Занятие "Русская матрёшка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Михалькевич Ольга Викторовна

Интегрированное занятие по художественно - эстетическому развитию в старше-подготовительной группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_matreshki.docx385.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 «Родничок»

Интегрированное занятие

по художественно - эстетическому развитию

 в старше-подготовительной группе

Тема: «Русская матрешка»

C:\Users\Алина\Downloads\2024-04-01_20-25-42.png

п. Ушаково, 2024 год

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русской матрешкой; учить выполнять узор на заготовке матрешки из бумаги.

Задачи: 

Образовательные 

 Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия);

 Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;

 Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.

Развивающие

 Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки;  Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

 Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана;

  Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные

 Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

 Воспитывать умение работать в коллективе;

 Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народной игрушке;

 Воспитывать уважение к творчеству русских умельцев, чувство гордости за талант своего народа.

Методические приемы: игровой, наглядный, самостоятельная практическая деятельность детей,  рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадка, физминутка, пальчиковая гимнастика, поощрение детей, использование ИКТ. Предварительная работа: изготовление заготовок  матрешек из бумаги. Демонстрационный материал и оборудование: сундук, матрешки, презентация «Русская матрешка», аудиозаписи,  ноутбук, проектор. Раздаточный материал: заготовки матрешек, краски гуашь, кисти, стаканы для воды, салфетки

В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуй небо! (руки вверх)

Здравствуй земля! (приседают)

Здравствуйте мои друзья. (взялись за руки) 

Будем дружно мы играть

Новые знания получать!

В: Садитесь на стульчики, я хочу вам что - то показать.

В: Ребята, я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

В: Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Слайд 1

Загадка:

 Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

В: Правильно, это матрешки. Посмотрите, какие они красивые. 

В: Давайте посмотрим, во что одеты матрешки? (сарафан, фартук, кофта, на голове платок).

В: Какого цвета платок? Ребята, посмотрите какой у нее красивый фартук! Каким узором он украшен? (букетом цветов, в букете много листьев, бутонов) 

Как вы думаете, как появилась эта кукла? Ответы детей.

Слайд 2

В: Давным-давно это было, более ста лет назад. Путешествовал как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям

Слайд 3

да сквозь березовые рощи.

Слайд 4

Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно  ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван.

Слайд 5

Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали.

Слайд 6

Вдруг увидели они у одного путешественника необычную игрушку – куклу. Игрушка эта была из далекой страны под названием Япония и называлась Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Понравилась Иванушке игрушка, и тогда решили они вместе с батюшкой сделать такую игрушку для девочки.

Слайд 7

Сначала выбрали дерево, из которого будут делать игрушку, березу или липу.

Слайд 8

Затем взяли деревянный чурбачок и выточили из него фигурку куколки. Самая маленькая куколка вытачивается первой, затем все остальные. Выточили, яркими красками каждую куколку разрисовали.

Слайд 9

Первую куколку одели в сарафан, передник, платочек. В руках кукла держала петуха, а внутри устроились  дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Веселая получилась куколка, смешная.

Слайд 10

Подарили Иванушка и батюшка куколку девочке. Обрадовалась, обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

В: Вот так появилась русская матрешка.

Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.

Матрёшки русские

По свету славятся

На них взгляните вы-

Чем не красавицы?

В: Ребята, а для чего делают матрешек? Ответы детей. 

В: Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

Ответы детей. 

В: Почему вы так решили?

В: Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы.

В: Хочется вам поиграть с Матрёшкой?  Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся, детвора!  Вставайте в круг. Мы под музыку будем передавать матрёшку, у кого матрёшка – выполняет задание.

У кого в руках матрёшка, тот потопает немножко!

У кого в руках матрёшка, тот похлопает немножко!

Кто матрёшку в руки взял, тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял, тот красиво приседал!

У кого в руках матрёшка, тот попрыгает  немножко!

Кто матрёшку в руки взял, тот наклоны показал!

В: Ребята, давайте заглянем в наш сундук и полюбуемся матрешками.  Ой, а матрешки какие – то не нарядные. Давайте мы сейчас пройдем в мастерскую, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит этих матрешек украсить.

Дети с воспитателями проходят в зону изо деятельности.

В: Обратите внимание, какие цвета красок мы будем использовать в росписи (красный, синий, зеленый, желтый, черный) 

В: Ребята, с чего мастер начинает расписывать матрешку? (сначала рисует лицо, волосы, глаза, губы, щеки) 

В: А потом? (платок, сарафан, фартук, руки) 

В: Какими элементами вы будете украшать матрешек? (Цветами, листочками, бутонами, точками, кружочками, волнистыми линиями, завитками, букетами) 

Чтоб матрёшек украшать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

Чтоб работать от души.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор

Чтобы радовал он взор!

В: Ребята, подбирайте цвета так, чтобы матрешки получились яркими и нарядными, старайтесь рисовать аккуратно. Сначала нужно карандашом нарисовать лицо. А затем аккуратно раскрашивайте матрёшку красками. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисти, лепестки цветов и листья – короткими толстыми штрихами.

Самостоятельная деятельность детейФоном звучит

музыка «Русская матрешка».

Воспитатель проверяет,  проводит индивидуальную работу с детьми.

В: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

В: Такую игрушку – матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку, потому что она считается одним из символов России. 

В: Ребята, что мы сегодня с вами узнали и чем занимались?

Что нового вы узнали на занятии?

Расскажите для чего же нужны матрешки? (несёт добро, радость)

Какие чувства они вызывают? (тёплые, хорошие)

А почему такие чувства? (потому что они яркие, красочные, улыбаются)

Что они нам дарят? (хорошее настроение) 

В: Наше занятие подошло к концу, дарите друг другу улыбки, радость, добро и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...