Практическая мастерская: «Составление кластеров «Организация РППС групп ДОУ»
консультация
Хочу предложить вашему вниманию один из методов технологии развития критического мышления - кластер, который мы используем в своей группе.
Кластеры - это системные схемы, которые показывают связи между объектами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
С
С
С
С
С
С
С
п
Практическая мастерская: «Составление кластеров
«Организация РППС групп ДОУ»
Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам « собирает » понятия о предмете.
(Л. Выготский )
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!
Практическую мастерскую я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».
Очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
Согласно требованиям ФГОС ДО (п. 3.3.1., п. 3.3.2.) предметнопространственная среда группы должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и быть создана в соответствии с особенностями развития воспитанников группы.
РППС - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта, поэтому предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка во всестороннем развитии. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Взрослый призван обеспечить богатство предметно-пространственной среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность
Хочу предложить вашему вниманию один из методов технологии развития критического мышления - кластер, который мы используем в своей группе.
Кластеры - это системные схемы, которые показывают связи между объектами.
Такая модель как кластер представляет собой способ графического представления материала, который позволяет сделать наглядным результат мыслительного процесса при изучении или обобщении какой-либо темы. Помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Метод «кластер» универсален - он является хорошим подспорьем в обновлении РППС группы, так как он постоянно находится на глазах детей, объединяет все образовательные области (зоны). Дети могут в любое время подойти к нему рассмотреть, обсудить, добавить, что то новое в течение всего времени изучения темы, а также проработать дома с родителями.
Наш кластер представляет собой модель Солнечной системы: в центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. У каждой
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
С
С
С
С
С
С
С
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
С
С
С
С
С
С
С
п
планеты - спутники, смысловые единицы к крупным смысловым единицам. Тем самым устанавливаются новые логические связи, т.е. это поле идей.
Так как дети не умеют читать, то мы в своей работе используем арт-кластер (с картинками) или смешанные кластеры. Составляя кластер, мы используем картинки в кружочках с разного цвета каймой, разного размера от большого к маленькому.
В начале беседы создаем сюрпризный момент, загадку и т.д., тем самым определяем тему и вывешиваем картинку с изображением ключевого слова (темы), детям предлагается назвать слова, относящиеся к данной теме, т.е., то, что они знают. По мере того, как приходят идеи, начинаем устанавливать связи. Выкладываем картинки (записываем, схематично зарисовываем, если не хватает картинок) столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников: умение ставить вопросы, делать сравнение, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи и делать умозаключения.
Этот метод можно использовать как с группой, так и индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок, и найти связь между ними.
Кластер способен интегрировать работу по различным образовательным областям, объединяя различные виды деятельности единой темой.
Работая с кластером, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.
Применение кластера имеет плюсы:
- возможность привлечь родителей к совместной работе с детьми (домашнее задание, проект)
- вовлекает всех участников коллектива в образовательный процесс, активизируется мышление детей, им это интересно;
- дети проявляют инициативу, предлагают, что то свое, они активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
- он позволяет охватить большой объем информации;
- развивается зрительная память (все время на виду)
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы; выделять главное; причинно-следственные связи и строить умозаключения; добывать знания.
Минусы:
- Дети не могут руководить своими эмоциями, поэтому создаётся рабочий шум во время составления кластера.
- Этот метод требует от воспитателя дополнительной подготовки к теме недели - подготовка карточек.
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
С
С
С
С
С
С
С
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
С
С
С
С
С
С
С
п
Можно составлять кластеры по любой из тем. У нас есть кластеры на темы: «Моя мама», «День защитника отечества», «Транспорт», «Космос», «Хантыйская неделя», «Маленькие исследователи», сделали кластер на тему «Дружба с природой»
Родители работали индивидуально по темам «Транспорт», «Птицы». Продуманная таким образом РППС, откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит каждому ребенку в действии познакомиться в доступной форме с любой темой.
Практическая часть.
- Предлагаю Вам сейчас поработать в команде. Нужно будет подумать и представить примерные кластеры, по темам, которые вы выберите
(Перед началом приклеивает рисунки, номера и т. п. под стульями, на которых будут сидеть участники).
Работа педагогов
Свою практическую мастерскую я хочу завершить народной мудростью:
«То, что я хочу познать - это яблоня, то, что я познаю - это ветвь яблони, то, что я передам ребенку - это яблоко, то, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти целая яблоня!»
Необходимо помнить, что развивающая среда не может быть построена окончательно, «завтра» она уже перестанет стимулировать развитие, а «послезавтра» - начнет тормозить его. Таким образом окружение ребенка требует постоянных изменений, среда должна «расти» вместе с ребенком
Спасибо за внимание!
«Здоровей-ка»
«Животный мир»
«Кто как подготовился к зиме» «День дошкольного работника» «Г ород мастеров»
«День Победы»
«Дорожная азбука»
«Права детей»
«Этикет»
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
Е
С
Е
Е
Е
Е
С
С
С
С
С
С
С
С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая мастерская Улыбка" ( "Смайлик для друга") в старшей группе
Практическая мастерская «Улыбка»в старшей группе «Солнышко» и подготовительной группе «Чебурашка» МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» Тема: «Смайлик для друга»Цель: Учить детей ра...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Составление комплекса утренней гимнастики различной направленности в ДОО»
утренняя гимнастика...
Составленные проекты: по РППС, по теме ВКР
Составленные проекты: по РППС, по теме ВКРМетодисеские рекомендации "Векдрение проектной деятельности в Работу ДОО"...

Проект РППС группы Уголок «Творческая мастерская»
Содержание и наполнение уголка творчества для детей младшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ РППС ГРУППЫ Мини-музей «Роев ручей» (Средняя группа)
Содержание и наполнения мини музея группы для детей среднего дошкольного возраста....

Презентация для практического занятия "Составление звуко-слоговой схемы слова" для детей с ОНР 6-7 лет
В презентации пошагово визуализирован процесс выполнения звуко-слогового анализа слова. Подходит для практической работы с дошкольниками с ОНР 6 - 7 лет на занятии логопеда и в домашних условиях...

