Развитие личности детей средствами художественной литературы
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

В современных условиях книга почти лишилась прежнего значения. Ее активно вытесняют из детской жизни телевидение, компьютерные игры, гаджеты. Но именно книга остается источником формирования правильной развитой речи. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько образно он умеет пересказывать, рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, передо педагогами  встаёт проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие личности детей средствами художественной литературы – подход достаточно старый. Тем не менее именно сегодня происходит переориентация ДОУ на новые стандарты, что оказывает свое влияние и на работу с книгой.

        В современных условиях книга почти лишилась прежнего значения. Ее активно вытесняют из детской жизни телевидение, компьютерные игры, гаджеты. Но именно книга остается источником формирования правильной развитой речи. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, насколько образно он умеет пересказывать, рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, передо педагогами  встаёт проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.

                Эти умения так или иначе нашли свое отражение следующими направлениями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

        Важное значение ФГОС ДО придаёт знакомству детей с книжной культурой, приобщению к культуре чтения. Задача приобщения к книжной культуре предполагает не только знакомство детей с художественными произведениями и произведениями фольклора, но и формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности. Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», т.е. осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг.

        Приобщение к чтению дошкольников – сложный процесс, требующий от воспитателя понимания природы читательской деятельности ребенка, нахождения путей эффективного развития читателя.

        Дошкольный возраст – период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

        

        Воспитание читателя – дошкольника с учетом перечисленных компонентов позволит педагогу ДОУ организовать личностно ориентированный, развивающий процесс литературного образования, результатом которого станет грамотный – настоящий, талантливый, компетентный – читатель, глубоко постигающий смысл литературного произведения, понимающий внутренний замысел автора, способный оценить ее художественные достоинства. Именно такого читателя имел в виду С.Я. Маршак, когда писал в своей книге «О талантливом читателе. Воспитание словом»: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова»

        Главная задача состоит в формировании дошкольника сознательным читателем, проявляющим интерес к чтению, владеющим прочными навыками чтения, включая способы самостоятельной работы с текстом и детской книгой, обладающим определенной начитанностью, имеющим развитые нравственно – эстетические и гражданские чувства.

        Готовность к восприятию художественных произведений не может появиться у детей сама собой, она проявляется в условиях воспитания и обучения в ДОО и в семье.

        Факторы, способствующие или сдерживающие развитие интереса к чтению:

  • повышение интереса к современным аудиовизуальным средствам;
  • книжное окружение ребенка;
  • пример взрослых;
  • применение методов работы с книгой.

        Ребенок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях дошкольного образовательного учреждения постоянно.

        Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда и заинтересованные родители и педагоги. Каждого конкретного ребенка педагог должен уметь вовлечь в разные формы деятельности для развития любознательности детей, интереса ребенка к собственной активности. Также важно грамотно организовать предметно-пространственную развивающую среду и создать условия для свободной детской деятельности.

        В группе детского сада и дома создается книжный уголок с целью формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитанию бережного отношения к книге. Располагается книжный центр на уровне роста детей и по мере их подрастания уголок регулируется. Литературу для уголка подбирают соответственно возрастным особенностям, интересам и потребностям детей.  

        Книги должны быть с небольшим количеством текста и крупными красочными иллюстрациями. Материалы для ремонта книг лучше хранить рядом. Книги для детей дошкольного возраста должны быть разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать рассказы, стихи, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Внимание детей обращают на образность языка сказок, рассказов, стихотворений, привлекают детей к повторению запомнившихся отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

        Образцы ритмической речи дают  народные сказки, песенки, потешки, загадки, они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.         Детям очень важно показать множество приятных дел, связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности, а для этого необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

        Процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями становится более интересным и познавательным при взаимосвязи традиционных и инновационных методов и приемов.

Методы работы по приобщению детей к чтению:

  1. Словесные: выразительное чтение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, потешек и т.д.); заучивание наизусть и пересказ произведений; беседы о прочитанном в процессе свободного общения воспитателя с детьми.

  1. Практические: игры-драматизации; дидактические игры; упражнения-инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность.

  1. Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок в книжном уголке; использование разных видов театра.

        Чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не громко, но и не тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашено дикцией, тембром голоса. Всем известно, однообразное чтение или чтение с запинками не заинтересует маленького слушателя, каким бы интересным не было читаемое произведение. Необходимо подбирать короткие и легкие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, способствующие более внимательному слушанию и быстрому запоминанию текста.

Театрализация

        Подобная деятельность развивает не только литературный вкус любви к чтению, но и фантазии, воображения, творческих способностей. Перевоплощение в художественный образ дает возможность показать, как ребенок понимает текст, оценивает героев, представляет события. Инсценирование – это важнейший прием в работе с художественным текстом

Кроме того, для формирования любви к чтению у детей в условиях детского сада можно рекомендовать следующее:

- организация утренников, вечеров досуга, посвященных творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины;

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- выставки книг или организацию книжного уголка;

- сотрудничество с библиотеками, домами-музеями писателей и поэтов (А.П.Чехова, И.Д. Василенко)

      -выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

        Помимо вышеперечисленных методов, воспитатели должны владеть приемами и средствами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка.

Наряду с традиционными формами работы с дошкольниками мы  используем и инновационные.

  • Буккроссинг – это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. В работе с детьми для  пропаганды чтения, повышения интереса к книгам, возрождения интереса  к чтению русских народных сказок, возрождения традиции семейного чтения мы в нашем детском саду  используем эту форму работы. Процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе “Прочитал – отдай другому”. 

Я хочу рассказать, как направление «буккроссинга» появилось у нас в детском саду.

        Для начала мы, воспитатели, изучили материалы по буккроссингу. На педагогическом совете обобщили свои знания по данной теме. Проведены беседы с детьми. «Зачем мне читать?», «Как появилась книга?»; просмотр обучающего видео: «Правила обращения с книгой», «Ваша любимая книга» и т. д.

        Провели анкетирование среди родителей «Организация домашнего чтения в семье»

        Было проведено анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семьях». В анкетировании приняли участие 28 семей. К сожалению, его результаты подтвердили, что в современном мире интерес к книге заметно снижается. В большинстве семей есть книги и место для их хранения, но лишь 23 % родителей читают детям ежедневно, как правило перед сном, 42% читают лишь тогда, когда их просит об этом ребенок, 25% читают очень редко. 21% родителей беседую с детьми о прочитанном. Конечно, есть семьи, в которых сохраняют традиции семейного чтения, так 10 % детей (3 семьи) записаны и посещают библиотеку.

        Мы определили место расположения пункта обмена книгами. У нас это холл второго этажа, рядом со старшей и подготовительной группой. Здесь мы расположили полку для книг-путешественниц.

        Для того, чтобы родители узнали о новом движении и основных правилах участия в «буккроссинге», провели родительское собрание, распространили памятки  для  родителей,  информацию  о  действии данного движения среди родителей в ВК мессенджере.

        Обратились к родителям с просьбой: принести в пункт книги, которые прочитаны в семьях и которыми они могли бы поделиться (посредством индивидуальных бесед, публикации мессенджерах детского сада).

        Вместе с детьми и родителями для наглядного обозначения книги как участника «книгодвижения», выбрали готовый  официальный значок  -  логотип,  который  бы  подтвердил  участие  книги  в «буккроссинге».На книги, которые принесли родители, наклеивали этот логотип «Буккроссинг».

        Таким образом, каждый желающий может прийти и взять любую книгу или журнал по интересам, прочитать и отдать другому человеку, или вернуть обратно.

        Подводя итог к концу шестого месяца можно сказать, что все участники – дети, воспитатели, родители уже стали активнее сотрудничать и добиваться поставленной цели. Взрослые и дети стали больше разговаривать друг с другом на тему «Книга», стали активнее проявлять интерес к художественной литературе. Все участники начали больше читать в кругу семьи, читать сказки детям перед сном.

        И таким образом, мы уже можем сказать, что «Буккроссинг» - это эффективное средство развития предпосылок читательской грамотности,  развития социального интеллекта дошкольников, а так же один из главных факторов, стимулирующих возрождения семейного чтения.

        Книжные жмурки - педагог сообщает  детям что книги хотят поближе познакомится с ребятами и просят их взять книгу в гости к себе домой. Каждая книга выбирает к кому отправится сегодня. Только она спряталась, и хочет, чтобы дети познакомились с ней уже дома.

        Для прочтения мы выбираем книги из специальной подборки: книги обёрнуты плотной бумагой, и ребенок не видит, какая книга выбирала его. Эта форма работы позволяет оживить интерес детей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

        Для "Книжных жмурок" мы подобрали книги из серии"Книга за книгой". В каждой книге как правило один или два произведения  одного автора. Каждую четвертую пятницу месяца дети уходят домой с такой книгой.

        В понедельник дети возвращают книгу, делятся впечатлениями от прочитанного.

        Утренний круг. Традиционным вопросом каждого утреннего круга по понедельникам в нашей группе стал вопрос: Что прочитали за выходные? Первое время все без исключения дети отвечали : НИЧЕГО. С течением времени те дети, что посообразительнее , стали вспоминать сказки, с которыми они уже знакомы: "Теремок", " Колобок" и т.п. Тогда мы решили сообщить родителям об этой нашей традиции. Кроме того, каждую пятницу в групповом чате мы вывешиваем список, рекомендованных к прочтению произведений.  И дело пошло. Спустя 6 месяцев дети не только приходят с рассказами о прочитанных произведениях, но и с иллюстрациями к ним.

        Таким образом, систематическая работа по приобщению детей к художественной литературе с использованием разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, при активном сотрудничестве с родителями дает положительные результаты.

        Первые шаги в мир литературы дети делают в дошкольном возрасте. Именно в раннем детстве ребенок впервые берет в руки книгу и погружается в этот удивительный, увлекательный, наполненный яркими красками волшебный и сказочный мир книг. «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Кого он встретит на страницах? Что останется в его памяти, запечатлеется в душе? Станет ли ребенок настоящим читателем?» Полюбит ли он книги? Ведь книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Книга – это фундамент, на котором строится культура нации. Читательский талант – это не просто природный дар, а результат упорного труда. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

        Прививая ребенку культуру чтения, следует помнить, что самый важный пример для него взрослые. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он не видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и смартфоны.

        Книга в руках взрослого – главная воспитательная сила, с которой не сравнятся ни моральные сентенции, ни система наказаний и поощрений.

                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы работы педагогов дошкольного воспитания по привлечению дошкольников к чтению Лежнева Марина Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5» г. Таганрог

Слайд 2

Актуальность «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Нормативная основа Чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы .

Слайд 4

Книжная культура Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», т.е. осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг.

Слайд 5

Книжная культура «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова» С.Я. Маршак «О талантливом читателе. Воспитание словом»

Слайд 6

Воспитание талантливого читателя формирование у детей правильного навыка чтения; постоянное развитие интереса к чтению, расширение круга чтения дошкольника, его начитанности; воспитание средствами чтения гражданских чувств и активного отношения к прочитанному; формирование способности работы с детской книгой. Процесс воспитания сознательного читателя состоит в: овладении навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения; формировании навыков по работе с разными видами текстов; эмоциональной отзывчивости на читаемое; творческой активности; самостоятельности и способности к восприятию художественных произведений.

Слайд 7

Факторы, способствующие или сдерживающие развитие интереса к чтению: повышение интереса к современным аудиовизуальным средствам книжное окружение ребенка пример взрослых

Слайд 8

Условия в развития интереса к детской книге Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда и заинтересованные родители и педагоги.

Слайд 9

Методы работы по приобщению детей к чтению Словесные: выразительное чтение художественных произведений заучивание наизусть и пересказ произведений; беседы о прочитанном в процессе свободного общения воспитателя с детьми. Практические: игры-драматизации; дидактические игры; упражнения-инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность. Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок в книжном уголке; использование разных видов театра.

Слайд 10

Методы работы по приобщению детей к чтению Выразительное чтение художественных произведений

Слайд 11

Методы работы по приобщению детей к чтению Т еатрализованная деятельность .

Слайд 12

Праздник, посвященный дню рождения К.И. Чуковского Неделя, посвященная Творчеству С. В. Михалкова Музей И.Д. Василенко в гостях «Золотые сказки и добрые повести»

Слайд 13

Художественное слово в режимных моментах Умываться мы умеем. Моем личико и шею! Моем ручки, моем носик! Умываем щечки, ротик. Мы помылись, как большие. Вот мы чистые какие! Буль-буль-буль кипит бульон, Ох и вкусным будет он! Приглашаю всех обедать И буль-буль-бульон отведать.

Слайд 14

Инновационные формы работы Буккроссинг ( книговорот ); Книжные жмурки; Утренний круг;

Слайд 15

Буккроссинг ( книговорот )

Слайд 16

Буккроссинг ( книговорот ) Предварительная работа изучение материала; беседы с детьми; анкетирование среди родителей;

Слайд 17

Буккроссинг ( книговорот )

Слайд 18

Буккроссинг ( книговорот ) Оформление и сотрудничество

Слайд 19

Буккроссинг ( книговорот )

Слайд 20

«Книжные жмурки»

Слайд 21

Утренний круг Традиционным вопросом каждого утреннего круга по понедельникам в нашей группе стал вопрос: Что прочитали за выходные?

Слайд 22

Заключение

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....

"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоций у детей дошкольного возраста....

«Художественно-эстетическое развитие личности детей средствами театрализованной деятельности»

«Художественно-эстетическое развитие личности детей средствами театрализованной деятельности»...

Развитие речи детей средствами художественной литературы

Статья посвящена одному из важнейших разделов эстетического воспитания детей дошкольного возраста -  художественно-речевой деятельности....

Презентация "Художественно-эстетическое развитие личности детей средствами театрализованной деятельности

Художественно-эстетическое воспитание личности является одним изважных социокультурных задач современного общества, так как предполагает развитие внутреннего мира растущего человека, его духовно- нрав...

Презентация на тему: "Развитие речи детей средствами художественной литературы

Развитие речи детей средствами художественной литературы...