МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
учебно-методический материал

Спиридонов Мария Викторовна

продемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossens.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Цель: продемонстрировать использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.

Приветствие:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Всем хорошо знакома китайская мудрость: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь (пойму)». Как же она точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках ФГОС дошкольного образования, которое определяет формирование общей культуры и творческого воображения у детей, развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников.

- Уважаемые коллеги, а какие технологии развивающего обучения вы знаете, назовите пожалуйста, примеры… (Ответы педагогов-технология наглядного моделирования, технология «ТРИЗ», технология «Интеллект карт», технология «Кластер» и «Синквейн» )

- Все верно! В арсенале современного педагога есть много различных образовательных технологий, направленных на развитие творческого потенциала, познавательного интереса и речи детей и многие из вас используют их в своей работе.

Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование метода наглядного моделирования. Этот метод помогает научить ребёнка проговаривать и запоминать неизвестные ему слова, составлять рассказ при помощи картинок и, связывая их по смыслу. Но, узнав технологию «Кроссенс», я ее тоже стала применять в практике. И сегодня предлагаю Вам познакомиться с ней.

- Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…

В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия и пересказа этой информации детьми. Метод развивающей технологии «Кроссенс» эффективно способствует формированию умений дошкольников не шаблонно размышлять и правильно выражать свои мысли.

СЛАЙД 1. Тема моего мастер-класса – «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».

-С чем у вас ассоциируется слово "кроссенс"? (Ответы)

СЛАЙД 2. Слово «кроссенс» придумано по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

СЛАЙД 3. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

«Кроссен» впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Авторы технологии утверждают, что при применение данной технологии развиваются все аспекты мышления: анализ, синтез, ассоциации, поиск информации, а также неординарность критического и наглядно - образного мышления. Идея этой технологии - объединить понятия, слова и образы воедино.

- И так, я вас познакомила теоретической частью о технологии «Кроссенс» и предлагаю вам испытать ее на практике, где я расскажу вам о некоторых приемах и методах, приглашаю фокус-группу к себе на мастер-класс. Мне надо 4-6 участников.

СЛАЙД 4. Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!, находятся в лесу)

СЛАЙД 5 А что общего может быть между кенгуру и почтальоном ? (Сумка.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребёнку.

СЛАЙД 6 А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?...

СЛАЙД 7 В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 8. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А.С. Пушкина.)

Правильно. Молодцы!

Есть несколько вариантов чтение Кроссенса

СЛАЙД 9. Вариант 1 «Солнце». В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? ( .) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 10. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Что изображено? «Улыбка» - результат хорошего настроения. Ка вы думаете? Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».)МОЛОДЦЫ!!! А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

О чём этот кроссенс? (О дружбе.) ОТЛИЧНО!

СЛАЙД 11. А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Попробуем?

Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.

Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше... («Соловей» и «Огниво» - это сказки Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».)

В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

СЛАЙД 12. А сейчас я предлагаю поработать над разгадкой кроссенса индивидуально. (Раздаются листы с заданием, звучит музыка, идёт работа в парах.)

Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

Спасибо большое.

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответов, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 13. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

СЛАЙД 14. Все верно, кроссенс можно использовать:

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы,

- как творческое домашнее задание и т. д.

СЛАЙД 14. А сейчас я предлагаю самим составить кроссенс на заданную тему. Вы сейчас будете работать в команде. Перед вами поле КРОССЕНС, в котором уже задана тема. Вам предстоит подобрать ассоциативные картинки к заданной теме. Приступайте. Итак, все справились предлагаю прочитать кроссенс. Молодцы!

СЛАЙД 15. Моим новаторством в данной технологии стало использование мульти кубов, на гранях которого изображены картинки ассоциации. Почему я использую куб, потому что для детей это самый знакомый и любимая игрушка, которой легко манипулировать, он многофункционален, многогранен, что позволяет использовать большое кол-во картинок вкладышей. Почему мульти. Потому что –это слово ассоциируется у детей с мультфильмом, где много ярких картинок, событий персонажей. Это вызывает положительные эмоции у детей, привлекает внимание, заставляет мыслить логически, не прилагая особых усилий. Применение данных кубиков, возможно в различных видах деятельности, образовательных областях, в работе с педагогами и родителями.

Кроссенсы с успехом используют в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных…

Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.

А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Применение проблемных ситуаций как инструмент творческого мышления у дошкольников при помощи сюжетно-ролевых игр»

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство педагого...

«Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления.

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, худож...

Мастер-класс "Техника ниткографии как средство развития познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ"

Нитография- это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений, различных предметов. Нитка при этом может приклеиваться либо выкладываться на основе.В результате получается необычная факту...

МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Использование «Кроссенса» на занятиях как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся....