проект "Загадочный Мир Движений"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Конкурс «Лучший педагогический проект» среди педагогических работников ДОО г. Красноярска – 2022г.
Номинация: Лучший образовательный проект.
Педагогический проект
«Загадочный мир движений»
Контактная информация:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №321 «Росинка».
Адрес: 660001, г. Красноярск, ул. Копылова 74а, тел. 2440713;
e-mail: dou321@mailkrsk.ru
Авторы-разработчики проекта:
Кальченко Н.А. музыкальный руководитель
Скоромкина А.О. инструктор по физической культуре
Описание проекта
Актуальность проекта: По степени распространенности отклонений в детской возрастной группе, первое место занимают дети с задержкой психического развития. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей с ЗПР внимание, память, способствует развитию координации движений, ловкости, а также развитию музыкальных способностей. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции нетрадиционными средствами воздействия на ребенка, посредством взаимодействия инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.
Проблема: У детей с задержкой психического развития существует свой темп созревания и развития психических функций и в большинстве случаев он отстает от возрастной нормы. Таким детям сложно обучаться наравне со всеми, так как они быстро утомляются, отвлекаются, не организованы, им трудно сосредоточиться, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием.
В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, страдает ориентировка в пространстве, мелкомоторная организация движений, ритмичность движений – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.
Изучив данную проблему, мы пришли к выводу что педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту специалистов, что соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Именно поэтому, для повышения качества обучения необходимо использовать инновационные технологии, осуществлять интегрированный подход в воспитании и обучении дошкольников с ЗПР.
Цель проекта: Развитие музыкально-двигательного потенциала детей дошкольного возраста с ЗПР посредством музыкотерапии и фитнес-технологий.
Задачи проекта
Образовательные:
1. Формировать базовые координационные способности у детей с ЗПР: способность к согласованию, ритмичности движений, удержанию равновесия, ориентировке в пространстве, дифференцировке мышечных усилий, мелкомоторной организации движений.
2. Закреплять основные виды движений и перестроений;
Развивающие:
1. Развивать музыкальные способности у детей ЗПР (слух, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, музыкально- исполнительские навыки в движении, в игре на музыкальных инструментах).
Воспитательные:
1. Создавать условия для выражения позитивных чувств и мыслей детей дошкольного возраста с ЗПР;
2. Обеспечить эмоциональное благополучие через музыкотерапию и фитнес –технологии;
3. Развивать коммуникативную активность посредством музыкально-двигательной деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
- Укрепление здоровья детей с ЗПР через повышение их двигательной активности;
- Повышение уровня развития музыкально-двигательного потенциала
детей с ЗПР.
- Проявление самостоятельной творческой и физической активности у детей с ЗПР.
Новизна проекта:
- Использование музыкотерапии, элементов фитнес-технологий для решения коррекционных задач ДОУ.
- Использование современного фитнес-оборудования и нестандартного музыкального оборудования в образовательном процессе с детьми ЗПР
Деятельность в рамках проекта
Описание стратегии проекта
Стратегия реализации проекта предполагает использование принципа доступности на всех этапах проекта, это позволит постепенно усложнять образовательные задачи для детей с ЗПР, и достичь образовательных результатов, при этом учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Принцип систематичности позволит непрерывно и постоянно повторять, что, в свою очередь, будет способствовать формированию двигательного стереотипа. Новизна - это использование современного и нетрадиционного оборудования для занятий музыкально-двигательного характера.
Методы достижения поставленных целей и задач:
Наглядно-слуховой метод
В своем проекте мы используем наглядно-слуховой метод. Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (клавесы, браслеты-бубенцы, нетрадиционные музыкальное оборудование).
Наглядно-зрительный метод
- Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкально-двигательной деятельности (музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, движения с использованием полусферы Bosu и степ-платформы.) Особенно важно использовать этот метод в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.
- Показ упражнений детьми, которые хорошо их освоили. Показ какого-либо упражнения ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.
Практический метод или метод упражнений, связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с ЗПР в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, поэтому роль упражнений здесь очень велика. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной - двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата.
Механизм реализации проекта «Загадочный мир движений» выстраивался следующим образом:
- проведение диагностического обследования музыкальных способностей и физического развития детей с ЗПР;
- выявление трудностей в формировании музыкально-двигательных навыков;
- педагогическая деятельность в рамках проекта (по плану работ в рамках проектной деятельности);
- оценка и анализ эффективности реализации проекта;
- получение положительных отзывов о деятельности в рамках проекта «Загадочный мир движений» от педагогического сообщества (районные методические объединения музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре, слушатели краевых курсов повышения квалификации).
Описание ресурсов и их краткая характеристика
Учебно-методические ресурсы:
- Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты и представляют собой две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм. Игры с клавесами дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей с ЗПР.
- Браслеты-бубенцы. Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок, стать участником музыкального ансамбля или исполнителем театрализованного действия.
- Нетрадиционное музыкальное оборудование (Использование тазиков в качестве барабанов).
- Полусфера BOSU. BOSU-это пластиковая платформа диаметром 65 см, на которой закреплен резиновый купол-полусфера, туго накаченный воздухом. Обе стороны являются рабочими в равной степени, что и выражено в названии тренажера – «Both Sides Up» или «Обе Стороны Вверх». Применяют BOSU с целью тренировки вестибулярного аппарата, проприоцептивного, вибрационного и тактильного восприятия. Купол – полусфера, заполненный воздухом образует постоянно меняющуюся поверхность. При балансировании на этой поверхности необходимо прилагать выраженные усилия для сохранения нужного центра тяжести.
- Степ-платформа. Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной –25 см, длиной –40 см. Она является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. Использование степ-платформы развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечнососудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
Педагогические ресурсы:
- эффективное взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре позволяют достичь результатов в образовательной деятельности с детьми ЗПР.
Электронно-образовательные ресурсы:
- подборки музыкальных и художественных произведений в цифровом виде.
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021г.- май 2022г.
План работы по проекту
Этап | Сроки | Содержание | Ответственный/ участники |
Подготовительный | 01.09.2022г- 03.10.2022г. | -постановка проблемы; обсуждение идеи проекта; -выбор формы для решения поставленных задач; -анализ эффективности используемых форм и методов взаимодействия; -примерное планирование мероприятий проекта; -подбор и изучение методической литературы; -первичная диагностика | Музыкальный руководитель, инструктор по ФК |
Основной | 03.10.2022г.-26.05.2023г. | -корректировка плана мероприятий; -реализация мероприятий проекта по развитию музыкального и двигательного потенциала детей дошкольного возраста с ЗПР посредством музыкотерапии и фитнес-технологий: образовательная деятельность с детьми в рамках проекта: -проведение интегрированных занятий инструктора по ФК с музыкальным руководителем в рамках комплексно-тематического планирования (1 раз в 2 недели); - развлечение «В гостях у ритма» - индивидуальные занятия на -итоговый праздник «В ритме музыки» консультирование и просветительская деятельность с родителями воспитанников в рамках проекта: - консультирование с элементами мастер-класс по теме «Мы вместе»; - оформление папок-передвижек «Мои достижения»; - оформление стены вопросов-ответов и пожеланий от родителей; - совместная образовательная деятельность ребенок-родитель в рамках проекта. - просветительская деятельность педагогического сообщества ДОУ в рамках проекта: - мастер-класс «Двигайся в ритме»; - нетворгинг «Почувствуй ритм». | Музыкальный руководитель, инструктор по ФК |
Заключительный | 1-я неделя мая | - итоговое диагностическое обследование с использование карт диагностики, утвержденных кандидатом педагогических наук КГПУ им. В. П. Астафьева А. В. Мамаева;
| Музыкальный руководитель и Инструктор по ФК |
2-я неделя мая | -анкетирование родителей по итогам реализации проекта «Загадочный мир движений»; - развлечение «Наши таланты» (для детей ДОУ № 321) | Музыкальный руководитель, инструктор по ФК Дети и педагоги | |
3-я – 4-я недели мая | - выступление на итоговом педагогическом совете с презентацией «Оценка практической значимости результатов проекта»; -написание анализ эффективности взаимодействия музыкального руководителя и инструктора по ФК по результатам диагностического обследования с целью дальнейшего распространения практически значимого опыта посредством публикаций; -проведение мастер- класса для педагогов ДОУ на районных методических объединениях. | Педагоги МБДОУ№321, Администрация, педагоги района |
Оценка результатов реализации проекта
Критерии оценки результатов проекта:
- сравнительный анализ показателей диагностики детей;
- количество и степень заинтересованности участников проекта;
- анализ проведенных мероприятий, отзывы родителей и педагогов ДОУ;
- возможность дальнейших перспектив развития данного проекта.
Для Администрации ДОУ | Для педагогического состава | Для родителей |
Повышение статуса ДОУ за счет участия в районных методобъединениях, мастер-классах, | Приобретен опыт работы по взаимодействию педагогов | Освоение позиции полноправных партнеров образовательных отношений |
Для воспитанников ДОУ
Направления развития | Положительные показатели развития |
Познавательное развитие | -дети познакомились с новым музыкальным и спортивным оборудованием: клавесы, браслеты на руку с бубенцами, полусфера BOSU, степ-платформа, тазики ( нетрадиционное оборудование). - во время занятий развивается мышление и воображение. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, |
Социально-коммуникативное развитие | - проявляют познавательную активность, любознательность; - активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; -инициативны в организации самостоятельной деятельности. - музыкотерапия помогает стабилизировать |
Художественно-эстетическое развитие | -владеют основными способами музыкальной деятельности, могут самостоятельно сочинить танцевальную композицию (дети по- своему варьируют знакомые для них танцевальные движения), способны сочинить свой ритмический рисунок. -Организация движений |
Физическое развитие | - дети применяют знания в свободной деятельности и дома. -фитнес технологии позволяют развить у детей: *опорно-двигательный аппарат. |
Распространение результатов проекта
Проект «Загадочный мир движений»
- Представлен на курсах повышения квалификации КК ИПК РО слушателям краевого педагогического сообщества;
- Представлен на Районном методическом объединении инструкторов по ФК и музыкальных руководителей.
- Информация по проекту и наработанные материалы размещены на официальном сайте ДОУ
- Итоги проекта педагоги и дети презентуют детям и родителям других групп в рамках запланированного развлечения «Наши таланты».
Перспективы дальнейшего развития проекта: включение в проект педагога-психолога для обеспечения эмоционального благополучия и развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.
Устойчивость проекта
Возможные риски | Способы коррекции |
Низкая активность родителей | Опрос с целью изучения мнения, удобное время для взаимодействия, анкетирование с целью изучения мнения. Делать акцент на успешность ребенка в рамках проекта. |
Низкая активность педагогов | Материальное и нематериальное стимулирование, перспектива профессионально развития |
Низкий уровень мотивации дошкольников с ЗПР | Использование нетрадиционных методов педагогического воздействия |
Бюджет проекта
Проект не предусматривает финансовых затрат, так как ДОУ имеет необходимые ресурсы для реализации проекта.
Список использованной литературы
- Е.И. Березинская Воспитание музыкой // — 2007.
- Е.В.Сулим Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
- О.Н.Рыбкина, Л.Д.Морозова. Фитнес в детском саду. /Москва, 2014.
- Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. Введение в музыкотерапию /. — СПб: Питер, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”
Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).
Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора; совершенствование знаний детей о дорожных знаках "Пешеход...
Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".
Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

ФОТОРЕПОРТАЖ " Движение — радость, Движение — развитие, Движение - здоровье"
Ювигаясъ, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности, творчества ребёнка младшего дошкольного...

Движение - Здоровье, Движение - Радость, Движение - Развитие
Заверяют врачи, психологи, педагоги - все, кто общается с малышами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физиологические, психологические особенности. Двигательная активность - необходимое...

Проект "Движение- здоровье, движение- радость, движение-жизнь"
Систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в группе...

Сценарий театрализованное представление по безопасности дорожного движения Тема выступления: «У дорожного движения не случится осложнения – если сам ты в то движение не добавишь осложнение!»
Дружный наш отряд ЮИД«Здравствуйте» вам говорит!Скажем авариям нетСлужбе пропаганды 90 лет!...