Познавательно-исследовательская деятельность"Всезнайки"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кудрякова Ольга Вениаминовна

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyatelnost_1_ml.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

 заведующий  МБДОУ «Детский сад№ 40»

-------------------------Шахова Е.А.

Кружковая  деятельность для детей  1 младшей группы

Познавательно-исследовательская деятельность

«Всезнайки»

Воспитатели: Мамедова Олеся Николаевна

Кудрякова Ольга Вениаминовна

МБДОУ «Детский сад №40»

г. Ачинск 2021г.

Наименование

Содержание

Название проекта

поисково-исследовательская деятельность «Всезнайки»

Автор(ы) проекта

Мамедова Олеся Николаевна.

Кудрякова Ольга Вениаминовна

Наименование организации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40»

Город, год реализации

г.Ачинск, 2021-2022гг.

Нормативно-правовая база

ФГОС ДО, СанПин, ООП ДО, конвенция о правах ребёнка, закон об образовании, устав.

Актуальность

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых

актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех человеческих начал. Именно в эти годы

закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом

возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от

физического состояния и настроения малыша. 

Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.

▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

▪ Формирование речевой активности дошкольников;

▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ

экологической грамотности у дошкольников;

▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровнедошкольного образования.

Проблема, на решение которой направлен проект

Низкий уровень мелкой моторики, познавательной активности; мало развит творческий потенциал воспитанников.

Цель

  Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи

- Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг.

- Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам.

- Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия.

- Познакомить родителей с предметно-развивающей средой для опытно-экспериментальной деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Вид проекта

По доминирующему виду проектной деятельности

Познавательно-исследовательский

Форма организации работы с детьми по программе кружка «Всезнайки» ведётся через  беседы, занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово, эксперименты, наблюдения.

По срокам реализации

Долгосрочный (сентябрь-май)

По составу участников

Дети 1 младшей группы «Фантазёры», 2 педагога, родители

Участники проекта

Дети: 2-3 лет, 1 младшей  группы «Фантазёры»

Педагоги: воспитатель группы Мамедова О.Н.

               Воспитатель группы Кудрякова О.В.              

Родители (законные представители).

Сроки реализации проекта

Четыре занятия в месяц, один раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам, и составляют: 10 минут.

Ожидаемые результаты

    Дети проявляют  интерес к красоте объектов,  замечают яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.

     Владеют простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования;

    Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Обеспечение проектной деятельности (ресурсы реализации проекта)

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Словесные- объяснения, пояснения, указания, беседы, Художественное слово ). подражание голосам и звукам природы;

Наглядные- фотографии, иллюстрации, рисунки, картины, слайды.

Игровые- Дидактические, подвижные, сюрпризные моменты.

Материально- техническое- наличие средств ИКТ (ноутбук, фотоаппарат, динамики, видео-проектор).

Информационное обеспечение- доступ к сети Интернет.

Оборудование,:  муз.центр, салфетки, песок, мыльные пузыри, ёмкости для жидких и сыпучих предметов, мягкие и пластмассовые игрушки, природный материал,

Продукт проекта

Педагог: фотовыставки, презентация, памятки для родителей, консультации для родителей.

Родители: материал для экспериментирования, домашние задания в рамках кружковой работы.

Тема: «Всезнайки»

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: 1 младшая группа группа №7 «Фантазёры», два воспитателя.

Срок реализации проекта: (сентябрь-май).

        

Актуальность.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. 

На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей. Механизмом реализации такого подхода может служит кружково-проектный метод. Ярким примером являются разработанные и реализованные кружки с детьми дошкольного возраста. Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.

▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

▪ Формирование речевой активности дошкольников;

▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Цель: Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

·  формировать и расширять представления детей об окружающем мире;

·  активизировать словарь детей;

·  прививать навыки проведения опытов, умение пользоваться приборами для проведения опытов.

·  развивать наблюдательность, любознательность, развивать творческие способности.

·  воспитывать любовь к природе, окружающему миру;

·  воспитывать интерес к процессу познания.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (Сентябрь)

- Подбор литературы для создания проекта;

- Сбор информации материала для занятий (пополнить РППС, подобрать материалы, игрушки, иллюстрационный материал, художественную литературу по теме).

2. Основной (сентябрь-май)

  Научить детей проявлять  интерес к красоте объектов,  замечать яркие признаки, свойства, показывать  и называть объекты, отдельные их части, принимать участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявлять  интерес  при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание. Владеть простейшими  приемами работы  экспериментирования. Повысить компетентность родителей воспитанников в вопросе   исследовательно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных мероприятиях.

  3. Итоговый (май)

- Оформление фотовыставки;

- Итоговая презентация проекта.

Формы и методы проведения занятий:

    Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

     Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

     Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

    Демонстрация опытов в группе.

    Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

    Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

   Слушание музыкальных произведений.

   Все методы используются в комплексе.

Материал используемый на занятиях: Наглядные- фотографии, иллюстрации, рисунки, картины, слайды.

Игровые- Дидактические, подвижные, сюрпризные моменты.

муз.центр, салфетки, песок, мыльные пузыри, ёмкости для жидких и сыпучих предметов, мягкие и пластмассовые игрушки, природный материал,

Материально- техническое- наличие средств ИКТ (ноутбук, фотоаппарат, динамики, видео-проектор).

Информационное обеспечение- доступ к сети Интернет.

Режим занятий:

Занятия организуются 4 раза в месяц. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам, и составляют: 10 минут.

 Ожидаемый результат:   

    Дети проявляют  интерес к красоте объектов,  замечают яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.

     Владеют простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования;

    Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Работа с родителями:

1.Консультация для родителей в папку-передвижку

 2. Разработка памяток для родителей  

3. Привлечь родителей в подборе материала для исследовательской деятельности.

Перспективный план.

Месяц

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1)06.09.21

2)14.09.21

3)21.09.21

4)29.09.21

1. Растения и животные как живые организмы:

2.Строение функций и значение частей растения:

3. «Осенние листочки» 

4. «Спрячь в ладошке».

1. Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте.

2. Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом.

3. Различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать листья одинакового цвета, но разного размера. Учить понимать слова «такой»«не такой»«разные»

4.  Познакомить с понятием величины

1. Игрушка и рыбка (аквариумная) рассматривание иллюстрации).

2.отросток цветка, горшок с землёй, лейка, вода.

3. гербарий из листьев

4. игрушки разных цветов

Октябрь

1)08.10.21

2)12.10.21

3)19.10.21

4)26.10.21

1. «Листопад»

2. «Надувание мыльных пузырей»

3. «Угадай на вкус» 

4.  «Разложи по тарелочкам»

1.Расширять знания воспитанников о многообразии растительного мира; развивать мышление, вооброжение; воспитывать бережное отношение к природе.

2.. Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды

3.  Учить детей угадывать на вкус овощи и фрукты.

4. Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой»«не такой»«разные». Развивать мелкую моторику рук.

1. Листья разных деревьев, лупа.

2. Мыльный раствор в емкости, тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

3. овощи, фрукты

4. разноцветные предметы (мячи, машинки, кубики и т.д.)

Ноябрь

1)02.11.21

2)09.11.21

3)16.11.21

4)24.11.21

1.«Животные:»

2. «Вода льется из крана»

3. «Постучим, погремим!» 

4. «Разложи фигуры по местам»

1 Дать представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака).

2. Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

3. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы

4. Познакомить с плоскими геометрическими формами, учить подбирать нужные формы

.

1. Иллюстрационный материал, «Веселые воробьи»», «Кошка с котятами. «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?».

 2. Стакан, иллюстрационный материал, муз. сопровождение.

3. бутылочки с крупой, металлофон, колокольчик, барабан, погремушка и т.д.

4. геометрические фигуры

Декабрь

1)01.12.21

2)10.12.21

3)15.12.21

4)23.12.21

1. «Разноцветная вода»»

2. «Мы – фокусники»

3. «Большие и маленькие»

4. «Играем с красками»

1. Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

2. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.

3. Упражнять детей в умении различать большие и маленькие предметы, составлять группу из предметов определённого размера.

4. Учить получать новые цвета , путем смешивания основных цветов

1. Вода, краски, стаканчик, формочки  

2. Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычно деревянный шарик, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, скрепка

3.игрушки разного размера

4. гуашь, кисти, баночки под воду, альбомные листы

Январь

1)12.01.21

2)17.01.21

3)25.01.22

4)31.01.22

1. «Лёд – это вода»

2. «Наши – помощники органы чувств»

3. «Волшебный мешочек»

4. «Поможем бабушке развязать узелки»

1. Создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; тает в тепле.

2. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.

3. Учить отгадывать предмет на ощупь.

4. Развивать мелкую моторику рук

1. Замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

2. Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная» коробочка с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник

3. «волшебный мешочек», разные предметы

4. веревка с узелкам

Февраль

1)08.02.21

2)14.02.21

3)22.02.22

4)28.02.22

1.«Разноцветные сосульки»».

2. «Таинственные картинки»

3. «Яички в домике»

4. «Бусы» 

1.. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)

2.Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

3. Формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета. Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету). Действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек.

4. Научить ребенка чередовать предметы по цвету, называть цвет

1. Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности

 2. Цветные стёкла.

3. ячейки и яички разного цвета

4. бусины, нитки(тонкие веревки)

Март

1)11.03.22

2)16.03.22

3)23.03.22

4)29.03.22

1. «Свет»

2. «Предмет, как таковой:»

3.  «Как растения пьют воду?»

4. «Постираем кукле платье»

1..Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет. Знакомьтесь, «Солнце». Знакомство детей с электрической лампочкой.

2. Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности.

3. Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.

4. Познакомит со свойствами воды (теплая, холодная, с мылом отстирывает пятна)

1..Игра «Солнышко». Чтение потешки «Солнышко», лампочка

2. «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики).Д/и «Собери целое»

3.белые гвоздики, вода, баночки с разноцветной водой

4. кукольная одежда, мыло детское, таз с водой (холодная, теплая).

Апрель

1)06.04.22

2)12.04.22

3)20.04.22

4)26.04.22

1. «На свету и в темноте»

2. «Камни»

3. «Печем печенье для кукол»

4. «Почему не едет машина?»

1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

2.Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

3. Познакомить с процессом приготовления соленого теста

4. с помощью обследовательских и экспериментаторских действий подвести детей к выводу: для машин и автобуса надо круглые колеса (форма без углов). Колеса лучше из резины (упругость, мягкость).

1. Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости

2.Коробка, бумажные полотенца, камни разной текстуры и размера.

4. мука, соль, вода

Май

1)03.05.22

2)11.05.22

3)18.05.22

4)24.05.22

1. « Тоннель для муравья»

2. «Посадка лука»

3. «Волшебный песок»

4. итоговый отчет (выставка работ), презентация

1. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

2. Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду.

3. Познакомить детей со свойствами песка, учить строить замки из песка

1. Трубочки для коктейля, насекомые, песок, коробка

2. Луковицы, земля, вода, одноразовые стаканчики, совочки, лейка.

3. песок, вода, формочки для песка

Литература:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду.

2.В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.

3.О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.

4.Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.

5.Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.

6.Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...