Опытно-экспериментальная деятельность "Сравнение летних и осенних листьев".
план-конспект занятия
Данный конспект занятия разработан для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста и посвящен исследованию и сравнению летних и осенних листьев.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
Тема: Сравнение летних и осенних листьев.
Цель занятия: Формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе через наблюдение и экспериментирование с листьями.
Основные задачи:
Познавательные:
Расширить знания детей о разнообразии листьев (форма, размер, цвет).
Познакомить с процессом изменения цвета листьев осенью и его причинами (на доступном уровне).
Научить детей сравнивать объекты по заданным признакам (цвет, форма, размер, текстура).
Развивать наблюдательность и умение делать выводы на основе полученных данных.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Стимулировать познавательный интерес к окружающему миру.
Развивать мелкую моторику рук через манипулятивные действия с листьями.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать умение работать в группе, слушать и слышать друг друга.
Содержание занятия:
Конспект включает в себя комплекс разнообразных форм работы:
Наблюдение: Дети будут рассматривать и сравнивать собранные летние и осенние листья, отмечая их отличия.
Экспериментирование: Предусмотрены простые опыты, позволяющие наглядно продемонстрировать изменения, происходящие с листьями.
Дидактические игры: Игры на закрепление материала, развитие внимания и памяти.
Беседы и обсуждения: Стимулирование детей к высказыванию своих мыслей, предположений и выводов.
Ожидаемые результаты:
По итогам занятия дети смогут:
Называть основные отличия летних и осенних листьев.
Объяснять (на доступном уровне) причины изменения цвета листьев.
Успешно сравнивать объекты по нескольким признакам.
Проявлять интерес к изучению природы и ее явлений.
Данный конспект является гибким и может быть адаптирован в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и имеющихся ресурсов. Он призван сделать процесс познания природы увлекательным и наглядным, способствуя формированию целостной картины мира у подрастающего поколения.
Форма проведения: опыт.
Материал: летние и осенние листья различных деревьев и кустарников,
цветные карандаши, бумага.
Проблемный вопрос: Одинаковы ли листья с одного и того же дерева? Что
случилось с ними? Почему?
Гипотезы: 1. Листья одинаковые. 2. Листья неодинаковые. Они изменяются.
Способ проверки: сравнение.
Ход занятия
1. Педагог показывает детям листья с различных деревьев (березы, клена,
осины и т.п.). Детям предлагается обследовать эти листья по
следующим признакам: цвету, размеру, конфигурации.
2. Далее даются задания:
- сравнить листья и составить из них пары (листья с одного и того же
дерева);
- определить, какому растению (дереву, кустарнику) принадлежат эти
листья;
- назвать, с какого дерева или кустарника они упали;
- назвать эти листья в соответствии с названием дерева (береза –
березовый, клен – кленовый, осина – осиновый и т.п.);
- сравнить листья с одного дерева;
- найти в паре летний лист, осенний лист. Что можно сказать о них? Что
случилось с ними? Почему? (Листья осенью высыхают.) Показать, что желтый лист, также, как и зеленый, не сухой на ощупь.
3. Педагог предлагает детям послушать рассказ о том, что происходит с
листьями осенью:
В листьях происходит явление, которое называется фотосинтез.
Листья поглощают солнечный свет и углекислый газ, соединяют их с
водой в присутствии хлорофида (вещество, которое окрашивает листья
в зеленый цвет). В результате этого лист остается зеленым. Почему
листья осенью желтеют, краснеют, рыжеют?
Осенью день еще длинный, но тепла становиться все меньше. Света
хватило бы для фотосинтеза, но ход обменных процессов замедляется
из-за низкой температуры. Тогда в листьях появляются пигменты,
способные улавливать тепло, - красные, желтые, оранжевые. Лист
меняет свою окраску, что позволяет продлить жизнь листьев еще на
несколько недель.
Вывод: Осенью листья меняют свой цвет.
3. Во время опыта дети могут нарисовать листья (по трафарету) и
раскрасить их. В процессе деятельности педагог закрепляет с
детьми названия листьев, их цветов и оттенков. После выполнения
графического задания можно предложить детям составить
описательный рассказ о своем листе.
Пример рассказа: Я нарисовал березовый лист. Он маленький, желтый,
похож на сердечко.
Самостоятельная деятельность дошкольника:
1. Выдвижение гипотезы.
2. Нахождение листьев одного дерева.
3. Сравнение листьев деревьев и листьев одного дерева.
4. Подведение итогов исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»
Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

"Куда деваются листья" опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с понятием «поздняя осень»; закрепить знания о сезонных изменениях в природе; дать понятие о том, что почва явилась результатом превращения грунта (прос...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии «Волшебные листья»
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы....

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе "Осень в молоке"
Цель: Вовлечение детей в исследовательскую деятельность....

Опытно-экспериментальная деятельность "Что получится из отпечатков листьев?"
В игровой и интересной форме детям предлагается выполнить отпечатки из листьев берёзы, разрисованные разноцветной гуашью и подумать: - "На что же они похожи?"...

Опытно-экспериментальная деятельность "Строение листьев"
цель: формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности.задачи:закрепить и расширять знание детей о деревьях явлениях живой природы,форме их листьев, форме их листьев для дерева...
