети смешанной группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста. Особо актуально это наблюдается в группах компенсирующего вида у детей с ОНР. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Одной из технологий, способствующей речевому развитию дошкольников -является детская журналистика. Как и метод проектов, детская журналистика, основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию: она дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, умению общаться, находить выход из проблемной ситуации, быть социализированным и коммуникативным.
Исходя из всего вышесказанного и, основываясь на решении годовой задачи по ранней профориентации дошкольников, в октябре - ноябре 2024 года нами было принято решение о разработке и реализации познавательного проекта «Юные корреспонденты» в смешанной группе компенсирующей направленности.
Цель проекта: знакомство старших дошкольников с творческой профессией «журналист».
Задачи проекта:
- Знакомить с профессиями, имеющими отношение к журналистике (журналист, корреспондент, видеооператор, фотокорреспондент, диктор);
- Закреплять знания детей о средствах массовой информации (телевидение, радио), о роли газет и журналов в нашей жизни;
- Расширять и активизировать словарный запас по теме;
- Развивать умение составлять рассказ последовательно;
- Совершенствовать диалогическую форму речи;
- Развивать коммуникативные навыки дошкольников;
- Воспитывать интерес и чувство уважения к труду взрослых;
- Воспитывать в детях способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать действия;
- Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, усидчивость;
- Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создание необходимых условий в группе для ознакомления дошкольников с профессией «журналист»
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, речевых навыков.
- активное участие родителей в реализации проекта.
Продукт проекта:
- Стенгазета «Наша группа»
Презентация проекта:
Просмотр презентации
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта.
Сроки: 7- 11 октября 2024.
Задачи | Формы работы |
Разработка плана реализации проекта. Выявление первоначальных знаний детей по детской журналистике. Вызвать интерес к решению поставленной задачи. | Подбор справочной и художественной литературы, произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скороговорки) о труде и профессии журналиста; создание наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессия журналист»; подборка коммуникативных игр по детской журналистике; разработка алгоритмов ведения диалога, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы – журналисты»; оформление выставки детских работ. |
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми. | Приобщение родителей к сбору информации по теме проекта; подбор и разработка консультаций, бесед, анкетирование родителей, домашних заданий (чтение художественной литературы, беседы, рассматривание мультфильмов по теме проекта, разработка ЭОР). |
Обогатить предметно-пространственную среду для реализации проекта. | Сбор газет, журналов, фотографий, изготовление альбомов; изготовление дидактических игр по теме проекта, разработка схемы для ведения интервью |
Основной, организационно-практический этап проекта.
Сроки: 14 – 28 октября
Вид деятельности | Совместная деятельность взрослого и детей | Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская | Беседа: «Как люди общались на расстоянии» Цикл бесед: «Учимся правильно беседовать»; «Телефонный этикет» Знакомство с газетой, телевидением. | Совместный просмотр телевизионных передач (новостные, спортивные, развлекательные); чтение детских журналов и газет |
Игровая | Дидактические игры: «Назови профессию», «Подбери нужное», «Найди себе пару», «Разрезные картинки»; настольно-печатные игры: лото, «парочки»; Сюжетно-ролевые игры: «Студия журналистов»; «Мы – журналисты»; «Дружеское интервью»; «Интервью со сказочным героем»; Игровые ситуации: «Я в роли…»; Инсценировка: «У меня зазвонил телефон» Обыгрывание «Я – диктор»: рассказывание сказок, рассказов «Как я провел выходные» Подбор иллюстраций и составление статей на тему: «А у нас в саду», «Наши добрые дела» | Игровой практикум по знакомству с профессиями для родителей; Электронный образовательный маршрут для родителей «Знакомство с творческими профессиями» |
Трудовая | Моделирование предметов с помощью конструктора «ЛЕГО», кубиков; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры из бросового материала | Изготовление макета телевизора |
Продуктивная | Рисование «Моя будущая профессия» Работа с раскрасками «Мечтаю стать…» Оформление стен-газеты «Наша группа» | Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевой игры. |
Конструирование | ЛЕГО-конструирование – «Телецентр» Конструирование из бумаги с элементами рисования «Фотоаппарат» | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мы – журналисты» (микрофоны, видеокамера, диктофон) |
Чтение (восприятие художественной литературы) | К.И. Чуковский: «Телефон» В.В. Маяковский: «Кем быть?» «Общительные сказки» Стихотворение «Ежели вы вежливы» игра-инсценировка по стихотворению И.Гуриной «Профессии» | Чтение стихов и сказок по теме проекта. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью» |
Музыкальная | Слушание песен о труде, профессиях | |
Коммуникативная | Беседа: «Журналист – профессия творческая», «Знакомство с видами печатной продукции» Ситуация общения: «Этикет телефонного разговора» Рассматривание фото: корреспондентов, дикторов; иллюстраций по теме «Профессии». Познавательная беседа: «Из истории профессий», «Кем стать?» Составление рассказа «Журналист – это интересно» Заучивания стихов о профессиях Знакомство с пословицами и поговорками о труде и профессиях Придумывание загадок о профессиях; закрепление знаний по лексическим темам; Чтение стихов о правилах речевого этикета | Памятка для родителей: «Детская журналистика» |
Двигательная | Утренняя гимнастика «Профессии» Эстафеты: «Ловкий корреспондент»; «Кто быстрее доставит письмо» Народная игра «Где мы были мы не скажем…» Динамическая пауза «Мы в профессии играем..» | Акция выходного дня «Со спортом мы дружим!» |
Заключительный этап проекта.
Сроки: 29 октября – 8 ноября 2024
Мероприятия | Ожидаемый результат |
Педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе игр; рассматривания иллюстраций «» с целью определения знаний по теме проекта. | Выявление уровня знаний по теме проекта. |
Совместная работа по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры. Разучивание вопросов для интервью | Сформирован интерес к совместной деятельности детей, родителей и педагогов. У детей расширяются и углубляются знания о профессиях «журналист», «корреспондент» |
Проведение итогового мероприятия: сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты» | Совершенствование знаний детей о профессии «журналист», «корреспондент» |
Выводы, заключение.
Осуществление проектной деятельности по познавательному развитию детей. Собран и систематизирован материал по теме проекта. Разработаны и проведены интегрированные занятия с детьми.
В ходе реализации проекта, дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. У дошкольников сформировались начальные представления о профессии «журналист», «корреспондент».
Подобранная картотека чистоговорок, скороговорок, дидактических, речевых, сюжетно-ролевых игр способствовала развитию диалогической и монологической речи дошкольников.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества; желание участвовать в жизни группы.
Интернет источники:
http//www.wikipedia.org/wiki/
Используемая литература
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Мозаика-Синтез 2005г.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва, 2012г.
- Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» Н.А. Крушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ – Пресс, 2011г.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т.В. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
- Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003г.
- Шорыгина Т.А. Общительные сказки для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие "Мы журналисты"
конспекты занятий,игры на тему детской журналистики....
Сюжетно - ролевая игра "Мы журналисты"
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет по теме: «Журналист Кеша в гостях у ребят»
Занятие по развитию речи...

Проект "Мы-Журналисты"
Название проекта: Издательство «Планета Детства»Тема проекта: Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Итоговое мероприятие...

Конспект совместной деятельности "Мы журналисты"
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий в подготовительной группе. Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учреждений. Разработка ...

Образовательная область - коммуникация "Журналисты"
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Комуникативная деятельность.Тема: "Журналисты"...
