ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей о просодической стороне речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
«ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Интонационная система языка – это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр), участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Готовность к интонационному овладению не может осуществляться вне коммуникативных связей с взрослыми, так как ребенок не обладает «врожденными алгоритмами звуковых коммуникаций»
Первые условные рефлексы на звуковой раздражитель образуется в конце первого месяца, ребенок начинает определять направление звучания. На 3 – 4 месяце жизни начинает дифференцировать качественно разные звуки и однородные звуки различной высоты. С 3 до 6 месяцев развивается способность дифференцировать интонацию (несущую основную семантическую нагрузку) и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. В последующие месяцы первого года жизни ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей, слово узнает по его ритму и общему звуковому облику.
Воспроизведение интонации детьми начинается в период лепета, интенсивная отработка интонационных средств выразительности происходит в полуторагодовалом возрасте, коммуникативная модальность начинает выражаться просодическими приблизительно в два года. На протяжении младенчества взрослый постоянно предоставляет ребенку образцы речевых высказываний (эталоны). Имитация интонации дает малышу физические и мускульные навыки, помогает научиться воспринимать просодемы как знаки, имеющие смысл – логический и грамматический. По мере развития ребенка, в соответствии с его потребностями, определяемыми конкретными видами деятельности (ведущей деятельности) и формами общения со взрослым, в соответствии с его реальными возможностями, у ребенка формируются и развиваются формы ориентации на соответствующие стороны речевой деятельности (интонация, ритм, звук, звукосочетание) как физические раздражители. Они обеспечивают элементарные формы понимания окружающих и создают предпосылки для дальнейшего развития пассивной и активной речи. На этапах гуления (первая голосовая реакция) и лепета ребенок накапливает в своей слуховой и кинестетической системах сведения о модификациях произнесения звуков речи, организованных интонационно.
Возраст 4-ех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации. В 5 лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека
К 6 – 7 годам правильно произносят ударные и безударные слоги, четко реализуют интонационные типы повествовательного, вопросительного, побудительного и императивного предложений, мелодический контур характеризуется адекватными интонациями и эмоциональной насыщенностью, могут преднамеренно изменяют тембр голоса при передаче содержательной и эмоциональной информации, соизмерять громкость своего высказывания с учетом расстояния до слушателя.
В дошкольном возрасте у детей наблюдается значительное количество показателей интонационных несовершенств, которые считаются психофизиологической нормой созревающих речевых механизмов. К ним относятся в возрасте 1 г. 6 мес. – 2 лет 6 мес. повторы изолированных звуков, частей слова, паузы между словами. В период 2 лет 6 мес. – 3 лет 6 мес. паузы, дыхательные интерации, повторы целых слов, запинки как несудорожного, так и в отдельных случаях судорожного характера. В 3 г. 6 мес. – 5 лет сокращается в 2 раза число 13 неплавностей речи, которые выражаются преимущественно повторами целого слова, паузами, пересмотрами. В возрасте 5 – 6 лет наблюдаются «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
С психологической позиции интонационная сторона языка напрямую связана с эмоционально-экспресивным аспектом речи, она в дословесный период жизни ребенка координирует эмоции, на которые ориентируется ребенок. В раннем возрасте ребенка привлекают эмоциональные оттенки (выражающиеся мелодическим компонентом), которые окружающие его взрослые придают отношениям между компонентами коммуникативно-познавательной ситуации (между ее партнерами, партнерами и предметами, между предметами). Впоследствии в преддошкольном возрасте, развитие мотивирующих ощущений и образов завершается формированием эмоционального отношения ребенка к целостной коммуникативно-познавательной ситуации с динамическим выделением в высказывании его информационного важных участков
Эмоциональная выразительность речи обуславливается неразрывным единством эмоциональных и когнитивных компонентов, она позволяет говорящему полно и точно передавать смысл сообщения.
Эмоциональная сфера является важной составляющей развития детей, поскольку общение не будет эффективным и по-настоящему полноценным, если участники коммуникации не способны декодировать эмоциональное состояние другого человека и управлять своими собственными эмоциями. Распознание и передача эмоций является сложным процессом, который зависит от эмотивности (выражение эмоциональности при помощи языка), эмоционального опыта и когнитивного развития ребенка. Наиболее значимым является не собственный эмоциональный опыт, а опыт, передаваемый детям взрослыми в процессе речевого общения.
К дошкольному возрасту, интонационная система в речи детей с нормальным психофизическим развитием в целом сформирована, употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых. В научной литературе указано, что в структуре различных речевых и интеллектуальных дефектов отмечаются различные мозаичные нарушения формирования комплекса интонационных средств. Наиболее часто нарушается такой компонент интонации как мелодика. Нарушения мелодико-интонационной стороны речи влияют на школьную успеваемость (в частности по родному языку). На сегодняшний день у многих детей, поступающих в школу, имеются различные речевые нарушения, не скоррегированные в дошкольном возрасте, и различные степени интеллектуальных нарушений, такие как задержка психического развития и умственная отсталость. Наряду с этим существует такая категория детей, которых относят к педагогически запущенным.
Отсутствие видимой эмоциональности и выразительности, монотонность голоса, нарушение речевого ритма ухудшают детскую устную речь. Поэтому важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через жесты, мимику, интонацию.
Для этого существуют коммуникативные игры, игры на различение эмоций, высоты и силы голоса, театральная деятельность.
Приведём примеры игр:
1. Пропевание звука на длительном выдохе с усилением голоса (тихо- громко)
2. Пропевание звуков с различной силой голоса (тихо – громко, громко – тихо и т.д.)
3. Пропевание звуков ровным голосом
4. Пропевание звуков на длительном выдохе (громко – тихо)
5.Пропевание звуков громко и тихо
6. Пропевание звуков громким и тихим голосом попеременно
7. Упражнение "Укачаем куклу в коляске" – с каждым разом поём тише: А А А А А
8. Упражнение «Прятки с Мишкой» Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом). АУ АУ
9. Упражнение "Ослик" – Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом). ИА ИА ИА
10. Упражнение «Пчела» -делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж
11. Упражнение "Песенка лягушонка" – Поём песенку лягушонка различной протяжённости КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А
13. Упражнение «Солнышко» -делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко!
14. Звукоподражание голосом разной высоты
15. Скажи слово, фразу с определённой интонацией, эмоцией.
16. Угадай по голосу сказочного персонажа.
17. В подготовительной группе можно использовать логическое ударение во фразе.
Можно использовать картинный материал, стрелки для ориентировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

"Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В данном материале предоставлен разработанный семинар-практикум для логопедов, воспитателей речевых и общеобразовательных групп ДОУ с указанием этапов, направлений работы. Приведены ...

Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
В статье рассматривается специфика формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в логопедической груп...

Воспитание интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития интоннационной выразительности речи для детей дошкольного возраста...
Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
Семинар "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"...
