Материал для воспитателя по теме: «Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»»
план-конспект занятия (старшая группа)
Материал для воспитателя по теме: «Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»»
Сегодня мы познакомимся с русским художником – И. Е. Репиным и его картиной «Осенний букет».
Илья Репин — выдающийся художник, чьи картины до сих пор восхищают зрителей. Он родился в далеком прошлом и быстро прославился на всю страну. Репин любил наблюдать за людьми и природой, что нашло отражение в его многочисленных произведениях. Его работы отличаются мастерством и вниманием к деталям, благодаря чему они стали частью музейных коллекций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 397.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для воспитателя по теме: «Знакомство с картиной И.Е. Репина «Осенний букет»»
Осенний букет. 1892 |
Холст, масло. 111 × 65 см |
(инв. 758) |
Цель: знакомство детей с картиной русского художника И.Е. Репина «Осенний букет»
I часть стихотворение
Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
- О чем стихотворение?
- Какие признаки осени вы знаете?
- Как вы думаете как осень связана с нашим походом в картинную галерею?
II часть Сегодня мы познакомимся с русским художником – И. Е. Репиным и его картиной «Осенний букет».
Илья Репин — выдающийся художник, чьи картины до сих пор восхищают зрителей. Он родился в далеком прошлом и быстро прославился на всю страну. Репин любил наблюдать за людьми и природой, что нашло отражение в его многочисленных произведениях. Его работы отличаются мастерством и вниманием к деталям, благодаря чему они стали частью музейных коллекций.
Картина «Осенний букет» на самом деле является портретом. На ней изображена дочь художника, Вера Ильинична Репина, на фоне живописного пейзажа – усадьбы, недавно приобретенной художником.
На заднем плане раскинулся сад с молодыми деревьями, на которых еще сохранились зеленые листья. У самого горизонта виднеется густой лес, кажущийся темным и холодным, с глубокой и темной зеленью.
На переднем плане – сама Вера, стоящая на пожелтевшей траве. На ней красивое платье: верх – темно-коричневый, юбка – светлая, украшенная мелкими цветочками. Платье декорировано кружевами и брошью на шее. Лицо Веры излучает милость: большие выразительные глаза, черные брови и пухлые губы. Картина выполнена яркими, но аккуратными мазками.
В руках Веры большой букет осенних цветов, включающий белые, желтые, оранжевые, красные и коричневые оттенки.
Давайте рассмотрим и поговорим о основных оттенках картины:
Золотистые и жёлтые тона, характерные для пожелтевших листьев деревьев.
Оранжевые и рыжие цвета, создающие ощущение тепла и света солнца.
Различные оттенки зелёного, символизирующие ещё сохранившуюся свежесть растительности.
Коричневые и земляные тона, придающие глубину и контраст образу увядающей природы.
Насыщенный красный оттенок отдельных цветков, привлекающий внимание зрителя и подчеркивающий яркость момента.
Такой подбор цветов картины позволяет зрителю ощутить всю полноту красок осени, создавая эмоциональный отклик и вызывая чувство умиротворённости и тихого восхищения красотой природы.
Обсуждение картины.
С какой картиной познакомились сегодня?
Как зовут художника?
Понравилась ли она вам?
Какая погода изображена на картине? Почему вы так думаете?
Какие цвета использованы в картине?
Какие эмоции испытали при просмотре?
Похвала детей.
Для закрепления материала и развития интереса к теме можно включить в занятие следующие дидактические игры, подходящие для детей старшего возраста:
1. Игра «Собери букет»
Описание: разложите вырезанные из бумаги элементы разных цветов (листья, ягоды, цветы). Дети должны выбрать нужные части, чтобы собрать красивый осенний букет, похожий на тот, что нарисовал Репин.
Цель: развитие мелкой моторики, внимания и творческих способностей.
2. Игра «Цветовая палитра»
Описание: покажите палитру красок, предложив детям угадать, какие цвета использовал художник для своего шедевра («Какие оттенки листьев он применил?»).
Цель: обучение различению оттенков, знакомство с цветовой гаммой.
3. Игра «Опиши картину словами»
Описание: каждому ребенку предлагается описать картину одним-двумя прилагательными («яркая», «теплая», «радостная»). Затем сравниваются впечатления друг друга.
Цель: формирование эмоционального восприятия произведений искусства, обогащение словарного запаса.
4. Игра «Рассказчик»
Описание: предложить детям придумать историю, которую могли бы рассказать персонажи, изображённые на картине, если бы они ожили («Что было бы, если этот букет заговорил?»).
Цель: стимулирование воображения, творческого рассказывания историй.
5. Игра «Рисуем вместе»
Описание: совместная деятельность по созданию коллективного рисунка осеннего пейзажа или букета, используя полученные знания о цветах и формах.
Цель: сплоченность группы, умение работать сообща, развитие художественного вкуса.
Эти игры помогут сделать занятие интересным и увлекательным, пробуждая любовь к прекрасному миру природы и искусства.
После обсуждения можно сделать творческую практическую часть- нарисовать осенний букет. Перед созданием картины с детьми обсудить разные художественные техники, это отличная идея, для расширения кругозора детей и откроют новые возможности творчества. Вот несколько техник, которые будут интересны и понятны даже маленьким художникам:
1. Акварель
Акварельные краски полупрозрачны и позволяют создавать нежные, легкие тона. Их легко смешивать прямо на бумаге, создавая красивые переходы и эффекты прозрачности.
Идея занятия: предложите детям попробовать рисовать акварелью на влажной бумаге. Это создаст интересные растеки и эффект воды.
2. Гуашь
Это густые непрозрачные краски, которыми удобно закрашивать большие поверхности. Они быстро сохнут и позволяют получать яркие насыщенные цвета.
Идея занятия: попросите детей нарисовать яркий натюрморт яркими гуашевыми цветами, экспериментируя с контрастностью.
3. Коллаж
Здесь используется сочетание разных материалов (бумага, ткань, фольга, природные объекты). Техника позволяет создавать необычные композиции и развивает фантазию.
Идея занятия: сделайте коллаж на тему осени, используя листья, веточки, семена растений и кусочки цветной бумаги.
4. Монотипия
Монотипия предполагает создание отпечатков краской на стекле или пластике, а затем перенос полученного узора на бумагу. Получается уникальный рисунок, повторить который невозможно.
Идея занятия: дайте детям поиграть с созданием отпечатков ладошек или кисточками на стеклянной доске, а затем аккуратно прижмите лист бумаги сверху.
5. Печати и штампы
Можно использовать овощи, фрукты, губки или поролоновые заготовки, макая их в краску и делая отпечатки на бумаге.
Идея занятия: попробуйте нарисовать букет необычных цветов, используя разрезанный картофель, яблоко или тыкву в качестве штампов.
Все эти техники помогают детям почувствовать себя настоящими творцами, развивая фантазию, координацию движений и художественный вкус. Главное — позволить малышам свободно выражать свою индивидуальность и радоваться процессу создания картин.
Для погружения в творческую атмосферу рекомендации по прослушиванию музыкальных произведений. Они способные дополнить атмосферу задумчивости, тёплой меланхолии и любви к красоте природы, присущие данному произведению искусства.
Вот несколько рекомендаций классических композиций, идеально соответствующих настроению картины:
Классическая музыка:
1 Пётр Ильич Чайковский: «Осенняя песня» (цикл «Времена года») — выразительная мелодия передает утончённое чувство осеннего настроения.
2. Александр Николаевич Скрябин: Прелюдия Op. 11 №18 — нежная и трогательная пьеса, прекрасно дополняющая образы природы.
3. Сергей Васильевич Рахманинов: Этюд-картина Es-dur Op. 33 №4 — мягкое звучание фортепиано создает приятную гармонию, поддерживающую осеннюю тему.
4. Антонио Вивальди: Концерт для скрипки с оркестром «Осень» (из цикла «Времена года») — лёгкая и живая мелодия, передающая движение и спокойствие одновременно.
5. Франц Шуберт: Lied der Mutter Erde («Песня Матери-Земли»), исполненное женским голосом — чувственное исполнение гармонично сочетается с темой природы и размышлениями о смене сезонов.
Современная инструментальная музыка:
- Yann Tiersen: La Valse d’Amélie — романтический мотив французской культуры наполнит пространство теплом и мечтательностью.
- Hans Zimmer: Time (Inception) — глубокий и размеренный ритм создаст особую атмосферу глубокого осмысления и погруженности в художественное произведение.
- Vangelis: To the Unknown Man — плавная и гармоничная мелодия подчеркнёт философские размышления и внутренний покой.
Физминутка «Волшебная кисточка»
Цель: Улучшить мелкую моторику, укрепить пальцы рук, расслабить глаза и шею.
Волшебная кисточка летает:
Представляем, что наши пальчики стали волшебными кисточками.
Легко размахиваем ими в воздухе, будто рисуем широкие линии.
Рисуем круги глазами:
Теперь представим, что нашими глазами тоже можно рисовать.
Медленно поворачиваем взгляд вправо-влево, вверх-вниз, рисуя большие круги.
Погладим бумагу ладошками:
Приложим ладони к воображаемым листам бумаги, поглаживая поверхность.
Аккуратно растираем ладошки друг о друга, согревая их.
Расправляем крылья птичек-пальчиков:
Руки вытянуты перед собой, сжимаем-разжимаем кулаки, имитируя движения крыльев птицы.
Потрясём ручками, освобождая напряжение.
Приятный отдых:
Мягко прикрываем глаза ладонями, даём глазкам отдохнуть пару секунд.
Немного покрутим головой в разные стороны, снимая мышечное напряжение шеи.
И снова творческая работа!
Возвращаемся к своим рабочим местам, спокойно садимся и готовимся начать творческий процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и эмоционального отклика на содержани...

Презентация к занятию конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе. Подготовила и провела воспитатель Скобелкина Н.С. Тема:«Знакомство с числом четыре ». «Путешествие в осенний лес».
Цель:познакомить с образованием числа 4, и научить считать в пределах четырех».Программное содержание:Образовательные задачи.Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп пре...

Конспект НОД по ознакомлению с живописью (с учетом интеграции образовательных областей) на тему «Знакомство с картиной И.И. Левитана «Деревня. Зима» для детей старшей группы
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё....

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».
КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Конспект-НОД по теме : " 1 октября-день пожилого человека!" АППЛИКАЦИЯ."Осенний букет своими руками"
Беседа с детьми средней группы на тему «1 октября – День пожилого человека»Воспитатель средней группы: Новикова Светлана ПетровнаЦели:Образовательные:- расширить знания детей о таких...

Конспект занятия "Знакомство с картиной И.Е. Репина"
Конспект занятия "Знакомство с картиной И.Е. Репина"...

Конспект занятия Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Знакомство с картиной П.Кривоногова «Победа»
В рамках исторического просвещения...

