Главные вкладки
Методическая разработка "Рассказывание по картине"
консультация (старшая группа)
Умение рассказывать (последовательно излагать свои мысли) имеет большое значение в общении с ребенком.Внимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения,ведет ребенка к общительности.Приемы обучения рассказыванию разнообразны.Это рассказывание по образцу,по вопросам и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказывание по картине.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину и он заговорит».
С классиком трудно не согласиться, но , практика показывает, что в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со взрослым! Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамическим мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом.
Роль картины в обучении дошкольника по- прежнему велика. По мнению педагога Е.И. Тихеевой, «картины раздвигают поле непосредственного наблюдения… Образы и представления, ими вызываемые менее ярки, чем те, которые даёт нам реальная жизнь…Однако видеть жизнь во всём её многообразии невозможно». И в этом смысле картина - прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей: упражняют наблюдательность, совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы, пополняют запас знаний и сведений, развивают речь.
Известно, что речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития и пр., то есть полиморфная деятельность. Осуществляется речь с помощью системы условных символов, называемых языком и имеющих для определённой группы людей тот или иной смысл. Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, содержит следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, которое ещё не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Картина в различных её видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение.
При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной. В детском саду рассказывание по картине проводится воспитателями. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, педагог может работать несколько занятий. Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны.
Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющий на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Сюжеты для картин нужно смоделировать так, чтобы они: отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребёнка со взрослым.
Сюжеты могут быть проблемными.
Проблема – это сложный вопрос. В данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются: пояснение и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребёнка; активизация воображения, фантазии и взрослого и малыша. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.
В качестве основного вспомогательного средства используются вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребёнком мира. Становясь чуть старше, ребёнок сам задаёт бесконечные вопросы взрослым, а позже учится задавать их самому себе.
Вопросы помогают малышу анализировать, рассуждать, пополнять знания и сведения, фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребёнка! По мнению психологов, это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными. К большинству картин можно подобрать соответствующие стихи. Их слушание, анализ и заучивание помогут развивать в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора.
Дети понимающие шутку, юмор. обладают более высоким «умственным возрастом».
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.
Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описания, повествования, рассуждения. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность и целостность. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутри текстовой связи.
При обучении детей построению развёрнутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использования схемы (модели) текста и различные упражнения.
Пересказ - испытанное средство для развития связной речи. Предполагаемый рассказ к каждой сюжетной картине должен быть правильным образом и своеобразным «помощником» в создании атмосферы добра, теплоты, человеколюбия.
Важно, как всё это выполнять? Единственное, что требуется от ребёнка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определённая подготовка.
Что мы советуем не упустить педагогу или родителю? На чём сосредоточиться? Как подготовиться?
Отметим главное: понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей; настрой на общение, а не на поучение; стремление к эмоциональному контакту с ребёнком; заинтересованная манера общения; готовность принять и обсудить любые ответы; желание играть; терпение, сотворчество; артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать.
Для развития отвлечённого мышления каждый этап работы по картине можно обозначить условными знаками, которые заинтересуют и ребёнка, и взрослого.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важных периодов жизни человека, первый его « университет». Ребёнок учится на всех факультетах. Проходит и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно.
Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе. «Дайте ребёнку картинку и он заговорит» К.Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия. Формирование целостной картины мира.Расширение кругозора.
Конспект занятия по экологическому воспитанию Дикие животные"Волк"...
Учебно-методическое, пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью «Подбери палитру», «Четвёртая лишняя (картина)», «Угадай картину»
Учебно-методическое пособие по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью«Подбери палитру»«Четвёртая лишняя (картина)»«Угадай картину»Автор: воспитатель вы...

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"
В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

Методическая разработка (раздел «Познание») «Формирование целостной картины мира для детей 4-5 лет»
Методическая разработка (раздел «Познание») «Формирование целостной картины мира для детей 4-5 лет»По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вараксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Методическая разработка Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Младшая группа
Учить детей рассматривать сюжетную картину, помочь детям увидеть «картину в целом».Воспитывать интерес к рассматриванию картин....

Методическая разработка Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Младшая группа
Методическая разработка Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Младшая группа...