Занятие "Русская матрёшка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Интегрированное занятие по художественно - эстетическому развитию в старше-подготовительной группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 385.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 «Родничок»
Интегрированное занятие
по художественно - эстетическому развитию
в старше-подготовительной группе
Тема: «Русская матрешка»
п. Ушаково, 2024 год
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русской матрешкой; учить выполнять узор на заготовке матрешки из бумаги.
Задачи:
Образовательные
∙ Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия);
∙ Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
∙ Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.
Развивающие
∙ Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки; ∙ Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
∙ Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана;
∙ Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
∙ Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
∙ Воспитывать умение работать в коллективе;
∙ Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народной игрушке;
∙ Воспитывать уважение к творчеству русских умельцев, чувство гордости за талант своего народа.
Методические приемы: игровой, наглядный, самостоятельная практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадка, физминутка, пальчиковая гимнастика, поощрение детей, использование ИКТ. Предварительная работа: изготовление заготовок матрешек из бумаги. Демонстрационный материал и оборудование: сундук, матрешки, презентация «Русская матрешка», аудиозаписи, ноутбук, проектор. Раздаточный материал: заготовки матрешек, краски гуашь, кисти, стаканы для воды, салфетки
В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуй небо! (руки вверх)
Здравствуй земля! (приседают)
Здравствуйте мои друзья. (взялись за руки)
Будем дружно мы играть
Новые знания получать!
В: Садитесь на стульчики, я хочу вам что - то показать.
В: Ребята, я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
В: Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Слайд 1
Загадка:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
В: Правильно, это матрешки. Посмотрите, какие они красивые.
В: Давайте посмотрим, во что одеты матрешки? (сарафан, фартук, кофта, на голове платок).
В: Какого цвета платок? Ребята, посмотрите какой у нее красивый фартук! Каким узором он украшен? (букетом цветов, в букете много листьев, бутонов)
Как вы думаете, как появилась эта кукла? Ответы детей.
Слайд 2
В: Давным-давно это было, более ста лет назад. Путешествовал как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям
Слайд 3
да сквозь березовые рощи.
Слайд 4
Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван.
Слайд 5
Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали.
Слайд 6
Вдруг увидели они у одного путешественника необычную игрушку – куклу. Игрушка эта была из далекой страны под названием Япония и называлась Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Понравилась Иванушке игрушка, и тогда решили они вместе с батюшкой сделать такую игрушку для девочки.
Слайд 7
Сначала выбрали дерево, из которого будут делать игрушку, березу или липу.
Слайд 8
Затем взяли деревянный чурбачок и выточили из него фигурку куколки. Самая маленькая куколка вытачивается первой, затем все остальные. Выточили, яркими красками каждую куколку разрисовали.
Слайд 9
Первую куколку одели в сарафан, передник, платочек. В руках кукла держала петуха, а внутри устроились дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Веселая получилась куколка, смешная.
Слайд 10
Подарили Иванушка и батюшка куколку девочке. Обрадовалась, обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
В: Вот так появилась русская матрешка.
Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.
Матрёшки русские
По свету славятся
На них взгляните вы-
Чем не красавицы?
В: Ребята, а для чего делают матрешек? Ответы детей.
В: Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?
Ответы детей.
В: Почему вы так решили?
В: Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы.
В: Хочется вам поиграть с Матрёшкой? Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся, детвора! Вставайте в круг. Мы под музыку будем передавать матрёшку, у кого матрёшка – выполняет задание.
У кого в руках матрёшка, тот потопает немножко!
У кого в руках матрёшка, тот похлопает немножко!
Кто матрёшку в руки взял, тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшку в руки взял, тот красиво приседал!
У кого в руках матрёшка, тот попрыгает немножко!
Кто матрёшку в руки взял, тот наклоны показал!
В: Ребята, давайте заглянем в наш сундук и полюбуемся матрешками. Ой, а матрешки какие – то не нарядные. Давайте мы сейчас пройдем в мастерскую, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит этих матрешек украсить.
Дети с воспитателями проходят в зону изо деятельности.
В: Обратите внимание, какие цвета красок мы будем использовать в росписи (красный, синий, зеленый, желтый, черный)
В: Ребята, с чего мастер начинает расписывать матрешку? (сначала рисует лицо, волосы, глаза, губы, щеки)
В: А потом? (платок, сарафан, фартук, руки)
В: Какими элементами вы будете украшать матрешек? (Цветами, листочками, бутонами, точками, кружочками, волнистыми линиями, завитками, букетами)
Чтоб матрёшек украшать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
Чтоб работать от души.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовал он взор!
В: Ребята, подбирайте цвета так, чтобы матрешки получились яркими и нарядными, старайтесь рисовать аккуратно. Сначала нужно карандашом нарисовать лицо. А затем аккуратно раскрашивайте матрёшку красками. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисти, лепестки цветов и листья – короткими толстыми штрихами.
Самостоятельная деятельность детей. Фоном звучит
музыка «Русская матрешка».
Воспитатель проверяет, проводит индивидуальную работу с детьми.
В: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
В: Такую игрушку – матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку, потому что она считается одним из символов России.
В: Ребята, что мы сегодня с вами узнали и чем занимались?
Что нового вы узнали на занятии?
Расскажите для чего же нужны матрешки? (несёт добро, радость)
Какие чувства они вызывают? (тёплые, хорошие)
А почему такие чувства? (потому что они яркие, красочные, улыбаются)
Что они нам дарят? (хорошее настроение)
В: Наше занятие подошло к концу, дарите друг другу улыбки, радость, добро и хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...
ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ
вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ
вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»
Конструкт НОД по ФЭМП на тему " Игра с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...

