ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ
материал (старшая, подготовительная группа)
Дошкольное образование является фундаментом в непрерывной системе образования и, соответственно, первой ступенью в формировании начальных, элементарных знаний о профессиях, т.е. ранней профориентацией.
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Важно обогащать моральные представления воспитанников о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 699.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОФЕССИЯМИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ
Несмотря на увеличение роста объемов промышленности нашей страны, и области в частности, и связанную с этим продолжающуюся многолетнюю урбанизацию, сельское хозяйство было и остается одной из ведущих отраслей экономики государства.
Белгородская область – одна из аграрных лидеров России, т.к. находится на высоких рейтинговых позициях по производству мяса птицы, свинины, молока, яиц, выращиванию зерновых, масличных, технических культур. Все это – результат труда человека.
Сельское хозяйство – это огромная отрасль, включающая в себя процессы производства, переработки, хранения и сбыта. Специалисты и работники сельского хозяйства всегда востребованы, т.к. население постоянно нуждается в продовольствии[5]. Но зачастую мы видим, что агросектор испытывает дефицит квалифицированных работников. Поэтому необходимо привлекать молодежь к выбору профессий, связанных с различными сельскохозяйственными отраслями.
Конечно, осознанный выбор профессии зависит от того, насколько человек представляет ее содержание. При опросе детей дошкольного и младшего школьного возраста о том, какие профессии сельского хозяйства им известны, опрашиваемые назвали «ветеринар», «тракторист». Таким образом, налицо низкий уровень знаний о труде в аграрной отрасли.
Мы являемся жителями Белгородчины. И для того, чтобы в будущем молодое поколение выбирало профессии, нужные для развития своего края, уже в дошкольных образовательных учреждениях необходимо вести целенаправленную работу посредством ранней профессиональной ориентации.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества[2].
Что же подразумевается под профессиональной ориентацией? Она включает в себя систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям[4].
Дошкольное образование является фундаментом в непрерывной системе образования и, соответственно, первой ступенью в формировании начальных, элементарных знаний о профессиях, т.е. ранней профориентацией.
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Важно обогащать моральные представления воспитанников о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми [3].
Целью работы по ознакомлению дошкольников с профессиями сельскохозяйственной отрасли является обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Это возможно через выполнение следующих задач:
- Расширять представления детей о роли механизации в труде, о машинах-помощниках человека.
- Знакомить детей с некоторыми видами труда в сельскохозяйственной промышленности.
- Расширять представления о труде людей разных профессий в сельском хозяйстве.
- Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
Таким образом, дошкольники должны:
- понимать, что труд — это основа жизни, поэтому он занимает в жизни людей важное место;
- научиться уважать всех, кто трудится, ценить результаты их труда;
- познакомиться с разными профессиями, необходимыми для их осуществления предметами/аппаратами/техникой и продуктами трудовой деятельности человека.
В нашем ДОУ ранняя профориентация дошкольников в контексте отрасли «Сельское хозяйство» началась с организации предметно-пространственной развивающей среды. Педагоги составили картотеку бесед по темам «Хлеб всему голова», «Труд хлебороба», «Сельскохозяйственный транспорт», «Продукты на нашем столе», «Домашние животные», «Коровушка-матушка», «Зачем овечка дает нам свою шубу?» и т.п.. Также была составлена картотека дидактических игр: «Назови профессии», «Скажи, какой», «Что сначала, что потом», «Разрезные картинки», «Слушай внимательно», «Четвертый лишний», «Сад или огород», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».
Воспитатели организовали небольшую выставку из самодельных книжечек-брошюрок («Профессии в сельском хозяйстве», «Домашние животные», «Растениеводство Белгородчины») и из художественной литературы для детей дошкольного возраста (книги: Ушинского К.Д. «Как рубашка в поле выросла», Михалкова С. В. «Как мужик корову продавал», «А что у вас», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»; рус.нар. сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Вершки и корешки»).
В уголках профориентации старших дошкольных групп педагоги изготовили макеты:
- «Лесное хозяйство» (представлен книжкой-раскладушкой с информацией от труде егеря и лесника в различные времена года, игрушечными дикими животными, лесной мини-кормушкой, макетом леса) (рисунок 1);
Рисунок 1. Макет «Лесное хозяйство»
- «Полеводство» (представлен пашущим трактором поле, грузовиками, «везущими» зерно на ток, гербарием злаковых, масличных, технических культур, брошюркой «Хлебороб»);
- «Фермерское хозяйство» (представлен модельками сарайчиков для домашних животных, поделкой воспитанника «Скотный двор», предметными картинками «Домашние животные», «Какие предметы понадобятся фермеру»).
Работа с детьми осуществляется посредством занятий, бесед, дидактических игр, проектной деятельности, организации встреч с представителями различных профессий, выставок книг/поделок, тематических праздников.
Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, открывающей возможности ранней профориентации дошкольников является проектный метод обучения. Целесообразность его использования в том, что метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, помогает объединить детей, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной организации в совместной деятельности.
Возможность использования данного метода в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками возраста. Это, прежде всего, любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы.
Например, Машу Р. заинтересовал вопрос «Как хлеб попал к нам на стол» (накануне прошла беседа с детьми, на которой они пытались объяснить поговорку «Хлеб – всему голова»). Девочка решила разобраться: почему люди с большим уважением должны относиться к хлебу. Целью ее работы стало выяснение роли, которую играет хлеб в жизни человека и как делают хлеб. Вместе с бабушкой они искали информацию в интернете, применили социальный опрос близких и знакомых соседей, а также, что немаловажно, Маша поговорила с хлеборобом. Результатом работы девочки стала защита проекта с картинками, расположенными в логическом порядке, из которых понятно, как делают хлеб. Маша вместе с бабушкой составила подробный рассказ об этом, познакомила детей со словом «жито», пословицами и поговорками о хлебе (рисунок 2).
Рисунок 2. Защита проекта «Хлеб всему голова»
Для воспитанников группы этот проект был ценен тем, что дети стали лучше относиться к хлебу, многие перестали с ним играться во время приема пищи. Главным итогом стало понимание как трудна работа человека-крестьянина. Дети сделали вывод, что необходимо беречь труд многих людей.
Актуальной работой стал проект «Крахмал своими руками». Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников (рисунок 3). В результате проекта дети поняли, как из сырья можно получить готовый продукт (рисунок 4).
Рисунок 3. Определение наличия крахмала в продукте с помощью йода.
Рисунок 4. Изготовление крахмала
Следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца, а также то, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Результатом профориентационной работы у детей дошкольного возраста становится сформированное обобщенное представление о структуре трудового процесса в отрасли сельского хозяйства, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых; развивается чувство уважения к людям разных профессий. Дети учатся быть внимательными к результатам аграрной деятельности селян.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация в контексте сельского хозяйства является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни и способствует процветанию родного края.
ЛИТЕРАТУРА
1. О.А.Соломенникова «Ознакомление дошкольников с природой в детском саду»
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от #1075;., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. #1054;П%20по%20ФГОС%20%20Ломово_2022%20(1).doc/ Образовательная программа МБДОУ «Детский сад№6 с. Ломово Корочанского района Белгородской области»
- :2/#:~:text=Профориентация%20—%20это%20система%20мероприятий%2C,профессиональной%20деятельности%20по%20определенной%20специальности/профессиональная ориентация.
- Сельскохозяйственные профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с профессиями родного края
Целью конспекта является знакомство дошкольников с профессиями родного края...

Конспект НОД "Знакомство дошкольников с профессией геолога"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Краеведение», «Физическая культура»Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная....

Примерное перспективное планирование по знакомству дошкольников с профессиями
Примерный план ознакомления дошкольников с профессиями в течение учебного года с использованием ИКТ и информационных технологий....

Создание развивающей предметно-пространственной среды в процессе знакомства дошкольников с профессиями
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами...
Знакомство дошкольников с профессией - оператор по стирке белья
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребёнка. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профори...
Знакомство дошкольников с профессиями, как важный этап социализации.
Знакомство ребенка с миром профессий - это важнейший шаг его социализации. В детском саду особое внимание ознакомлению детей с профессиями начинаю уделять со старшей группы (с 5-6 лет). Предлага...
