Использование нестандартного оборудования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
статья
методическая статья, доклад -выступленеи на ГМО музыкальных руководителей, преставление опыта работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 826.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование нестандартного оборудования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель: Ефанова Н.С
МДОБУ № 26 г. Минусинск
Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?
Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.
Своевременное систематическое развитие творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо» и развиваться креативные способности.
Поэтому, чтобы занятия, праздники и развлечения стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия, можно и нужно использовать в работе разнообразный нетрадиционный материал.
В чём же ценность данных пособий? В том, что они доступны детскому пониманию, дают возможность создавать «ситуацию успеха», а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.
Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер, развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Детям очень нравится выполнять упражнения с разными предметами (орешки, кубики, колечки, тарелочки, ленточки, мячики), которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Извлекая простые звуки, дети с удовольствием откликаются на них, а это побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.
Предлагаю вашему вниманию свой опыт применения нетрадиционных материалов.
- Бумажный оркестр. Слайд 3,4 (видео)
Данный вид деятельности способствует:
- формированию интереса к музицированию;
- расширяет представление детей о способах музицирования;
- развивает воображение, творческие и музыкальные способности.
- и конечно поднимает настроение у детей!
Некоторые приёмы:
-листочек, при потрясывании (как при игре на колокольчике и маракасе), может шуршать (получается «звонче», когда держишь его за один уголок);
-когда одной рукой держишь листочек за уголок, а другой его «бьешь» (при ударе тыльной стороной ладошки звук может быть ярче) , это похоже на удары при игре на бубне или барабане;
-если «водить» листочек с лева на право, и наоборот, похоже на исполнение на металлофоне....
Существует множество приёмов игры с бумагой, главное включить воображение
- Шишки (обычные сосновые). Слайд 5, 6 (видео)
− развивают тактильную чувствительность рук детей;
− развивают мелкую моторику пальцев рук посредством дидактических игр с шишками у детей;
− развивает просодические стороны речи: чувства темпа и ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи;
− развивает связную речь;
− развивает зрительное и слуховое внимание;
- развивают психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- формируют познавательную активность и творческое воображение детей.
Играя с шишками, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят силу рукам, гибкость, свободу движений. Это прекрасный природный стимулятор речи ребенка.
- Шуршунчики. (Пакеты целофановые наполненные воздухом)
Слайд 7,8 (видео)
Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования.
Изобразить озорные тучки нам помогут именно обычные целофановые пакеты.
- Музыкальные грибочки. Слайд 9, 10 (видео)
Развитие у детей музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.
На занятиях и в режимных моментах применяется самодельный музыкальный удapнo-шумoвoй инструмент – грибочки. Грибочки представляют собой грибообразную погремушку, наполненную горохом. Простота игры на грибочках, размеры, вес, позволяет использовать их в paбoтe c дeтьми oт 2 дo 7 лeт. В режимных моментах мы используем в качестве музыкaльнo-дидaктичecких игра. На занятиях для исполнения оркестра, танца, песни.
«Грибная семейка». Цель — развивать у детей умение различать грибочки по звучанию. На полу расставляются грибочки (семьями) с одинаковыми наполнителем. Выбираются дети, исполняющие роль «ведущего» в группе. Затем воспитатель предлагает детям взять остальные грибочки в руки: это «дочки» и «сыночки». Под музыку дети с грибочками разбегаются по залу. С окончанием музыки дети останавливаются. По одному звенят грибочком, прослушивая звучание, подходят к ведущему в группе. В конце игры все семьи собираются вместе.
«Ритмичные грибочки». Цель — развивать у детей чувство ритма и учить различать короткие и длинные звуки. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом и выстраивают его с помощью грибочков. Дети могут придумать свой ритмический рисунок. Маленькие грибочки издают короткие звуки, большие — длинные.
«Грибная посылка». Цель — закреплять умения различать музыкальные произведения, повторение пройденного материала по пению. Для игры используется «посылка», в которую вложены грибочки. Воспитатель объясняет, что пришла посылка с грибочками. А для кого, дети узнают, прослушав музыкальные произведения. Например: воспитатель достаёт грибочек, включает пьесу «Ёжик» Д. Кабалевского, дети узнают произведение, перед детьми появляется ёжик и забирает грибок и т. д.
«Грибочки молчащие и звучащие» (эстафетная игра)
В двух обручах напротив двух команд располагается одинаковое количество грибочков ( с наполнителем и без). Задача одной команды собрать (поочередно) только молчащие грибы, а другой – звучащие. Команда, завершившая эстафету первой играет на звучащих грибочках, а проигравшая- танцует.
- Клавесы. Слайд 10, 11 (видео)
Почему полезно играть с детьми палочками?
1. Играя с палочками, мы развиваем мелкую моторику.
2. Упражняя пальчики, мы развиваем речь ребенка.
3. Развиваем мозг малыша, одновременно задействовав правое и левое полушарие.
4. Развиваем точность и координацию движений, повторяя простые двигательные композиции.
5. Развиваем творческую фантазию детей в тот момент, когда они превращают палочки в разных персонажей.
6. Игры с палочками развивают чувство ритма.
7. Ощупывая гладкую, шершавую или ребристую поверхность разных палочек, малыш обогащает сенсорный опыт.
8. Учат ребенка сосредотачивать внимание и быть усидчивым.
9. Рассматривая картинки, которыми сопровождаются игры, можно изучать окружающий мир.
Приёмы игры:
- стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
- кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
-трём одну клавесу о другую;
- ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»)
-вращаем палочками в воздухе в направлении «от себя» («моторчик»)
-кладём клавесы на пол перед собой, катаем их вперёд –назад («брёвнышки»)
-удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали
-одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»)
- держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй-стучим попеременно то по одному, то по другому концу
- кладём на пол несколько клавес плотно друг к другу, удерживаем их с краю, чтобы не сдвигались, проводим по ним второй клавесой, как по ксилофону («стиральная доска»)
- стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном, или по пластмассовой крышке.
Предметы, в которые могут превратиться клавесы :
- сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться)
- лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд- назад попеременно то одну, то другую палочку.
- рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»)
-педали велосипеда (держим две клавесы горизонтально перед собой, крути в направлении «от себя»)
-скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»)
-антенны (приставляем две клавесы к голове, двигая ими не согласовано между собой, издаём звук «И-у! И-у»)
-качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая - поперёк. Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки)
-костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»)
-молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой)
-дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).
Две маленькие палочки, а сколько возможностей! Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу.
Не маловажно то, что детям очень нравится играть в подобные игры!
6.Шейкеры. Слайд 12.
Шейкер – музыкальный шумовой нетрадиционный инструмент, используемый для развития чувства ритма, а также придания музыке оригинального звучания.
Шейкеры отличаются от обычных шумовых инструментов (например, погремушек) тем, что в ёмкости делается перегородка и с двух сторон насыпаются наполнители различной фактуры.
7.ПОП- ТУБС. Слайд 13 (+ номер с коллегами)
Новизна данного оборудования заключается в красочности, она привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению игр, позволяет варьировать задания в педагогическом процессе, с целью развития речи, воображения, творческих способностей дошкольников.
Главная «фишка» Pop tubes заключается в том, что эту игрушку можно растягивать в длину и «возвращать» обратно, и кроме того, придавать ей любую геометрическую форму, по обоим концам трубки есть резьба, благодаря чему ее можно согнуть в «закрытое» кольцо. Также с помощью этой резьбы несколько Pop tubes без особых усилий соединяются в одну длинную трубку.
На основании этого можно придумать целую серию развивающих игр для детей.
Игра «Музыкальный круг».
Цель игры: развитие ловкости, внимания, мышления.
Ход игры: растянув ПОП-трубы разного цвета и сцепив их в одно «кольцо», дети становятся в круг, держась за него. По сигналу, начинается движение «кольца» по кругу со словами:
Ты катись, катись, кольцо,
Быстро, быстро по рукам.
У кого останешься,
Тот сейчас станцует нам!
(споет, присядет, попрыгает и т.п.)
Педагог говорит стоп и называет цвет ПОП-трубы, ребёнок, чьи руки остановились на этом цвете, выходит в середину круга и выполняет движения. Игра повторяется.
«Эхо» Задача ребенка щелкнуть трубочкой, если услышит заданный звук. Щёлкнуть трубочкой столько раз, сколько в слове слогов.
«Телефончик» Ребенок воспроизводит слово, которое было сказано взрослым в трубочку-телефон. Так же задание можно усложнять: «Повтори слово с буквой «Д». Дом-том.» «Тянем-потянем» Растягивая трубочку длительно произносить звук: ш-ш-ш-ш(«пошипи»). Растягивая трубочку проговаривать слоги: ра-ра-ра.
8. Крышки-тарелочки. Слайд 14 (+ номер с коллегами)
Будут крышечки играть,
Будут весело стучать,
Всю округу удивим
И всё точно повторим.
Обычные бытовые металлические крышки можно разнообразно использовать в музыкально-ритмической деятельности. Приделав с обратной стороны ленту –фиксатор для удобной посадки на ладошку ребенка обычные крышки превращаются в тарелочки, в которые поиграть захочется каждому.
9. Бусы. Слайд 15.
Нестандартное использование стандартных предметов – в данном случае бус, является эффективной практикой развития творческого интеллекта. Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию, воображение, способствуют развитию образного мышления.
Интересным открытием для меня и многих моих коллег стала методическая разработка «Бусоград» — Майи Ивановны Родиной (музыкант, педагог, почетный работник РФ). Решение попробовать игры и творческие упражнения с бусами в своей работе было принято детьми на «ура», они ( особенно девочки) с большим интересом приняли данный способ игры. Эта техника необычная и очень приятная, и конечно, неоценимым помощником в ней является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Работу начали со знакомства с бусами, беседы о цвете, форме, размере, для чего этот предмет.
Затем попробовали водили хоровод с бусами в руках ( кстати, это очень актуально, когда группа малочисленна, а поводить хоровод очень надо)) .Нередко детям трудно ходить хороводным шагом по кругу, ребята постоянно тянут руки друг друга, наступают на впереди идущего, идут «пятками вперед», круг получается неправильной формы. Хоровод с бусами в руках позволяет сделать круг не растянутым, хотя поначалу ребятам было сложно.
Хороводный шаг с бусами. Данное упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).
Игра «Найди друга». Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д. Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.
- Музыкальная распевка «Часики» (Тренируем мышцы руки, развиваем координацию движения и поем в соответствии с движением бус).
Маятник качается, часики идут
Тик-так. Тик-так, ходить не устают - Музыкальная распевка «Качели» (Темп распевки зависит, от амплитуды покачивания бус)
Назад, вперед, назад, вперед
И никто не устает
А если бусики устали, в другую ручку мы их взяли
А теперь возьмем и в ладошку их сгребем.
3 Музыкальная распевка «Карусели»
Закрутили, завертели
Бусы словно карусели
А потом остановились и в ладошку опустились
И послушайте в ладошке, о чем шепчутся бусы
О чем бусы говорят, спросим мы у всех ребят
10. Стаканчики и бумажные воронки. Слайд 16, 17 (видео), 18 – распевки с коллегами.
Применение игр со стаканами значительно способствует развитию ориентации в пространстве относительно «от себя», «на себе», «других объектов», «по основным пространственным направлениям».
Использование этого нехитрого девайса можно найти не только для развития чувства ритма, но и вокальных способностей.
Стаканчики и воронки можно применять в распевании. Мы поем в стаканчики и воронки попевки, распевки-эхо ,выступая в качестве резонатора данные предметы создают усиливающий эффект, что очень нравится детям.
11. Музыкальные рукавички. Слайд 19,20 (видео)
Рукавички есть у нас
Развеселят они всех вас!
Рукавички надеваем,
И играть начинаем!
По столу мы постучим,
Всех вокруг развеселим!
Стол как будто пианино,
Здесь мы звуки отражаем,
То отрывисто, то плавно,
Громко, тихо – уже знаем.
Мы потешку вам озвучим,
С нами вам не будет скучно!
Позовём с собою «Эхо»,
С ним немного поиграем,
Любим мы занятие это -
Чувство ритма развиваем.
С данным оборудованием существует множество авторских музыкальных и дидактических игр, а также песен-танцев. Сшитые по шаблону из декоративного фетра и оформленные декоративными деревянными пуговичками (кстати, они могут быть не только деревянные, но и пластиковые, металлические) наши рукавички учат детей пользоваться звуковыми моделями, развивают фантазию, коммуникативные навыки и познавательный интерес.
Музыкальная игра с пением «Варежки»
Дети встают в круг. Ведущий под музыку начинает под музыку передавать варежки 3 -5 в зависимости от количества детей.
«Вы ребята не зевайте варежки передавайте,
Пусть они по кругу бегут от друга к другу.
Вы ребята не зевайте варежки передавайте.
Только перестанем петь, надо варежки надеть!»
С окончанием музыки у кого в руках варежки , выходят в середину круга и танцуют. Остальные дети хлопают.
«Траля,траля, тра-ля-ля, Траля,траля, тра-ля-ля,
Рукавички хороши, веселее попляши»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....
Использование нестандартного оборудования для повышения у детей дошкольного возраста интереса к физической культуре и спорту.
Нестандартное оборудование может быть использовано в НОД по физической культуре, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.-Используя нестандартное оборудование, действуем в соотв...

«Нестандартное оборудование для двигательной активности детей дошкольного возраста».
laquo;Нестандартное оборудование для двигательной активности детей дошкольного возраста».Цель:-изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования из бросового материала своими руками для ...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье предложены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях...
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования в рамках здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях учителя логопеда
Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования....
















