Программа дополнительного образования по развитию тонкой моторики детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Тонкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

 Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко.

 Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.

        В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

        Тонкая  моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Для развития  тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными  видами ручной деятельности. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами, такие как:

- Игры с пуговицами (домашняя школа Монтессори);

- Игры – шнуровки (домашняя школа Монтессори);

- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).

 

 Целью программы является:

формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

-Развитие мелкой моторики руки ребенка.

-Развитие слухового внимания.

-Развитие графического воспроизведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_logopeda_po_razvitiyu_tonkoy_motoriki.docx53.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад 77 «Машенька»

Протокол от «21» августа 2024 г. №1

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим МБДОУ

«Детский сад № 77 «Машенька»

____________ И.И. Томчук

Приказ от «21» августа 2024 г.

№51-ОД

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 77 «Машенька» города Смоленска

Программа по развитию тонкой моторики

детей 5-7 лет

Составитель: учитель - логопед

Андреева Ирина Александровна

Смоленск

2024


Пояснительная записка

Тонкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

 Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику. Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко.

 Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.

         В младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

         Тонкая  моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Для развития  тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными  видами ручной деятельности. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами, такие как:

- Игры с пуговицами (домашняя школа Монтессори);

- Игры – шнуровки (домашняя школа Монтессори);

- Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

- Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же»);

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).

Такие игры способствуют развитию тонкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Цель занятий: развитие мелкой и общей моторики у детей. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы. Работа с детьми будет эффективной лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Занятия включают в себя:

-разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Форма работы может быть как с целой группой детей, так и с небольшими подгруппами (4-5 детей) и индивидуально с каждым ребенком. Данное пособие поможет развитию мелкой и общей моторики, а также речи детей, расширить их кругозор.

 Целью программы является:

формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

-Развитие мелкой моторики руки ребенка.

-Развитие слухового внимания.

-Развитие графического воспроизведения.

Задача кружка:

-Ознакомить детей с правилами посадки за столом и владением ручкой (карандашом), научить ребёнка ориентироваться на бумаге.

-Развивать речь, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук.

-Воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Основные направления работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:

-Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

-Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

-Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.

-Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять не закрашенные места.

Ожидаемые результаты:

Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

Тематический план занятий. 

1. Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

2. Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, счетные палочки, вырезание ножницами и т.д.)

3. Штриховка, дорисовка, графические упражнения: работа в тетради.

Повторение изученного, итог результатов обучения.

4. Рисование пластилином, аппликация.  

Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год.

Учебный план занятий.

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36

Продолжительность занятия:

Старший возраст - 30 мин.

Подготовительный возраст - 35 мин.

Для развития тонкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Комплексы пальчиковой гимнастики.
  • Упражнения на развитие навыков штриховки.
  • Схемы для вырезания.
  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
  • Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
  •  Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-"липучки", Вкладыши Монтессори.

СТАРШАЯ ГРУППА

МЕСЯЦ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

СЕНТЯБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

АДАПТАЦИЯ

2-НЕДЕЛЯ

«ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ»

АДАПТАЦИЯ

3-НЕДЕЛЯ

«ИГРУШКИ»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

3. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

4.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

4-НЕДЕЛЯ

«ОСЕНЬ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

3. «Листопад» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме (вкладыши Монтессори).

4.Пластилинография. «Осеннее дерево».

ОКТЯБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

«ОВОЩИ»

1. Массаж пальчиков грецким орехом. 

2.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

3.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

4.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

2-НЕДЕЛЯ

«ФРУКТЫ»

1. Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

2."Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".

3. Пальчиковая гимнастика « Компот».

4. «Урожай яблок»-аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

3-НЕДЕЛЯ

«ЯГОДЫ»

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика « За ягодами».

3.«Собери бусы», выложить горохом по нарисованному контуру ягоды (школа Монтессори). Фигурки из палочек «Корзина».

4. Рисование пластилином «Земляничка». 

4-НЕДЕЛЯ

«ГРИБЫ»

1. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

"Посмотри, кто спрятался в комочке?"  – разглаживание смятых комочков из бумаги

2.Пальчиковая гимнастика «Грибы».

3. Составь фигурки грибов из палочек.

4. Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

НОЯБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

«ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2. Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник»,  «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.

3. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки) . 4.Соединение точек одной линией. Игра «Узнай меня!» Раскрашивание лебедя.

2-НЕДЕЛЯ

« ОДЕЖДА»

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять».

3. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии (домашняя школа Монтессори). 

4. «Платье для куклы»-обвести трафарет, раскрасить.

3-НЕДЕЛЯ

« ОБУВЬ»

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2. Пальчиковая гимнастика « Новые кроссовки».

3. «Шнуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку. (домашняя школа Монтессори)

4. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пару на одну веревочку.

4-НЕДЕЛЯ

«ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

1. Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков). 

2.Пальчиковая гимнастика  «Елка».

3.Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке.

4. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

ДЕКАБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

 «НАШ ГОРОД»

  1. 1.Массаж пальчиков грецким орехом.
  2. 2. Пальчиковая гимнастика «Дом».
  3. 3. Фигурки из палочек «Башня», «Колодец».
  4. 4.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

2-НЕДЕЛЯ

« В ГОСТИ К ЁЛОЧКЕ»

1. Массаж ладошек ежиком.

2. Пальчиковая игра « Ёлочка».

3. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

4. Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

3-НЕДЕЛЯ

« ЗИМНИЙ ЛЕС»

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)

4. «Снежная баба» - лепка из пластилина.

4-НЕДЕЛЯ

« ДЕД МОРОЗ»

1. Массаж пальчиков «Катаем карандашики ». 2.Пальчиковая игра « Подарки».

3. Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

4. Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.

ЯНВАРЬ

1-НЕДЕЛЯ

«РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед».

3.Выкладывание по контуру рисом.

4. Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

2-НЕДЕЛЯ

 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». 3.Фигурки из палочек «Санки», игра с пробками «Лыжи»

4. «Веселый снеговик»-аппликация из комочков,

сделанных из салфеток.

3-НЕДЕЛЯ

« ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

1. Массаж пальчиков грецким орехом. 

2.Пальчиковая гимнастика «Птички», «Воробьи», «Пальчиковая игра «Снегири».

 3.Обвести изображение птички, дорисовать незаконченный рисунок, штриховка.

4.Покорми птиц- сортировка семян. (домашняя школа Монтессори).

4НЕДЕЛЯ

« ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. Фигурки из пальчиков « Мишка»

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке? » - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них животными. 4. «Ежи и ежата» - сделать большой или маленький пластилиновый комочек с иголками.

ФЕВРАЛЬ

1-НЕДЕЛЯ

« МОЯ СЕМЬЯ»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

3. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

4. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

2-НЕДЕЛЯ

«НАША РОДИНА»

1.Массаж пальчиков и ладошек (ежиком, граненными карандашами, грецким орехом).

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

3.Чудесный мешочек

4. «Флаг»-пластилинография.

3-НЕДЕЛЯ

«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

1. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы».

3. Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

4. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

4-НЕДЕЛЯ

«ТРАНСПОРТ»

1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).            

2.Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

3.Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

4. Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.

МАРТ

1-НЕДЕЛЯ

«МАМИН ПРАЗДНИК».

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. Пальчиковая гимнастика «Мамочка»

3. Фигурки из палочек «Тюльпан». Завязываем бантик на подарке. смотать клубок для бабушки.

4.Открытка для мамы.

2-НЕДЕЛЯ

«ВЕСНА»

1.Массаж ладошек, прокатывание колючего мяча

между ладошек.

2. Пальчиковая игра «Цветок».

3. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе.

4.Аппликация из пшена-«Солнышко»

3-НЕДЕЛЯ

 «ХЛЕБ».

1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).            

2.Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Печём блины».

3.Упражнение с горошками («Пальчиковые игры»)

4.Лепка из солёного теста – печенье

4-НЕДЕЛЯ

«ВЕСЕЛЫЙ ЦИРК».

1.Массаж ладошек ежиком, карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Лужок», «За грибами».

3.«Кольцо для льва» - выложить из риса круг.

4. «Веселый клоун»-  учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.

АПРЕЛЬ

1-НЕДЕЛЯ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка»

3. «Маленький конструктор»-выкладывание из

геометрических фигур животных.

4. Обвести котенка по точками штриховать мелкими штрихами.

2-НЕДЕЛЯ

« КОСМОС»

1.Массаж ладоней и пальчиков.

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».

3.Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета».

4. Аппликация «Звездное небо».

3-НЕДЕЛЯ

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

1. Массаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

2.Пальчиковая гимнастика « Птички».

3. «Червячки для грачей»  - лепка из пластилина.

4. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.

4-НЕДЕЛЯ

« РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. «Мы делили апельсин»-пальчиковая гимнастика.

3. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

4. «Красивый луг»- обрывание зеленой бумаги, сжимание в ладонях и приклеивание на лист картона.

МАЙ

1-НЕДЕЛЯ

« НАСЕКОМЫЕ»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая игра «Сороконожка»

3. «Нес однажды муравей» -перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

4. Рисование пластилином «Гусеница»

2-НЕДЕЛЯ

« ВЕСНОЙ НА ДАЧЕ».

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика « Замок».

3.»Солнце»- дорисуй узор

4.  «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

3-НЕДЕЛЯ

«ЦВЕТЫ»

1. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы».

3.Работа с трафаретами (в парах), изготовление

зашумленных картинок.

4.Коллективная аппликация «Весенний луг»

4-НЕДЕЛЯ

«МЫ СТАЛИ СТАРШЕ НА ГОД»

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. Игры с ладошками.

3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

4. Обвести рисунок по точкам. Раскрасить.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

МЕСЯЦ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

СЕНТЯБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

АДАПТАЦИЯ

2-НЕДЕЛЯ

«ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ»

АДАПТАЦИЯ

3-НЕДЕЛЯ

«ИГРУШКИ»

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

 2. Пальчиковая гимнастика  «Пальчики в лесу».

3.Выкладывание  фигурок из палочек по образцу,. Игра «Чудесный мешочек» (школа Монтессори).

4."Цветные клубочки"(объемная игрушка из ниток) Ознакомление с техникой изготовления объемной игрушки из ниток и клея.

5. Штриховка (раскраска)

Рисование по клеточкам флага. (тетрадь)

4-НЕДЕЛЯ

«ОСЕНЬ»

1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

2. Пальчиковая гимнастика « Осень».

3. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме (вкладыши Монтессори).

4."Красивый букет". Ознакомление с нетрадиционной техникой рисование (нанесение на листья краски  и отпечатывание)

5. Штриховка (раскраска)

Графическое упражнение «Волна» (пропись).

ОКТЯБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

«ОВОЩИ»

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла».

3. Фигурки из палочек – машина везёт урожай

Игра с крупой – горошком. Выложить по контуру огурец, помидор…

4.Штриховка овощей и вырезание ножницами по контуру.

5. Штриховка (раскраска)

Продолжи узор (тетрадь)

2-НЕДЕЛЯ

«ФРУКТЫ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика « Компот».

3. «Урожай яблок»-аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

4.Создать макеты фруктов из соленного теста.

5. Штриховка (раскраска)

Рисование по клеточкам «Рыбка» (тетрадь).

3-НЕДЕЛЯ

«ЯГОДЫ»

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика « За ягодами».

3. "Собираем ягоды" (домашняя школа Монтессори)- развивать мелкую моторику, учить выделять красный, зеленый цвет по образцу, по слову, игра с крупой – выложить горохом (шерстяной ниткой) по нарисованному контуру ягоды.

4. «Сладкая клубника»- создать композицию из бросового материала (одноразовые ложки), учить составлять кустик клубники и наклеивать на бумагу.

5. Штриховка (раскраска). Обведи по трафарету. (тетрадь).

4-НЕДЕЛЯ

«ГРИБЫ»

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

 2. Пальчиковая гимнастик «Грибы».

 3. Составь фигурки грибов из палочек.

4. «Грибок»-создать аппликацию с использованием крашенного песка (Учить аккуратно намазывать клеем необходимый

участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком).

5. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

НОЯБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

«ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Птенчики в гнезде»,  игры с палочками – цапля.

3. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом,  «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки) .

4. "Радужная птица" (аппликация из ниток) Развитие навыка у детей делать аппликацию из шерстяных ниток.

5.Продолжи узор (пропись).

2-НЕДЕЛЯ

« ОДЕЖДА»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков) .

2. Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять», игры с палочками Кьюзинера.

 3. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии (домашняя школа Монтессори).

4. «Платье для куклы»-обвести трафарет, вырезать, рисование пластилином.

5. Графическое упражнение «Дождик (тетрадь).

3-НЕДЕЛЯ

« ОБУВЬ»

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика « Новые кроссовки».

3. «Шнуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку. ( домашняя школа Монтессори). «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пару на одну веревочку.

4.» Башмачок»- из пластилина украшенный пайетками.

5. Графическое упражнение «Дорожки» (пропись)

Рисование по клеточкам елки.

4-НЕДЕЛЯ

«ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков) .

2. Пальчиковая гимнастика  «Елка».

 3. Фигурки из палочек – ёлочка, куст.

4.Аппликация «Осенний листок» способом «рваная бумага».

5. Графическое упражнение «Дождик»

Штриховка (раскраска).

ДЕКАБРЬ

1-НЕДЕЛЯ

 «НАШ ГОРОД»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой)

2.Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом», фигурки из палочек «Башня», «Колодец», выкладывание дорожки из ракушек.

3. Составление контуров предметов (например, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

4.» Дом»-лепка из пластилина.

5. Продолжи узор (тетрадь).

2-НЕДЕЛЯ

« В ГОСТИ К ЁЛОЧКЕ»

1. Массаж ладошек ежиком .

2.Пальчиковая игра « Ёлочка».

3.Выкладывание елочки –палочками Кьюзинера.

4. «Гирлянда» учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.

5. Рисование по клеточкам машины (тетрадь)

Штриховка(раскраска).

3-НЕДЕЛЯ

« ЗИМНИЙ ЛЕС»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков)

2. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)

3. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

4. "Зимний пейзаж"(акварель и соль) Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования “акварель и соль”.

5.Рисование по клеточкам солнышка. Штриховка.

4-НЕДЕЛЯ

« ДЕД МОРОЗ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков) .

2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Снежный ком», «Лыжник».

3.Игры: рисование палочками на снегу, сложить из бумажных полосок снежинку

4. «Дед Мороз»- Создать праздничную мозаику из пластилина, выкладывать

шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне,  контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

5. Рисование по клеточкам летящей птицы.

Штриховка.

ЯНВАРЬ

1-НЕДЕЛЯ

«РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед».

3. Игра с крупой – манка: нарисовать снежинку, снеговика

4. «Колокольчик к Рождеству» - закреплять умения изготавливать из соленого теста колокольчик и шарики.

5. Рисование по клеточкам бабочки (тетрадь)

Штриховка (раскраска)

2-НЕДЕЛЯ

 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». 3.Фигурки из палочек «Санки».

4. «Снеговик»  учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

5. Рисование по клеточкам зонта. (тетрадь)

Штриховка(раскраска).

3-НЕДЕЛЯ

« ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2. Пальчиковая гимнастика «Птички», «Воробьи», «Кормушка».

 3.Покорми птиц- сортировка семян.

4. «К нам прилетели снегири»- аппликация. Продолжать закреплять умения пользоваться ножницами, закруглять углы квадрата и прямоугольника, из отдельных элементов составлять образ птички.

5. Рисование по клеточкам ракеты.

Штриховка(раскраска).

4НЕДЕЛЯ

« ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1 Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

 2.Фигурки из пальчиков « Мишка»

3. «Фигурки из палочек — лиса, волк»

 4. «Животные»-Учить аккуратно намазывать клеем необходимый шаблон, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета .

5. Рисование по клеточкам » Корабль»

ФЕВРАЛЬ

1-НЕДЕЛЯ

« МОЯ СЕМЬЯ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков) .

2.Пальчиковая игра «Семья».

3. Фигурки из палочек — рожица, очки

Шнуровка: «Оденем Катю и Петю»

4. "Рамка для фотографии"(с помощью трафарета) Ознакомление с техникой работы с трафаретами, развитие аккуратности при работе с краской.

5. Работа в прописях.

Штриховка (раскраска)

2-НЕДЕЛЯ

«НАША РОДИНА»

1.Массаж пальчиков и ладошек (ежиком, граненными карандашами, грецким орехом).

2. Пальчиковая игра « семья».

3.Чудесный мешочек

4. «Флаг»- пластилинография.

5. Штриховка (раскраска.)

Рисование по клеточкам «Апельсин» (тетрадь)

3-НЕДЕЛЯ

«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.

2.Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы»

3. Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

4. "Праздничный салют" (рисования тычком жёсткой полусухой кистью) Развитие воображения и интерес к художественному творчеству, познакомить с новой техникой рисования.

5. Штриховка (раскраска). Упражнение в прописи

4-НЕДЕЛЯ

«ТРАНСПОРТ»

1. Массаж ладошек ежиком  .

2. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». 2.Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

3. Выкладывание из счетных палочек рельсы для паровозика.

4. «Железная дорога» учить закреплять спичечные коробки на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

5. Графическое упражнение «Допиши» (пропись)

МАРТ

1-НЕДЕЛЯ

«МАМИН ПРАЗДНИК».

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2. Пальчиковая гимнастика «Мамочка»

3. Фигурки из палочек «Тюльпан».

4. «Цветочек для мамы» - создать композицию для мамы из бросового материала (пластиковые ложки), цветной картон, пластилин.

5.  Рисование по клеточкам «зайца» (тетрадь)

2-НЕДЕЛЯ

«ВЕСНА»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.

2.Пальчиковая гимнастика» Замок»

3. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

4. «Весеннее Солнышко»- ниткопись.

5. Рисование по клеточкам белочки (графический диктант в тетради)

3-НЕДЕЛЯ

« ХЛЕБ»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.

2. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Печём блины».

3.Упражнение с горошками.

4.Лепка из солёного теста – печенье.

5. Штриховка (раскраска) Обведи по трафарету. (тетрадь)

4-НЕДЕЛЯ

«ВЕСЕЛЫЙ ЦИРК».

1.Массаж ладошек ежиком, граненными карандашами.

2.Пальчиковая гимнастика « Замок».

3.«Солнце светит ярче» - выложить из палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

4"Веселые Петрушки" (аппликация из бумаги) Развитие навыка у детей пользоваться шаблон, совершенствование навыка работы с ножницами.

5. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

АПРЕЛЬ

1-НЕДЕЛЯ

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков) Пальчиковая гимнастика «Кошечка», «Коза», «Собака»

2.Фигурки из палочек- кошечка

3. «Собачка» - учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки.

4. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

2-НЕДЕЛЯ

« КОСМОС»

1.Массаж ладоней и пальчиков.

2. Пальчиковая гимнастика « Семья»

 2.Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». 

3 "Покорение космоса"(аппликация из крупы) Совершенствование навыка аппликации из крупы.

4. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

3-НЕДЕЛЯ

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой

2.Пальчиковая гимнастика « Птички».

3. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.

4. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой. Создать образ жар  птицы из бумаги. Учить детей обводить на цветной бумаге руки, стопу ноги, аккуратно их вырезать и наклеивать на бумагу. Белый лист бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, цветная шерстяная нить, карандаш.

5. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

4-НЕДЕЛЯ

« РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой

2. «Мы делили апельсин»-пальчиковая гимнастика.

3. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

4. «Красивый луг»- обрывание зеленой бумаги, сжимание в ладонях и приклеивание на лист картона.

5. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

МАЙ

1-НЕДЕЛЯ

« НАСЕКОМЫЕ»

1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков) Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук».

2.Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».

3. "Листок с божьей коровкой" (тестопластика) Развитие у детей навыка лепки из теста. Развитие у детей навыка аккуратно пользоваться красками.

4. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

2-НЕДЕЛЯ

« ВЕСНОЙ НА ДАЧЕ».

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой

2.Пальчиковя гимнастика « Замок».

3.  «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

4. «Вертушка» создать поделку путем складывания из бумаги (оригами).

5. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

3-НЕДЕЛЯ

«ЦВЕТЫ»

 1. Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков)

2. Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы».

3.Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза».

4. «Георгины» Объемная аппликация. Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепестка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка.

5. Штриховка (раскраска)

Упражнение в прописи.

4-НЕДЕЛЯ

«МЫ СТАЛИ СТАРШЕ НА ГОД»

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой

2. Игры с ладошками.

3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

4. Коллективная работа «Подарок детскому саду»  Вызвать у детей желание сделать подарок для детского сада, используя при этом любые методы рисования.

5. Штриховка (раскраска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)

Пояснительная записка  Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет

Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает  в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные ладошки» Группа №7 «Фантазеры»

Рабочая программа кружка «Весёлые ладошки» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе № 7 № «Фантазёры» «Источники способностей и дарований детей - на кончиках и...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет «Умелые ручки»

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей 3-4 лет «Умелые ручки»...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...