Познавательно-исследовательская деятельность"Всезнайки"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
заведующий МБДОУ «Детский сад№ 40»
-------------------------Шахова Е.А.
Кружковая деятельность для детей 1 младшей группы
Познавательно-исследовательская деятельность
«Всезнайки»
Воспитатели: Мамедова Олеся Николаевна
Кудрякова Ольга Вениаминовна
МБДОУ «Детский сад №40»
г. Ачинск 2021г.
Наименование | Содержание | |
Название проекта | поисково-исследовательская деятельность «Всезнайки» | |
Автор(ы) проекта | Мамедова Олеся Николаевна. Кудрякова Ольга Вениаминовна | |
Наименование организации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 40» | |
Город, год реализации | г.Ачинск, 2021-2022гг. | |
Нормативно-правовая база | ФГОС ДО, СанПин, ООП ДО, конвенция о правах ребёнка, закон об образовании, устав. | |
Актуальность | Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества. Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО. ▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста; ▪ Формирование речевой активности дошкольников; ▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников; ▪ Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровнедошкольного образования. | |
Проблема, на решение которой направлен проект | Низкий уровень мелкой моторики, познавательной активности; мало развит творческий потенциал воспитанников. | |
Цель | Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста. | |
Задачи | - Развить у детей ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. - Расширять и проявлять интерес к предметам, познанию их назначения, действия к предметам. - Развивать перспективу поисково-познавательной деятельности путем включения детей в умение наблюдать, описывать преобразующие действия. - Познакомить родителей с предметно-развивающей средой для опытно-экспериментальной деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми. | |
Вид проекта | По доминирующему виду проектной деятельности | Познавательно-исследовательский Форма организации работы с детьми по программе кружка «Всезнайки» ведётся через беседы, занятия, игры, индивидуальную работу, рассматривание иллюстраций, художественное слово, эксперименты, наблюдения. |
По срокам реализации | Долгосрочный (сентябрь-май) | |
По составу участников | Дети 1 младшей группы «Фантазёры», 2 педагога, родители | |
Участники проекта | Дети: 2-3 лет, 1 младшей группы «Фантазёры» Педагоги: воспитатель группы Мамедова О.Н. Воспитатель группы Кудрякова О.В. Родители (законные представители). | |
Сроки реализации проекта | Четыре занятия в месяц, один раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам, и составляют: 10 минут. | |
Ожидаемые результаты | Дети проявляют интерес к красоте объектов, замечают яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание. Владеют простейшими техническими приемами работы с различными элементами экспериментирования; Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах. | |
Обеспечение проектной деятельности (ресурсы реализации проекта) | Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста. Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации). Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации. Демонстрация опытов в группе. Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре). Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы). Слушание музыкальных произведений. Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками). Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников. Все методы используются в комплексе. Словесные- объяснения, пояснения, указания, беседы, Художественное слово ). подражание голосам и звукам природы; Наглядные- фотографии, иллюстрации, рисунки, картины, слайды. Игровые- Дидактические, подвижные, сюрпризные моменты. Материально- техническое- наличие средств ИКТ (ноутбук, фотоаппарат, динамики, видео-проектор). Информационное обеспечение- доступ к сети Интернет. Оборудование,: муз.центр, салфетки, песок, мыльные пузыри, ёмкости для жидких и сыпучих предметов, мягкие и пластмассовые игрушки, природный материал, | |
Продукт проекта | Педагог: фотовыставки, презентация, памятки для родителей, консультации для родителей. Родители: материал для экспериментирования, домашние задания в рамках кружковой работы. | |
Тема: «Всезнайки»
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: 1 младшая группа группа №7 «Фантазёры», два воспитателя.
Срок реализации проекта: (сентябрь-май).
Актуальность.
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей. Механизмом реализации такого подхода может служит кружково-проектный метод. Ярким примером являются разработанные и реализованные кружки с детьми дошкольного возраста. Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
▪ Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;
▪ Формирование речевой активности дошкольников;
▪ Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;
Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Цель: Создание условий для формирования поисково- исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
· формировать и расширять представления детей об окружающем мире;
· активизировать словарь детей;
· прививать навыки проведения опытов, умение пользоваться приборами для проведения опытов.
· развивать наблюдательность, любознательность, развивать творческие способности.
· воспитывать любовь к природе, окружающему миру;
· воспитывать интерес к процессу познания.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (Сентябрь)
- Подбор литературы для создания проекта;
- Сбор информации материала для занятий (пополнить РППС, подобрать материалы, игрушки, иллюстрационный материал, художественную литературу по теме).
2. Основной (сентябрь-май)
Научить детей проявлять интерес к красоте объектов, замечать яркие признаки, свойства, показывать и называть объекты, отдельные их части, принимать участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявлять интерес при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание. Владеть простейшими приемами работы экспериментирования. Повысить компетентность родителей воспитанников в вопросе исследовательно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных мероприятиях.
3. Итоговый (май)
- Оформление фотовыставки;
- Итоговая презентация проекта.
Формы и методы проведения занятий:
Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Демонстрация опытов в группе.
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
Слушание музыкальных произведений.
Все методы используются в комплексе.
Материал используемый на занятиях: Наглядные- фотографии, иллюстрации, рисунки, картины, слайды.
Игровые- Дидактические, подвижные, сюрпризные моменты.
муз.центр, салфетки, песок, мыльные пузыри, ёмкости для жидких и сыпучих предметов, мягкие и пластмассовые игрушки, природный материал,
Материально- техническое- наличие средств ИКТ (ноутбук, фотоаппарат, динамики, видео-проектор).
Информационное обеспечение- доступ к сети Интернет.
Режим занятий:
Занятия организуются 4 раза в месяц. Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам, и составляют: 10 минут.
Ожидаемый результат:
Дети проявляют интерес к красоте объектов, замечают яркие признаки, свойства, показывают и называют объекты, отдельные их части, выполняют отдельные обследовательские действия, принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными, растениями. Проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами, проявляют сочувствие, сопереживание.
Владеют простейшими техническими приемами работы с различными элементами экспериментирования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей в папку-передвижку
2. Разработка памяток для родителей
3. Привлечь родителей в подборе материала для исследовательской деятельности.
Перспективный план.
Месяц | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
Сентябрь 1)06.09.21 2)14.09.21 3)21.09.21 4)29.09.21 | 1. Растения и животные как живые организмы: 2.Строение функций и значение частей растения: 3. «Осенние листочки» 4. «Спрячь в ладошке». | 1. Подвести к пониманию существования живых и неживых объектов: сравнение живого объекта (рыбка) и неживого (игрушка) Дать представление о живом и неживом объекте. 2. Способствовать установлению связи между уходом за растениями и их ростом. 3. Различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать листья одинакового цвета, но разного размера. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные» 4. Познакомить с понятием величины | 1. Игрушка и рыбка (аквариумная) рассматривание иллюстрации). 2.отросток цветка, горшок с землёй, лейка, вода. 3. гербарий из листьев 4. игрушки разных цветов |
Октябрь 1)08.10.21 2)12.10.21 3)19.10.21 4)26.10.21 | 1. «Листопад» 2. «Надувание мыльных пузырей» 3. «Угадай на вкус» 4. «Разложи по тарелочкам» | 1.Расширять знания воспитанников о многообразии растительного мира; развивать мышление, вооброжение; воспитывать бережное отношение к природе. 2.. Научить пускать мыльные пузыри, познакомить со свойством мыльной воды 3. Учить детей угадывать на вкус овощи и фрукты. 4. Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук. | 1. Листья разных деревьев, лупа. 2. Мыльный раствор в емкости, тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. 3. овощи, фрукты 4. разноцветные предметы (мячи, машинки, кубики и т.д.) |
Ноябрь 1)02.11.21 2)09.11.21 3)16.11.21 4)24.11.21 | 1.«Животные:» 2. «Вода льется из крана» 3. «Постучим, погремим!» 4. «Разложи фигуры по местам» | 1 Дать представление о строении отдельных частях тела, их признаках. Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают. Знакомство с конкретными видами животных и птиц (воробей, голубь, кошка, собака). 2. Познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде. 3. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы 4. Познакомить с плоскими геометрическими формами, учить подбирать нужные формы . | 1. Иллюстрационный материал, «Веселые воробьи»», «Кошка с котятами. «Собака со щенятами», игра «Кто как кричит?». 2. Стакан, иллюстрационный материал, муз. сопровождение. 3. бутылочки с крупой, металлофон, колокольчик, барабан, погремушка и т.д. 4. геометрические фигуры |
Декабрь 1)01.12.21 2)10.12.21 3)15.12.21 4)23.12.21 | 1. «Разноцветная вода»» 2. «Мы – фокусники» 3. «Большие и маленькие» 4. «Играем с красками» | 1. Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде. 2. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. 3. Упражнять детей в умении различать большие и маленькие предметы, составлять группу из предметов определённого размера. 4. Учить получать новые цвета , путем смешивания основных цветов | 1. Вода, краски, стаканчик, формочки 2. Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычно деревянный шарик, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, скрепка 3.игрушки разного размера 4. гуашь, кисти, баночки под воду, альбомные листы |
Январь 1)12.01.21 2)17.01.21 3)25.01.22 4)31.01.22 | 1. «Лёд – это вода» 2. «Наши – помощники органы чувств» 3. «Волшебный мешочек» 4. «Поможем бабушке развязать узелки» | 1. Создать условия для расширения представления детей о свойствах льда; тает в тепле. 2. Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств. 3. Учить отгадывать предмет на ощупь. 4. Развивать мелкую моторику рук | 1. Замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки. 2. Лимон, яблоко, сахар, вода, «чудесная» коробочка с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник 3. «волшебный мешочек», разные предметы 4. веревка с узелкам |
Февраль 1)08.02.21 2)14.02.21 3)22.02.22 4)28.02.22 | 1.«Разноцветные сосульки»». 2. «Таинственные картинки» 3. «Яички в домике» 4. «Бусы» | 1.. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре) 2.Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. 3. Формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета. Учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету). Действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек. 4. Научить ребенка чередовать предметы по цвету, называть цвет | 1. Вода, краски, формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности 2. Цветные стёкла. 3. ячейки и яички разного цвета 4. бусины, нитки(тонкие веревки) |
Март 1)11.03.22 2)16.03.22 3)23.03.22 4)29.03.22 | 1. «Свет» 2. «Предмет, как таковой:» 3. «Как растения пьют воду?» 4. «Постираем кукле платье» | 1..Дать представление о том, что некоторые объекты (солнце, электрическая лампочка) излучают свет. Знакомьтесь, «Солнце». Знакомство детей с электрической лампочкой. 2. Побуждать к выявлению и названию характерных предметов (цвет, форму, размер, особенности поверхности. 3. Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям. 4. Познакомит со свойствами воды (теплая, холодная, с мылом отстирывает пятна) | 1..Игра «Солнышко». Чтение потешки «Солнышко», лампочка 2. «Мишкины подарки» (веточки, шишки, шарики).Д/и «Собери целое» 3.белые гвоздики, вода, баночки с разноцветной водой 4. кукольная одежда, мыло детское, таз с водой (холодная, теплая). |
Апрель 1)06.04.22 2)12.04.22 3)20.04.22 4)26.04.22 | 1. «На свету и в темноте» 2. «Камни» 3. «Печем печенье для кукол» 4. «Почему не едет машина?» | 1. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений 2.Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре. 3. Познакомить с процессом приготовления соленого теста 4. с помощью обследовательских и экспериментаторских действий подвести детей к выводу: для машин и автобуса надо круглые колеса (форма без углов). Колеса лучше из резины (упругость, мягкость). | 1. Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости 2.Коробка, бумажные полотенца, камни разной текстуры и размера. 4. мука, соль, вода |
Май 1)03.05.22 2)11.05.22 3)18.05.22 4)24.05.22 | 1. « Тоннель для муравья» 2. «Посадка лука» 3. «Волшебный песок» 4. итоговый отчет (выставка работ), презентация | 1. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. 2. Познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду. 3. Познакомить детей со свойствами песка, учить строить замки из песка | 1. Трубочки для коктейля, насекомые, песок, коробка 2. Луковицы, земля, вода, одноразовые стаканчики, совочки, лейка. 3. песок, вода, формочки для песка |
Литература:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду.
2.В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
3.О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
4.Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
5.Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
6.Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
