Методическая разработка Проект сетевого инновационного объединения
методическая разработка (старшая группа)

Ноговицына Надежда Александровна

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.

    Для выполнения данной стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство.

   Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретическим основанием такой работы является «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (2015 г.).

    Именно Концепция – 2015 актуализируют, и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Проект сетевого инновационного объединения

Наименование проекта

«Возможности начального инженерно-технического образования детей дошкольного возраста в ДОО»

Основания для разработки (на решение каких проблем направленно)

   Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования.

    Для выполнения данной стратегической задачи необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие наукоемкие технологии, внедрять их в производство.

   Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. Теоретическим основанием такой работы является «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» (2015 г.).

    Именно Концепция – 2015 актуализируют, и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность дошкольника.

   В рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологических отраслей в настоящее время особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству, что обусловлено следующими причинами:

  • дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для существующих и развивающихся отечественных предприятий;
  • у молодежи отсутствуют при поступлении в вузы навыки практической работы, представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами, результатом чего становится неосознанный выбор специальности, рост числа молодых людей, не работающих по специальности;
  • система профориентации не соответствует современным требованиям.

   Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающим инженерно – конструкторским мышлением.

    Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их по данному направлению. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детских садов до студентов.

Ключевая идея проекта

  Формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук возможно только в условиях спроектированной системы научного знания, в основу которой положен классификатор технических наук (Приказ Минобрнауки РФ №59 от 25.02.2009 г.)

  Классификатор технических наук позволил определить направления образования детей дошкольного возраста. Анализ  основных компетенций инженера, технолога помог:

  • научно обосновать методы исследования, определить предпосылки формирования компетенций в дошкольном возрасте;
  • выявить/классифицировать основные умения, навыки необходимые для формирования готовности дошкольника к изучению основных технических наук;
  • соотнести планируемые результаты с ФГОС ДО.

   В результате сопоставления нескольких федеральных документов на легитимной основе разработано принципиально новое содержание образования, связанное с изучением технических наук в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими компонентами, а новыми необходимыми для системного мышления.

Цель проекта

Для педагогов СИО:

  • Формирование и внедрение эффективной системы взаимодействия ДОУ в рамках сетевого инновационного объединения и разработка методического обеспечения образовательного процесса по инженерно-техническому обучению дошкольников.

Для детей:

  • Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Задачи проекта

Для педагогов СИО:

  1. Создать организационно-методическую и дидактическую базу для развития инженерной образовательной среды в ДОУ.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в инженерно-техническом обучении детей дошкольного возраста посредством внедрения инновационной технологий с использованием конструкторов и образовательной робототехники.
  3. Организовать в образовательном пространстве ДОУ предметную игровую техно-среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей.
  4. Разработать и внедрить критерии результативности системы педагогической работы, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Для детей:

  1. Формировать основы технической грамотности;
  2. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольников видах детской деятельности.
  3. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами.

Структура проекта

  1.  Содержание проблемы (актуальность и новизна проекта).
  2.  Цели и задачи проекта.
  3.  Ресурсное обеспечение проекта.
  4.  SWOT-анализ проекта.
  5.  Распределение обязанностей.
  6.  Взаимодействие ДОУ в рамках СИО для реализации проекта.
  7.  Этапы реализации.
  8.  Ожидаемые результаты реализации проекта.
  9.  Критерии оценки результата.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта (в отношении различных субъектов образовательного процесса и участников проекта)

Для педагогов СИО:

  1. Выстроена эффективная система взаимодействия ДОУ в рамках сетевого инновационного объединения по инженерно-техническому обучению дошкольников.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах инженерно-техническом обучения дошкольников; разработка и внедрение авторских технологий по инженерно-техническому обучению детей дошкольного возраста.
  3. Создана организационно-методическая, дидактическая, материально-техническая базы для развития инженерной образовательной среды в ДОУ.
  4. Публикация сборника передового педагогического опыта с элементами регионального компонента.

Для детей:

  1. Проявляет инициативу в конструктивно-модельной деятельности, высказывает собственные суждение оценки.
  2. «Читает» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей.
  3. Планирует свою деятельность, умело организует свое рабочее место, проявляет аккуратность и организованность.
  4. Распределяет конструктивно-модельную деятельность по технологическим операциям, оформляет этапы работы в виде схем, рисунков, условных обозначений (самостоятельная работа с «инженерной книгой»)
  1. Активно участвует в совместном со взрослым и детьми коллективном техническом творчестве, наряду с успешной индивидуальной деятельностью
  2. Контролирует свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; соблюдает правила техники безопасности.
  3. Встраивает с свои конструкции механические элементы, легко видоизменяет постройки по ситуации, свободно сочетает и адекватно взаимозаменяем дети в соответствии конструктивной задачей.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет ресурсный центр сетевого инновационного взаимодействия и рабочая группа, состоящая из старших воспитателей и педагогов в каждом ДОУ, входящих в СИО.

Виды контроля:

  1. Самоконтроль (проводит каждый старший воспитатель (педагог) в своем ДОУ по: методической документации, образовательной деятельности детей, работы с родителями, критерий результативности   и т.п.)
  2. Взаимоконтроль (проводит рабочая группа и ответственное лицо от ресурсного центра)
  3. Итоговый контроль (проходит в виде итоговых отчетных мероприятий в конце учебного года)

Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации сетевого проекта (подходы, критерии, показатели)

Для педагогов СИО:

   Для комплексной оценки качества дошкольного образования в условиях реализации сетевого проекта в ДОУ СИО выбрана «ЕСЕRS-Шкалы» по 7 направлениям.

Для детей:

На основании ст. 63 ФЗ-273 «Об образовании» предназначение педагогической диагностики результатов освоения образовательной программы – это:

  1.  индивидуализация образовательного процесса, то есть четкое понимание, какой и в чем необходим индивидуальный подход;
  2. Оптимизация работы с группой: педагогическая диагностика помогает разделить детей по определенным группам.

  Педагогическая оценка связана с оценкой эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.

  Следствие педагогической диагностики является наличие разработанных мероприятий для более результативного развития каждого диагностируемого ребенка.

  Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения на основании критериев разработанных рабочей группой показателей основ технической подготовки для детей 5-6 и 6-7 лет.

Сроки и этапы реализации

  1. Подготовительный этап: 2019-2020 уч.год

подготовка материально-технической базы, курсы повышения квалификации педагогов, разработка первичной методической документации (с определением целей, задач, примерного содержания проекта), распределение обязанностей, создание рабочих групп.

  1. Этап реализации проекта 2020-2022 уч гг.

- работа с детьми: образовательная деятельность, проведение конкурсов и совместных мероприятий.

- работа с родителями: открытые мероприятия, привлечение к детским конкурсам, совместные творческие проекты, «встречи с интересными людьми», акции, консультативная работа;

- работа с педагогами: проведение совместных мероприятий и конкурсов, взаимопосещение, работа в группах, разработка методического и дидактического материала, семинары-практикумы, круглые столы, коучиенг - сессии и др.

  1. Этап трансляции проекта 2023-2025 уч.г.

Анализ проделанной работы, подведение итогов работы, систематизация методического и дидактического материала, публикация сборника методического материала, распространение передового педагогического опыта в г. Якутске, РС(Я), РФ; проведение мастер-классов и др.

Состав СИО

Ресурсный центр – МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик»

МБДОУ Д/с № 5 «Радуга»

МБДОУ Д/с № 12 «Улыбка»

МБДОУ Д/с № 20 «Надежда»

МБДОУ Д/с № 26 «Кустук»

МБДОУ Д/с № 39 «Ромашка»

МБДОУ Д/с № 72 «Кэнчээри»

МБДОУ Д/с № 75 «Ивушка»

МБДОУ Д/с № 86 «Колокольчик»

МБДОУ Д/с № 96 «Брусничка»

МБДОУ Д/с № 103 «Родничок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "ПРОЕКТ ДОУ (с включением ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ работы) "Реализация регионального компонента посредством создания мультипликационных фильмов"

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определили качественно иное представление о том, каким на сегодняш...

Методическая разработка. Тема: «Использование инновационных образовательных технологий в ходе знакомства дошкольников с историей России и формирования нравственно-патриотических начал»

Для того, чтобы сформировать в дошкольниках патриотические начала, дать представления об историческом прошлом нашего государства, одним из разделов основной общеобразовательной программ в соответствии...

Методическая разработка по теме: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «ЭКОЛЯТА» автор: Лебедева Татьяна Львовна

Для экологического образования в системе дошкольного и общего образования.Ключевые слова: экология; воспитание; дошкольник; дошкольники.T. Lebedeva (Russia). INNOVATIVE APPROACH TO ECOLOGICAL EDUCATIO...

методическая разработка "Традиционная и инновационная технология хеппенинг в дошкольном образовательном учреждении"

Ребёнок переступает порог детского сада. В его жизни наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. В этот период на помощь приходит современная личностн...

Методическая разработка по теме «Инновационные подходы в обучении дошкольников Правилам Дорожного Движения»

Пособие для работы с детьми по обучению ПДД с применением инновационных технологий...