Формирование пространственного мышления старших дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа)
Аннотация: Данная статья предназначена для педагога дошкольного учреждения.
Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта, один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект. С его помощью мы можем ориентироваться в пространстве, решать геометрические задачи, представлять предметы в трехмерном измерении.
Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок обязан ориентироваться почти наравне с взрослыми. Своевременное развитие пространственного мышления (3D-мышления) дошкольников поможет осознанию себя в окружении предметов и формированию умений правильно оценивать расстояния, соотносить размеры, находить ориентиры.
Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, оно является основой для формирования предпосылок инженерного мышления и составляющей интеллектуального развития.
Свою работу по формованию пространственного мышления я начала с активного использования плоскостных и объемных фигур, которые при организации образовательного процесса, дают детям возможность познакомиться с увлекательным миром геометрии. Вариантов игр с геометрическими формами огромное множество: «На что похоже?», «Что изменилось, чего не стало», «Чудесный мешочек», «4-й лишний», «Найди закономерность, вставь пропущенную форму», «Отгадай, какую форму я загадал».
Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Баландина Алина Сергеевна
Воспитатель 1 категории МАОУ «Гимназия №3»
Московская область, город Балашиха
Аннотация: Данная статья предназначена для педагога дошкольного учреждения.
Пространственное мышление – одна из важных составляющих интеллекта, один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо образом трансформировать этот объект. С его помощью мы можем ориентироваться в пространстве, решать геометрические задачи, представлять предметы в трехмерном измерении.
Повседневная жизнь наполнена пространственными обозначениями и направлениями, символами и знаками, в которых ребенок обязан ориентироваться почти наравне с взрослыми. Своевременное развитие пространственного мышления (3D-мышления) дошкольников поможет осознанию себя в окружении предметов и формированию умений правильно оценивать расстояния, соотносить размеры, находить ориентиры.
Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, оно является основой для формирования предпосылок инженерного мышления и составляющей интеллектуального развития.
Свою работу по формованию пространственного мышления я начала с активного использования плоскостных и объемных фигур, которые при организации образовательного процесса, дают детям возможность познакомиться с увлекательным миром геометрии. Вариантов игр с геометрическими формами огромное множество: «На что похоже?», «Что изменилось, чего не стало», «Чудесный мешочек», «4-й лишний», «Найди закономерность, вставь пропущенную форму», «Отгадай, какую форму я загадал».
Навязанные знания усваиваются плохо. Поэтому стимулировать объемное мышление у ребенка лучше с помощью повседневных задач, занимательных заданий, специальных задач на пространственное мышление и в играх. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
Формирование пространственного мышления старших дошкольников.
На занятиях или в свободной деятельности складывайте с дошкольниками фигурки в технике оригами, собирайте пазлы (в том числе трехмерные), лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры («Танграм», шашки, шахматы, нарды, «бродилки»). Рисуйте с детьми планы — местности, помещения.
Разгадывайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
Гуляете с детьми на участке — предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам.
Оптимальный подход — комбинированные занятия в форме игры.
Задачи и задания на развитие пространственного мышления.
В помощь воспитателю я составила подборку самых доступных заданий для развития пространственных представлений у ребенка.
Простые задания «с бумагой и ручкой»:
- рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
- повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
- сравнивать фигуры по размеру и форме;
- дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
- писать математические диктанты;
- соединять точки по цифрам;
- перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), — или по памяти;
- зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
- рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
- проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
- играть с рамками-вкладышами;
- составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
- рисовать чертежи и схемы различных предметов;
- описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги ( в, над, под, между, у);
- мастерить поделки, в том числе объемные, — требующие активного измерения и соотнесения частей целого.
Главное при выборе — интерес со стороны ребенка.
Стимулировать детское трехмерное мышление поможет задание «Машина едет по дороге».
На листе бумаги нарисована дорога: она может быть прямой и широкой (простой вариант для «начинающих») или извилистой и узкой. У одного конца дороги нарисована машина, у другого — домик. Ребенок должен, не отрывая карандаша или ручки от бумаги, «провезти» машину до дома (нарисовать ее траекторию). Вместо машины может быть бабочка, вместо дома — цветок, а вместо дороги — траектория полета бабочки, изображенная курсивом.
Для развития детского объемного мышления упражнение «Попади карандашом в кружки».
Изобразите на листе бумаги (или найдите в интернете шаблон и распечатайте) ряды кружков диаметром 3 мм (для начала можно сделать более крупные кружки), расположите их пятью рядами по 5 кругов в ряду. Расстояние между кружками должно быть одинаковым, например, 1 см. Ребенку нужно, не отрывая предплечья от стола, как можно точнее и быстрее расставить точки во все кружки. При этом оговорите «методику»: либо точки нужно проставлять слева направо в первой строчке, справа налево во второй и т.д.; либо пусть ребенок ставит точки сверху вниз в первом столбце, снизу вверх во второй и т.д.
Такие задания идеально сочетают игровой и обучающий компоненты. Будущий первоклассник будет неосознанно, без усилий, но с интересом, желанием и спортивным азартом тренировать жизненно необходимый навык — пространственное мышление.
Простые игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку».
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от … и т.п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Рисунок на спине»
Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.
Игра «Волшебный мешочек»
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке.
Пространственное мышление тесно связано с воображением: мы задействуем именно его, когда мысленно меняем, поворачиваем, передвигаем в пространстве трехмерные модели объектов. Мы не видим этих преобразований, но фантазируем о них. Развивая трехмерное мышление у ребенка, взрослые, тем самым, стимулируют, дают толчок воображению, в том числе творческому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование технического мышления старших дошкольников средствами Лего-конструирования
Выступление на окружном семинаре"Создание условий для формирования предпосылок технического мышления у детей дошкольного возраста"...
Формирование позитивного мышления старших дошкольников. Проект образовательной работы
Формирование позитивного мышления старших дошкольников. Проект образовательной работы...
Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игр-головоломок типа "Танграмм"
статья в сборнике "Конструирование, моделирование, ручной труд"...

Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»
Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...

Формирование пространственного мышления у дошкольников "Поиграем с клеткой"
Весь доклад построен на основе личного опыта в ходе проведения занятий в кружке "Волшебные клетки" Педагогам, интересующимся эданной темой, поможет весь этот материал....

Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игры – головоломки типа «ТАГРАМ»
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...

Формирование пространственного мышления у дошкольников с дизартрией
В статье говорится о сложности формирования и становления пространственного мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи....
