План работы по самообразованию по теме: «Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края»
материал (средняя группа)

Лариса Александровна Баркова

Работа по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_barkovoy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию по теме: «Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края»

МКДОУ «Детский сад «Теремок» г. Щигры Курской области»

 Выполнила: воспитатель

Л.А.Баркова

Актуальность:

Многообразие животного мира нашей планеты огромно. Современные информационные средства позволяют нам увидеть многих животных достаточно близко и детально в популярных телепередачах о мире живой природы, что бесспорно может способствовать обогащению представлений детей о природе нашей планеты. Вместе с тем у таких средств есть и существенные недостатки. Детям крайне важно и интересно не только увидеть, но и действовать. Лишь в общении со взрослым, в процессе содержательных бесед и наблюдений возможно формирование осознанно-правильного отношения к природе.

Еще одна существенная проблема – недостаточная экологическая образованность взрослых людей, как воспитателей, так и родителей, к которым с вопросами о мире природы обращаются дети. Невежественное поведение взрослых людей в природе воспринимается детьми за образец. В результате экологические проблемы становятся все более насущными. Экологически необразованный человек нарушает экологическое равновесие, уничтожает своими действиями редкие виды растений, насекомых, птиц и других животных. Поэтому столь важной проблемой является раннее приближение детей к миру природы, особенно к тем ее объектам, которые доступны для наблюдения, разговора о них, и даже взаимодействия с ними.

Мною был проведен мониторинг среди воспитанников, который показал, что у дошкольников низкая познавательная активность, низкая сформированность представлений об окружающем мире.

В связи с этим мне хотелось бы остановиться на вопросе особенностей ознакомления детей с миром птиц, и тех сложностей, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с птицами.

Этапы работы

              Содержание

Сроки

Выход.

Результативность

1 этап Теоретический

1.Изучение методической литературы

1.         О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, «ДЕТСТВОПРЕСС»,

2003 г.

2. С.Н. Николаева  Система экологического воспитания

детей

в дошкольном учреждении. М.,

2005 г

3. Бейчек В., Штястны К. Птицы. Иллюстрированная энциклопедия. — Москва: Лабиринт-пресс, 2004.

В течение

года

Выписки в тетрадь

2. Изучение нормативных документов

1.    Федеральный государственный образовательный  стандарт.

2 .Основная образовательная программа

МКДОУ «Детский сад «Теремок г.Щигры Курской области»»    компенсирующего вида.

В течение

года

3. Изучение опыта работы других

педагогов

1.Посещение методических мероприятий ДОУ.

2.Использование интернет ресурсов.

В течение учебного

года

Выписки в тетрадь.

Перечень

используемых

интернет ресурсов

2 этап Прогностический

 

Изучение опыта

состояния по данной теме

Диагностика (выявление уровня

развития детей)

Октябрь

2024г.

Справка по результатам диагностики

Постановка

целей и задач

дальнейшей

работы

Составление перспективно-

тематического плана работы с

детьми

Октябрь-

ноябрь 2024г

Согласование с

Администрацией

ДОУ.

Разработка системы

мероприятий

по решению проблемы.

Внесение в перспективно –

тематический план

работы с детьми

Октябрь-

ноябрь 2024г

Согласование с

Администрацией

ДОУ.

Планирование работы по взаимодействию с родителями и специалистами

Составление плана работы с родителями. Анкетирование  родителей

Октябрь-

ноябрь

2024 г.

Согласование с

Администрацией

ДОУ.

3 этап Практический

1. Работа с детьми

Формы работы:

подгрупповая,

групповая;

ООД,

совместная деятельность детей с взрослыми,

продуктивная деятельность,

самостоятельная деятельность,

(разыгрывание ситуаций, чтение

произведений, проведение

игр- упражнений, дидактических

игр, беседы, использование

схем и моделей, рассматривание

иллюстраций и альбомов, аппликация и т.д.)

Октябрь 2024-

апрель 2025гг.

Пополнение

творческой папки,

конспектирование

разработанных

мероприятий

2. Обогащение

предметно-

развивающей

среды

Подбор дидактического материала,

художественного слова,

иллюстраций, приобретение

пособий, игр, игрушек,

изготовление схем и моделей

Октябрь 2024-

апрель 2025гг

Представление пособий. Самоанализ

предметной среды.

3.Проведение

работы с родителями

Смотреть перспективный план

работы с родителями

В течение

года

Справка с перечнем проведённых мероприятий

4. Повышение

профессиональной

компетентности

Участие в методической работе

ДОУ и города

Написание докладов

и сообщений

4 этап Результативный

1. Анализ проведённой

работы

Итоговая

диагностика

Апрель-

май 2025гг.

Справка с

результатами и

выводами

диагностики

2. Подведение итогов работы

Самоанализ проведённой

работы

Апрель 2025г.

Написание творческого отчёта

3. Обобщение

опыта работы

Написание доклада.

Методическая разработка

раздела образовательной

программы

Март-май

2025г.

Представление отчета о проделанной работе на педсовете с

использованием

компьютерной

презентации.

 

Цель:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • создание необходимых условий и системы эффективной работы с детьми по экологическому воспитанию.
  • расширить и обобщить знания детей о птицах через различные виды деятельности.

 

Задачи:

  • формирование элементарных представлений о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
  • формирование представлений детей о разнообразии мира птиц
  • формирование умения и навыков наблюдения за птицами;
  • формирование желания у детей беречь птиц.

 

Ожидаемые результаты от педагога:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
  • совершенствование предметно- развивающей среды.

Ожидаемые результаты от детей:

  • воспитание защитников экологии;
  • творческая активность воспитанников.
  • формирование осознанного действенного отношения к птицам.
  • систематизация знаний детей о птицах.

Ожидаемые результаты от родителей:

-активное участие

Работа с родителями:

  • участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;
  • анкетирование;
  • консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни»;
  • совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц;
  • проведение индивидуальных бесед;
  • изготовление лепбука «Птицы»;
  • консультация: «Роль дидактической игры в развитии ребенка

Работа с детьми:

  1. формирование элементарных представлений о птицах.
  • рассматривание картинок с изображением птицы. Показать части тела птицы. Рассматривание картинок с изображениями: птица летит, сидит на веточке, клюёт, строит гнездо, кормит птенцов.
  • чтение: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
  • подвижные игры: «Воробушки и кот»;  «Воробушки и автомобиль»;
  • «Большая птица».- «Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята».
  • игровые упражнения «Покажи часть тела птицы».
  • игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».
  • слушание: аудио «Голоса птиц»
  • д/и: «Когда это бывает»
  •  «Кто как кричит?
  •  «Кого не стало?»
  • «Чей голос?
  •  «Подбери крылышко по цвету»
  1. формирование представлений детей о разнообразии мира птиц.
  • рассматривание фотографий разных видов птиц.
  • подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси-лебеди», «Найди своё гнездо»
  • чтение: А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».
  •  развлечение: «Птичьи голоса».
  •  коллективная аппликация «Птицы на кормушке».
  • игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я- птица…».
  • д/и: «Найди пару», «Что за птица?»; «Освободите птичку из клетки», «Составь картинку из частей», «Лишняя картинка».
  • аппликация «Снегирь».
  1. формирование умения и навыков наблюдения за птицами.
  • наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела;
  • наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: повадки разных птиц
  • наблюдение: «Чьи следы?»
  • наблюдение весной: «Птицы, что изменилось в поведении весной?», «Гнездо среди ветвей»
  1. формирование желания у детей беречь птиц
  • чтение стихотворений: А. Прокофьев «Снегири»; В. Стоянов «Воробей»; Р. Бухараев «Кормушка».
  • просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
  • настольно-печатные игры: лото «Птицы», Разрезные картинки, Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
  • занятие по экологии «Поможем птицам зимой»
  •  участие в акции «Птичья столовая»
  • беседа на тему: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя) д/и: «Летает – не летает», «Найди такую же»,

Игра с прищепками «Птичка», «Найди пару» «Помоги дятлу найти еду»

В перспективе ставлю перед собой задачи:

  1. Совершенствовать использование в своей деятельности современных технологий.
  2. Разработать дидактические игры экологического содержания
  3. Вызывать желание детей применять разнообразные игры в самостоятельной деятельности.

4.Продолжать работу по самообразованию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....

Из опыта работы."Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края."

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве орган...

План работы по самообразованию На тему «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

В настоящее время экологические проблемы выдвигаются на первый план, поэтому важно углублять и закреплять знания детей в этой области. Чтобы природа не была полностью уничтожена, нужно воспитывать у н...

План по самообразованию педагога Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края».

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие...

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все...

План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Актуальность Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все...