Использование нестандартного оборудования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
статья

Ефанова Надежда Сергеевна

методическая статья, доклад -выступленеи на ГМО музыкальных руководителей, преставление опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx826.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование нестандартного оборудования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель: Ефанова Н.С

МДОБУ № 26 г. Минусинск

   Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

  Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

   Своевременное систематическое развитие творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо» и развиваться креативные способности.

  Поэтому, чтобы занятия, праздники и развлечения стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия, можно и нужно использовать в  работе разнообразный нетрадиционный материал.

   В чём же ценность данных пособий? В том, что они доступны детскому пониманию, дают возможность создавать «ситуацию успеха», а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.   

  Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер, развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

  Детям очень нравится выполнять упражнения с разными предметами (орешки, кубики, колечки, тарелочки, ленточки, мячики), которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Извлекая простые звуки, дети с удовольствием откликаются на них, а это побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.

Предлагаю вашему вниманию свой опыт применения нетрадиционных   материалов.

  1. Бумажный оркестр. Слайд 3,4 (видео)

Данный вид деятельности способствует:

- формированию интереса к музицированию;

- расширяет представление детей о способах музицирования;

- развивает воображение, творческие и музыкальные способности.

- и конечно поднимает настроение у детей!

Некоторые приёмы:

-листочек, при потрясывании (как при игре на колокольчике и маракасе), может шуршать (получается «звонче», когда держишь его за один уголок);

-когда одной рукой держишь листочек за уголок, а другой его «бьешь» (при ударе тыльной стороной ладошки звук может быть ярче) , это похоже на удары при игре на бубне или барабане;

-если «водить» листочек с лева на право, и наоборот, похоже на исполнение на металлофоне....

Существует множество приёмов игры с бумагой, главное включить воображение

  1. Шишки (обычные сосновые). Слайд 5, 6 (видео)

         − развивают тактильную чувствительность рук детей;

         − развивают мелкую моторику пальцев рук посредством дидактических               игр с шишками у детей;

         − развивает просодические стороны речи: чувства темпа и ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи;

         − развивает связную речь;

         − развивает зрительное и слуховое внимание; 

          - развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;  

        - формируют познавательную активность и творческое воображение детей.

              Играя с шишками, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа  дарят силу рукам, гибкость, свободу движений. Это прекрасный природный стимулятор речи ребенка.

        

  1. Шуршунчики. (Пакеты целофановые наполненные воздухом)

Слайд 7,8 (видео)

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования.

Изобразить озорные тучки нам помогут именно обычные целофановые пакеты.

  1. Музыкальные грибочки. Слайд 9, 10 (видео)

Развитие у детей музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.

На занятиях и в режимных моментах применяется самодельный музыкальный удapнo-шумoвoй инструмент – грибочки. Грибочки представляют собой грибообразную  погремушку, наполненную горохом. Простота игры на грибочках, размеры, вес, позволяет использовать их в paбoтe c дeтьми oт 2 дo 7 лeт. В режимных моментах мы используем в качестве музыкaльнo-дидaктичecких игра. На занятиях для исполнения оркестра, танца, песни.

 «Грибная семейка». Цель — развивать у детей умение различать грибочки по звучанию. На полу расставляются грибочки (семьями) с одинаковыми наполнителем. Выбираются дети, исполняющие роль «ведущего» в группе. Затем воспитатель предлагает детям взять остальные грибочки в руки: это «дочки» и «сыночки». Под музыку дети с грибочками разбегаются по залу. С окончанием музыки дети останавливаются. По одному звенят грибочком, прослушивая звучание, подходят к ведущему в группе. В конце игры все семьи собираются вместе.

«Ритмичные грибочки». Цель — развивать у детей чувство ритма и учить различать короткие и длинные звуки. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом и выстраивают его с помощью грибочков. Дети могут придумать свой ритмический рисунок. Маленькие грибочки издают короткие звуки, большие — длинные.

«Грибная посылка». Цель — закреплять умения различать музыкальные произведения, повторение пройденного материала по пению. Для игры используется «посылка», в которую вложены грибочки. Воспитатель объясняет, что пришла посылка с грибочками. А для кого, дети узнают, прослушав музыкальные произведения. Например: воспитатель достаёт грибочек, включает пьесу «Ёжик» Д. Кабалевского, дети узнают произведение, перед детьми появляется ёжик и забирает грибок и т. д.

«Грибочки молчащие и звучащие» (эстафетная игра)

В двух обручах напротив двух команд располагается одинаковое количество грибочков ( с наполнителем и без). Задача одной команды собрать (поочередно) только молчащие грибы, а другой – звучащие. Команда, завершившая эстафету первой играет на звучащих грибочках, а проигравшая- танцует.

  1. Клавесы.  Слайд 10, 11 (видео)

     Почему полезно играть с детьми палочками?

1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.

2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.

3. Развиваем мозг малыша, одновременно задействовав  правое и левое полушарие.

4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.

5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.

6. Игры с палочками развивают чувство ритма.

7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.

8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.

9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.

Приёмы игры:

- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;

- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;

-трём одну клавесу о другую;

- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)

-вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»)

-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)

-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали

-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)

- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу

- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»)

- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.

Предметы, в которые могут превратиться клавесы :

- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)

- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку.

- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)

-педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)

-скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)

-антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)

-качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)

-костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»)

-молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой)

-дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).

Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.

Не маловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!

6.Шейкеры. Слайд 12.

Шейкер – музыкальный шумовой нетрадиционный инструмент, используемый для развития чувства ритма, а также придания музыке оригинального звучания.

Шейкеры  отличаются  от  обычных  шумовых  инструментов  (например, погремушек)  тем,  что  в  ёмкости  делается  перегородка  и  с  двух  сторон насыпаются наполнители различной фактуры.

7.ПОП- ТУБС. Слайд 13 (+ номер с коллегами)

Новизна данного оборудования заключается в красочности, она привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению игр, позволяет варьировать задания в педагогическом процессе, с целью развития речи, воображения, творческих способностей дошкольников.
  Главная «фишка» Pop tubes заключается в том, что эту игрушку можно растягивать в длину и «возвращать» обратно, и кроме того, придавать ей любую геометрическую форму, по обоим концам трубки есть резьба, благодаря чему ее можно согнуть в «закрытое» кольцо. Также с помощью этой резьбы несколько Pop tubes без особых усилий соединяются в одну длинную трубку.

На основании этого можно придумать целую серию развивающих игр для детей.

Игра «Музыкальный круг».

Цель игры: развитие ловкости, внимания, мышления.

Ход игры: растянув ПОП-трубы разного цвета и сцепив их в одно «кольцо», дети становятся в круг, держась за него. По сигналу, начинается движение «кольца» по кругу со словами:

Ты катись, катись, кольцо,

Быстро, быстро по рукам.

У кого останешься,

Тот сейчас станцует нам!

(споет, присядет, попрыгает и т.п.)

Педагог говорит стоп и называет цвет ПОП-трубы, ребёнок, чьи руки остановились на этом цвете, выходит в середину круга и выполняет движения. Игра повторяется.

«Эхо» Задача ребенка щелкнуть трубочкой, если услышит заданный звук. Щёлкнуть трубочкой столько раз, сколько в слове слогов. 

«Телефончик» Ребенок воспроизводит слово, которое было сказано взрослым в трубочку-телефон. Так же задание можно усложнять: «Повтори слово с буквой «Д». Дом-том.» «Тянем-потянем» Растягивая трубочку длительно произносить звук: ш-ш-ш-ш(«пошипи»). Растягивая трубочку проговаривать слоги: ра-ра-ра.

8. Крышки-тарелочки. Слайд 14 (+ номер с коллегами)

Будут крышечки играть,

Будут весело стучать,

Всю округу удивим

И всё точно повторим.

Обычные бытовые металлические крышки можно разнообразно использовать в музыкально-ритмической деятельности. Приделав с обратной стороны ленту –фиксатор для удобной посадки на ладошку ребенка обычные крышки превращаются в тарелочки, в которые поиграть захочется каждому.

9. Бусы. Слайд 15.

  Нестандартное использование стандартных предметов – в данном случае бус, является эффективной практикой развития творческого интеллекта. Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию, воображение, способствуют развитию образного мышления.

Интересным  открытием для меня и многих моих коллег стала методическая разработка «Бусоград» — Майи Ивановны Родиной (музыкант, педагог, почетный работник РФ). Решение попробовать игры и творческие упражнения с бусами в своей работе было принято детьми на «ура», они ( особенно девочки) с большим интересом приняли данный способ игры. Эта техника необычная и очень приятная, и конечно, неоценимым помощником в ней является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Работу начали со знакомства с бусами, беседы о цвете, форме, размере, для чего этот предмет.
Затем  попробовали водили хоровод с бусами в руках ( кстати, это очень актуально, когда группа малочисленна, а поводить хоровод очень надо)) .Нередко  детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, наступают  на впереди идущего, идут «пятками вперед», круг получается неправильной формы. Хоровод с бусами в руках позволяет сделать круг не растянутым, хотя  поначалу  ребятам было сложно.

Хороводный шаг с бусами. Данное упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).

Игра «Найди друга». Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д. Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.

  1. Музыкальная распевка «Часики» (Тренируем мышцы руки, развиваем координацию движения и поем в соответствии с движением бус).
    Маятник качается, часики идут
    Тик-так. Тик-так, ходить не устают
  2. Музыкальная распевка «Качели» (Темп распевки зависит, от амплитуды покачивания бус)
    Назад, вперед, назад, вперед
    И никто не устает
    А если бусики устали, в другую ручку мы их взяли

     А теперь возьмем и в ладошку их сгребем.

3  Музыкальная распевка «Карусели»
    Закрутили, завертели
   Бусы словно карусели
   А потом остановились и в ладошку опустились
   И послушайте в ладошке, о чем шепчутся бусы
   О чем бусы говорят, спросим мы у всех ребят

10. Стаканчики и бумажные воронки. Слайд 16, 17 (видео), 18 – распевки с коллегами. 

Применение игр со стаканами значительно способствует развитию ориентации в пространстве относительно «от себя», «на себе», «других объектов», «по основным пространственным направлениям».

Использование этого нехитрого девайса можно найти не только для развития чувства ритма, но и вокальных способностей.

Стаканчики и воронки можно применять в распевании. Мы поем в стаканчики и воронки попевки, распевки-эхо ,выступая в качестве резонатора данные предметы создают усиливающий эффект, что очень нравится детям.

11. Музыкальные рукавички. Слайд 19,20 (видео)

Рукавички есть у нас

Развеселят они всех вас!

Рукавички надеваем,

И играть начинаем!

По столу мы постучим,

Всех вокруг развеселим!

Стол как будто пианино,

Здесь мы звуки отражаем,

То отрывисто, то плавно,

Громко, тихо – уже знаем.

Мы потешку вам озвучим,

С нами вам не будет скучно!

Позовём с собою «Эхо»,

С ним немного поиграем,

Любим мы занятие это -

Чувство ритма развиваем.

С данным оборудованием существует множество авторских музыкальных   и дидактических игр, а также песен-танцев. Сшитые по шаблону из декоративного фетра и оформленные декоративными деревянными пуговичками (кстати, они могут быть не только деревянные, но и пластиковые, металлические) наши рукавички учат детей пользоваться звуковыми моделями, развивают фантазию, коммуникативные навыки и познавательный интерес.

Музыкальная игра с пением «Варежки»

Дети встают в круг. Ведущий под музыку начинает  под музыку передавать варежки 3 -5 в зависимости от количества детей.

«Вы ребята не зевайте варежки передавайте,

Пусть они по кругу бегут от друга к другу.

Вы ребята не зевайте варежки передавайте.

Только перестанем петь, надо варежки надеть!»

 С окончанием музыки у кого в руках  варежки , выходят в середину круга и танцуют. Остальные дети хлопают.

«Траля,траля, тра-ля-ля, Траля,траля, тра-ля-ля,

Рукавички хороши, веселее попляши»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....

Использование нестандартного оборудования для повышения у детей дошкольного возраста интереса к физической культуре и спорту.

Нестандартное оборудование может быть использовано в НОД по физической культуре, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.-Используя нестандартное оборудование, действуем в соотв...

«Нестандартное оборудование для двигательной активности детей дошкольного возраста».

laquo;Нестандартное оборудование для двигательной активности детей дошкольного возраста».Цель:-изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования из бросового материала своими руками для ...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...