Инновационные подходы к оптимизации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с использованием методов бережливого производства в дошкольных учреждениях
статья
Данная статья посвящена исследованию применения принципов и инструментов бережливого производства в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. В ней рассматриваются подходы, позволяющие повысить эффективность коррекционной деятельности, оптимизировать рабочие процессы и обеспечить более индивидуальный и качественный подход к развитию речи детей с нарушениями. Также освещаются практические рекомендации по внедрению элементов бережливого производства в профессиональную деятельность логопеда, что способствует созданию более вдохновляющей и результативной образовательной среды для детей и специалистов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к оптимизации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с использованием методов бережливого производства
в дошкольных учреждениях
Повышение качества образования является одной из приоритетных задач современной России. Применение принципов «бережливого производства», используемых на многих преуспевающих предприятия мира, в образовательном процессе, может вывести его на более высокий уровень.
Концепция бережливого производства предусматривает не сокращение расходов, а устранение потерь, не приносящих добавочной ценности продукту или услуге. В любой системе во всех процессах - от производства и сборки до гостиничного бизнеса, образования, здравоохранения, транспорта и социальных служб - существуют скрытые потери. Обучение само по себе является своеобразным производственным процессом, в ходе которого некоторому «продукту» (обучаемому) сообщается добавленная стоимость (знания и навыки, поэтому в образовательном учреждении в настоящее время очень актуально внедрение инструментов бережливого производства. Такой подход обеспечивает оптимизацию системы образования.
Образовательное учреждение - это очень сложный механизм, состоящий из десятков процессов, сложив результаты которых воедино мы получаем итоговый результат. Использование технологий бережливого производства означает выявление резервов внутреннего развития на случай возникновения трудностей. Большинство потерь могут быть ликвидированы при помощи внедрения современных методов бережливого производства. Поэтому применения таких технологий оптимизации труда и росту качества образования.
В системе образования используется система 5S. 5S — система организации и рационализации рабочего места (рабочего пространства). Разработана она в послевоенной Японии.
Выделяется 5 шагов:
• cэири () «сортировка» (нужное — ненужное) — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
• cэитон () «соблюдение порядка» (аккуратность) — упорядоченное и точное расположение и хранение необходимых вещей, которое позволяет быстро и просто их найти и использовать;
• cэисо () «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
• сэикэцу () «стандартизация» (установление норм и правил) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил;
• сицукэ () «совершенствование (буквальный перевод — воспитание)» (самодисциплина) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Кабинет учителя-логопеда соответствует системы 5S . Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Специфическими особенностями неречевых процессов у детей с нарушениями речи являются недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания. У части детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому, коррекционно-развивающий процесс в работе учителя–логопеда невозможен без большого количества наглядного материла. Чтобы сэкономить время подготовки, нужно обязательно рассортировать весь материал по лексическим темам, т. к. каждой неделе соответствует своя лексическая тема, а так же подбираются картинки на изучаемые звуки. Кроме этого материал объединяется по направлениям работы: формирование фонематических средств языка, основы обучения грамоте, автоматизация звуков, развитие связной речи, работа над слоговой структурой слова, консультирование родителей.
Опорные схемы-картинки способствуют восприятию информации зрительным и слуховым анализаторами одновременно, что важно для дошкольников с нарушениями речи. Это способствует экономии времени восприятия материала. Характеристика звука без опоры на наглядность занимает лишком много времени: ребёнок должен вспомнить последовательность характеристики, правильно определить гласный это звук, или согласный. Схема упрощает процесс, подсказывает последовательность характеристики.
Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи – низкий уровень развития связной речи. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники. Это связано с тем, что у дошкольников с ОНР память носит непроизвольный характер : они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но у них заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение изображений предметов на начальных этапах, а затем, символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.
Развитие связной речи детей с использованием мнемотаблиц ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.
Большинство потерь во времени и качестве оказываемой услуги могут быть ликвидированы при помощи внедрения современных методов бережливого производства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»
КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

«Инновационный подход к содержанию коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения ООП ДО в практическую деятельность образовательной организации» (форма проведения «Брейн-ринг»)
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к содержанию коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения ООП ДО в практическую деятельность образовательной организации»...

Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)
Конспект группового коррекционно- развивающего занятия на тему «Зима» с использованием метода интеллект-карт в разновозрастной группе для детей с ЗПР (для детей 6-8 лет)...

Использование телесно-ориентированных практик в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образования.
В данной статье демонстрируются приемы работы учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной деятельности детей с ОВЗ с применением телесно-ориентированных практик....

Использование телесно-ориентированных практик в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в условиях дошкольного образования.
В данной статье демонстрируются приемы работы учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной деятельности детей с ОВЗ с применением телесно-ориентированных практик....

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....
