Тема: «По следам динозавров»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукина Наталья Александровна

 

 Цель: развитие познавательной активности у старших дошкольников через исследовательскую деятельность, подведение итогов по теме.

Задачи:

Образовательная: расширить, обобщить, систематизировать представления детей о прошлом из жизни динозавров; активизировать желание заниматься поисково-исследовательской деятельностью, делиться новыми открытиями и знаниями с друзьями.

Развивающая: развивать двигательные навыки, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей, побуждая к употреблению в речи слова.

Воспитательная: воспитывать желание изучать доисторических животных.

Образовательные области: познавательное развитие, интеграция – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: аудиопроигрыватель; информационная панель; песочные часы; карта; следы динозавров с заданиями; загадки; лотки с кинетическим песком, лопатки, кисти, лупы; фигурки динозавров (скелеты); 6 баночек от детского питания со смесью соды, лимонной кислоты и порошкообразного пищевого красителя (1 столовая ложка соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты, 0,5 пакетика пищевого красителя); яйца динозавров (фигурки динозавров, шары, вода); конверт с картинками-фрагментами;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.pptx1.85 МБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Образовательный центр «Багратион» детский сад №67

Методическая разработка специально организованной деятельности

для детей подготовительной группы (6 – 7 лет)

 

Тема: «По следам динозавров»

Подготовила:

Воспитатель первой категории:

Лукина Наталья Александровна

Одинцово, 2024 г.


Конспект

«По следам динозавров»

 Цель: развитие познавательной активности у старших дошкольников через исследовательскую деятельность, подведение итогов по теме.

Задачи:

Образовательная: расширить, обобщить, систематизировать представления детей о прошлом из жизни динозавров; активизировать желание заниматься поисково-исследовательской деятельностью, делиться новыми открытиями и знаниями с друзьями.

Развивающая: развивать двигательные навыки, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей, побуждая к употреблению в речи слова.

Воспитательная: воспитывать желание изучать доисторических животных.

Образовательные области: познавательное развитие, интеграция – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: аудиопроигрыватель; информационная панель; песочные часы; карта; следы динозавров с заданиями; загадки; лотки с кинетическим песком, лопатки, кисти, лупы; фигурки динозавров (скелеты); 6 баночек от детского питания со смесью соды, лимонной кислоты и порошкообразного пищевого красителя (1 столовая ложка соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты, 0,5 пакетика пищевого красителя); яйца динозавров (фигурки динозавров, шары, вода); конверт с картинками-фрагментами;

Ход развлечения:

Дети садятся за круглый стол. Раздаётся звуковой сигнал «шаги динозавра».

Воспитатель: - Вы слышите, что это за звук, на что похож? (Дети размышляют). Воспитатель: - Дети, по-моему, этот стук раздавался из коробки. Кто бы это мог быть?

Загадка про динозавра:

А это животное встретим едва ли,

Оно на земле давно обитало.

Он большой и тяжелый,

Длинный ужасно, но очень веселый. (Динозавр)

Из коробки появляется динозавр.

- Ребята, когда жили динозавры? (В прошлом)

– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)

– А завтра где будем? (В будущем.)

«Прошлое все то, что было,

Никакая в мире сила

Всё обратно не вернёт,

Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –

Настоящее для нас,

Будущее – то, что будет

И его не знают люди».

- Кто из вас знает, как называются ученые, которые нашли скелеты динозавров? (палеонтологи)

- Кто они такие и чем занимались? (ответы детей)

Ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда, где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них остатки динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря палеонтологам.

- Дети, а вы хотите побыть помощниками палеонтолога и самостоятельно провести раскопки, может быть и вам посчастливиться найти скелет или яйцо динозавра.

(Воспитатель напоминает, как работают палеонтологи: аккуратно, подручными средствами).

Дети надевают фартуки и проходят за стол, где находятся лоточки с песком или и зарытыми в них скелетами динозавров.

- Давайте, юные палеонтологи, аккуратно приступайте к работе (дети, объединившись в пары, подходят к своему лотку, кисточками разметают песок и находят импровизированные скелеты, далее рассматривают скелеты под лупой).

После «раскопок» воспитатель читает записку, которую нашла в своем лотке, в ней говорится о том, что необходимо спасти динозавриков, которые находятся в яйцах, но для этого необходимо пройти испытания, выполнить задания. Предлагает детям оставить свои находки и отправиться в путешествие в «Затерянный мир динозавров» для спасения маленьких детенышей динозавров.

- У меня есть прибор, который называется «Времяскоп», он поможет нам вернуться в эпоху динозавров и возможно, благодаря нашим знаниям мы поможем маленьким динозаврикам освободиться из яиц.

Физминутка:

Тик-так, тик-так, все часы идут ват так (Наклоны вправо, влево)

Ну а наш Времяскок, на ногах один подскок (Прыжок на двух ногах)

Покружились, наклонились и в Динозаврии очутились.

(Звуки динозавров)

- Ребята, мы с вами очутились в «Затерянном мире динозавров», но здесь может быть очень опасно, нам нужна помощь нашего Динозавра, смотрите у него в лапах есть карта, которая поможет нам отыскать яйца динозавров.

Дети идут к первому условному значку и находят след динозавра, на котором написано задание:

  1. «Разгадать загадки».

Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели!

Ответ: Динозавры

 Когда идёт огромный он,

Трещат деревья, все кругом,

 Земля дрожит от рыка страшного,

Рычит рептилия ужасно!

Ответ: Тирекс

Что за чудище летало,

Клюв усеян весь зубами,

Вместо перьев, шерсти — кожа,

 На кого оно похоже?

Ответ: Птеродактиль

Длинная, шея,

Так же, как хвост,

Сам он огромный,

Но маленький мозг!

Ответ: Диплодок

Травой и листьями питались,

Бронёй костистой одевались,

 Их называли динозавры,

 а имя им …

Ответ: стегозавры и анкилозавры

После ответов дети получают след динозавра со следующим заданием.

  1. «Узнай по картинке детёнышей динозавра».

Детям дается конверт, в котором картинки разных динозавров, они должны узнать, какому динозавру принадлежит этот детеныш. После выполнения задания детям дается след динозавра с заданием.

  1. Викторина «Знаю всё о динозаврах».

- Динозавры жили в прошлом? (Да)

- Во времена динозавров на Земле жили люди? (Нет)

- Динозавры были очень больших размеров? (Да)

- Динозавры жили в море? (Да)

- Животных, которые питаются растениями, называют хищникам? (Нет)

- Хищники охотились на травоядных? (Да)

- Динозавры жили в космосе? (Нет)

- У хищных динозавров были длинные шеи? (Нет)

- Сколько рогов у трицератопса? (Три)

- Что обозначает слово «Динозавр»? (Ужасная ящерица)

- Где были найдены останки динозавров? (на всех континентах Земли)

 - На скольких конечностях передвигался диплодок? (на 4)

- Птицы произошли от динозавров? (Да)

- Тираннозавр Рекс был крупнейшим динозавром из всех, когда-либо существовавших, так ли это? (Нет)

- Диплодок был плотоядным или травоядным? (Травоядным)

-  Какое природное явление вызвало эволюционный взрыв среди рептилий? (Глобальное потепление)

- Могут ли крокодилы быть потомками динозавров? (Да)

- Нашли ли ученые ДНК динозавров? (Да)

После ответов на вопросы викторины детям дается след динозавра с заданием.

  1. Дидактическая игра «Разрезная картинка» (Счёт от 1 до 10).

Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить считать от 1 до 10, развивать мелкую моторику, связную речь.

Оборудование: разрезные картинки, выполненные на плотной основе, с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: Взрослый раздает детям разрезные части и просит их собрать целую картинку, опираясь на цифры. Только последовательно расположив цифры от 1 до 10 можно получить целостное изображение.

  1. Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт №1. «Почему динозавры были такими большими?»

Учёные предполагают, что динозавры были такими же холодными как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной, резко колебалась.

- Ребята, посмотрите на эти ёмкости. Представьте, что это динозавры, которые нагрелись от высокой температуры на планете. Взрослый переливает в ёмкости разного объёма горячую воду, дети трогают их. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру ёмкостей, делают вывод, что большая банка горячее - ей надо больше времени для остывания.

- Каким по размерам динозаврам легче было бороться с холодом? (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодный период, когда их не нагревало солнце).

 - Все ли динозавры большими? Не все. Некоторые, например “компсогнат”, был не больше крупного индюка.

- Почему вымерли динозавры? Никто толком не знает от чего они вымерли. Наиболее вероятной причиной их исчезновения могло стать изменение климата, приведшее к нехватке пищи для динозавров.

Опыт №2. «Вулканы».

Необходимо заранее приготовить 6 баночек от детского питания со смесью соды, лимонной кислоты и порошкообразного пищевого красителя (1 столовая ложка соды, 1 чайная ложка лимонной кислоты, 0,5 пакетика пищевого красителя). Залить баночки горячей водой и наслаждались красивым «извержением вулканов».

ВУЛКАН – это геологическое образование в земной коре, где на земную поверхность извергается (лава), пепел, горячие газы.

Опыт №3. «Яйца динозавров».

Берем воздушный шар и помещаем внутрь него небольшую фигурку динозавра. Затем заполняем шар водой и помещаем в морозилку. Если налить воду из-под крана, лед будет мутный, если кипяченую – прозрачный. Задача ребенка – растопить яйцо. Для этого потребуется горячая вода, пипетка, салфетка. Можно также взять пищевые красители и добавить их в горячую воду.

Дети аккуратно помещают яйца в контейнеры и поливают яйца теплой водой. От химической реакции яйца растворяются и на свет появляются игрушечные динозаврики. Дети пинцетами помещают динозавриков в контейнер с чистой водой, промывают и протирают салфеткой.

- Ребята, давайте поместим ваших спасенных динозавриков в их среду обитания (дети ставят динозавриков на макет древнего мира).

- Ну вот и подошло наше путешествие к концу, мы проделали огромный путь, нашли яйца динозавров, помогли малышам вылупиться из яиц.

- Что нового вы узнали, ребята? Что больше всего запомнилось вам из нашего путешествия?

 Теперь нам пора возвращаться, в этом нам поможет «Времяскоп».

Физминутка:

Тик-так, тик-так, все часы идут ват так (Наклоны вправо, влево)

Ну а наш «Времяскоп», на ногах один подскок (Прыжок на двух ногах)

Покружились, наклонились и детском саду мы очутились.


1.«Разгадать загадки».

Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели!

Ответ: Динозавры

 Когда идёт огромный он,

Трещат деревья, все кругом,

 Земля дрожит от рыка страшного,

Рычит рептилия ужасно!

Ответ: Тирекс

Что за чудище летало,

Клюв усеян весь зубами,

Вместо перьев, шерсти — кожа,

 На кого оно похоже?

Ответ: Птеродактиль

Длинная, шея,

Так же, как хвост,

Сам он огромный,

Но маленький мозг!

Ответ: Диплодок

Травой и листьями питались,

Бронёй костистой одевались,

 Их называли динозавры,

 а имя им …

Ответ: стегозавры и анкилозавры

3.Викторина «Знаю всё о динозаврах».

- Динозавры жили в прошлом? (Да)

- Во времена динозавров на Земле жили люди? (Нет)

- Динозавры были очень больших размеров? (Да)

- Динозавры жили в море? (Да)

- Животных, которые питаются растениями, называют хищникам? (Нет)

- Хищники охотились на травоядных? (Да)

- Динозавры жили в космосе? (Нет)

- У хищных динозавров были длинные шеи? (Нет)

- Сколько рогов у трицератопса? (Три)

- Что обозначает слово «Динозавр»? (Ужасная ящерица)

- Где были найдены останки динозавров? (на всех континентах Земли)

 - На скольких конечностях передвигался диплодок? (на 4)

- Птицы произошли от динозавров? (Да)

- Тираннозавр Рекс был крупнейшим динозавром из всех, когда-либо существовавших, так ли это? (Нет)

- Диплодок был плотоядным или травоядным? (Травоядным)

-  Какое природное явление вызвало эволюционный взрыв среди рептилий? (Глобальное потепление)

- Могут ли крокодилы быть потомками динозавров? (Да)

- Нашли ли ученые ДНК динозавров? (Да)

2.«Узнай по картинке детёнышей динозавра».

Детям дается конверт, в котором картинки разных динозавров, они должны узнать, какому динозавру принадлежит этот детеныш.

4.Дидактическая игра «Разрезная картинка» (Счёт от 1 до 10).

Ход игры: Взрослый раздает детям разрезные части и просит их собрать целую картинку, опираясь на цифры. Только последовательно расположив цифры от 1 до 10 можно получить целостное изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По следам динозавров

Непосредственн-образовательная деятельность в старей группе " По следам динозавров"...

Исследовательская работа "По следам динозавров"

Динозавры одни из самых удивительных и загадочных живых существ, когда-либо обитавших на нашей планете. Ни один человек в  мире никогда в жизни не видел живого  динозавра. Наши знания о них ...

Научно-исследовательская работа " По следам динозавров"

Динозавры одни из самых удивительных и загадочных живых существ, когда-либо обитавших на нашей планете. Ни один человек в мире никогда в жизни не видел живого  динозавра. Наши знания о них основа...

Туристический маршрут по следам Динозавров

Расширять кругозор детей о доисторическом мире, эпохе динозавров....

Конспект ООД в подготовительной группе «По следам динозавров»

Конспект ООД в подготовительной группе «По следам динозавров»...

«Туристический маршрут по следам Динозавров».

Расширять кругозор детей о доисторическом мире, эпохе динозавров....

Конспект занятия – развлечения в старшей группе «Туристический маршрут по следам Динозавров».

Образовательные-расширение кругозора детей о доисторическом мире.- знакомство с миром динозавровРазвивающие- формирование представления о путешествииВоспитательные- воспитание волевых и дружески...