Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста художественно - эстетической направленности «Волшебная страна»
рабочая программа (средняя группа)

формирование у детей эстетического вкуса, художественно-творческих способностей, фантазии, воображения, развитие  мелкой моторики рук средствами нетрадиционного рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №22»

города Аши Челябинской области

                                                               

                                               

                                                               УТВЕРЖДЕНО            

                                                               приказом №    от  (дата) 

                                                               Заведующий МКДОУ № 22 г. Аши                          

.                                                                   _______________ С.В.Кузикова                                                              

               

                                                                                         

                                                           

Дополнительная общеобразовательная программа

для детей дошкольного возраста

художественно - эстетической направленности

«Волшебная страна»

Возраст детей: 4-5лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы: 

Мустафина Екатерина Леонидовна

                                                                                         

2025г.

Аша.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка ……………………………………………3

2. Учебно-тематический план…………………………………..

3. Содержание изучаемого курса……………………………….

4. Методическое  и материально-техническое обеспечение  

   Программы………………………………………………………

5. Список литературы ……………………………………………………

    Приложения 


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная страна» художественно - эстетической направленности (далее Программа) составлена в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г.№273;

- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

- Федеральным государственным образованием стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МОиН РФ №1155 ОТ 17.10.2013 Г.;

- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 (зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. № 33660);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом МИоН РФ Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-  Уставом учреждения.

Новизной программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.

Актуальность программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д.

Цель программы: формирование у детей эстетического вкуса, художественно-творческих способностей, фантазии, воображения, развитие  мелкой моторики рук средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • обучающие:

- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам  изображения с использованием различных материалов;

- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и

 жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

  • воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

- воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности  по отношению к окружающим;

  • развивающие:

– развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

Особенностью данной программы является то, что обучение изображению предметов и явлений происходит на основе  нетрадиционной техники рисования и является  дополнением традиционных методик, разработанных Т.С.Комаровой и др., построенных главным образом на умении владеть кистью и карандашом.

Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом,  создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка.

Работа  с детьми строится на принципах:

  • Системность подачи материала; 
  • Наглядность в обучении; 
  • Доступность; 
  • Гуманность;
  • Проблемность; 
  • Принцип сознательности и активности;
  • Педагогическая целесообразность программы.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

-  занятия в свободное время;
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Ожидаемые результаты:

  • Знать: Способы нетрадиционного рисования, называть их;
  • Уметь: Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • Владеть: Нетрадиционными способами рисования такими как

Программа рассчитана на 1 год обучения,  проведение 36  аудиторных занятий (1 раз в неделю во второй  половине дня). Продолжительность занятия -20 минут.  Наполняемость группы: 8-10 детей в возрасте 4-5 лет.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

                Наименование тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

Сентябрь

(С04.09.2019)

Вводное  занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

-

1

Осенний натюрморт

(свеча + акварель)

-

1

1

Цыплёнок

(рисование  вилкой + ватные палочки + гуашь)

-

1

1

Рыбки

(рисование восковыми мелками +акварель)

-

1

1

Октябрь

Первый снег (оттиск печатками из салфетки) (коллективная работа)

-

1

1

Фрукты на блюде

 (рисование с использованием ватных дисков)

-

1

1

Рябинушка

(рисование пальчиками)

-

1

1

Моя любимая игрушка

(пуантилизм)

-

1

1

Ноябрь

Котик

(тычок полусухой жесткой кистью)

-

1

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок и ягод» (Оттиск  печаткой из яблока, ватные палочки)

-

1

1

Белочка в дупле

(рисование ладошкой, ватными палочками)

-

1

1

Мои рукавички

(оттиск печатками рисование пальчиками)

-

1

1

Декабрь

Овечка

( рисование пальчиками)

-

1

1

Хоровод снежинок

(рисование веточкой ели, гуашь, соль

-

1

1

Зимнее дерево

(зубная паста, тёмный картон, салфетки)

-

1

1

Елочка нарядная

(рисование палочкой, оттиск пробкой

-

1

1

Январь

Шары на ветке

(пластилинография, восковые мелки)

-

1

1

Рождественский ангел

(рисование с помощью шаблона, кисти, ватных палочек + «комкание» бумаги и наклеивание её)

-

1

1

Снежок

(рисование свечой + акварель)

-

1

1

Снеговичок

 (« комкание »  бумаги (скатывание)

-

1

1

Февраль

Наш город

 (оттиск пенопластом) ( свеча + акварель)

-

1

1

Метель

(ниткография)

-

1

1

Чашка

(оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

-

1

1

Цветочек для папы

 (оттиск печатками из картофеля)

-

1

1

Март

Плюшевый медвежонок

(поролон, тонкая кисть, гуашь)

-

1

1

Ягоды и фрукты

(рисование пальчиками, карандашом)

1

1

Укрась варежки

(тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками)

-

1

1

Подснежники

(акварель, восковые мелки

-

Апрель

Кораблик

 (пластилинография)

-

1

1

Северное сияние

(акварель, восковые мелки

-

1

1

Узоры на окне

(гуашь, ватные палочки)

-

1

1

Чудесный букет

(печатки, кисти, ватные палочки)

-

1

1

Май

Мимоза для мамы

(рисование пальчиками)

-

1

1

Любимые животные

(рисование пальчиками)

-

1

1

Весенний пейзаж

( оттиск скомканной бумагой)

-

1

1

Черемуха        

(рисование ватными палочками, пальчиками)

-

1

1

                                                     Итого:

1

35

36

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-5 лет.

В ходе реализации программы «Волшебная страна» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки.
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • кляксография;
  • волшебные веревочки.

- Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

- Рисование «тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.)

 -«Обрывная аппликация», «скатывание бумаги» с использованием дополнительных материалов» является «кладовой» для развития воображения и  фантазии, разовьёт не только мелкую моторику руки, но и внимание  интеллектуальную и творческую активность

- Рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Кляксография это техника рисования на основе спонтанных пятен и брызг. Использование ее можно для разных целей.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методический  комплект:

  1.  Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика - Синтез, 2001 год.
  2.  Дяченко В. Т.  «Учись рисовать» Альбом по рисованию в детском саду. Киев «Раданьска школа», 1984год.
  3.  Давыдова Г. Н.  – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  4.  Казакова Р. Г. – Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.
  5.  Комарова Т. С.  – Обучение дошкольников технике рисования.
  6. Фатеева А.А.  – «Рисуем без кисточки»

Оборудование:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный комочек»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный комочек»...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста "Где песня поется, там радость льется" с элементами кинезиологических упражнений

Цель и задачи программы Цель: Развитие умственных способностей, речевого развития и психо-физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных, дыхательных упражнений и песен.Зад...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)

Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста художественно-эстетической направленности «Маленькие волшебники» (для детей 3-7 лет)

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятел...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОБРЫЙ МИР»

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время  одной из важнейших государственных задач  является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проб...