План по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа)

Максимова Наталья Михайловна

Опытнэкспериментальная деятольность в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2025-26.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

на заседании

Педагогического совета  

МБДОУ «Детский сад №126»

протокол № _ от _________года

Утверждено:

заведующий

МБДОУ «Детский сад №126»

_____________/Сахарова Н.В./                                         приказ № __ от _________ года

Программа

профессионального саморазвития педагога

                     Сроки реализация программы: 2025-2026 учебный год

Составлена: воспитателем

 Ф.И.О. Максимовой Натальей Михайловной.

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 126»

Сведения об образовании: средне-специальное.

Специальность: дошкольное образование.

Квалификации: воспитатель дошкольных учреждений со специализацией.

Категория: высшая.

Педагогический стаж: 27 лет.

Стаж работы в данном ДОУ: 27 лет

г. Дзержинск

2025 год

Тема профессионального саморазвития педагога: 

«Познавательно-исследовательская деятельность детей

подготовительной к школе группы»

Содержание

1.Пояснительная записка                                                        2 стр.

2.Цели и задачи                                                                        2 стр.

3.Формы самообразования                                                        2 стр.

4.Программа профессионального саморазвития педагога                        3 стр.

5.Приложение                                                                        5 стр.

1.Пояснительная записка

                                                                                       «Что я слышу - забываю,

                                                                                     Что я вижу – помню,

                                                                                          Что я делаю – понимаю.»

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

2.Цель:

- Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по теме самообразования.

Задачи:

-Изучение методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности для развития собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
-Изучить научно-методическую литературу по данной теме;
- Повысить уровень профессионального мастерства.

3.Формы самообразования:

Индивидуальная - через индивидуальный план.

Групповая – через участие в деятельности внутри ДОУ и педагогические сообщества, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

4. Программа профессионального саморазвития педагога:

Содержание деятельности

Сроки

 Результат

Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

2. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

3. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.

5.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

5.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

7.  Интернет-ресурсы

В течение года

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности.

     

Раздел 2. Разработка методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Изучение методической литературы

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Разработка консультации для родителей по теме самообразования. 

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. 

Проведение экспериментирования с детьми в организованной образовательной деятельности. 

Работа с родителями. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

в течении года

февраль

март

апрель

май

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности.

Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

Мастер-класс для родителей

Презентация по экспериментированию.

Пополнение стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение.

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Посадка лука, укропа, в группе.

Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)

Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1.Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ.

2. Отчёт о проделанной работе за учебный год:

в ДОУ

 

В течение года

Портфолио

Раздел 4. Участие в системе  методической работы

1.Участие в педагогическом совете ДОУ.

2. Публикация авторских материалов в сетевом  сообществе.

3. Участие в интернет-конкурсах.

В течение года

 

Раздел 5. Аттестация и КПК (если есть в этом году)

  1. Приложения.

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности

Неделя

Название опыта

Цель опыта

Проведение опыта

СЕНТЯБРЬ

1

«Откуда берётся песок»

Закрепить представления детей о    песке

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?
  • Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2

«Из чего состоит песок»

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

3

 «Лепим из песка»

Показать, что мокрый песок  может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка           после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

4

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

ОКТЯБРЬ

1

Какие бывают камни?

Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.

Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по цвету и форме бывают разные.  Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

2

Твердый камень.

Сформировать представление о твердости камня.

Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.

Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

3

Тонет – не тонет

Сформировать представление о свойствах камня.

 Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

4

Рисующие камни

Сформировать представление о свойствах камня.

Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему?

Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.

НОЯБРЬ

1

Воздух – невидимка

Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

2

Воздух есть внутри пустых предметов

Помочь  определить, что воздух занимает место.

Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

3

Воздух легче воды

Доказать, что воздух легче воды

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.

4

Кораблики

Показать, что ветер – это движение воздуха.

 Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. 

ДЕКАБРЬ

1

Что притягивает

ся?

Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Компас

 Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.

Вывод: не все  предметы притягиваются.

Притягивается только железо!

2

Как достать скрепки из воды, не замочив руки?

Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.

Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту.

Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.

3

 Скрепочная веревка

Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница…  Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод:  наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом..

4

 Шарик-магнит

Наглядно продемонстрировать существование статического электричества

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы.

ЯНВАРЬ

1

Откуда берётся иней?

Выявление механизма образования инея.

Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

2

Нужен ли растениям снег?

Доказать, что снег сохраняет тепло.

Берем две ёмкости с водой.

Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

3

Снег и лёд – это тоже вода

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.

Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

4

Таяние льда в воде

Показать взаимосвязь количества и качества от размера

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

ФЕВРАЛЬ

1

Имеет ли вода форму?

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2

Вкус воды

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

3

Запах воды

 Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4

Цвет воды.

 Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

МАРТ

1

Соль растворяется в воде

Познакомить детей со свойствами соли.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»?  Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Вывод: Она растворилась.

2

Соль выпаривается и кристаллизуется

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

3

Что растворяется в воде?

Показать, что не всё растворяется в воде.

Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.

Вывод: сахар и соль растворяются в воде.

4

Сортировка

Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?

Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.

Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: соль не электризуется.

АПРЕЛЬ

1

Живая вода

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

2

Для чего корешки?

Показать, что растения питаются через корни.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.

Вывод: Корешок растения всасывает воду.

3

Как питаются растения?

Показать сокодвижение в стебле растения.

Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

4

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

 Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел)

Вывод: свет необходим для роста и развития растений.

МАЙ

1

Свет и тень 

 Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.

2

Таинственные стекла

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).
Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.

3

Знакомство с лупой

Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.

1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.
2.Свободное исследование.
Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.

4

Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.

Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...