Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Дерево и его свойства".
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Мухаметдинова Анфиса Сайфулловна

Данный конспект занятия направлен на развитие познавательной активности и исследовательских навыков через опытно-экспериментальную деятельность. Тема занятия – "Дерево и его свойства" – выбрана с целью расширения представлений детей об окружающем мире, формирования бережного отношения к природе и развития элементарных научных представлений.

В ходе занятия дети познакомятся с различными свойствами дерева: его прочностью, плавучестью, способностью впитывать влагу, а также с тем, как дерево используется человеком. Занятие предполагает использование разнообразных методов и приемов, включая наблюдение, экспериментирование, беседу, дидактические игры и творческую деятельность.

Конспект включает в себя подробное описание хода занятия, необходимые материалы и оборудование. Данное занятие может стать основой для дальнейшего изучения темы природы и ее богатств в доступной и увлекательной для детей форме.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

опытно-экспериментальная деятельность

«Дерево и его свойства»

Цель: Расширение представлений о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

Обучающая: познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Развивающая: развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит). Развитие у детей познавательного интереса к предметному миру, используя опыт для нахождения истины.

Воспитывающая: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе.

Материалы: 2 стакана (деревянный и стеклянный, 2 шарика, 2 лодки (Бумажная и деревянная, деревянные игрушки, металлические и деревянные ложки, спички, емкость с водой, "Дерево счастья", кукла – петрушка.

Предшествующая работа: беседы о свойствах материалов, чтение сказки "Чудо – дерево" К. И. Чуковского.

Ход занятия:

Встреча с Петрушкой.

Петрушка: Послушайте внимательно загадку.

Его весной и летом.

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки.

Упали все рубашки.

(дерево)

Петрушка: Правильно ребята, это дерево.

Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный).

Развитие внимания. Петрушка: А какие предметы делают из дерева? Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".

Петрушка: Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.

Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.

Опыт 1. Дерево горит.

б) В. из чего сделаны спички?

О. Д. из дерева

В. почему их нельзя брать детям?

О. Д. можно обжечься, может быть пожар и т. д.

В. показывает, как быстро сгорает дерево

Опыт 2. Дерево не прозрачное.

Воспитатель: Посмотрите у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянном стакане виден шарик?

Дети: Виден.

Воспитатель: А в деревянном стакане? Нет, значит дерево какое?

Дети: Непрозрачно

Воспитатель: верно, оно не прозрачное. Это ещё одно свойство дерева.

Опыт 3. Дерево не тонет.

Помоги переправить зайчика по воде.

2 лодки бумажная и деревянная

Воспитатель: Ребята, зайчик собрался поплавать на лодке, а какую выбрать из них не знает, давайте ему поможем разобраться?

Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?

Дети: Дерево не тонет в воде.

Воспитатель: да, ребята, дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.

Петрушка: Ребята, вы наверно устали? Давайте отдохнём.

Проводится физкультминутка.

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (поднимаемся на носочки)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней, (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (руками махи над головой)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души,

И на место поспешим. (Дети идут на места.)

Опыт 4. Дерево удерживает тепло.

Ложки деревянные и металлические

Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные и металлические ложки, приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Воспитатель: Значит, дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

Дети: нет.

5. Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке

Петрушка: Ребята посмотрите, что это за сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит? Игра в деревянные игрушки.

Воспитатель: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.

6. Закрепление материала.

Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1. Дерево горит.

2. Дерево не прозрачное

3. Дерево не тонет

4. Дерево удерживает тепло

5. Из дерева делают игрушки. Оно легко поддаётся обработке

Петрушка: Мне было приятно с вами поиграть. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в средней группе. (Конструирование.)

Образовательная область: « Художественное творчество»Цели: учить делать перекрытия,  сочетать строительный материал по цвету, дать представление о разных типах зданий.Оборудование: наборы с...

Конспект занятия по цветоведению (изобразительная деятельность) в средней группе по теме: «Волшебница - зима»

Цели: Подводить детей  к пониманию и восприятию цветового разнообразия природы в зимний период. Отводить детей от стереотипа « снег может быть только белым».Показать  способ получения дополн...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  тема: «Посадка лука»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы на тему «Ознакомление со свойствами и качествами меха»

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группына тему «Ознакомление со свойствами и качествами меха»Задачи.1. Закреплять представление о свойствах и качествах меха.2. Развивать ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования....