Игровой сеанс - нетрадиционная форма работы логопеда с педагогами ДОУ
методическая разработка
Игровой сеанс - это еще один вариант работы с педагогами ДОУ с целью передачи опыта: обновление имеющихся знаний и знакомство с новым материалом, технологиями, приемами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. От того , насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов Научно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движение пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обусловлено это тем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека . Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому . Что дают крохе игры с пальчиками? Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь. Помогают формированию четкой, ритмичной речи. Помогают научиться концентрировать и распределять внимание. Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения). Улучшают память. Способствуют овладению навыками письма, рисования. Развивают фантазию, воображение. Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.
Возрастные рамки Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года , но такие игры полезны и детям старше трех лет . Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст . Общие правила пальчиковых игр: Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его. Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме. Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть. Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится. Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками Возрастная группа 1,5–4 года 4–5 лет 5–7 лет Задачи Развитие координации движений; формирование чувства ритма; развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их. Совершенствование мелкой моторики; формирование способности соотносить слово с действием; развитие внимания и памяти (непроизвольной); обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.). Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок; развитие двигательных способностей кисти; развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.
Возраст Содержание Технология До 2-х лет Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая еѐ вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает ротик?». При необходимости ребѐнку помогают выполнить движение. Как играть в пальчиковые игры
С 2 до 3 лет Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) С ребѐнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даѐт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребѐнку, побуждает к звукоподражанию. С 3 до 4 лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура, поэтому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерѐдно правой и левой рукой Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном
С 4 до 5 лет Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерѐдно . Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук С 5 до 7 лет Дети рассказывают руками стихи, потешкис частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерѐдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет
Виды пальчиковых игр О.И. Крупенчук выделяет следующие их виды : пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения ; пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением ; кукольные театры: пальчиковый, варежковый , перчаточный, театр теней ; - упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой
1 . Игры - манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения . « Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик . Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной
2. Сюжетные пальчиковые упражнения . «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются . « Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы . «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно ). «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой . К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой . Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга »). «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д . «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение . «Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе ). С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру ). «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь . «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук . «Согреем руки» - движения, как при растирании рук . «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак . «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди . «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой . Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке . Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение . « Осьминожки » - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы -пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе . «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев »). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж
7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные потешки , песенки, прибаутки и т.д .). В этих пальчиковых упражнениях народные потешки , прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения . Проводя пальчиковую гимнастику, следует помнить о том, что должны быть задействованы все пальцы. Для детей до 2 лет лучше, если сначала будет разрабатываться одна рука, а потом вторая, потому что одновременно следить за двумя руками такой ребенок не сможет. При проведении упражнений следует сжимать и разжимать, растягивать, поглаживать и расслаблять пальчики ребенка, просить его повторять движения ваших рук.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В . А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: конкурс "Адаптация педагогов к ДОУ"
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Благодаря проведению нетра...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами
Повышение уровня мастерства молодых педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целос...
Статья "Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами"
«…со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, он никогда не будет хор...

Традиционные и нетрадиционные формы работы логопеда с родителями в ДОУ
Описаны формы работы логопеда в ДОУ с родителями...

«Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами и родителями воспитанников ДОО».
Какик нетрадиционные формы работ можно применить в практике логопеда...
