Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию"Полководцы земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акашева Светлана Александровна

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию"Полководцы земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchitniki_otechestva.docx104.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Администрация

                               Сергиево - Посадского округа

                                       Московской области

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Гимназия №5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»

                                           141300, Московская область,

                              г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд,16

                             тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496)540-43-52

                            е-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru

                                                 Конспект НОД

                         по социально-коммуникативному  развитию  

                                 Тема: «Полководцы земли русской»

                                      Подготовительная группа № 6

                                                                                                          Подготовила:

                 Воспитатели высшей квалификационной категории: Акашева С.А.

                                                                Г. Сергиев Посад

                                                                          2024 г.

Цель: Дать детям первоначальные знания о великих полководцах России – Александр Невский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков.

Задачи:

1.Формировать и развивать знания об историческом и героическом прошлом страны.

2.Развивать память и пространственно-временные представления.

3.Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.

4.Воспитывать любовь к родной стране, Родине. Поддерживать интерес     детей к истории своей страны.

5.Воспитывать гордость за подвиги своих соотечественников.

6. Обогащать словарный запас детей.

7. Формировать представление детей об истории русского военного костюма и о русских воинах в разные эпохи истории.

Наглядный и дидактический материал, оборудование, используемые в организованной деятельности.

1.Подборка слайдов по теме, с использованием интерактивной доски.

2.Изображения солдат русской армии различных эпох.

Методы и приемы:

Словесные: Беседа, рассказывание.

Наглядные: Рассматривание видеоматериалов, иллюстраций, портретов полководцев.

Практика: Дидактическая игра  

            Предварительная работа к образовательной деятельности:

  • Рассматривание изображений, иллюстраций, портретов полководцев.
  • Чтение художественной литературы:

С. Алексеев  «Рассказы о Суворове», М.Ю. Лермонтов «Бородино»,С.П. Алексеев «Рассказы о маршале Жукове»

  • Словесные игры: «Подбери синонимы».

Защитник Отечества – воин, солдат, богатырь, боец.

Отечество – Родина, Отчизна.

Храбрый солдат - мужественный, смелый, отважный, благородный, доблестный, бесстрашный.

  • Заучивание крылатых фраз и выражений:

Александр Невский:

 «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

 А.В.Суворов:

«Горжусь, что я русский»;

«Мы русские, и потому победим»;

«Скорость нужна, а поспешность вредна»;

«Тяжело в учении – легко в бою»;

«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;

  • Рассматривание изображений воинов, воинов-богатырей, военной техники, военной формы, оружия различных исторических эпох.

                                                  Ход занятия:

Воспитатель приветствует детей:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы не будем ссориться-

Будем мы дружить

Улыбками своими тепло души дарить.

Воспитатель: Ребята, скоро вся наша огромная страна будет праздновать День Защитника Отечества. А как вы думаете, кто такие «Защитники Отечества»?

Дети: Защитники Отечества это военные, которые, оберегают, охраняют, защищают Родину. Это солдаты, офицеры, танкисты, десантники.

Воспитатель: А вы знаете как произошло слово «защитник»?

 Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК.

(Демонстрация слайда 1: Изображение слово ЗА-ЩИТ-НИК).

В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов – Защитниками.

Воспитатель: Ребята, что означает слово Отечество?

Дети: Отечество – это дом, город, в котором мы живём, наша страна – Россия.

Воспитатель: Подумайте, какими ещё словами можно назвать Отечество? Дети: Можно назвать Родиной, Отчизной.

Воспитатель: Россия, Русь – это наша Родина. Русь! Короткое слово, которое пришло к нам из седой древности и осталось с нами. Но Отчизну надо уметь защищать.

И сегодня мы познакомимся с Великими защитниками России, с Великими полководцами.

Кого называют полководцем?

Дети: Полководцами называют тех, кто возглавляет армию.

Воспитатель: Правильно, полководец ведет солдат вперед, учит их быть сильными, отважными, не бояться врага и смело идти в бой. Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых полководцах, которых знает вся наша страна. Их уже давно с нами нет, но мы помним их и гордимся ими.

(Демонстрация слайда 2: Изображение русского воина – богатыря).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на изображение, как вы думаете, кто здесь изображен?

Дети: Здесь изображен древнерусский воин-богатырь.

Воспитатель: А почему вы решили, что это воин?

Дети: Воины для своей защиты надевали металлические рубахи – кольчуги, шлемы, использовали щиты. Бились они мечами, копьями, булавами, кинжалами, топорами, пускали стрелы из лука.

Воспитатель: Правильно, молодцы.  

-Действительно, так выглядели русские воины в эпоху Александра Невского.

 (Демонстрация слайда 3: «Александр Невский на коне»).

- Именно его и изобразил художник. Ребята, а какими качествами обладал  Александр Невский?

Дети: Александр Невский   был сильным, смелым, решительным, справедливым, умным.

Воспитатель: Александр Ярославович родился в княжеской семье 30 мая 1220 г. Князь - это почетный титул, который передается по наследству от отца к сыну. Когда Александру исполнилось 4 года, он был совсем маленьким мальчиком, его посвятили в воины: опоясали мечом, посадили на коня, а в руки дали лук и стрелы. С этого дня маленького Александра стали обучать военному искусству, владеть мечом, биться секирой и палицей. Отец наказывал Александру защищать русские земли. И вот более 750 лет назад собрал Александр войско, чтобы отразить шведских завоевателей. Здесь на наших землях, где река Ижора впадает в Неву, князь Александр одержал победу над шведским войском, не дал шведам завоевать русские земли. За эту победу Александра прозвали Невским.

 - Ребята, вспомните крылатое выражение, которое принадлежит Александру Невскому.

Дети: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

(Демонстрация слайда  4: изображение иконы Святого Александра Невского)

Воспитатель: Александр Невский еще много побед одержал ради своей Отчизны. За подвиги князь был причислен к лику святых. Икона святого есть в каждом православном храме.

(Демонстрация слайд 5: изображение ордена Александра Невского).

- В годы Великой Отечественной Войны был учрежден орден Александра Невского. Этим орденом награждали за победы в боях командиров Красной армии.

(Демонстрация слайда 6: портрет А.В. Суворова).

Воспитатель: Наследником  великих побед Александра Невского над иноземными врагами был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Через белее чем 500 лет Суворов приумножил славу русского воинства: он провел 60 победоносных битв, и был произведен в звание генералиссимуса – высший военный чин.

-Ребята, как вы думаете, а каким качествами обладал Александр  Суворов.

Дети: Суворов был умным, целеустремленным, он очень хотел служить России, любил свою Родину.

Воспитатель: Вспомните, как себя воспитывал, готовил к военной службе полководец.

Дети: Он закалялся, тренировался, делал зарядку.

Воспитатель: Ребята, вспомните знаменитые изречения А.В. Суворова.

Дети: «Скорость нужна, а поспешность вредна»;

«Тяжело в учении – легко в бою»;

«Ученье – свет, а не ученье – тьма».

 (Демонстрация слайда 7. «Александр Суворов среди солдат»).

Воспитатель: Александр Суворов с огромным уважением относился к простым солдатам. Полководец  называл своих  солдат  «чудо – богатырями».

Проводится динамическая пауза «Суворовцы»

Ах, суворовцы!  Чудо-богатыри! – маршируют на месте

Саблями сражаются, - взмахи руками

В горы поднимаются, - высоко поднимают, согнутые в коленях ноги

Из пушек стреляют, - с усилием выбрасывают руки вперед (имитация бокса)

Врага побеждают.  - приседание

Враг разбит. – бег на месте

Враг бежит. - бег на месте

Воспитатель: Ребята, а  как солдаты называли А.В. Суворова?

Дети: Солдаты называли полководца  «отец наш».

Воспитатель:  В дальних походах полководец делил с солдатами кров и еду. Весь мир был удивлен его храбростью и искусством воевать.

(Демонстрация слайда 8: Вид памятника А.В. Суворову в Санкт-Петербурге).

- За великие заслуги перед Россией А.В. Суворову был воздвигнут памятник. Этот памятник находится в городе Санкт-Петербурге.

(Демонстрация слайда 9: Изображение ордена Суворова).

- В годы Великой Отечественной Войны был учрежден орден Суворова, которым награждали армейские соединения за победы в сражениях.

(Демонстрация слайда 10: Портрет М.И. Кутузова).

Воспитатель: После А.В. Суворова, во главе русской армии встал М.И. Кутузов. Посмотрите внимательно на портрет. Кутузов участвовал во многих сражениях, был ранен, потерял глаз. Благодаря умелому руководству Кутузова, русская армия победила французов во главе с Наполеоном. Ребята, посмотрите внимательно на военную форму и вооружение того времени.  Чем были вооружены солдаты?

Дети: Солдаты были вооружены саблями, ружьями, мушкетами.

(Демонстрация слайда 12: Памятник М.И. Кутузову у Казанского Собора).

Воспитатель: В городе Санкт-Петербурге  находится  памятник великому полководцу. Он похоронен в Казанском Соборе.

(Демонстрация слайда 13: Изображение ордена Кутузова).

Также в годы Великой Отечественной Войны был учрежден орден имени М.И. Кутузова.

Дидактическая игра «Защитники разной эпохи »

Предложить детям карты с изображением в центре Защитников Отечества разного исторического периода, эпохи   А. Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, солдат Советской армии. Карты разделены на 5 квадратов. К ним прилагаются маленькие карточки с изображением военной техники, оружия разной исторической эпохи, одежды, доспехов. Ребятам необходимо соотнести атрибуты к защитнику данного периода.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Более чем через 100 лет после войны с Францией для нашей страны наступило новое испытание. Тогда на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война, которая продолжалась 4 года. И в этой войне наша страна победила, освободила многие страны от фашизма. Во многом эта победа состоялась благодаря умелому руководству великих полководцев того времени. Одним из которых был Г.К. Жуков.

(Демонстрация слайда 14: Портрет Г.К.  Жукова)

«Великий полководец русский,

Сильнейший духом человек.

Таким он в памяти народной

Навек останется, навек».

-Ребята, посмотрите внимательно на портрет Г.К. Жукова, как вы думаете, каким он был человеком.

Ответ детей: Он был смелым, решительным, ответственным, был профессионалом.

Воспитатель: Жуков был талантливым военным командиром: он был автором многих победоносных сражений в Великой Отечественной Войне. Он командовал Ленинградским фронтом, и благодаря его умелому руководству, враг не смог захватить наш город. За заслуги перед Отечеством Г.К. Жуков был награжден многими орденами и званиями, среди которых и звезда героя, орден Суворова. Г.К. Жуков – легендарный полководец, прошедший путь от простого солдата до маршала.

(Демонстрация слайда  15: Г.К. Жуков принимает парад).

Именно ему было поручено принимать парад Победы.

-Ребята, глядя на этот портрет, какие чувства у вас возникают?

Дети: Гордость за подвиги наших соотечественников, уважение к военным, желание быть защитником своей Родины.

(Демонстрация  слайда 16: Памятник Г.К. Жукова в Санкт-Петербурге).

Воспитатель: В Санкт-Петербурге, в парке Победы, на аллее героев стоит памятник Г.К. Жукову.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали некоторые страницы военной истории Отечества, познакомились с великими полководцами прошлого России. 

Вот так русские всегда защищали свое Отечество, свою Родину. Их помнит Россия, их помнит русский народ. Народ чтит память тех, кто защищал свою Родину, возводит храмы, ставит памятники, пишет песни, стихи. Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут. Дети, помните защитников русской земли, чтите их память!

Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут.

Дети, помните защитников русской земли, чтите их память!

                                   Список литературы:

  1. А.С. Алексеев «Рассказы о Маршале Жукове»: Дрофа Плюс, 2007г.
  2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Беседы с детьми о великих соотечественниках» 5-7 лет: ТЦ Сфера, 2008Г.
  3. М.Ю. Лермонтов «Бородино».
  4. Т.А. Шарыгина «Наша Родина –Россия»: ТЦ Сфера, 2016г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и этическому воспитанию «Русское гостеприимство»

Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения в гостях....

Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию на тему: «Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Морозко».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитиюна тему:«Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Морозко». Цель: социально-коммуникативное развитие дошкольн...

Конспект НОД по Социально коммуникативному развитию."На земле ,в небесах и на море"

На земле, в небесах и на море.  Программное содержание:-даем начальное представление об армии, о родах войск;- воспитываем уважение к защитникам Отечества;-знакомим с военными и м...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Платок, колпачок - русские народные уборы"

Приобщение детей к первоначальным представлениям социального характера с некоторыми старинными  головными уборами посредством художественной литературы....

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Русская матрешка" для детей от 3 до 4 лет

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию "Русская матрешка" для детей 3-4 лет.Цель: приобщение детей с национально-культурныи традициям через знакомство с русской народной игрушко...