Патриотический уголок как средство разностороннего развития ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций
материал

Чепила Наталья Игоревна

Патриотический уголок как средство разностороннего развития ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотический уголок как средство разностороннего развития ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций

Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом, начиная с детского сада.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

 Патриотическое воспитание на всём протяжении российской истории находится в поле зрения государства, приобретая особое значение в периоды внутренних и международных кризисов. Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплочённое российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие страны.

Целью новой Федеральной программы является   разностороннее развитие ребёнка в периоддошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (Пункт 14.1 ФОП ДО).

Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.

Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.

Задачи патриотического уголка:

• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,

• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

• формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран.

• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.

• формировать правовую культуру дошкольников;

• формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Направления патриотического уголка:

• Моя страна.

• Мой родной край (область)

• Мой город.

• Моя семья.

Оформление патриотического уголка.

Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. На педагогах лежит ответственная задача - организовать и контролировать весь процесс.

Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии педагогов, но обязательно необходимо учитывать возраст детей.

Содержание патриотического уголка.

1 – я и 2 - я младшая группы

На данном этапе у детей формируются представления детей о детском садике, о своем городе, воспитываются  чувства любви и заботы к своей семье и другим людям.Формируются знания о труде работников дошкольного учреждения, даются первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, бересты).

Содержание уголка:

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

• Русские народные игрушки

• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.

• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

• Альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

 Средняя группа

У детей среднего возраста формируется интерес к культурным традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе, улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне); о народных героях; российских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре детей.

 Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, гимн)

• Портрет президента

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город»;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

• Генеалогические древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, растительный мир России;

• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;

• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

 Старшая и подготовительная группы

В данных возрастных группах формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его историей, областным центром области или края. С географическим расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями русского народного фольклора, с произведениями русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.

 Содержание уголка:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, карта области, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Мои права» и др.;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

• Конвенция о правах ребенка (в картинках);

• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.

• Генеалогические древа детей;

• Перспективный план работы в данной возрастной группе.

Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, национально-культурные ценности.

Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовать таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется.

Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию создать макеты «Мой детский сад», «Мой город Красноярск», дидактические игры климатических и природных зон, представлены различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного творчества.

С целью правового воспитания детей, пополнить уголок дидактическими играми, развивающими пособиями, альбом детских имён и их значение, создать мини-библиотеку произведений и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей. Подобрать цикл занятий по данной теме.

Особое внимание уделить патриотическим праздникам нашей страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества», «День Победы», День народного единства»

С целью приобщения детей к истории России, к пониманию значимости патриотических праздников, развитию нравственных качеств детей педагоги проводят «День защитника Отечества», совместно с детьми и родителями делают  стенгазеты «Папа – мой защитник». Большую значимость педагоги детского сада  придают празднованию «Дня Победы». В детском саду каждый год проводится конкурс чтецов среди воспитанников «О подвигах, о доблести, о славе», проводится торжественный концерт для родителей с участием всех детей, ребята участвуют в городских конкурсах: «Мы правнуки Победы»

    Это: картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию, картотека игр «День Победы» лэпбук «Россия», матрёшки-пирамидки, лото «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Жостово», «Мезенская роспись», «Дымковская игрушка», мобиле «Россия», Куклы «Национальные костюмы», карточки «Города России», «Туристические места России», «Национальная кухня» «Береза – символ России», «Богатыри земли Русской», «Как жили на Руси», вертушки «Государственные символы России», чемоданчик «Блокада Ленинграда», папки – передвижки «Дети войны», «Профессии на войне», «Животные на войне», «Детям о войне» и другие.

Таким образом, пособия патриотического уголка, методического кабинета, становятся доступным и родным каждому ребенку. У детей формируется чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю.Расширяются представления о городах России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства; развивается чувство ответственности и гордости за достижения своей страны, появляется интерес к народным традициям, обычаям русского народа; у детей формируются предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям; обогащается предметно-пространственная среда группы.

Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Презентация опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста"

В материале представлен обзор опыта работы по  программе дополнительного образования "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития   р...

Использование многофункционального пособия - бизиборд как средство разностороннего развития ребёнка"

Бизиборд -  это развивающий стенд, игрушка, как правило, в виде доски, на которой надежно закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия.Слайд 4Созданная Марией Монтессори ...

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию на на основе духовно-нравственных традиций русского народа «Старые традиции на новый лад»...

Инновационный проект, приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья – моя Родина!»

Семья – источник вдохновения,Где рядом взрослые и дети,В семье от всех невзгод спасение,Здесь друг за друга все в ответе.О. В. ТокмаковаАктуальность темы. 2024 – год в России объявлен годо...