Способы коррекции нежелательного поведения у детей с расстройством аутистического спектра
материал

Заведий Елена Геннадьевна

Нежелательное поведение — это такое поведение, которое может представлять опасность как для самого человека, так и для окружающих, или же мешает процессу обучения, социализации и выполнению различных задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы коррекции нежелательного поведения у детей

с расстройством аутистического спектра

Заведий Елена Геннадьевна

Учитель-логопед МБДОУ №18

Карапетян Марина Викторовна

Учитель-дефектолог МБДОУ №18

E-mail: mbdou18ra@yandex.ru

Нежелательное поведение (далее - НП) — это такое поведение, которое может представлять опасность как для самого человека, так и для окружающих, или же мешает процессу обучения, социализации и выполнению различных задач. Таким образом, НП можно определить как:

  • Поведение, потенциально угрожающее безопасности ребенка или его окружению (например, драки, укусы, бросание предметов, бегство, самоповреждение).
  • Поведение, препятствующее обучению, развитию, нормальному функционированию и эффективному взаимодействию (например, крики, скачки, кружение на месте, мычание и т. д., заменяющее функциональную коммуникацию).
  • Социально неприемлемые действия (например, раздевание в общественных местах, отбирание предметов у других людей и т. д.).

НП может проявляться в различных формах: агрессивность, стереотипные действия, избегание общения, проблемы с питанием и гигиеной, а также трудности во время игр. Если поведение не попадает под указанные категории, мы не можем считать его неприемлемым, даже если оно выглядит необычно.

У НП всегда есть причины, и его следует рассматривать как форму общения и попытку наладить контакт. Работу следует начинать с одного вида НП, а после его устранения переходить к другим.

Основные причины большинства сложных форм поведения можно отнести к двум категориям:

Биологические или социальные факторы

Изначально биологические причины, которые затем подкрепляются социальными факторами

Биологические факторы могут включать:

• Психологические расстройства, такие как иррациональные страхи, тревожные расстройства, обсессивно-компульсивные расстройства и панические атаки.

• Сопутствующие заболевания, например, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

• Трудности в сенсорной обработке информации из окружающей среды.

Социальные причины часто связаны с желанием привлечь внимание — как положительное, так и отрицательное, что для ребенка с РАС не имеет значения. Также они могут быть вызваны стремлением:

• Избежать взаимодействия с определенными людьми или ситуациями.

 • Получить желаемый объект.

• Оказаться в комфортных условиях.

Например, поступки совершаются, допустим, из-за появившейся физической боли или дискомфорта, и продолжаются, потому что ребёнок привлекает к себе внимание даже после того, как неприятные ощущения прошли.

НП детей с РАС не возникает случайно. Оно зависит от окружающей среды и контекста ситуации. Для разработки эффективной стратегии реагирования необходимо подробно разобрать каждый случай по следующим пунктам:

  1. Определяющие события. Все аспекты, которые могут спровоцировать вызывающее поведение, например, страхи, усталость, физический дискомфорт.
  2. Предшествующие события. Например, время сна, ужина, поход в сад или магазины.
  3. Само поведение ребенка. Что именно он делает? Начинает кричать, причиняет вред окружающим, ломает предметы, занимается самоповреждением.
  4. Чего он хочет достичь, или каковы последствия? Привлечение внимания, попытка остановить какую-то деятельность.

Часто изучение поведения по данным пунктам помогает понять, что и как изменить (например, в предшествующих событиях), чтобы избежать проявлений НП.

С другой стороны, стоит обратить внимание на два простых навыка, не сформированность которых может провоцировать появление НП:

  1. Навык просьбы. Этот навык может существенно снизить различные формы нежелательного поведения. Его можно развить даже у детей, не говорящих, например, с помощью жестов (это поможет ребенку осознать, что обращение к взрослому имеет смысл, так как он будет услышан и получит желаемое).
  2. Навык ожидания. Часто необходимость подождать даже несколько секунд может вызвать у ребенка вспышку проблемного поведения. Если научить его спокойно ждать, это значительно улучшит его поведение в повседневной жизни и упростит коммуникацию с ним.

Методы коррекции нежелательного поведения

Ключевые моменты в коррекции НП (Ю.М. Эрц):

  • Убедитесь, что НП НИКОГДА не получает подкрепления.
  • Не обещайте ребенку награду «если он прекратит…».
  • Не демонстрируйте ему награду (шоколад, игрушку и т.д.) во время проявления нежелательного поведения.
  • Не пытайтесь «уговорить» ребенка успокоиться, так как это будет восприниматься как внимание и, следовательно, подкрепление.
  • Сохраняйте спокойствие и не проявляйте эмоций; избегайте конфликтов или физической борьбы.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка до того, как его проблемное поведение заставит Вас это сделать.
  • Избегайте ситуаций, которые могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение (долгие походы по магазинам, позднее время сна и т.д.).
  • Начинайте программу коррекции поведения в контролируемой среде (не в магазине или на детской площадке).

Поддержка, упрощение, подкрепление

При обучении простым навыкам часто эффективны базовые методы: визуальная поддержка (карточки, рисунки, фотографии), упрощение требований и подкрепление поведения.

Например: Ребенок просит посмотреть мультики. Педагог дает ему карточку «Жди» (метод визуальной поддержки). Он ждет всего несколько секунд — нет необходимости заставлять его терпеть 10-15 минут (метод упрощения требований). Затем педагог хвалит ребенка: «Ты молодец, хорошо подождал» (метод подкрепления). После этого включает мультики, тем самым дополнительно подкрепляя поведение. Позже можно постепенно увеличивать время ожидания.

Хотя это упражнение выглядит простым, при правильном подходе поведение может быстро измениться. Главное — продвигаться маленькими шагами.

Предупреждение

Дети с аутизмом боятся непредсказуемости. Поэтому для них важно составлять визуальное расписание на день и детализированную визуализацию всех активностей.

Например: Если нужно отправится на прием к стоматологу, можно, с помощью рисунков или фотографий, объяснить ребенку, как это будет происходить: сначала мы едем на машине в поликлинику, затем заходим в кабинет и садимся в кресло, потом показывает врачу зубы и т.д. Это помогает ребенку понять порядок событий.

Наказание

Если после определенного поведения следует что-то неприятное для человека, это может привести к уменьшению частоты такого поведения или его полному исчезновению. Однако важно помнить, что наказание не обучает правильному поведению! Мы прибегаем к наказанию лишь в тех случаях, когда все другие методы не принесли результатов.

Риски использования наказания

• Эффект наказания проявляется только в присутствии того, кто его применяет.

• Оно не распространяется на других людей или разные ситуации.

• Если не обучать альтернативному поведению, то вместо желаемого результата может возникнуть еще более неприемлемое поведение.

• Часто возникает реакция избегания нежелательного стимула, что может привести к еще более серьезным проблемам.

Избегание может проявляться в различных формах, таких как обман или попытки скрыться. Чем более неприятным является наказание, тем выше вероятность появления реакции избегания. Эту реакцию, как и агрессию в ответ на наказание, можно предотвратить, предоставив возможность ребенку проявить другое, желаемое поведение, которое будет подкрепляться.

• Интенсивность наказания нужно постоянно увеличивать, иначе его эффект снижается.

• Лицо, применяющее наказание, может ассоциироваться с негативными последствиями, что не способствует сотрудничеству.

• Если в качестве наказания используются лишение привилегии и штрафы, это может привести к ситуации, когда взаимодействие становится невозможным.

• Наказание вызывает сильные негативные эмоции.

Закон подкрепления

Если после определенного поведения человек получает что-то приятное или избавляется от чего-то неприятного, такое поведение будет проявляться чаще. Например, если ребенок упал на пол в магазине и закричал «Хочу шоколадку», а мама купила ему шоколад, то в будущем он может повторить это поведение. Подкрепление или поощрение — это то, что способствует повторению поведения в будущем.

Правила поощрения

• Поощрение должно действительно радовать. Обратите внимание на реакцию ребенка: выглядит ли он счастливым и взволнованным, когда получает поощрение? Стремится ли он снова его получить?

• Поощрение должно быть обусловленным. Оно должно следовать только после нужной реакции ребенка.

• Старайтесь делать поощрения неожиданными.

• Обозначайте поведение, которое Вы поощряете.

Поощрение делает наше поведение более стабильным, мотивированным и желанным. Это то, ради чего мы стремимся выполнять различные действия. Использование поощрений в работе с особыми детьми — это ключ к успеху и способ повышения их трудоспособности.

Генерализация навыков

Дети с РАС часто учатся выполнять действия в определенных условиях и обстановке, но не могут воспроизвести эти навыки в других местах. Например, в детском саду ребенок может одеваться и есть, а дома — нет. Здесь родителям важно повторять те же действия, что и на занятиях со специалистом. Например, простые упражнения по расширению фраз: не просто «мяч», а «большой мяч» или «красивый мяч». Эти упражнения можно выполнять в пути, по дороге из детского сада, что действительно помогает закрепить полученные навыки.

        Литература

  1. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: в 2 кн.: Кн. 1. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 223 с. ISBN 9785917430492.
  2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А. и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. СанктПетербург: Сеанс, 2018. 202 с. ISBN 9785905669378.
  3. Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка: Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 280 с. ISBN 9785917430799.
  4. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. Москва: Практика, 2016. 826 с. ISBN 9785 898161576.
  5. Мелешкевич О.В., Эрц Ю.М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (ABA). Самара: БахрахМ, 2021. 208 с. ISBN 9785946481090.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии( пластилинография)

У детей с аутизмом вместо развития эмоциональных контактов с окружающими,  выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Снизить эмоциональное напряжение, наладить контакт,...

Методическая разработка "Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Эмоциональная регуляция – это важная составляющая психического здоровья ребенка. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто сталкиваются с трудностями в области эмоциональной регул...

Нежелательное поведение у детей с расстройствами аутистического спектра

Поведение детей с аутистическим расстройством бывает непредсказуемым, вызывающим, социально неодобряемым. Оно выражается в виде неподчинения, криков, истерик, агрессии, членовредительства, повторяющих...

Логопедическая ритмика как эффективный метод коррекции речи и поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу сложных нарушений развития нервной системы, характеризующихся проблемами коммуникации, взаимодействия и повторяющимся поведением. Од...