Материал для воспитателя по теме: «Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»»
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Марина Александровна

 

Материал для воспитателя по теме: «Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»»

Сегодня мы познакомимся с русским художником – И. Е. Репиным и его картиной «Осенний букет».

Илья Репин — выдающийся художник, чьи картины до сих пор восхищают зрителей. Он родился в далеком прошлом и быстро прославился на всю страну. Репин любил наблюдать за людьми и природой, что нашло отражение в его многочисленных произведениях. Его работы отличаются мастерством и вниманием к деталям, благодаря чему они стали частью музейных коллекций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл repin.docx397.86 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для воспитателя по теме: «Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»»

И. Е. Репин

Осенний букет. 1892

Холст, масло. 111 × 65 см

Государственная Третьяковская галереяМосква

(инв. 758)

Цель: знакомство детей с картиной русского художника И.Е. Репина «Осенний букет»

I часть стихотворение

Листья золотые, падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

- О чем стихотворение?

- Какие признаки осени вы знаете?

- Как вы думаете как осень связана с нашим походом в картинную галерею?

II часть Сегодня мы познакомимся с русским художником – И. Е. Репиным и его картиной «Осенний букет».

Илья Репин — выдающийся художник, чьи картины до сих пор восхищают зрителей. Он родился в далеком прошлом и быстро прославился на всю страну. Репин любил наблюдать за людьми и природой, что нашло отражение в его многочисленных произведениях. Его работы отличаются мастерством и вниманием к деталям, благодаря чему они стали частью музейных коллекций.

Картина «Осенний букет» на самом деле является портретом. На ней изображена дочь художника, Вера Ильинична Репина, на фоне живописного пейзажа – усадьбы, недавно приобретенной художником.

На заднем плане раскинулся сад с молодыми деревьями, на которых еще сохранились зеленые листья. У самого горизонта виднеется густой лес, кажущийся темным и холодным, с глубокой и темной зеленью.

На переднем плане – сама Вера, стоящая на пожелтевшей траве. На ней красивое платье: верх – темно-коричневый, юбка – светлая, украшенная мелкими цветочками. Платье декорировано кружевами и брошью на шее. Лицо Веры излучает милость: большие выразительные глаза, черные брови и пухлые губы. Картина выполнена яркими, но аккуратными мазками.

В руках Веры большой букет осенних цветов, включающий белые, желтые, оранжевые, красные и коричневые оттенки.

Давайте рассмотрим и поговорим о основных оттенках картины:

Золотистые и жёлтые тона, характерные для пожелтевших листьев деревьев.

Оранжевые и рыжие цвета, создающие ощущение тепла и света солнца.

Различные оттенки зелёного, символизирующие ещё сохранившуюся свежесть растительности.

Коричневые и земляные тона, придающие глубину и контраст образу увядающей природы.

Насыщенный красный оттенок отдельных цветков, привлекающий внимание зрителя и подчеркивающий яркость момента.

Такой подбор цветов картины позволяет зрителю ощутить всю полноту красок осени, создавая эмоциональный отклик и вызывая чувство умиротворённости и тихого восхищения красотой природы.

Обсуждение картины.

С какой картиной познакомились сегодня?

Как зовут  художника?

Понравилась ли она вам?

Какая погода изображена на картине? Почему вы так думаете?

Какие цвета использованы в картине?

Какие эмоции испытали при просмотре?

Похвала детей.

Для закрепления материала и развития интереса к теме можно включить в занятие следующие дидактические игры, подходящие для детей старшего возраста:

1. Игра «Собери букет»

Описание: разложите вырезанные из бумаги элементы разных цветов (листья, ягоды, цветы). Дети должны выбрать нужные части, чтобы собрать красивый осенний букет, похожий на тот, что нарисовал Репин.

Цель: развитие мелкой моторики, внимания и творческих способностей.

2. Игра «Цветовая палитра»

Описание: покажите палитру красок, предложив детям угадать, какие цвета использовал художник для своего шедевра («Какие оттенки листьев он применил?»).

Цель: обучение различению оттенков, знакомство с цветовой гаммой.

3. Игра «Опиши картину словами»

Описание: каждому ребенку предлагается описать картину одним-двумя прилагательными («яркая», «теплая», «радостная»). Затем сравниваются впечатления друг друга.

Цель: формирование эмоционального восприятия произведений искусства, обогащение словарного запаса.

4. Игра «Рассказчик»

Описание: предложить детям придумать историю, которую могли бы рассказать персонажи, изображённые на картине, если бы они ожили («Что было бы, если этот букет заговорил?»).

Цель: стимулирование воображения, творческого рассказывания историй.

5. Игра «Рисуем вместе»

Описание: совместная деятельность по созданию коллективного рисунка осеннего пейзажа или букета, используя полученные знания о цветах и формах.

Цель: сплоченность группы, умение работать сообща, развитие художественного вкуса.

Эти игры помогут сделать занятие интересным и увлекательным, пробуждая любовь к прекрасному миру природы и искусства.

После обсуждения можно сделать творческую практическую часть- нарисовать осенний букет. Перед созданием картины с детьми обсудить разные художественные техники, это отличная идея, для расширения кругозора детей и откроют новые возможности творчества. Вот несколько техник, которые будут интересны и понятны даже маленьким художникам:

1. Акварель

Акварельные краски полупрозрачны и позволяют создавать нежные, легкие тона. Их легко смешивать прямо на бумаге, создавая красивые переходы и эффекты прозрачности.

Идея занятия: предложите детям попробовать рисовать акварелью на влажной бумаге. Это создаст интересные растеки и эффект воды.

2. Гуашь

Это густые непрозрачные краски, которыми удобно закрашивать большие поверхности. Они быстро сохнут и позволяют получать яркие насыщенные цвета.

Идея занятия: попросите детей нарисовать яркий натюрморт яркими гуашевыми цветами, экспериментируя с контрастностью.

3. Коллаж

Здесь используется сочетание разных материалов (бумага, ткань, фольга, природные объекты). Техника позволяет создавать необычные композиции и развивает фантазию.

Идея занятия: сделайте коллаж на тему осени, используя листья, веточки, семена растений и кусочки цветной бумаги.

4. Монотипия

Монотипия предполагает создание отпечатков краской на стекле или пластике, а затем перенос полученного узора на бумагу. Получается уникальный рисунок, повторить который невозможно.

Идея занятия: дайте детям поиграть с созданием отпечатков ладошек или кисточками на стеклянной доске, а затем аккуратно прижмите лист бумаги сверху.

5. Печати и штампы

Можно использовать овощи, фрукты, губки или поролоновые заготовки, макая их в краску и делая отпечатки на бумаге.

Идея занятия: попробуйте нарисовать букет необычных цветов, используя разрезанный картофель, яблоко или тыкву в качестве штампов.

Все эти техники помогают детям почувствовать себя настоящими творцами, развивая фантазию, координацию движений и художественный вкус. Главное — позволить малышам свободно выражать свою индивидуальность и радоваться процессу создания картин.

Для погружения в творческую атмосферу рекомендации по прослушиванию музыкальных произведений. Они способные дополнить атмосферу задумчивости, тёплой меланхолии и любви к красоте природы, присущие данному произведению искусства.

Вот несколько рекомендаций классических композиций, идеально соответствующих настроению картины:

Классическая музыка:

1 Пётр Ильич Чайковский: «Осенняя песня» (цикл «Времена года») — выразительная мелодия передает утончённое чувство осеннего настроения.

2. Александр Николаевич Скрябин: Прелюдия Op. 11 №18 — нежная и трогательная пьеса, прекрасно дополняющая образы природы.

3. Сергей Васильевич Рахманинов: Этюд-картина Es-dur Op. 33 №4 — мягкое звучание фортепиано создает приятную гармонию, поддерживающую осеннюю тему.

4. Антонио Вивальди: Концерт для скрипки с оркестром «Осень» (из цикла «Времена года») — лёгкая и живая мелодия, передающая движение и спокойствие одновременно.

5. Франц Шуберт: Lied der Mutter Erde («Песня Матери-Земли»), исполненное женским голосом — чувственное исполнение гармонично сочетается с темой природы и размышлениями о смене сезонов.

Современная инструментальная музыка:

  1. Yann Tiersen: La Valse d’Amélie — романтический мотив французской культуры наполнит пространство теплом и мечтательностью.
  2. Hans Zimmer: Time (Inception) — глубокий и размеренный ритм создаст особую атмосферу глубокого осмысления и погруженности в художественное произведение.
  3. Vangelis: To the Unknown Man — плавная и гармоничная мелодия подчеркнёт философские размышления и внутренний покой.

Физминутка «Волшебная кисточка»

Цель: Улучшить мелкую моторику, укрепить пальцы рук, расслабить глаза и шею.

Волшебная кисточка летает:

Представляем, что наши пальчики стали волшебными кисточками.

Легко размахиваем ими в воздухе, будто рисуем широкие линии.

Рисуем круги глазами:

Теперь представим, что нашими глазами тоже можно рисовать.

Медленно поворачиваем взгляд вправо-влево, вверх-вниз, рисуя большие круги.

Погладим бумагу ладошками:

Приложим ладони к воображаемым листам бумаги, поглаживая поверхность.

Аккуратно растираем ладошки друг о друга, согревая их.

Расправляем крылья птичек-пальчиков:

Руки вытянуты перед собой, сжимаем-разжимаем кулаки, имитируя движения крыльев птицы.

Потрясём ручками, освобождая напряжение.

Приятный отдых:

Мягко прикрываем глаза ладонями, даём глазкам отдохнуть пару секунд.

Немного покрутим головой в разные стороны, снимая мышечное напряжение шеи.

И снова творческая работа!

Возвращаемся к своим рабочим местам, спокойно садимся и готовимся начать творческий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...

Презентация к занятию конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе. Подготовила и провела воспитатель Скобелкина Н.С. Тема:«Знакомство с числом четыре ». «Путешествие в осенний лес».

Цель:познакомить с  образованием числа 4, и научить считать в пределах четырех».Программное содержание:Образовательные задачи.Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп пре...

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».

КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Конспект-НОД по теме : " 1 октября-день пожилого человека!" АППЛИКАЦИЯ."Осенний букет своими руками"

Беседа с детьми средней группы на тему «1 октября – День пожилого человека»Воспитатель средней группы: Новикова Светлана ПетровнаЦели:Образовательные:- расширить знания детей о таких...

Конспект занятия "Знакомство с картиной И.Е. Репина"

Конспект занятия "Знакомство с картиной И.Е. Репина"...