Мастер-класс «Интеллект - карта как средство познавательного развития детей среднего дошкольного возраста»
материал
Мастер-класс «Интеллект - карта как средство познавательного развития
детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.69 КБ | |
| 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Интеллект - карта как средство познавательного развития
детей среднего дошкольного возраста»
Цель: познакомить педагогов с методом «Интеллект – карт» в работе с дошкольниками.
Задачи:
- познакомить коллег с методом и основным приёмам создания «Интеллект – карт»;
- отработать приём создания интеллект - карты в деятельностном режиме;
Необходимые материалы и инструменты: листы формата А3 на 4 группы участвующих в мастер-классе, цветные карандаши, фломастеры, карточки – ассоциации, клей-карандаш.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я бы хотела познакомить вас с методом «Интеллект – карта», который мы применяем в работе с нашими детьми.
Метод «Интеллект-карт» был предложен и разработан американским ученым Тони Бьюзеном. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании. Метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.
Интеллект - карта (или карта ума) — это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский «Учите ребенка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Как вы думаете, почему Ушинский делает упор на наглядность?
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.
Преимущественный метод интеллект-карт достигается наглядностью.
Применять интеллект - карты можно по двум направлениям:
- закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально;
Интеллект карта способствует развитию связной речи, составление рассказов.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
«Интелект- карта» Позволяет, учит, способствует, развивает
Можно составлять интеллект-карту во время беседы, в этом случае готовая карта потом используется много раз. Во время совместного с детьми создания интеллект карты обсуждение идет и проговаривание. Готовую интеллект-карту можно прикрепить на видное место и использовать не один раз.
С опорой на карту ребенок легко может составить рассказ по теме. Карту можно дополнять и расширять. С нашими детьми мы пока составляем небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Дикие животные », «Домашние животные», «Транспорт». Имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Далее мы продолжим составлять интеллект карты более обширно, Например: на темы «Времена года», «Сказки», «Безопасность», и т. д.
Демонстрация «Интеллект карт» сделанных с детьми.
В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. В центе ставится проблемная ситуация, связанная с лексической темой. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что подходит нам, подбираем материал.
От центральной идеи расходятся стрелки - направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь своё направление.
В ходе реализации тематического модуля интеллект-карта находится на тематической доске, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать. По завершению тематического модуля используем интеллект карту, как подведение итогов.
Практическая работа по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса.
Для создания интеллект-карт нужно подготовить:
- при работе используются цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.;
-лист располагается горизонтально;
-главная идея находится в центре страницы;
-главные ветки обозначаются разным цветом;
-для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю разделиться на четыре группы. И ваши команды попробуют создать интеллект-карту на общую тему «Весна».1 группа «Природа весной», 2 группа «Перелетные птицы весной», 3 группа «Люди», 4 группа «Дикие животные весной». После каждая группа представляют работы.
Коллеги, мы сейчас с вами попробовали, как можно применять интеллект-карту в систематизации знаний детей. И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным. Безусловно, я планирую продолжать работу с детьми в данном направлении и дальше.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер –класс с педагогами «Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»
Мастер –класс с педагогами«Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для родителей «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Создание лепбука»
Мастер – класс для родителей...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и спортом»
Педагоги ДОО познакомятся с элементами экспериментирования в образовательной области "Физическая культура" для привлечения интереса детей с разным уровнем физического развития к занятиям физ...

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подр...

Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...

