Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
материал

Зыбцева Ирина Александровна

В  дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о различных формах жизни. Также у него формируются основные принципы экологического мышления и сознания, закладываются базовые элементы экологической культуры. Основными формами экологического воспитания детей  дошкольного возраста являются экскурсии, занятия, праздники и досуговые мероприятия на экологическую тематику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

В  дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о различных формах жизни. Также у него формируются основные принципы экологического мышления и сознания, закладываются базовые элементы экологической культуры. Основными формами экологического воспитания детей  дошкольного возраста являются экскурсии, занятия, праздники и досуговые мероприятия на экологическую тематику.

Формы включают знакомство детей с природой, окружающей средой и повседневной работой. Обучение считается наиболее важной формой знакомства детей с природой и окружающей средой, с помощью которой учитель может классифицировать и формировать знания детей.

 Проблема экологического воспитания не может потерять своей актуальности на современном этапе дошкольного образования.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду на протяжении всего педагогического процесса — в повседневной жизни и на занятиях. Среда в детском саду имеет большое значение для реализации задач экологического воспитания - это уголки природы во всех группах, правильно оформленная и культурная территория, которая обеспечивает постоянное непосредственное общение с природой, организует систематические наблюдения за природными явлениями и объектами, вовлечение детей в повседневную работу.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, необходимо подбирать такие методы и формы экологического воспитания, чтобы ребенок мог не только получить определенные знания о природе, не только любоваться ее красотой, но и прочувствовать ее, "пропустить" через себя и обрести субъективное отношение к миру природы.

Методы экологического образования и воспитания могут быть наглядными, практичными и словесными. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение определенной формы мышления, различных техник (визуальное представление образца, объяснения, игровых приемов – имитации голоса, движения и т.д.).

Важнейшим методом экологического воспитания детей является наблюдение. Благодаря этому ребенок не только изучает внешние параметры природных объектов (цвет, структуру, запах и т. Д.), Но и приобретает различные навыки распознавания или изменения природы (уход за растениями и животными, визуальные занятия и рассказы детей, основанные на наблюдениях).

Особое место в экологическом воспитании детей  дошкольного возраста отводится развитию трудовых навыков и умений при знакомстве с природными объектами. У детей  следует продолжать воспитывать позитивное отношение к труду взрослых, формировать желание трудиться. В  дошкольном возрасте дети должны иметь представление о том, какие есть животные, растения в детском саду, дома. То есть какие растения или животные не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к миру путем организации определенных мероприятий (кормление птиц зимой, полив, рыхление почвы растений, вывоз мусора), выполнения индивидуальных и коллективных задач и, при необходимости, поощрения самостоятельности в уходе за растениями.

Для полноценной реализации экологического воспитания детей необходимо сочетать систему работы детского сада с работой семьи в этом направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы сможем решить нашу главную задачу – воспитать человека с большой буквы, экологически сознательного человека. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой и поощряет их активную деятельность.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет демонстрация конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство с местными материалами, разнообразием деятельности взрослых на природе и практической работы по охране природы. Важно показать детям экологическую работу по сохранению и благоустройству замечательных городских и природных ландшафтов, прекрасных рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории и культуре. В то же время необходимо учитывать негативное воздействие челочечества на природу и экологические трудности.

Экологическое образование, направленное на воспитание ответственного отношения к окружающей среде, должно быть фундаментальной и неотъемлемой частью общего образования учащихся. Принцип непрерывности считается одним из важнейших принципов экологического образования. Экологическое воспитание и воспитание осуществляются в неразрывной связи с духовным воспитанием, которое помогает реализовать экологические убеждения детей, эстетическим – развивает чувство красоты природы и стимулирует экологическую активность школьников, моральным - формирует чувство ответственности перед природой и людьми.

 Основными показателями экологического образования являются понимание детьми современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, восхищаться ею и получать удовольствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....