долгосрочный проект
проект (старшая группа)

Ошкова Олеся Петровна

проект " Люблю тебя мой край родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект166.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Люблю тебя, мой край родной»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Формы: досуги, свободно-самостоятельная деятельность, совместная деятельность с взрослыми, тематические выставки, консультации для родителей и педагогов; выставки творческих работ в группе.

Методы: словесный,  наглядный,  практический,  игровой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели.

Срок реализации: сентябрь - май.

Цель:  воспитание у детей патриотических чувств, любви к Донскому краю, к своему Отечеству, гордости и уважения за свою родную страну.


Задачи:
- обобщить результаты творческой  деятельности  детей,  родителей, педагогов в ходе реализации проекта;
- создать оптимальные условия для приобщения  детей к истории и культуре казаков;
- содействовать  развитию у детей начал исторического самосознания;
- обогащать  речь  ребёнка пословицами и поговорками;
- продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным  искусством  Донского края;
- формировать  знания об истории казачества у детей и родителей;
- активизировать словарь детей.

Основные принципы проекта:

Принцип интеграции:  обучение  духовно-нравственному  воспитанию детей.

Культурологический принцип: воспитание  в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия  дошкольника.

Организационно-подготовительный  этап (октябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

 Аналитический  этап (ноябрь - апрель)
Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.


Заключительный этап (май)
Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

Работа организована с учетом регионального компонента и способствует знакомству с особенностями жизни и быта донских казаков, с народным костюмом, с обычаями и праздниками.

Дети рассматривают мужской и женский казачий костюмы, знакомятся с названием предметов деталей костюма и на основе полученных знаний самостоятельно работают над созданием своего костюма.

Знакомя детей с изделиями декоративно-прикладного искусства, мы также углубляем знакомство с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме:  посудой (ее формой, декором, силуэтом); формируем умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской  керамики; придумать свои узоры и изделия; воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.

Перспективный план:

«Кухонная утварь казаков» (Семикаракорская керамика). Знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

«Казачий курень». Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.

«Дорого яичко к Светлому дню».  Познакомить детей с праздником православных христиан, традициями и  обрядами.

«Хлебушек-батюшка»

«Донской лазорик» (роспись ложек)


Ожидаемые результаты:


Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент);


Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому воспитанию детей;


Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;


Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.



Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему: «Казачий курень».


Цель: формирование у детей чувства любви и гордости к родному краю на основе изучения его культуры.

Задачи:

-Познакомить детей с жилищем казаков, предметами быта;

-Подчеркнуть любовь казаков к родному краю;

-Воспитывать уважение к культуре предков;

-Учить рисовать казачий курень, передавая его особенности.

Программное содержание: 

- Беседа. Показ презентации «Жилище и быт донского казака»

 - Работа с макетом куреня.

Словарная работа:

Курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок, баз, палисадник.

Ход занятия:

 Ребята, послушайте  стихотворение

«Весна в степи на Дону».

Тихий Дон разливается тихо,

И ничем по весне не сдержать.

По-казачьи, задорно и лихо,

Предъявляя могучую стать.

Берега, что в верховьях крутые,

Заросли вековым камышом.

Пейзажи донские родные

Входят в душу прекрасным стихом.

Растянулись вдоль дона станицы,

Белизною блестят курени.

Чернобровы донские девицы.

И отважны донцы-молодцы.

«Жилище казака».

Строительство станиц велось по плану. В центре станицы площадь с церковью, школой, станичным правлением. Тяжёлое августовское солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом. Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица, представляла из себя множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи. Улицы, улочки, переулки, тупики все перемешалось.  В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны. Но самое интересное было, что строили дома всей станицей, за помощь денег не брали. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение. (Перья, куски шерсти, полотенце, монеты, крест). Для чего нужны перья и шерсть? (Чтобы хозяйство водилось.) Правильно. При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть. Для чего были нужны монеты? (Чтобы деньги водились). Верно. Деньги закладывались под матицу. Матица - несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенцах. Зачем? (Чтобы в доме не было пусто.) В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем? (Чтобы бог помогал). А какие материалы использовали казаки для строительства дома? (Солому, бревна, камыш). Казаки строили себе жилье из самана. Что такое саман? (Саман-кирпич из глины с примесью соломы). Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как ты думаешь, почему? (На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать, и быстрей, и веселей). Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формовали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой. Пол делали глинобитный.

Потом дома начали строить из дерева или камня. Дома эти назывались курень. Казаки строили дома со смежными комнатами, так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Позже дома начали строить из двух этажей. (Первый этаж - полуподвальное помещение - низы, второй - верхи). Окна закрывались от жары ставнями - деревянными дверцами. У дома еще были балясы. Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы по нему можно было пройти закрыть или открыть ставни. (Показ слайдов).


 «А теперь  зайдем в казачий курень. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Застилали постель вышитыми покрывалами или из ткани. Одеяла шили сами казачки из ваты или шерсти овец, а верх его был из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати - занавеска.


Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложки  деревянные. Вся семья ела из одной чашки. Начинали есть по старшинству. Кто спешил во время еды, мог получить ложкой по лбу.

В курене появилась печь. Ее топили сухой травой, соломой или кизяком (сухой помет животных), а потом клали дрова. Готовили в чугунах. Их ставили в печь ухватом.

Любимые блюда казаков: лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Молоко хранили в погребе в глиняной посуде - махотке.

Одежду казаки хранили в сундуках. На них и спали. До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила. Белье наматывалось на валик, и по ней прокатывали вот этой доской с зубцами.

Казаки были гостеприимны и набожны. В каждом доме в углу висела икона. В каждом доме у казачки была прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из нее одежду (носки, варежки, шарфы, платки).

У куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был баз, где жил скот. Обязательно был огород, где выращивали овощи и фрукты.

Физкультминутка.

Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь - казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже,
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё,
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.


 Работа с макетом куреня

Воспитатель с детьми рассматривают макет куреня, обговаривая форму, цвет, вид со всех сторон.

Дети под музыку рисуют казачий курень.

Анализ работ.

Итог занятия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. 
- О чём мы сегодня с вами говорили?

 - Для чего необходимо знать прошлое своего народа?
- Что самое важное вы запомнили на занятии?
- Как называлось жилище казаков?
- Как называлась посуда? Какие предметы быта запомнили?
- Ребята, у вас замечательные работы получились, вы молодцы!



План-конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию с дошкольниками в подготовительной группе.

Тема занятия: «Семикаракорская керамика».


Интеграция образовательных областей:

 «познавательное развитие»;

«социально-коммуникативное развитие»;

«художественно-эстетическое развитие»;

«физическое развитие».

Цель: ознакомление детей с традиционным промысломДонского края.

Задачи:

- продолжать развивать декоративное творчество детей, учить создавать узоры по мотивам народных росписей;

- закреплять умение при составлении декоративной композиции, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму;

- воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения в рисовании;

- воспитывать интерес и любовь к традициям донского края.

Методы и приемы:

- словесные: психологический настрой, беседа;

- практические: физминутка «Игра на ложках»;

- наглядные: пособия с элементами росписи.

Материалы и оборудование: деревянные ложки, гуашь, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, кисти №3,5; салфетки, магнитная доска, аудиозапись.


Формы организации совместной деятельности.


Детская деятельность


Формы и методы организации совместной деятельности


Игровая


Превращение в мастеров


Продуктивная


Роспись ложек


Коммуникативная


Пополнять словарный запас в описании элементов росписи


Двигательная


Физкультминутка «Игра на ложках» под музыку-создать условия для психологического настроя и снятия физического напряжения.



Логика образовательной деятельности



Деятельность

воспитателя


Деятельность воспитанников


Ожидаемые результаты


1.


Приветствует детей,

задает положительный настрой


Приветствуют друг друга и гостей

Здравствуй, край родной!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, я!


Дети настроены на общение


2.


Предлагает послушать «Старую легенду о тюльпане»


Дети слушают


Проявляют интерес к предстоящей деятельности


3.


Беседа о родном крае


Дети 
рассказывают об увиденном в природе


Проявляют эмоциональное отношение к природе, пополнен лексический запас.


4.


А ложки то, ребята, у нас еще и волшебные!

Покрути, постучи, и легонечко взмахни,

Раз, два, три,

Волшебство прийди!

Теперь можно начинать.



Сюрпризный момент-ожидание что получится при произношении волшебных слов


5.


Физминутка: «Игра на ложках»


Демонстрируют физическую активность


Стараются ритмично под музыку выполнять движения


6.


Продуктивная деятельность


Ребята придумывают


Ребенок выбирает свой способ передачи цветка , планировать самостоятельную деятельность,


7.


Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем занимались на занятии, что запомнилось и понравилось больше всего.


Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе, высказывают эмоциональный отклик


Умение оценивать результат своей деятельности



Занятие на тему: «Кухонная утварь казаков»


Цель: ознакомление с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, народной Донской культуры, расширение представлений детей об обычаях и традициях Дона.

Задачи:

Познакомить с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме: посудой (ее формой, декором, силуэтом); формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов
Семикаракорской керамики; придумать свои узоры и изделия;
Развивать творческие способности  и эстетический  вкус  у дошкольников.

Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.

Материалы: Семикаракорская посуда,  акварель, кисти, палитра, стаканчик с водой.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение Б. Куликова.

Откуда я? С Дона! Где высь да простор,

Где сладкие звоны Семикаракор,

Где поле широко, работа красна,

Где песня далёко-далёко слышна… (Борис Куликов)

У любого, кто видит изделия Семикаракорской керамики, возникает вопрос: «А как рождается это яркое, красочное, полное праздничного настроения чудо?».  Ребята,  хотите узнать? Тогда слушайте быль.

Вижу, вижу, собрались вы сказки послушать, Есть у меня одна не то сказка, не то быль... Решайте сами, было это или не было...

Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать марью: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые... А в городе я что видеть буду?" И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом кощеем Бессмертным, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и Филимоново. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту создающие собственными руками!

А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень.

Ну, понравилась вам моя сказка? Тогда у меня есть продолжение!

Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел - керамика расписная!

Все краски родного края, весь цвет донской земли впитала  в себя Семикаракорская керамика.

Посуда была разной:  кувшины,  миски,  большие плоские блюда под рыбу.

Глина была повсюду, нашли хорошую белую глину и в казачьей станице Семикаракорской. Там появилась своя гончарня где делали сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и  тарелки, бытовые куклы-грелки из керамики и ткани - для чайников, кофейников и самоваров.

Изделия Семикаракорского промысла - это посуда с душой, выполненная руками мастеров в лучших традициях донского края. Каждое изделие, расписанное вручную - это живые краски донской природы. Белая глина и ручная кистевая роспись делают рисунок привлекательным, а прозрачная глазурь - долговечным.

Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.

Вот и подошла к концу наша сказка... Да сказка ли это? Волшебные руки человеческие превратили ее в быль. Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!

Сегодня я приглашаю вас самим заняться художественным творчеством по семикаракорским мотивам. 

Показ росписи изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов). Дети рисуют под музыку.

https://topuch.com/proekt-kazachij-kraj-rodnoj/337530_html_d20281fcfb8c18c9.jpg https://topuch.com/proekt-kazachij-kraj-rodnoj/337530_html_23a90a423adf526b.jpg

https://topuch.com/proekt-kazachij-kraj-rodnoj/337530_html_736a2154b5590db6.jpg https://topuch.com/proekt-kazachij-kraj-rodnoj/337530_html_ec281259cfe248c3.jpg https://topuch.com/proekt-kazachij-kraj-rodnoj/337530_html_4d095261c44e916e.jpg



Конспект занятия по рисованию на тему: «Хлебушек-батюшка»


Цель: создание условий  для познавательно-художественной деятельности      детей.

Задачи:

закреплять знания о жанре живописи натюрморт, дать представление о композиции.

учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов.

учить гармонично располагать изображении на листе бумаги.

развивать видение эстетической красоты в натюрморте.

Материалы:

Репродукция Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Фото иллюстрации хлебобулочных изделий размером примерно 15х20 см, разрезанные на фрагменты, альбомы, акварель, гуашь, кисти, подставки для кистей, банки для воды, салфетки.

Музыка П.И. Чайковского «Июль», «Август» из цикла «Времена года».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, постарайтесь угадать:

Загадка:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения. Например:  хлеб - румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Молодцы, послушайте пословицы и поговорки про хлеб:

«Без хлеба – нет обеда»

«Хлеб – батюшка, вода – матушка»

«Будет хлеб – будет и песня»

«Много свету – много хлеба»

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»

«Хлеб нельзя бросать на пол»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Ребята, на наше занятие я принесла репродукцию картины русского художника Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Посмотрите на эту картину, что вы можете про нее сказать.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно - это натюрморт.

Давайте вспомним, что такое натюрморт. Натюрморт - это жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданные композиции.

Какие жанры искусства вы еще знаете?

Правильно это пейзаж и портрет.

Пейзаж - это изображение природы или какой-нибудь местности (лес, поле, роща и т.д.)

Портрет – это картина, на которой изображен один или несколько человек.

Воспитатель: Ребята, рассмотрим наш натюрморт. Что на нем нарисовано?

Ответы детей.

Как расположил свои предметы художник? Неправда ли, приятно видеть такое изобилие хлеба и пирогов. Кажется, что от картины исходит вкусный запах свежеиспеченного хлеба, булок, пышного теста.

Ребята, давайте мы с вами побудем художниками и нарисуем натюрморт.

Воспитатель: Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете на каком фоне лучше изобразить хлеб. (Ответы детей).

Сначала лист бумаги смачиваем водой с помощью поролоновой губки или широкой кисти. Затем на важную поверхность наносим акварельные краски.

Подождем немного, пока лист подсохнет.

Проводится физкультминутка «В землю зёрнышко попало».

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Ребята, посмотрите внимательно на картины вспомните предыдущее занятие, как нужно рисовать натюрморт, какие краски вы будете использовать, как правильно расположить предметы, хорошенько продумав последовательность действий, вы можете приступить к рисованию.

Во время рисования включается негромкая музыка. П.И. Чайковский «Июль», Август» из цикла «Времена года».

После завершения работы, ребята рассказывают о своих рисунках.

Воспитатель:

Ребята, а как нужно относится к хлебу?

Дети:

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Спасибо, ребята, вы все молодцы, получайте угощение!

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Все чаще предметом исследования для современных ученых становится детский фольклор. Первым жанром, отнесенным к детскому фольклору большинством исследователей, стали колыбельные песни. Он же является, пожалуй, наиболее изученным на сегодняшний день жанром детского фольклора в то время как на Дону колыбельная песня и детский фольклор в целом не становились предметом специального изучения.

Назначение колыбельной песни укачать, убаюкать ребенка. Отсюда и название жанра. Глаголу «качать» в говоре донских казаков соответствуют глаголы «баять» и «люлюкать»: «биру на руки, баю, он и пиристает риветь»  в «ну, чаво ты яво целыми днями на руках люлюкаишь, ты яво ф кравать клади».

В начальный период своей жизни младенец может только слушать и полностью зависит от взрослых. Колыбельная песня первое, с чего ребенок нами начинает познавать окружающий мир. Вся материнская любовь и нежность заключена в ней. Традиционно колыбельные песни передавались из поколения в поколение: от бабушки к матери, от матери к дочери и т.д. Исполняются колыбельные песни и взрослыми, и детьми. Обычно ребенка клали в люльку, подвешенную к потолку, и качали ее, пока тот не заснет. В многодетных семьях чаще всего в роли няньки выступали старшие дети. Иногда нанимали в няньки девочку лет 9- 12-ти. Она жила в доме хозяев. Ее кормили, одевали, иногда платили деньги. Девочка должна была умело уложить ребенка, и, конечно же, знала много колыбельных песен и сама становилась носительницей фольклора.

Существует несколько классификаций колыбельных песен. Так, О.И. Капица  предложила разделить песни по теме и по содержанию. По тематическому принципу она выделяет импровизационные тексты и традиционные. По содержанию она делит песни на описывающие мир ребенка и рассказывающие о мире матери. А.Ветухов выделяет колыбельные песни, в которых идет описание мира животных (кот, голуби, бычок и т.д.) или описание «неодушевленных» и отвлеченных предметов, окружающих ребенка. А.Н. Мартынова, классифицируя колыбельные, разделяет их на императивные, повествовательные, заимствованные из других жанров и песни литературного происхождения. В.В. Головин  выделяет песни со страшным и нестрашным сюжетом.

Основные группы: песни о животных или мифологических существах, песни, описывающие быт семьи, заботы и тревоги ее членов, и песни, заимствованные из других жанров. Донская колыбельная песня насыщена различными персонажами и образами.

Наиболее распространенными персонажами песен, относящихся к первой группe, выступают голуби. Основной сюжет таких песен — «прилет голубей». Здесь можно выделить два основных мотива. Первый мотив — голуби думают, как накормить ребенка. Как правило, зачин песен одинаков: «люди, люди, прилетели гули», а дальше идут варианты: гули садятся на точок/ вокруг люли или залетают в «красный» угол.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они сели на точок

Закурили табачок.

Одному гусочку

Не хватило табачку,

А он снялся, полетел.

И к Ванечке прилетел.

Стали думать и гадать,

Чем Ванечку годовать:

Прянчиком, чи рожком,

Чи сладеньким пирожком .

*********

Люли, люли,

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Чем же Ваню нам питать.

Залетали в уголок, (т.е. святой угол)

Зажигали огонек,

Стали кашку варить,

Стали Ванечку кормить.

Второй мотив характеризует образ голубей, выполняющих работу няни. Они садятся на люльку и забавляют ребенка.

Люли, люли, люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Сели вокруг люлюшки,

Стали громко гуртавать,

Внучку забавлять.

Еще один персонаж, наиболее часто встречающийся в колыбельных песнях, — это кот. Кот живет рядом с людьми. В традиционных славянских верованиях, кот — животное, благотворно влияющее на сон. Перед тем как положить ребенка в люльку, кладут туда кота, чтобы ребенок крепко спал. Сон воспринимается как состояние человека, близкое к смерти. В данном случае кот является посредником при переходе ребенка в потусторонний мир. Он находится на границе между «тем светом» и этим. Представляют, что в виде кота показывается смерть маленьким детям.

Баю-баюшки-баю,

Сидит котик на краю.

А я вдарила кота

Поперек живота.

Первернулся коток

С боку на бок, на бочок.

Вот такой был казачок.

Кот — домохозяин. Его наделяют человеческими качествами, он выполняет разную работу по дому и даже ходит на службу:

Пошел кот на службу,

Купил any ленту.

А ленточка алая,

А кошечка бравая.

К коту обращаются с просьбой принести сон и дрему:

Ой, коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

В русской традиции Сон и Дрёма — это персонифицированные носителя сна. Колыбельные, в которых обращаются ко Сну и Дрёме, произошли из охранительных заговоров, которые защищали ребенка от бессонницы и болезней. На Дону нет заговоров, в которых Сон и Дрёма являлись бы самостоятельными персонами. В донских заговорах они выступают как объекты, которых можно отдать или получить. Так, в заговорах «от бессонницы» обращаются к курам с просьбой забрать бессонницу и вернуть сон: «Куры, куры, забярите бяссонницу, а дайте нам сон»; «Куры белые, куры серые, куры рябые, возьмите с младенца (имя) бессонницу. Как курушки спят, так чтоб младенец (имя) спал. Аминь».

Весьма часто встречаются песни, в которых нянька предупреждает ребенка об опасности, которой грозят ему персонажи, связанные с потусторонним миром, — волк, баран, кот. Нельзя переступать черту, край, за которым находится «тот свет»:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

А то серенький волчок

Придет, схватит за бочок

И потащит во лесок,

Закопает во песок.

А там кот и баран

Перережут пополам.

Там сухарики толкут

И Славочку затолкут.

В народной традиции волка воспринимали как чужого, пришедшего из чужого мира, поэтому, если ребенок попадет в иной мир, то с ним обязательно случится что-то плохое.

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю.

А то серенький волчок

Придет, схватит за бочок

И потащит во лесок.

Там, в лесу, Сибирек

Тебе жопку обдерет.

Сибирек — растение, из которого казаки делали веники. Считалось, что веником бить нельзя, иначе заведется короста.

Существовало мнение, что при укладывании ребенка спать, его нужно напугать, чтобы быстрее заснул. Пугали такими мифологическими существами: Бабай, домовой, разбойники…

Детям рассказываешь и страшаешь их. Скажут: «Спи, разбойник идёт, он тебя утянет. Спи, спи. И бабаем пугали. Чтобы ребёнок боялся да уснул».

А иногда нянька обращается в песне к персонажам вымышленным, имеющим условное название. Она просит о помощи по хозяйству:

Ой, Самойла, Самойла,

Гони коней на стойла.

На стойле береза,

На березе корватка.

На корватке Петенька,

На Петеньке шапочка.

На шапочке веночек –

Лазоревый цветочек.

В колыбельных песнях казаков нашла отражение и христианская тематика. Ее проникновение в колыбельные песни не случайно. Молитва всегда сопровождала человека от рождения до смерти. Так, иногда в ответ на просьбу исполнить колыбельную песню можно услышать молитву или духовный стих, распетый на мотив колыбельной. Зачастую текст песни представляет собой вольный пересказ: «ну там начнешь мясить: и как господь царь ходил, и как приказывай, как учил. Все чо-нибудь такое, из книги. Патом «Отче наш» надо читать, «Богородицу», трошки с распевом. И дите засыпает».

Еще одна тема колыбельных — семья. В таких песнях описывается быт семьи, работа членов семьи:

Бай-бай-бай-бай

Пошел отец за рыбой,

А мать за водой,

За холодной, ключевой.

Интересны песни, в которых идет распределение подарков между членами семьи. Каждый получает свой подарок:

А бай-бай-бай-байки,

Матери китайку,

Отцу кумачу,

Братцу лестовицу, (кожаные четки)

А сесрице родной

Косичок шелковой.

В разряд колыбельных некоторые исполнительницы причисляют песни других жанров. Так, в станице Советской исполняют как колыбельную известную служивую казачью песню:

Сели, пали, сели, пали,

Сели, пали у вдовушке на дворе.

Крылышками, крылышками,

Ой, крылышками удовушку взбудили.

Встань, проснись, встань, проснись,

Ох, встань, проснись, удовушка молода…

Некоторые исполнительницы вообще не могут воспроизвести ни один текст, утверждая, что поют каждый раз «что на ум придет».

И сегодня на Дону поют колыбельные песни, укладывая детей. Наравне с традиционными исполняются авторские песни. Молодые люди и дети хорошо знают и поют колыбельные из авторских сборников и, конечно, те песни, что достались им в наследство от бабушек и мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.

Цель проекта:        1.  Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект по патриотическому воспитанию «Мы помним! Мы гордимся!» подготовительная к школе группа. Долгосрочный проект к юбилею Великой Победы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 101» общеразвивающего вида(МБДОУ  «Детский сад № 101»)    Проектпо патриоти...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...