проект "В гости к сказкам"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «В гости к сказке»
(старшая группа)
Вид: познавательно-творческий
Участники: дети, воспитатель, родители.
Возраст: старшая группа
Срок: краткосрочный
Проблема: В наше время, к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребенка. Особенно это происходит с теми детьми, кому чтение дается с большим трудом. Поэтому пока у них есть свободный доступ к планшетам, смартфонам и домашним ПК, мальчики читать не будут. Девочки, скорее всего, будут заниматься чтением. У них зависимость от гаджетов гораздо слабее. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества. Сказка имеет историческое значение для русского народа, являясь отражением самобытной русской культуры и историей. Сказки прекрасно отображают национальную культуру народа. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Расширение знаний языка, речевых оборотов, многообразие переливов литературного-художественного и разговорного стилей, воспринимаются в данных условиях, как нечто обыденное, само собой разумеющееся, как и само нахождение ребёнка в привычном ему пространстве. Поэтому сегодня, сказки, так широко и активно применяются в различных направлениях психологии и логопедии, при изучении языка, культуры и творческого развития, далеко выходя за рамки ненаучного, развлекательного жанра.
Этапы проекта
1.Этап - Подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы; - постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок.
2. Рисование детьми героев сказок.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 4. Пересказ прочитанных сказок.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
9. Загадки о сказках, героях сказок.
10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Содержание работы с родителями:
1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
2. Чтение сказок с детьми.
3. Придумывание сказок с детьми.
4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
5. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
2 .Этап – Исследовательский
- работа по плану;
- выполнение проекта.
Перспективный план основного этапа
Понедельник
- Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Самостоятельное составление сказок.
- Выполнение совместно с родителями самодельных книжек на тему «Сказка» (домашнее задание)
Вторник
- Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.
- Отгадай загадки «Из какой я сказки?».
- Дидактическая игра «Найди отличия».
Среда
- Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
- Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»
- Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)
Четверг
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Настольный театр
Пятница
- Викторина «Путешествие по сказкам» (итоговое мероприятие)
- Организация выставки самодельных книжек руками родителей «Сказка».
3. Этап – Заключительный
- презентация проекта
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы.
Выводы:
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, познакомились с русскими народными пословицами, поговорками, получили знания о народных традициях, обычаях, обрядах, расширили понятия о народном искусстве.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребёнка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.
Приложение №1
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
- Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки? ____________________________________________________________
- Какие сказки предпочитает Ваш ребёнок? ____________________________________________________________
- Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку несколько раз? ____________________________________________________________
- Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка? Если есть – какая? ____________________________________________________________
- Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал? _______________________________________
- _____________________
- Рассказывает ли ребёнок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам? ____________________________________________________________
- Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания? ____________________________________________________________
- Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребёнок вопросы? ____________________________________________________________
- Узнает ли Ваш ребёнок сказку по иллюстрации? ___________________________________________________________
- Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.? ____________________________________________________________
- Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребёнка? _____________________________________________________________
Приложение 2
Конспект беседы в старшей группе «Что такое сказка?»
Садимся подобнее, мы с вами попадем в волшебный мир.
Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка умница и прелесть, с нами рядышком идет…
- Какие сказки вы любите больше всего? Какие вам читали или читают ваши родители? Сказки должны быть добрые или злые? Почему?
В сказках случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.
Словно разноцветные камешки в калейдоскопе, сказки народов мира образуют замысловатые узоры из опасных приключений, интересных историй и чудесных превращений. В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.
Сказки умеют чудесным образом «передвигаться» во времени и пространстве, путешествуя из страны в страну, из континента на континент. Так, всеобщая любимица Золушка жила не только во Франции. Даже в сказках народов Азии есть истории о потерянной туфельке и найденном семейном счастье. А Змей Горыныч! Думаете, этот страшный персонаж есть только в русских сказаниях? Вовсе нет! Драконов и огнедышащих змеев можно встретить и в сказках Европы. А на Востоке летающие чудища — не злобные монстры, а положительные герои.
Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Ничего необычного нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека.
Сказки- это увлекательные рассказы о простых вещах. Каждая сказка уникальна. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанные верой в добро русские сказки, таинственные и немного страшные, сказки европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточные сказания, полные любови к природе сказки Австралии и Океании, волшебные истории других экзотических народностей.
Начнем мы наше путешествие, конечно же, с русских сказок.
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждёт,
Русская народная, но доселе модная!
«Колобок» и «Теремок» – сказочки нескучные,
А ещё народ придумал сказочки «докучные».
Что такое «докучные» сказки? (Это та сказка, которую можно рассказывать бесконечно).
Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду - Бултых в воду…;
«Салат из сказок»
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по-моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).
Викторина «Путешествие по сказкам».
1. У этой сказочной героини есть летательный аппарат (баба-Яга)
2. У кого избушка на курьих ножках? (у бабы Яги)
3. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?
(Самоварка, Самокрутка, Самобранка, Самостирка).
4. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?
5. Где нашел свою стрелу Иван-царевич? (в болоте)
6. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк?
(Колобок, Пирожок, Кашу, Машу)
7. Какая русская сказка существует?
(«Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы»).
8. Кого унесли гуси-лебеди? (Иванушку)
9. В какой сказке и у кого из животных хвост оторвался в пруду?
(«Лисичка-сестричка и волк)
10. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?
(В кувшине, В тарелке, В миске, В блюдце).
11. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки?
(С Ильёй Муромцем, С Иваном-царевичем. С Емелей).
12. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»?
(Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей).
13. Что случилось с Иванушкой, который не слушал свою сестру? (превратился с козленочка)
14. Чудо-юдо рыба из русских народных сказок – это…
(Щука, Сом, Кит, Акула).
В мире много сказок и пусть герои сказок дарят нам тепло,
А добро навеки побеждает зло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей во второй ранней группе «В гостях у сказки» Инсценировка сказки «Пасхальный колобок» (По мотивам сказки священника Константина Островского)
Цель. На материале православных сказок формировать у детей духовно-нравственное воспитание; развивать эмоциональную саморегуляцию и позитивное взаимоотношения с другими людьми, дарить детям пасхальную...

