Игровой сеанс - нетрадиционная форма работы логопеда с педагогами ДОУ
методическая разработка

Калашникова Светлана Сергеевна

Игровой сеанс - это еще один вариант работы с педагогами ДОУ с целью передачи опыта: обновление имеющихся знаний и знакомство с новым материалом, технологиями, приемами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Билибино Чукотского автономного округа» «Школа логопеда» Направление: «Наполняем речевой уголок» Игровой сеанс «Страна пальчиковых игр»

Слайд 2

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. От того , насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов Научно доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движение пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Обусловлено это тем, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека . Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Слайд 3

Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому . Что дают крохе игры с пальчиками? Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь. Помогают формированию четкой, ритмичной речи. Помогают научиться концентрировать и распределять внимание. Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения). Улучшают память. Способствуют овладению навыками письма, рисования. Развивают фантазию, воображение. Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Слайд 4

Возрастные рамки Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года , но такие игры полезны и детям старше трех лет . Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст . Общие правила пальчиковых игр: Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его. Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме. Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть. Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится. Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Слайд 5

задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками Возрастная группа 1,5–4 года 4–5 лет 5–7 лет Задачи Развитие координации движений; формирование чувства ритма; развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их. Совершенствование мелкой моторики; формирование способности соотносить слово с действием; развитие внимания и памяти (непроизвольной); обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.). Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок; развитие двигательных способностей кисти; развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

Слайд 6

Возраст Содержание Технология До 2-х лет Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая еѐ вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает ротик?». При необходимости ребѐнку помогают выполнить движение. Как играть в пальчиковые игры

Слайд 7

С 2 до 3 лет Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) С ребѐнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даѐт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребѐнку, побуждает к звукоподражанию. С 3 до 4 лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура, поэтому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерѐдно правой и левой рукой Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном

Слайд 8

С 4 до 5 лет Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерѐдно . Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук С 5 до 7 лет Дети рассказывают руками стихи, потешкис частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерѐдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет

Слайд 9

Виды пальчиковых игр О.И. Крупенчук выделяет следующие их виды : пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения ; пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением ; кукольные театры: пальчиковый, варежковый , перчаточный, театр теней ; - упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой

Слайд 10

1 . Игры - манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения . « Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик . Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Классификация пальчиковой гимнастики по ее назначению предложена Л.П. Савиной

Слайд 11

2. Сюжетные пальчиковые упражнения . «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются . « Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы . «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно ). «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой . К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой . Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Слайд 12

4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга »). «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д . «Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение . «Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе ). С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Слайд 13

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру ). «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь . «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук . «Согреем руки» - движения, как при растирании рук . «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак . «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди . «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой . Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Слайд 14

6. Театр в руке . Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение . « Осьминожки » - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы -пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе . «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев »). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж

Слайд 15

7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением (народные потешки , песенки, прибаутки и т.д .). В этих пальчиковых упражнениях народные потешки , прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения . Проводя пальчиковую гимнастику, следует помнить о том, что должны быть задействованы все пальцы. Для детей до 2 лет лучше, если сначала будет разрабатываться одна рука, а потом вторая, потому что одновременно следить за двумя руками такой ребенок не сможет. При проведении упражнений следует сжимать и разжимать, растягивать, поглаживать и расслаблять пальчики ребенка, просить его повторять движения ваших рук.

Слайд 16

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В . А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: конкурс "Адаптация педагогов к ДОУ"

Первые годы работы для молодого специали­ста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Благодаря проведению нетра...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами

      Повышение уровня мастерства молодых педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целос...

Статья "Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами"

«…со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, он никогда не будет хор...

Традиционные и нетрадиционные формы работы логопеда с родителями в ДОУ

Описаны формы работы логопеда в ДОУ с родителями...

«Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами и родителями воспитанников ДОО».

Какик нетрадиционные формы работ можно применить в практике логопеда...