Проект "Родной свой край люби и знай"
проект (старшая группа)

Формирование и приобщение дошкольников к истории, культуре и природе Красноярского края, города Красноярска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_kray_1.doc435.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  

                                   

         «Родной свой край люби и знай»

Разработала:

Дроздова Екатерина Александровна

                           

       

Проект

«Родной свой край люби и знай»

Актуальность

Мы горим желанием воспитать у детей любовь к Родине, а она начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. 

       Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у дошкольников такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Проблема

     Результаты исследования показали, что родители имеют недостаточно знаний о своем Красноярском крае. (50% родителей -кыргызы) Они не уделяют внимания данной проблеме, считая ее неважной. Следовательно дети не владеют достаточной информацией о родном крае, городе, народных промыслах и традициях. А без достаточного количества знаний у дошкольников,  трудно сформировать понимания того, что Родина человека начинается с места, где родился, что его родной край – это частица большой Родины.

Цель проекта

    Формирование и приобщение дошкольников к истории, культуре и природе Красноярского края, города Красноярска.

Основные задачи

  • Познакомить детей с историей, культурой, символикой  Красноярского края;
  • Знакомство с достопримечательностями города Красноярска, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
  • Познакомить с разными национальностями, населяющими Красноярский край;
  • Знакомить детей с русской культурой, языком, традициями;
  • Познакомить с народными промыслами Родного края;

  • Дать знания о подвиге советских солдат Красноярского края в годы ВОВ;
  • Дать представления о России, городах, столицы нашей Родины, символике государства;
  • Расширить знания детей о флоре и фауне, животном мире Красноярского  края;
  • Развивать толерантное отношения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
  • Формировать интерес детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам;
  • Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания;
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям другой нации;
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов

   Российской Федерации – герба, гимна, флага;

Участники проекта

     Дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Срок реализации проекта – 1 год.

                   

Этапы проекта:

Этапы

Содержание работы  на этапе

Сроки реализации этапа

Подгото-

вительный

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с историей Красноярского края. Подбор познавательной, научной и методической литературы.

Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением достопримечательностей Красноярского края.

Анкетирование родителей «Родной свой край мы любим и знаем»

Беседы с родителями.

Беседа с детьми о Красноярском крае с целью выявить уровень знаний о родном городе и крае.

Октябрь -Ноябрь

Основной

Познавательно-речевое развитие

Проведение цикла познавательных занятий, на темы:

НОД: «Город Красноярск – прошлое и настоящее»;

НОД: «Моя Родина – Красноярский край!»;

НОД: «Красноярск, город детства моего…»;

Разучивание стихов песен о городе Красноярске и Красноярском крае.

НОД: «История русского народного костюма».

НОД- «Земляки в  годы Великой Отечественной войны»;

НОД; «Работа президента»;

НОД «Города России»;

НОД: «Российский флаг»;

НОД: «Герб Российской Федерации»;

НОД- Составление рассказов на тему: «О нашем городе мы свой ведем рассказ»;

НОД- Чтение произведений Соколова-Микитова «Соль земли» и Г.В. Вершинина «Моя малая Родина»

НОД- Заучивание стихотворений:
С.Я.Маршака «Лучше нет родного края» и З.М. Левиной «Мой любимый город»

НОД: «История моего города»;

НОД: «Крайний север»;

НОД: «Одежда и украшения Северных народов»;

НОД: «Природа Красноярского края»;

НОД: «Роев Ручей»;

НОД: «Животные Красноярского края»;

НОД: «Деревья Красноярского края»;

НОД- «Памятники и достопримечательности города Красноярска».

Дидактические игры:

Дидактические игры  «Кто где живет», «Четвертый лишний» «Где живу я, где живет мой друг», «Путешествие по карте города», «Самый внимательный горожанин», «Найди отличия» (найти отличия в фотографиях с изображением старого и современного города), «Что происходит в городе в разное время суток?», «Собери герб, флаг родного города»,

Разрезные картинки : «Национальный костюм»,

“Узнай, где я нахожусь?», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Флаг России» (пазл), «Герб России» (пазл)

Сюжетно-ролевые игры:

«Встреча гостей нашего города»; «Путешествие по родному городу»; 

Знаете ли вы?» Калейдоскоп интересных сообщений об истории появления фонтанов в Красноярске

Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;

Сюжетно-ролевая игра «Встреча героев с войны».

Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России».

НОД: Знакомство с литературой о родном городе: «Сказки Красноярского края»

Викторина «Животный мир Красноярского края»

Рассматривание тематических папок: Достопримечательности моего города”, “Народные промыслы Красноярского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные Красноярского края».

Клуб путешественников (просмотр видеофильмов):

- «Оружие Красноярья – Фронту»;

- «Красноярцы в боях за Родину»;

-  «Великие фронтовые хирурги-красноярцы»;

- «Их именами названы улицы Красноярска»;

- «Музыканты Красноярья»;

- Сибирские пейзажи» (по творчеству Сурикова В.И.);

- «Удивительный мир А. Поздеева»;

- «Зимующие птицы нашего края»;

- «Лес – наше богатство»;

- «Ергаки и Бобровый лог – зимнее чудо»;

- «Традиции празднования зимних праздников в нашем крае»;

- Прошлое города Красноярска;

- Гордость города (основные достопримечательности);

-Как строился Коммунальный мост;
- Знаменитые спортсмены-красноярцы;

- Символика города;

- «Красноярск-город нашего детства» ;

- «Тайны заповедных скал» (видеоэкскурсия по заповеднику «Столбы»).

Коммуникативно-личностное развитие

Ситуация общения:

«Как появился наш детский сад в городе Красноярске»;

«Я представляю наш город в будущем таким….» ;

«Куда бы ты повёл гостей города?»;

«Что бы ты рассказал о своём городе?»;

«Правила безопасного поведения на улицах города, общественных местах отдыха».

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»;

Беседа «Моя семья»;

Беседа «Я маленький»;

Беседа «С чего начинается Родина?»;

Беседа «Какие народы живут в нашей стране?»;

Беседа «Каким был город Красноярск в годы войны»;

Беседа «Наша Родина – Россия!»;

Беседа «Символы государства»;

Беседа «Природа нашей страны»;

Художественно-эстетическое развитие

Лепка:

«Животные Красноярского края»;

«Птицы Красноярского края»;

« Сибирский медведь»;

«Мой дедушка- герой».

Конструирование:

 «Улица моего города» (коллективный макет):

 «Мой город будущего»;

 «Мост через реку Енисей».

Рисование :

«Русские богатыри»;

«Защитники страны»;

 «Наш Енисей»;

«Праздничный салют»

Аппликация :

«Моя Родина -Россия» (коллективная);

«Березки» (коллективная);

«Осень в Красноярском крае»;

«Парад военной техники»:

«Открытка для ветерана» (объемная аппликация).

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры:

«Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;

Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;

Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы», «Ручейки и озёра» (игра ненецкого народа).

Декабрь–

Заключи-

тельный

Открытое занятие : «Красноярск, город детства моего…»;

Пошив русского народного костюма для кукол;

Изготовление фотоальбома «Дети на фоне достопримечательностей Красноярска»;

Презентация проекта для родителей и педагогов;

Выставка совместного творчества «Мой Красноярск»;

Оформление стенда «Любим! Помним! Не забудем!» ;

Макет «Улица на которой я живу»;

Конкурс «Лучшая частушка о родном крае, городе» (с родителями);

Развлечение «Родной свой край люби и знай!»;

Тематические папки «Народные промыслы Красноярского края», "Природа Красноярского края", "История создания города Красноярска", "Памятники и архитектура города Красноярска", "Прошлое и будущее моего города", «10 красивых мест Красноярска»;

Выставка магнитов «города России»;

Картотека «Сказки Красноярского края».

Изготовление дидактических игр:  

Декабрь

Ожидаемые результаты:

  • Обогащены и систематизированы знания детей об истории города и родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Сформированы представления о России, городах, столицы нашей Родины, символике государства;
  • Обогащены и систематизированы знания детей о флоре и фауне, животном мире Красноярского края;
  • Имеют представления о разных национальностях, населяющих Красноярский край;
  • Сформированы знания о подвигах советских солдат Красноярского края в годы ВОВ
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по всем разделам предложенных тем.

Значимость проекта:

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Красноярска  и  Красноярского края, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Список используемой литературы

  1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
  2. Белоногов А.А. Зимние забавы сибиряков: фоторассказ/ А.А.Белоногов. -  Красноярск: РАСТР, 2008.
  3. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
  4. Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. – М.: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000г.
  5. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
  6. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
  8. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
  9. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  10. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
  11. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
  12. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
  13.  Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
  14. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
  15. Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
  16. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
    Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kkkm.ru/ Красноярский краевой краеведческий музей.
  2. http://www.kkdb.ru/ Красноярская краевая детская библиотека.
  3. http://www.hobobo.ru/ Сказки народов Красноярского края.

Приложение

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Родной свой край мы любим и знаем»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?

____________________________________________________________________________

2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?

______________________________________________________________________________

3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города Красноярска и в честь кого они названы? _________________________________________________________________________________

4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города Красноярска и Красноярского края?

______________________________________________________________________________

4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия города Красноярска?

______________________________________________________________________________

5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях Красноярского края?

______________________________________________________________________________

6. Какие места города Красноярска или Красноярского края вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

______________________________________________________________________________

7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?

______________________________________________________________________________

8. Как вы считаете, в детском саду ребенок узнает  что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?

______________________________________________________________________________

9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?

______________________________________________________________________________

10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?______________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Результаты анкетирования родителей

«Родной свой край мы любим и знаем»

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в детском саду.

В анкетировании участвовало 24 человека. 

Анкетирование показало , что все родители (24 человека) считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края.

 

 Как вы считаете, в детском саду ребенок узнает  что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края ?

-все родители ответили утвердительно -100%

 Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию Красноярского края? ответили:

 -с малых лет (раннего возраста) - 4 человека (16%)

-с детства- 4 человека  (16%)

-с 4-5 лет- 14 человек (59%)

-с 6 лет- 2человека (9%)

 Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня? 

-  затруднился ответить -1 человек (4%)

- отметили посещение различных выставок - 4 человека (16%)

 -за активный отдых «Роев Ручей» «Столбы»-19 человек (80%)

 

Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?

-Не нужна помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре Красноярского края и города Красноярска -1 человек (4%)

-Нужна  помощь -22 человека

      -Воздержался от ответа- 1 человек

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод:

Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому мы, педагоги группы, будет продолжать работу в этом направлении. Учить познавать родной край, знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине .

Эта работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй, родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.

Мы считаем, что сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в группе. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, мы будем продолжать вовлекать их в жизнь нашей группы.

НОД «Путешествие в прошлое и настоящее Красноярска»

Цель: Создание условий для развития представлений детей о прошлом и настоящем города Красноярска.

Задачи:

Дать представления детям о достопримечательностях родного края;

закреплять знания о символике города Красноярска;

Дать знания об истории Красноярского края;

Развивать у детей основные компоненты познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения);

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам;

Прививать любовь к художественному слову и фольклору.

Оборудование:

Презентация (1 слайд памятник А. Дубенский; 2- макет острога; 3- герб казачьего Енисейского войска; 4- герб города Красноярска; 5- картина«Краски Земли. Цветы и солнце»6- картина«Взятие снежного городка»); фрагменты фотографий Часовни и железнодорожного вокзала; атрибуты к игре; брусничный пирог.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие по родному городу Красноярску. А путешествие наше не простое, а в прошлое. Трудно поверить, но 30 тысяч лет назад в этих местах древние люди охотились на мамонтов, бизонов, носорогов.

Первыми на нашу Сибирскую землю пришли первопроходцы – казаки. В давние времена, Андрей Ануфревич Дубенский, а вместе с ним 300 казаков по приказу царя Михаила Романова отправляются найти удобное место для постройки острога (крепости).

(На фоне слайда памятника Андрея Дубенского, дети исполняют песню)

Есть в Сибири,

Город славный,

Со счастливою судьбой.

В нашей жизни самый главный,

Самый лучший и родной!

Расцветает год от года

И становится стройней,

Покоряет всех природа,

Наш красавиц Енисей!

Основал острог сибирский

С казаками Дубенской,

И с размахом богатырским

Город вырос над рекой,

Дух Андрея Дубенского

До сих пор витает здесь.

Не забыли мы былого,

Казаку хвала и честь!

Мы сегодня вспомним снова,

Что построен был для нас

Казаками Дубенского

Светлый город Красноярск.

Что теперь он стал столицей

В нашем крае дорогом.

Память светлая хранится

Об Андрее Дубенском!

(Н. Анишина, муз. Песни С. Горбачевского)

Казаки плыли на лодках по огромной, могучей реке «Енисей». И увидели, что над ней возвышались горы из красной глины, а назывались эти горы «Красный яр». Место это было пустое, ни домов не было, ни дорог. И решили люди построить на этом месте город. Как вы думаете, что им нужно было сделать в первую очередь? (ответы детей).

-Да, построить дома, но казаки не стали строить обычные избы, а построили острог, который служил защитой от неприятеля (показ слайда макета крепости).

-А давайте, попробуем с вами построить острог! Для этого вам надо поделиться на две компании. По сигналу происходит объединение в компании. Предложить придумать названия своим компаниям (оно должно соответствовать теме нашего занятия). Теперь надо назначить начальников строительства (в их роли будут выступать 2 человека от группы). Я буду помощником. Как мудрым градостроителям я даю вам планы построек, но у нас нет строительных материалов! (в роли строительного материала будут выступать все остальные дети и взрослые от группы). На строительство отводиться 2 минуты.

- Настало время строителям предоставить свое творение.

- Да, именно так выглядел Енисейский острог. Это был четырехугольник в 200 сажений (428 метров). В стене было 2 башни, с проезжими воротами. На других двух углах – избы, с раскатами для орудий. Внутри острога Введенская церковь, казенные амбары (для хранения зерна и пушнины, съезжая и таможенная избы.

Первый вопрос.- Какие отличительные знаки – государственные символы вы знаете?

(Флаг, герб, гимн).

Первая компания - опишите современный герб, казачьего енисейского войска. (Герб поделен на две части. В верхней части нарисован двуглавый орел, в нижней – на сером фоне рука в голубом облаке, которая пронзает копьем дракона.)

Вторая компания - опишите герб города Красноярска.

(На нём изображён золотой, стоящий на задних лапах, лев. В передних лапах он несёт серп и лопату. Лев символизирует власть, отвагу, храбрость и великодушие. Орудия труда в лапах льва указывают на исторически главные занятия населения края: лопата символизирует добычу полезных ископаемых, а серп – символ земледелия»).

Показ слайдов.

Следующее задание, из фрагментов фотографий выложить целое изображение достопримечательностей города (1 компании - часовни на Караульной горе; 2 компании Железнодорожного вокзала). После выполнения задания дети читают стихи.

Караульная гора.

Крепость здесь давно стояла,

От врагов нас охраняла.

А сегодня дивный вид:

Вот – часовня здесь стоит.

Рядом пушка в полдень бьёт –

Проверяй часы, народ!

Часовня на Караульной горе – одна из главных достопримечательностей нашего города, находится она на левом берегу. Раньше это было караульное место, с которого хорошо просматриваются все окрестности Красноярска. В случае опасности здесь зажигали костер. Это являлось сигналом о нападении кочевников.

Нам открывается страна

С вокзального порога.

Откроешь дверь – и вот она,

Железная дорога!

Зеленый, красный свет горит,

И каждый миг сигналом

Вокзал с дорогой говорит

И поезда с вокзалом.

Приезжая и уезжая из Красноярска, встречая и провожая гостей, мы все обязательно попадем на железнодорожный вокзал. Это главные «ворота» города. Наш вокзал оборудован новейшей техникой, которая позволяет быстро приобрести билеты, комфортно отдохнуть в ожидании своего поезда, воспользоваться услугами интернет – кафе.

Задание № 3 «Красноярцы гордятся своими земляками»

слайд для первой компании ( картина: «Краски Земли. Цветы и солнце. 1997. Холст, масло)

слайд для второй компании ( картина«Взятие снежного городка» 1891. Холст, масло)

Внимание вопрос: назовите художников картин, что вы знаете об их творчестве?

- Имена И. В. Сурикова и А. Г. Поздеева сегодня известны не только в Красноярске, но и далеко за приделами России.

Дальше будут поговорки,

Разрешите мне начать

Казаки без поговорок

Не умеют отдыхать.

«Казак без коня, что солдат без ружья»

Дети«Казак и в беде не плачет».

«Казак сам голодает, а конь его сыт».

«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

«Тот не казак кто боится собак».

«Терпи казак – атаманом будешь».

«Где враг там и казак».

«Казак сам себя веселит».

Эстафета «Собери казака на службу» (с музыкальным сопровождением)

- Все знают, что у казаков всегда были большие и дружные семьи. Я предлагаю вам представить, что каждая компания – это большая семья. И каждая семья будет сегодня собирать на службу своего казака.

Задание: собирая казака, члены компаний по очереди должны выбрать на подносах только нужные вещи и предметы, при необходимости, заворачивая их в тканевую салфетку. В конце конкурса казаки показывают содержимое своей котомки (шашка, нагайка, папаха, седло….)

Интеллектуальный конкурс для детей «Не ошибись»

* жильё казаков: юрта, дом, хата

посуда казаков: ухват, казан, кастрюля

еда казаков: колбаса, плов, вареники

одежда казаков: бурка, джинсы, жилетка

оружие казаков: пушка, пистолет, шашка

главная задача казаков: охота, выращивание хлеба, защита Родины.

Конкурс «Чем славится наш город сегодня? (домашнее задание)

Обе команды с честью выдержали все испытания, и пришло время пригласить всех на чаепитие с брусничным пирогом!

 

НОД : «Красноярск, город детства моего…»

Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников;

Задачи:

Обобщить и расширить знания детей о малой Родине на основе знакомства с городом, в котором они живут.

Поддержать интерес к истории родного города, его достопримечательностям.

Продолжать знакомство с геральдикой города Красноярска.

Развивать связную речь детей; монологическую, диалогическую речь.

Активизировать в речи детей слова - определение прилагательных «Красноярск – какой?».

Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что окружает детей.

Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.

Наглядный материал:

  • Разрезные картинки: герб и флаг города Красноярска.
  • Мультимедийная презентация «Узнай на фото».
  • Музыкальное сопровождение: «Колеса у автобуса крутятся», «Мой Красноярск»  исполнят гр.Яхонт .Лепестки для букета.
  • Бумажные кукла Кай и Герда.

Организационный момент:

Упражнение «Поздоровайтесь, ребята!».

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей встать в круг, крепко взяться за руки и поздороваться друг, с другом называя имя соседа, положив ему руку на плечо.

(Стук в дверь)

Ребята! К нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Да, это Кай и Герда. Герда спасла своего брата от Снежной королевы, и теперь они возвращаются домой. Они проходили мимо нашего города, и им очень захотелось посмотреть на него. Поможем ребята, покажем наш город? (Да).

Давайте тогда вместе отправимся на экскурсию по нашему городу.

Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, на каком транспорте мы с вами будем передвигаться.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином (Автобус)

Садимся в автобус. Едем. 

Звучит музыка: «Колеса у автобуса крутятся…» Пока мы едем, давайте немного поиграем:

Игра: «Закончи предложение»:

1. Как называется наша страна (Россия).

2. Значит мы кто (Россияне).

3. Мы живем в городе (Красноярск).

4. Жители нашего города называются (Красноярцы).

5. Президент России… (Владимир Владимирович Путин).

6. Наш детский сад называется…. (Солнышко).

Ребята, давайте выйдем из автобуса и немного прогуляемся по нашему красивому городу.

Физминутка:

Мы по городу шагаем (идут

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево,

Ярмарки и магазины (поворот вправо,

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)

Первая остановка называется «Узнавайка».

«Игра «Узнай на фото». (презентация).

Садимся в автобус. Едем. 

Звучит музыка: «Колеса у автобуса крутятся…».

 Воспитатель: Ну что едем дальшеДа, ребята, наш город большой, красивый, с разными достопримечательностями, с магазинами, с больницами, со школами, с детскими садиками, с театрами, с красивыми и большими домами.

Пальчиковая игра: «Дом».

Я хочу построить дом,

чтоб окошко было в нем,

что б у дома дверь была,

рядом что б сосна росла,

чтоб вокруг забор стоял,

солнце было, дождик шел,

и тюльпан в саду расцвёл.

Дидактическая игра: «Образуй слово»:

  1. Дом из дерева – деревянный
  2. Дом из стекла – стеклянный
  3. Дом из бетона – бетонный
  4. Дом изо льда – ледяной
  5. Дом из кирпича – кирпичный
  6. Дом из пластмассы – пластмассовый
  7. Дом из блоков – блочный
  8. Дом из железа – железный
  9. Дом из бумаги – бумажный
  10. Дом из камня – каменный
  11. Дом из глины – глиняный
  12. Дом из металла – металлический

Пока мы едем, послушайте песню о нашем городе Красноярске.

Воспитатель: Какими красивыми словами поэт описал наш город?

Приехали. Вторая остановка называется «Букетная».

Давайте выйдем из автобуса и поиграем. Соберем свой красивый букет из слов о нашем городе. Расскажем Каю и Герде о Красноярске - какой он? (Каждый берет по лепестку и говорит свое слово)

Речевая игра: «Красноярск -КАКОЙ?».

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали: (уставший, красивый, любимый, праздничный, солнечный, зимний, ночной, спортивный, культурный, духовный, молодой, белый, славный, зеленый).

Ну что ребята едем дальше?

 Садимся в автобус. Едем. 

Звучит музыка: «Колеса у автобуса крутятся…».

 Ну вот и приехали. Третья остановка называется «Отгадай - ка». Выходим.

Дидактическая игра: «Собери картинку».

Ребята смотрите, на столе лежат пазлы, давайте соберем их и посмотрим что же это за картинки.

Назовите, это что? (Флаг). Какие цвета изображены на флаге? Что они означают? Флаг какого города?

Ребята, а это что? (Герб). Рассмотрите внимательно и назовите что изображено на гербе города? (дети отвечают)

А этот герб какого города?

Воспитатель: Это значит, что наш город богат, его окружают реки и леса, которые славятся своим богатством (рыбой). Ребята, а где же мы ловим рыбу? (Мы ловим рыбу на реке Енисей).

Воспитатель: Да наш город стоит на реке Енисей. Наша река известная в Сибири. Про нее сложены стихи и песни.

(Можно прослушать гимн города, или песню про Енисей).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Так много рассказали Каю и Герде о нашем городе, им очень понравилась наша экскурсия и они захотели прийти к вам еще раз и позвать с собой своих друзей.

А вам понравилось наша экскурсия по нашему городу? А что именно вам понравилось? Почему?

Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому ,что это место остаётся в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое. Вы вырастете, и, может быть, уедете в другой город учиться, работать, но будете всегда вспоминать Красноярск.

Коллекция Стихов  и песен о Красноярске

Красноярск – сибирский город
И не стар он и не молод,
Так, что просто в самый раз
И о нём пойдёт рассказ.
Под горой, под самой кручей,
Под скалой большой, могучей,
Посреди долины сей
Течёт широкий Енисей.
Деревянному острогу ровня
На горе стоит часовня.
У горы той, красный яр,
Город назван Красноярск.

Красноярский край.


Тебя, родной, на свете лучше нету,
Край ссылки, где жив Ленина мираж,
В Разливе, где стоит ещё шалаш
Создателя республики Советов!

Где заключён всему на радость свету
Сибири с Крайним Севером марьяж,
Там, где Столбов природный вернисаж
Дивит и восхищает всех эстетов!

Тебе к лицу природы каждый штрих:
Приезжие в плену у раритетов
И говорят с волнением о них.

Для края ж выше нету комплиментов,
Чем отзывы от жителей чужих…
Пусть будет красота твоя воспета!
Юрий Козлов.
            
Красноярск.

Мой город сопок краснобоких,
Дворцов шикарных, изб убогих,
Свидетель четырех веков,
Путей кандальных и оков
Отрядом батьки Дубенского
На Енисее был основан,
Где у излучины реки
Остановились казаки.

Чтоб избы недруг не пожог
Сооружен был острожок,
Привет часовня с той поры
Нам с караульной шлёт горы.
Она, как наша быль и сказка –
Известный символ Красноярска.
С тех пор разросся, город сей,
Шагнув легко за Енисей.
Мой город сопок с красным боком,
Любимый мной, хранимый богом,
Восточный ты глава Сибири,
Столбов, что нету краше в мире.
Тебе к лицу твой Енисей,
Как и подарки от друзей:
От мецената удалого
Дома достались Гадалова,
А от поляков с давних пор –
Их католический собор
И православные церквушки
Стоят с крестами на макушках,
Град, осеняя стариной…
Ты так прекрасен, город мой,
Что нет в России красивее,
Чем город мой на Енисее!

Юрий Козлов.
    
Красноярск. Столбы.

Столица края, Сурикова град,
Хозяин гор Восточного Саяна,
Где между рек Базаиха и Мана
Скалы, как изваяния стоят!
Давид Микеланджело, ставши в ряд,
Что карлик у подошвы великана…
Дивит своим искусством постоянно
Ваятель, чей резец – дожди и град.
Здесь все оригиналы – копий нет:
Природа – мастерица та особа,
Она же и художник и поэт.
Она ж и архитектор высшей пробы –
Вот Льва ворота, Крепость, Баба, Дед…
Горжусь я их красой, а девственной – особо!

Юрий Козлов.

             

Красноярск

Я люблю в этом городе всё,
Тут мой дом и богатство моё.
Для меня здесь течёт Енисей,
Нет прекрасней Отчизны моей.
Я земле этой гимны пою,
Я её беспредельно люблю.


МНОГАЯ ЛЕТА
ТЕБЕ, КРАСНОЯРСК!

сл. Наталья Анишина
Это песня, муз. А. Кузнецова.

Лентой широкой река серебрится,
звёздное небо, как яркий атлас!
В праздном убранстве сегодня столица,
многая лета тебе, Красноярск!
Здесь, на просторах горы Караульной,
тихо, как вечность, часовня стоит.
А в Енисейской долине раздольной,
как на ладони, наш город лежит.
Сотни кварталов в нарядных букетах,
осени дивной огонь не погас.
Весь Красноярск в золотых эполетах
стройным красавцем приветствуют нас.
В стрелах далёких и близких проспектах
клин журавлиный исчезнет вдали,
чтобы надолго короткое лето
мы второпях позабыть не смогли.
Память заветную мы сохранили,
всю о тебе, город наш дорогой.
Верой и правдой тебе мы служили,
как наш великий Андрей Дубенской.
Лентой широкой река серебрится,
звёздное небо, как яркий атлас.
В праздном убранстве сегодня столица,
многая лета тебе, Красноярск!




ОСНОВАТЕЛЮ КРАСНОЯРСКА

сл. Наталья Анишина
Это песня, ее поёт Евгений Лукьянов,
Муз. Сергея Горбачевского

Есть в Сибири город славный,
со счастливою судьбой.
В нашей жизни самый главный,
самый лучший и родной!
Расцветает год от года
и становится стройней,
покоряет всех природа,
наш красавец Енисей!

Основал острог сибирский
с казаками Дубенской,
И с размахом богатырским
город вырос над рекой.
Дух Андрея Дубенского
до сих пор витает здесь.
Не забыли мы былого,
казаку хвала и честь!

Мы сегодня вспомним снова,
что построен был для нас
казаками Дубенского
светлый город Красноярск.
Что теперь он стал столицей
в нашем крае дорогом.
Память светлая хранится
об Андрее Дубенском!

ПРИПЕВ:
Красноярск над Енисеем –
Город праздничных рябин.
С каждым годом хорошеет
Чудный город исполин!




КРАСНОЯРСКАЯ КРАСАВИЦА

сл. Наталья Анишина
Муз. А. Кузнецова

Сторона родная славится,
всех богатств не перечесть.
Нет причины вам печалиться,
здесь красавиц много есть.
Красноярская красавица
любит петь и танцевать.
И с любой работой справится,
не пытайтесь обогнать!
Взгляд пленительный и ласковый,
нежно за душу берёт.
На губах калина красная
молодого парня ждёт.
Красоту рябины трепетной
в тонкий стан себе вплела,
а у зорьки алой утренней
все румяна забрала.

Повстречает вас улыбкою,
красотой заворожит.
И по русскому обычаю
хлебом солью угостит.
Звуки голоса певучего
унесут вас в облака,
не найдёте счастья лучшего,
чем у нас, наверняка!

ГОРОДСКИЕ ЧАСЫ

сл. Наталья Анишина
Муз. Андрея Тихонова, поёт он же.

Украшают наш город
повсюду цветы и фонтаны,
обновились наряды
просторных его площадей.
По часам выполняются
смелые планы,
покоряет он всех
красотой енисейской своей.

Мы торопимся жить,
обгоняя часы и минуты.
Нам ушедшее время, увы,
не вернуть, не догнать.
В дождь, в жару и в мороз,
обжигающе лютый,
здесь, под ратушей, будут
друг друга влюбленные ждать.

Красноярск, каждый час,
будто новую жизнь начинает.
Наш Биг – Бен Красноярский
всегда будет нас подгонять.
По часам городским
каждый время сверяет,
чтоб за жизнью бегущей
всегда и везде успевать.

ПРИПЕВ:
По новым, городским часам,
жить в двадцать первом веке нам!
Часы пробьют свой точный час,
всё в жизни сбудется у нас,
всё в жизни сбудется у нас!




КРАСНОЯРСКИЕ КВАРТАЛЫ

сл. Наталья Анишина
Муз. комп. Николая Александр. Черемных

Много улиц есть на свете,
знаменитых авеню.
Только я, вы мне поверьте,
Красноярские люблю.
Всё прекрасно, не иначе,
здесь, на родине моей.
Солнце дома светит ярче,
небо синее нежней!

Лица добрые, родные
у моих сибиряков.
Дышат свежестью и силой
Енисейских берегов.
Из казачьего острога
чудный город возвели.
Приведёт к нему дорога
ото всех концов земли.

Есть весёлые кварталы
или грустные порой.
Здесь печалятся гитары,
там баян поёт лихой!
Озорные и смешные,
с Красноярской детворой.
Молчаливые, седые,
с удивительной судьбой.

Никогда не постареют
Красноярск и Енисей.
Пусть кварталы хорошеют
и растут ещё быстрей!
Красноярские кварталы
растянулись вдоль реки.
Я пою не про Канары,
а о вас, сибиряки!




СВЕТЛЫЙ КРАСНОЯРСК

сл. Наталья Анишина
Муз. комп. Марка Кришталя

Город украшен зелёной листвой,
праздничной мишурой.
Город сегодня такой молодой,
наш сибиряк седой!
В парке играют то вальсы, то джаз,
сколько счастливых глаз!
Праздник у города, праздник у нас,
светлый наш Красноярск!

В новых кварталах новая жизнь,
в них расцветать садам.
Рвутся фонтаны в небесную высь,
стрелами к облакам!
Мы проложили дорогу тебе
и в двадцать первый век
город, как прежде, будь верен себе
смело бери разбег!

Всё мы привыкли с тобою делить,
ты стал родным для нас.
Город, позволь для тебя подарить
песню про Красноярск.
Будут туманы и будут дожди,
будет и солнца свет,
всё у тебя, дорогой, впереди,
здравствуй, тысячи лет!

ПРИПЕВ:
Ты будешь вечно красив и молод,
и вот тебе, наш добрый друг, наказ:
живи и здравствуй прекрасный город,
сибирский горд, светлый Красноярск!




«СТОЛБЫ» – ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА

сл. Наталья Анишина

«Столбы» – восьмое чудо света
на Красноярских берегах.
Нам всем завидует планета,
ведь сказку держим мы в руках!

Какой простор, какие дали,
с «Видовки» виден край земли,
мы этим воздухом дышали
и надышаться не могли!

Сибирь когда-то называли:
«медвежий угол», дальний край…
Боюсь, они не угадали,
ты сам увидеть приезжай.

«Столбы» – сокровище планеты
на Красноярских берегах.
Пойдём скорей встречать рассветы,
от нас всего лишь в трёх шагах!

Замри! Минута до восхода
и встрепенётся милый край.
И слово ясное – СВОБОДА –
ты на стене вдали читай!

Сейчас фигуры из гранита
поднимут солнце над страной.
Дорога вдаль ему открыта
над Красноярскою землёй.


В ДОЛИНАХ РЕЧКИ МАНЫ…

сл. Наталья Анишина

В долинах речки Маны
всё дышит красотой:
цветочные поляны
и воздух голубой.
Извилисто и гибко
петляет по тайге,
серебряною рыбкой
сверкает на вдалеке.

Утёсы вековые
качают головой,
что волны озорные
тревожат их покой.
Потоком солнца чистым
струится на закат.
На ней поют туристы,
сплавляясь наугад.

Вся в звёздном сарафане
по камушкам шуршит,
как будто на свиданье
к любимому спешит.
И исчезает Мана
за дымкой голубой,
где Енисей упрямо
зовёт её с собой.

Речка Мана, без обмана,
я тебя давно люблю!
От истоков до Усть – Маны
о твоей красе пою!

ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ

сл. Наталья Анишина

Я землёю горжусь этой древнею,
много тайн неразгаданных в ней!
Названа Енисейской губернией
в королевстве твоём, Енисей!

Тропы здесь до сих пор не проложены
в заповедных сибирских местах
и богатства несметные сложены
в заколдованных кем-то горах.

Далеко, за Российскими землями,
слава добрая пелась о ней.
Всех дивил красотой несравненною
полноводный гордец Енисей.

И талантами непревзойдёнными
прославлялась во все времена.
Ты слывёшь родниками народными,
самородками всюду полна!

Там, за далями, синими далями,
где течёт голубой Енисей,
наши деды Россию прославили
Енисейской землёю своей!


С Л А В Ь С Я  В  В Е К А Х,
К Р А С Н О Я Р С К!

сл. Наталья Анишина

Славим столицу сибирского края,
Светлый, приветливый, наш Красноярск!
Ярким и свежим нарядом сверкая,
Ты вдохновляешь и радуешь нас!

Чтим все твои ордена трудовые,
Множим успехи упорным трудом.
Здесь, в благодатных просторах России,
Малая Родина - ты, отчий дом!

Люди таланты свои раскрывают,
И в благодарность счастливой звезде,
Имя твоё, Красноярск, прославляют
В спорте, науке, искусстве, труде!

Мир красотою «Столбы» восхищают,
И Енисей величав без прикрас.
Гордостью наши сердца наполняют,
Славься, во веки веков, Красноярск!

Наш Красноярск, славься прошлым и будущим!
Город, гордись за своих земляков!
Свет лучезарный и счастье дарующий,
Славься, во веки веков!



КРАЙ ЕДИНЫЙ, БОЛЬШОЙ И МОГУЧИЙ!

сл. Наталья Анишина

Есть жемчужина в центре России,
Красноярского края земля.
Благородное сердце Сибири -
И опора, и сила Кремля!

Заворожат места красотою,
Посмотри хоть куда – благодать!
Всех земля своей щедрой рукою
Привечает, как добрая мать.

Здесь богатств и сокровищ немало,
Край уверенно смотрит вперед.
И всегда, когда Родина звала –
На защиту вставал наш народ.

Люди землю трудом прославляли
От Таймыра, до знойных югов,
И над миром огромным звучали
Имена её славных сынов.

Край единый, большой и могучий,
Породнил земляков Енисей.
И на свете нет Родины лучше,
Красноярской Отчизны моей!


Красноярск

Это город всегда со мной,
Когда есть в кармане десятка,
Не во фраке, вполне земной,
Безнадежно-сибирский братка.

В Енисее плывет завод;
Проспиртован,прожжен, прокурен,
Говорят, что под толщей вод
Тайный ход на тот свет пробурен.

Каторжан и купцов Париж,
Бесконечной тайги столица,
Алюминиевый престиж
Черной копотью- не отмыться.

Здесь Резанов окончил путь,
В Сан-Франциско Кончита плачет,
Над могилой Черненко грудь,
В церкви моль по пушнине скачет.

Наблюдал у моста фараон
Смену вод и саянские глыбы
И последний земной поклон,
Очарованной сном, царь- рыбы.

Конспект НОД История русского костюма.

Цель: Формирование знаний у детей о русском народном костюме.

Задачи: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;

Развивать диалогическую развитию речь;

 Воспитывать интерес и уважение к русской культуре к русским традициям.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня совершим путешествие в прошлое и познакомимся с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида.

У каждого из нас тоже есть своя собственная история. Сначала вы были маленькими, потом научились ходить, пошли в детский садик, у вас появились друзья и т. д. Все эти события составляют вашу историю.

Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и интересная история. Сегодня мы познакомимся с историей русского костюма. Чтобы узнать, как одевались русские люди в старину мы будем путешествовать по станциям. Их четыре (показать карту- схему 1-2-3-4).Сейчас мы отправляемся на станцию номер один, которая называется «Добрые молодцы и красные девицы.»

Воспитатель: Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Так приветствовали друг друга в стародавние времена на Руси. Считали, что парень должен быть крепким, здоровым и бодрым. А слово «красная» означало - красивая. Если «красная девица» значит? Вопрос детям: какая?

Воспитатель: Правильно, значит красивая. Что же делает девушек красивыми? Красивая одежда. (прошу сесть детей на ковёр)

Воспитатель: Вот нас встречает красная девица- кукла в русском костюме. Давайте рассмотрим его: рубаха, сарафан, передник, корона- кокошник, иногда - платок. Это женский костюм. (Показать иллюстрацию мужского русского костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез сбоку - за это называлась косоворотка. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали поясом - кушаком. Обязательной частью мужского костюма были широкие длинные штаны - порты. Их заправляли в сапоги или обёртывали онучами (онучи - это узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.

Воспитатель: Отправляемся на станцию номер два «Музыкальная».Включить русскую народную песню «Ах, вы сени.» Предложить танцевальную игру «Плетень».Дети танцуют, когда музыка останавливается - девочки выстраивают свой плетень руки- крест на крест, а мальчики- свой. Шеренга девочек подходят к шеренге мальчиков и кланяются. Так и шеренга - мальчиков.

Воспитатель: Нас ждёт станция номер 3 - «Игровая.»

Одежду на Руси женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили специально подготовленные люди. Как они назывались?

Дети: Портные

Воспитатель: Раньше портные назывались по- разному, в зависимости от того, что они шили. Встанем в круг и поиграем. Кому мяч в руки попадёт, тот и называет портного.

Тот, кто шьёт шапки?- шапочники.

Шубы- шубники

Рукавицы- рукавичники

Карманы- карманники

Кафтаны - кафтанники

Воспитатель:Переходим на станцию номер 4. Садимся за столы.

Скажите в чем сходство женского и мужского русского костюма?

Дети: рубаха

Воспитатель: давайте внимательно рассмотрим рубаху. По вороту, рукавам, иногда по подолу русские мастерицы украшали её вышивкой, тесьмой. Это не просто узор, орнамент. Каждый элемент что-то обозначал. Извилистая линия- это вода; круг- солнышко, квадрат и ромб- земля, а крест - это оберег от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесёт им счастье, здоровье, хороший урожай, спасёт от злых сил. Перед вами шаблоны русских рубах. Придумайте свой узор и украсьте рубахи. (после обсуждения)

Воспитатель:Наше путешествие закончилось. Вот вы и познакомились с историей русского костюма. Что вам понравилось? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Что было непонятно?В чём была трудность?


Конспект занятия «Русская изба»

Цель: Формирование знаний у детей о быте русского народа.

Задачи:

Дать знания  об особенностях повседневного быта, обычаях, традициях;

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской пе   чью.

 Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Инструменты и оборудование«Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Барыня», колыбельной «Летят, сизы гуленьки», потешки «Как у Сани дом на семи верстах», русский народные костюмы, атрибуты для д/и «Варим щи и овсяную кашу», самовар, шкатулка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне пожалуйста, у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину?

Дети: Да.

Воспитатель:

Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

Воспитатель: А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Дети и воспитатель приходят в русскую избу, где их встречает девушка в русско-народном костюме.

Воспитатель: Вот мы и пришли!

Девушка: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Девушка: Догадались, ребята, куда вы попали?

Дети: В русскую избу.

Девушка: Правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?

Дети: Печка!

ДевушкаВ народе говорили:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота».

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Девушка: В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Девушка: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Дети и Воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Воспитатель: Ребята, а какие дрова вы знаете?

Дети: берёзовые, дубовые, липовые, еловые.

(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Девушка: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в русской печи, готовить вкусные щи и ароматную кашу!

Игра «Варим щи и овсяную кашу»

Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Ставят с помощью ухвата чугунки с кашей и щами в печку.

Воспитатель: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

Дети: Ребенок.

Девушка: Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Дети и Воспитатель (поют колыбельную)

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Будут Вани ворковать,

Будет Ваня крепко спать;

Будут гули говорить,

Чем Ванюшу накормить;

Полетят они в лесок и найдут там колосок

Станут кашу варить, станут Ваню кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон!

Девушка: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник.

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра «Что стало – что было»

Девушка: Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Туфли. Д. Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В. Шкаф. Д. Сундук.

В. Дом. Д. Изба.

Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

Девушка: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Воспитатель: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: Чтобы вязать носки, одежду.

Девушка: Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня – Субботинушка (выходной день). Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться - танцевать, выходные деньки встречать!

Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»

Девушка: Ребята, вам понравилось в русской избе?

Дети: Да!

Девушка: Ребята, приходите ко мне в гости. Буду очень вас ждать. До свидания, ребята.

Дети: До свидания.

ВоспитательА сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в наши группы укажи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....