МАСТЕР-КЛАССЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 2022-2025 уч.г.
материал
- «Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
- «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста через конструирование».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.82 КБ | |
| 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов по теме:
«Наглядное моделирование как способ формирования инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники. Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и реализацию определенной идеи, цели, продукта. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых задач и целей с помощью технических средств, для достижения наиболее качественного результата.
Умственное развитие младших дошкольников характеризуется формированием наглядно-действенного и наглядно - образного мышления, которое позволяет думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. В старшем дошкольном возрасте развивается логическое мышление, существенную роль в его развитии играет овладение детьми способами наглядного моделирования различных явлений.
Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать по плану закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного материала, практическое и компьютерное, и т.д.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, поэтому начинать заниматься можно уже с младшего возраста. Способность к использованию в мышлении модельных образов, начинается складываться у детей 3–4 лет, в старшем дошкольном возрасте становиться основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими.
Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемами вниманию игры, развивающие пространственные представления, воображение, конструктивное мышление.
В своей работе с детьми для развития предпосылок инженерного мышления мы использовали игровые задания. При этом придерживались принципа «от простого, к сложному». Использовали игровые задания по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек). Сначала дети выкладывали изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструировали по замыслу. Подбирали интересные игры для детей, например: «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия». Данные задания позволяли запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. Вот некоторые примеры игровых задач:
1.Разложите фигуры в пространстве: треугольник вверху, квадрат внизу, прямоугольник посередине.
2. Продолжи ряд.
3. Использовали игровые ситуации, например
Игра «Угадай!»: Рассмотрите внимательно дорожку. Из каких фигур она построена? (из разноцветных квадратов) Я загадала один из цветных квадратов. Угадайте какой?
- Загаданный цвет находится между красным и синим (желтый).
Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.
«Разноцветные домики»: Предлагаю вам сконструировать 4 домика разных цветов (из квадрата и треугольника). На листе бумаги красный домик разместите вверху, синий внизу, зеленый справа, желтый слева. А теперь предлагаю вам поменять домики местами и прокомментировать, как расположили домики, используя в своей речи понятия пространственной ориентировки (вверху, внизу, слева, верхний правый угол и т. д.)
Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и подготовке дошкольников к объемному 3D моделированию.
Далее от плоскостного моделирования перешли к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», магнитный конструктор, крупный напольный строительный материал. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.
Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, мы предлагаем детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам-моделям, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают чертежи, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких деталей состоит постройка?» И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. В качестве итогового задания, мы хотим предложить детям стать строителями и построить улицу города с домами, дорогой, парком. Имея представления о конструировании домов, мостов, транспорта, они могут создать свои варианты уже знакомых построек. Дети очень увлекаются строительством и в процессе совместной работы учатся договариваться, оказывать помощь друг другу, решать проблемные вопросы: «Как сделать машину устойчивой?», «Какие детали использовать, чтобы построить мост через широкую реку?». В процессе конструирования, мы побуждаем детей рассказывать о своей постройке, помогаем наводящими вопросами.
Таким образом, наглядное моделирование подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.
Одной из ступеней к формированию инженерного мышления через наглядное моделирование стал наш проект «Тень, ты чья?».
Проблема: Гуляя на улице, дети обратили внимание на то, что за каждым из ребят появляется тень при определенных условиях. Воспитанники заинтересовались этим явлением, стали задавать вопросы и строить свои догадки. И тогда мы решили узнать больше информации о тени и ее свойствах.
Цель: формирование представления у детей о тени на примере геометрических фигур.
Задачи:- систематизировать знания детей о геометрических фигурах;
- расширять представление детей о тени и ее свойствах;
-развивать у детей воображение и мышление через опытно-экспериментальную деятельность.
Копилка: С ребятами нашей группы мы наблюдали на прогулке за тенью различных объектов: самих ребят, деревьев, качели, скамеек и всего того, что находится на территории детского сада. Мы читали сказки про тень. Также играли в дидактические игры «Найди, чья тень», «Теневое лото», «Загадки с грядки» (силуэтное изображение овощей и фруктов), «Третий лишний» (развитие логического мышления), «Найди пару», «Подбери для каждого свою тень». Провели опыты с плоскими и объемными геометрическими фигурами. Заполнили морфотаблицу геометрических фигур.
Проанализировав полученную нами информацию, мы приступили к практической части нашего проекта – к оформлению картотеки, а именно к изготовлению морфологической таблицы.
Исходя из данных морфотаблицы и опытно-экспериментальной деятельности мы составили модель проекта, включающую в себя плакат, в центре которого изображен значок «тень», а вокруг него значки, обозначающие выводы, которые сделали ребята, работая над решением проблемы.
Продуктом нашей проектной деятельности стала придуманная совместно с детьми дидактическая игра «Построй по модели»: имеется набор моделей, по тени которых необходимо построить заданный объект с помощью различных деталей конструктора, которые могут заменять друг друга, не изменив теневой силуэт объекта.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, когда в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из приоритетных задач образования обозначено развитие функциональной грамотности.
Именно на этапе дошкольного образования существует возможность заложить предпосылки формирования функциональной грамотности – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Эти приемы развивают дошкольники в процессе конструирования или моделирования - практической деятельности, направленной на получение определенного реального продукта. В нем отражается окружающая действительность. При обучении моделированию у детей формируются обобщенные способы действия и обобщенные представления о моделируемых объектах, навык аналитической деятельности, умение анализировать образцы, близкие по конструкции, и на основе этого анализа изменять их в соответствии с заданными условиями; развивается комбинаторика, активность и самостоятельность мышления. Наш проект «Тень, ты чья?» как раз и направлен на достижение этих задач.
Благодарю за внимание! Готова ответить на ваши вопросы!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
по теме инновационного маршрута
«Развитие графических навыков у детей
старшего дошкольного возраста через конструирование».
Подготовила: Новоселова Ю.Г.,
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Цель моего педагогического маршрута: Формирование графических навыков на основе игры с конструктором.
Задачи:
- упражнять детей в написании графического диктанта, ориентировании на листе;
- учить видеть и понимать схематическое изображение объекта на бумаге, соотносить с деталями конструктора;
- учить строить объект в трехмерном пространстве;
- просвещать родителей в применении нового метода для формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т.д. Графические навыки – один из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях. Сформированность предпосылок графической деятельности помогает успешно усваивать учебный материал.
Среди таких предпосылок можно выделить следующие:
- развитая мелкая моторика – способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
- развитая зрительно-моторная координация – способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
- сформированное чувство ритма – ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
- общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
- развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
- сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.
Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физкультурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной активности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространственные представления складываются в процессе предметной деятельности, конструирования, собирания паззлов, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности.
В своей работе мы объединили графический диктант и конструирование. Графический диктант – увлекательное и полезное занятие для детей. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.
Чем же полезные графические диктанты? Я назову только основные:
1. Развивают мелкую моторику.
2. Учат ориентироваться в пространстве и в тетради.
3. Тренируют память, внимание, воображение.
4. Максимально развивают усидчивость у детей всех возрастов.
5. Тренируют орфографическую зоркость.
6. Тренируют счет.
7. К детям приходит осознание необходимости восприятия инструкции на слух.
Мы начали работать от простого к сложному. Началась подготовка к графическому диктанту. Сначала мы заполняли дорожки.
Затем детям предлагалось повторить простой рисунок по образцу.
Далее под диктовку воспитателя ребята писали графический диктант.
После этого, мы по схематическому изображению на листе собирали из конструктора на плоскости объект.
Собранный на плоскости объект мы поднимали. И получали следующее: объект из плоскостного изображения перешел в трехмерное, и мы его могли рассмотреть со всех сторон.
На родительском собрании мы провели мастер-класс для родителей. Мамы ребят написали графический диктант и по нему построили фигуру. Мы также вручили буклет с рекомендациями, как развивать графические навыки в домашних условиях.
С ребятами мы собрали небольшую картотеку для «Графических диктантов». В ней находятся диктанты, которые дети написали ранее и по ним построили объекты, а также диктанты, фигуры которых придумали сами ребята.
Сейчас мы с ребятами приступили к тому, чтобы не просто придумывать и рисовать фигуры по клеточкам, но также читать и записывать путь следования карандаша по клеточкам уже нарисованного объекта.
Я хотела бы еще добавить, что все педагоги знают, что такое графический диктант. Но почему-то мало кто использует в своей деятельности. И очень зря! Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. А использование графического диктанта в сочетании с конструированием является как раз одним из таких инструментов. Призываю всех педагогов использовать этот инструмент в подготовке своих воспитанников к школе!
Благодарю за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателейЗадачи...


